Расселение бурзянского племени
Южный Урал богат пещерами, но ни одна не сравнится с пещерой Шульганташ с ее древней живописью времен палеолита. Ее красные мамонты, лошадки, носороги, как посланцы ушедших эпох, словно древние светильники освещают мрак подземного мира и бездну прошедших тысячелетий. Эти рисунки – древнейшие свидетельства человеческого творчества, веры фантазии, интеллекта, магии…
Общая длина пещеры –более двух километров. Ширина входа в пещеру около сорока метров, высота –двадцать. Вход в пещеру представляет собой грот и называется порталом. Далее идут: голубое озеро, главная галерея, зал знаков и тамгаобразной надписи, Зал хаоса, Первая галерея, Зал рисунков, Вторая галерея, Верхний зал, изумрудный зал, Верхнее озеро, Радужный зал, Хрустальный зал, Зал падения и Лабиринт летучих мышей.
В 1976 году московские реставраторы под руководством О.Н.Бадера вскрыли из-под толстого слоя кальцитовой натечной коры замечательную композицию. Были открыты яркие двухцветные, слегка стилизованные мохнатые лошадки с пышными гривами и хвостами. А рядом с ними – сложные геометрические рисунки, напоминающие трапеции.
В 1959 году А.В.Рюмин распознал под надписями и слоем грязи первые палеолитические рисунки Восточной Европы. Галерея рисунков первобытных людей – живые свидетели человеческого разума, творчества души и мечты. Столь древняя наскальная живопись встречается в мире только во Франции и в Испании.
Еще несколько тысячелетий назад пещера защищала людей от холода, ненастья, была не только жилищем, но и своеобразным капищем, где совершались культовые обряды.Именно в этой местности зародились уникальные памятники башкирского народного творчества – легенда «Акбузат» и эпос «Уралбатыр».
С 1968 года природный памятник Шульганташ взят под защиту государства, а прилегающий район объявлен заповедником.
Племя бурзян является одним из наиболее крупных и древних в составе башкирского народа. По архивным источникам второй половины XIX века, потомков бурзян насчитывалось 50-55 тыс. человек. Родовой состав племени бурзян был следующим: Монаш, , Ямаш, , Байулы. Бурзяне расселены в верхнем течении р. Белой, с выходом в Зауралье до р. Яик. На юге бурзянской территорией являются бассейны рек Большой и Малый Ик, Юшатырь. Значительная часть бурзян расселялась в долине р. Демы и далее на юг, по течениям рек Ток, Большой и Малый Уран, Иргиз, Каралык и Камелик.
Этногенетческие сказания древних бурзян возводят древнейших предков к Центральной Азии. Восточные этнические корни бурзян иллюстрируются также сравнительно-историческим анализом их материальной культуры, а также орнаментикой народного искусства. Наиболее древней орнаментальный комплекс в народном искусстве бурзян включает простейшие геометрические фигуры, представленные в резьбе по коже и дереву, росписи, в вышивке и аппликации. Узоры этого комплекса находят точные аналогии в орнаментике тюркских народов Южной Сибири.
Особенно четко просматриваются параллели в резьбе по дереву. Украшенная резьбой долбленая посуда башкир и алтайцев, например, настолько сходна и, если бы не знать, какому народу она принадлежит, то определить принадлежность ее к тому или иному народу было бы невозможно. В первой половине I тыс. н. э. бурзяне вместе с другими кочевниками двинулись в Среднюю Азию. Там и происходит формирование этнокультурного облика древних бурзян, а также их этнонима. В историко-этнографической литературе бурзяне сопоставляются с бурджанами восточных источников. Эта идентификация представляется обоснованной.
Одновременно некоторые востоковеды под бурджанами имеют в виду дунайских болгар. При этом они ссылаются на сообщения средневековых авторов Ал-Бакри и Якута (XIII в.) о бурджанах как о "соседях румийцев". Но соседство бурджан с Византией и этническое отождествление бурджан с дунайскими болгарами является результатом исторического развития. Бурджаны были тюрками и их происхождение связано со Средней Азией. В 60-е годы VI века н. э. бурджаны вместе с другими тюрками участвовали в разгроме государства эфталитов, о чем сообщает Ибн-ал-Асир (XII в.). По сведениям этого же автора, воинственные бурджаны в 588 году участвовали в крупном нашествии тюрков на иранские владения.
