С к р ы т о е п р о т и в о п о с т а в л е н и е
В предложении скрыто противоставление
– не пишется раздельно, если
на сочетание слова с не падает логичское ударение | Противопоставление с не можно восстановить, подставив антоним с союзом а или сочетание вовсе не | отрицаемый признак или явление можно уточнить с помощью вопросов а что? а какой? а как? и т. п. |
94.Выразительно прочитайте пары предложений, интонационно выделяя сочетания не со словом в тех случаях, когда в предложении скрыто противопоставление. Спишите. В скобках к этим сочетаниям допишите антоним с союзом а или сочетание вовсе не.
1. Он не приятель мне. Неприятель прорвал оборону. 2. Комната не большая. Небольшое происше ствие задержало нас. 3. Это был не обычный, о собенный концерт. 4 . Клёст для Западной Сибири не редкая птица. Они нередко спорили. 5. Там было не много народу. Он придёт немного погодя. 6. Стоянка оказалась не далеко. Недалеко застрекотали сороки. 7. Он был безус, безбород, но не молод. Он был немолод, но строен.
95.Вставьте пропущенные буквы, дефисы, не. Расставьте знаки препинания.
1. Выражение этого взора было .....пределё.....о но .....насмешливо. 2. Какая может быть причина такого стра.....ого поступка со стороны женщины которая .....бедна .....глупа и .....дурна. 3. Он .....злой но и .....добрый .....угрюмый но и .....весёлый. 4. Живёт он по...моему .....богато. 5. Во... пер-вых он .....богат. 6. Он как мне кажется .....умён. 7. Лицо у него такое как всегда .....умное и .....глупое. 8. Но я-то знал жила она .....радостно и .....весело. 9. До берега .....близко .....один пловец .....может достич... его. 10. .....смерть страшна страшна твоя .....милость. 11. Жизнь увы .....вечный дар.
Р а з л и ч а й т е
Наречия на -о, -е, если можно заменить синонимом-наречием не слитно нередко (часто) | Сравнительные формы наречий не раздельно не реже |
96. I. Вставьте не, пропущенные буквы.
н. ср.
Н е хо р о ш о , н е х уж е , . . . . . р е д ко , . . . . . р е ж е , . . . . . ч а с т о , . . . . . ч а щ е , . . . . . с л а д ко , . . . . . с л а щ е , . . . . . в ы с о ко , . . . . . в ы ш е .
II. Вставьте пропущенные знаки.
1. Хрен редьки .....слаще. 2.Эти р...стения надо поливать .....чаще трёх раз в неделю. 3. Эту работу он должен выполнять .....реже трёх раз в неделю но ему .....достаёт терпения. 4. По моему ты Люда .....организова.....а на работу надо пр...ходить .....время .....позже девяти часов. 5. Дом был .....высокий пожалуй .....выше нашего и .....каме...ый.
Точка с запятой
Между частями бессоюзного предложения ставятся точка с запятой, если -
части связаны интонацией перечисления | части слабо связаны по смыслу | хотя бы одна из частей ослож нена |
Было душно, жарко; из леса глухо шумел теплый ветер; небо заволакивали тяжёлые облака (И. Гончаров)
Пунктуационно-орфографическая разминка.
I. 1. Вода бл...стела как чёрное стекло на песча.....ом дне были видны дорожки проложе.....ые улитками. 2. Вода в реке ещё .....успевшая замёрзнуть бл...стела как зеркало пр...брежные кусты и деревья отражались в ней. 3. Под...езд на улицу был закрыт .....глухо окна занавеше.....ы шторами. 4. На воде колыш...тся деревя.....ые лодки на берегу поблёскивая чешуёй разв...вается рыба...кая сеть. 5. Грустно стало ему на сердце но .....тяжело и .....прискорбно сожалеть ему было .....о чем стыдиться .....чего. 6. Генка наблюдал за событиями .....верху пожарной лестницы он удобно устроился и оставался .....замече.....ым. 7. Мужич...к с...ёжился засунув руки в карманы штанов на нём .....глаже.....ый пиджач...к .....яркая рубаш...нка рыжие с апоги давно ...чище.....ые. 8. Солнце всходит .....жёлто...красное оно освещает .....яркую р...стительность густеющ.....с каждой минутой.
II. 1. Олег поняв что игра от...гра.....а смущё.....о сказал Ладно умру .....отомщё.....ым. 2. Как.....была .....соверше.....а труба а всё...таки с её помощью было видно лучше чем .....вооружё.....ым глазом. 3. Павел Петрович сдержа.....о похвалил стихи но заметил что они пока ещё .....соверше.....ы. 4. Вот и мост кончается в последний раз огляд... ваюсь река тихая и спокойная стекает .....низ. 5. Главные врата церкви были заперты но к великой радости юноша увидел .....плотно пр...крытую дверь он толкнул её двер ь отв...рилась.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
с. ― имя существительное
п. ― имя прилагательное
к. п. ― краткое прилагательное
н. ― наречие
г. ― глагол
д. ― деепричастие
п-ч. ― причастие
п-ч. →― причастие с зависимым словом
п-ч. →― причастие без зависимого слова
к. п-ч. ― краткое причастие
от гл. ― прилагательное или причастие образовано от глагола
В пособии использованы материалы учебно-методического комплекса Т. Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок».
Отзывы и пожелания на данную книгу, а также на другие учебные пособия автора просим присылать по адресу:
Крым, г. Симферополь,
ул. Куйбышева, 25, к. 2,
По вопросу приобретения книг Фроловой Т. Я. Просим обращаться по тел. в г. Симферополе: 8-10-38 (0653) 57-36-05.