Приведенные факты свидетельствуют об активном участии бурджан в политической жизни Тюркского каганата. В последующие столетия бурджаны были тесно связаны с Византией, с которой тюркские каганы вступили в договорные отношения в конце VI века. В VII веке бурджаны оставались еще в Средней Азии. В числе других тюркских племен бурджаны в VII веке уходили далеко на юг, достигая подножий Хорасанского хребта. Проникновение тюрков на юг было связано с глубоким кризисом в Тюркском каганате. Особенно массовым был приток тюрков в Бухарский оазис. Несомненно, в составе тюркского населения Бухарского оазиса были предки бурзян и других башкирских племен. Неслучайно, к югу-востоку от Бухарского оазиса на западных отрогах Памира расположены Башкуртские горы.
Древними родами в составе племени бурзян были монаш. У киргизов сохранились оба названия: род жагалмай входит в подразделение мунгуш. Этноним монгуш зафиксирован в составе тувинцев, жагалбайлы - казахов, жагалтай - каракалпаков. Приведенные факты свидетельствуют о том, что ягалбайцы по какой-то причине, по всей вероятности, из-за военного поражения, были рассеяны на большой территории. Впоследствии они участвовали в формировании башкир, казахов, киргизов и каракалпаков. Видимо, центром распространения этнонима ягалбай были приаральские степи.
Р.Г.Кузеев справедливо считает, что бурджанские группы, смешавшиеся с огузами и кыпчаками, в эпоху позднего средневековья приняли участие в формировании тюркских народов Причерноморья и Крыма. К числу этнических образований, в сложении которых роль бурджан была заметна, относятся гагаузы. Другая часть бурджан (бурзяне) направилась на север, на Волгу и Приуралье. Видимо, одновременно с Приаралья двинулись на Приуралье оставшиеся там в свое время бурзянские группы. С.Мирасов в 1930 году в "Краеведческом сборнике", издававшемся в Уфе, опубликовал статью "Историческое прошлое башкир". По преданиям, говорится в ней, родоначальником бурзян был Бурзян-бий. Его внуков звали Урал-бий и Арал-бий. Урал-бий перекочевал в долину р. Яик, а Арал-бий остался на старой родине и кочевал вокруг Аральского моря. Этот рассказ перекликается и сегодня сохранившимися сказаниями бурзян о переселении их предков на Урал с Сырдарьи или с берегов Аральского моря во главе с волком. Эти повествования одинаковы с преданиями усерган и тунгауров.
Этнографические материалы по бурзянам о прародителе и покровителе волка идентичны с усерганскими и тунгаурскими. На рубеже I и II тыс. н. э. бурджаны кочевали на южной и юго-восточной периферии Волжско-Булгарского мира. В исторических преданиях бурзян сохранилось немало свидетельств о расселении их предков на юго-западе современного Башкортостана. В упомянутой статье С.Мирасов пишет, что , по сказаниям, родиной бурзян являются земли по рекам Ик, Большая и Малая Кинель, Дема. Заметный сдвиг в расселении бурзян произошел в XIII веке. По мере углубления монгольской экспансии бурзяне уходили в предгорья Южного Урала, занимая широкую полосу между верхними течениями рек Яик и Белая.
Бурные события XIII - XIV веков заставили бурзян с южноуральских предгорий продвигаться дальше в горы. Бурзяне, как и тунгауры, продвигаясь вверх по Нугушу и Белой, расселились в XIV - XV веках в горно-лесных районах. В горно-лесных районах невозможно было вести традиционное скотоводческое хозяйство в прежних масштабах. Поэтому бурзяне ищут и находят пути в Зауральские лесостепи и степи. Постепенно большая часть бурзян поселяется в верховьях Сакмары и в Зауралье, возвращаясь в горы лишь на весенне-летние кочевки.
Оставшиеся в горах бурзяне вели комплексное скотоводческо-охотничье-лесное хозяйство. В XVII- XVIII веках имело место обратное движение бурзян в южном и западном направлениях. Одна группа направилась в бассейны рек Большой и Малый Ик, Юшатырь. Здесь бурзяне смешались с Кара-кыпчаками. В результате в XVIII веке образовалась Бурзян-Кыпчакская волость.
Вторая группа переселилась в долину р. Демы, в бассейны рек Большой и Малый Уран, Ток и далее на запад.
Третья группа поселилась в долинах Большой Иргиз и ее притоков Каралык и Камелик. Переселения в сравнительно позднее время объясняются слудующими причинами.
Во-первых, устойчивой тенденцией к традиционным формам скотоводческого хозяйства. В Зауралье и Сакмаре, где численность населения возросла, а степные просторы ограничены, скотоводам-кочевникам стало тесно.
Во-вторых, бурзяне в целях освоения новых пастбищ не могли перейти на левобережье р. Яик, что привело бы к столкновению с казахами. Поэтому нужно было искать другие районы для переселения.
В-третьих, в XVII веке еще не были забыты воспоминания о "старой" родине, родине предков с "бескрайними степями" для кочевок.