Программа комплексного социально-
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОКСОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПЛЕСЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
На 2016- 2021 гг.
Паспорт программы «Комплексного социально-экономического развития Оксовского
Сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области
Годы»
Наименование программы: | Программа комплексного социально-экономического развития Оксовского сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области 2016-2021 годы |
Основание разработки программы: | Федеральный Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
Заказчик программы: | Администрация Оксовского сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области |
Разработчик программы: | Администрация Оксовского сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области |
Основная цель программы: | Повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости, экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры и сферы услуг. |
Задачи программы: | 1. Создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально- экономическому развитию поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления; 2. Развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания населения; 3. Строительство и ремонт водопровода, благоустройство дорог поселения; 5. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта: повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма; 6. Ремонт объектов культуры и активизация культурной деятельности; 7. Развитие личных подсобных хозяйств; 8. Создание условий для безопасного проживания населения на территории поселения. 9. Содействие развитию малого бизнеса через помощь в привлечении льготных кредитов на проекты, значимые для развития поселения и организации новых рабочих мест: 10. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих); 11. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения: 12. Привлечение средств из бюджетов различных уровней на укрепление жилищно-коммунальной сферы, на строительство и ремонт внутри- поселковых дорог, благоустройство поселения. |
Сроки реализации программы: | 2016 - 2021 год |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | |
Основные исполнители программы: | - Администрация Оксовского сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области - предприятия, организации, предприниматели Оксовского сельского поселения - население Оксовского сельского поселения |
Источники финансирования Программы (млн. руб.) | Программа финансируется из местного, районного, областного и федерального бюджетов, инвестиционных ресурсов банков, предприятий, организаций, финансовой помощи предпринимателей |
Система контроля за исполнением программы: | Собрание представителей Администрация Оксовского сельского поселения Плесецкого муниципального района Архангельской области |
Введение
Необходимость реализации закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализировала потребность местных властей в разработке эффективной стратегии развития не только на муниципальномуровне, но и на уровне отдельных сельских поселений.Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям ипроживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территориипроцессов. Программа комплексного социально-экономического развития сельского поселения(далее – Программа) содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах,потенциале и об основных направлениях социально-экономического развития поселения насреднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных поресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижениестратегических целей социально-экономического развития сельского поселения.Цели развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для ихреализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться идополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних
условий.Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетныепо социальной значимости стратегические линии устойчивого развития сельского поселениядоступные для потенциала территории, адекватные географическому,демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальныедля социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществлениекомплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, развитию налоговой базы,повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем,Главной целью Программы является повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйствторговой инфраструктуры и сферы услуг. Благоприятные условия для жизни населения – этовозможность полноценной занятости, получения нормальных и устойчивых доходов, доступностьширокого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. Впервую очередь это налаживание эффективного управления, рационального использованияфинансов и собственности. Многие из предлагаемых в Программе мер не требуют масштабныхбюджетных вложений, затрат.Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимона уровне поселения разработать механизмы, способствующие эффективномупротеканию процессов реализации Программы. К числу таких механизмов относится совокупностьнеобходимых нормативно-правовых актов, организационных, финансово-экономических,кадровых и других мероприятий, составляющих условия и предпосылки успешного выполнениямероприятий Программы и достижения целей социально-экономического развития сельскогопоселения.
Г.
Данные по площади муниципального образования и по площади различных категорий земель приведены на основании обмера чертежа.
Общая площадь земель муниципального образования «Оксовское» составляет 35787,2 га.[1]
Структура земельного фонда муниципального образования «Оксовское» представлена в таблице 2-8.
Таблица Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует.‑1 Структура земельного фонда
№ п/п | Категория земель | Площадь, га | Структура, % |
Земли сельскохозяйственного назначения | 2381,0 | 6,6 | |
Земли населенных пунктов | 570,3 | 1,6 | |
Земли промышленности, транспорта и иного специального назначения | 323,7 | 0,9 | |
Земли водного фонда | 924,6 | 2,6 | |
Земли лесного фонда | 31587,6 | 88,3 | |
Итого в административных границах: | 35787,2 | 100,0 |
Земли населенных пунктов
Согласно п. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ «землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов». Общая площадь данной категории составляет 570,3 га (1,6 %). В муниципальном образовании отсутствуют утвержденные областным законом границы населенных пунктов.
Таблица Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует.‑2 Состав земель населенных пунктов
№ п/п | Населенные пункты | Площадь, га | Структура, % |
пос. Булатово | 88,8 | 15,6 | |
с. Дениславье | 18,5 | 3,2 | |
дер. Казакова | 10,9 | 1,9 | |
дер. Коршакова | 5,6 | 1,0 | |
дер. Матвеевская | 3,9 | 0,7 | |
дер. Наволок | 39,5 | 6,9 | |
дер.Оксова | 21,5 | 3,8 | |
р.п.Оксовский | 259,1 | 45,4 | |
дер. Польская | 26,3 | 4,6 | |
пос. Пустынька | 8,2 | 1,4 | |
пос. Росляковская Запань | 6,7 | 1,2 | |
дер. Тарасова | 16,7 | 2,9 | |
дер. Тетерина | 4,4 | 0,8 | |
дер. Хавдина | 8,1 | 1,4 | |
дер. Шиловская | 36,0 | 6,3 | |
дер. Гора | 7,0 | 1,2 | |
дер. Фалево | 9,1 | 1,6 | |
Итого: | 570,3 | 100,0 |
Административное деление
Административным центром поселения является рабочий поселок Оксовский, расположенный в 29 км от центра муниципального района.
В состав поселения входят:
р.п. Оксовский - 1892 человека
пос. Булатово - 398 человек
дер. Гора – 11 человек
с. Дениславье – 53 человека
дер. Казакова – 20 человек
дер. Коршакова – 13 человек
дер. Матвеевская – 10 человек
дер. Наволок – 161 человек
дер. Оксова – 121 человек
дер. Польская – 8 человек
пос. Пустынька – 1 человек
пос. Росляковская Запань – 5 человек
дер. Тарасова – 33 человека
дер. Тетерина – 2 человека
дер. Хавдина – 16 человек
дер. Шиловская – 15 человек
дер. Фалево – 1 человек
Демографическая ситуация
Фактическая численность населения МО «Оксовское» по состоянию на 01.01.2016г. составляет 3073 человека. Также согласно приложению №9 к Постановлению Плесецкой ТИК от 20 октября 2015г. №01-05/802 «Схема избирательных округов для проведения выборов депутатов муниципального Совета муниципального образования «Оксовское» Плесецкого муниципального района Архангельской области на период 2016-2025гг» указано число избирателей 2302 чел., при этом не учтено население от 0 до 18 лет.
Демографическая ситуация в Оксовском сельском поселении в 2015 году началась улучшаться. Средняя продолжительность жизни в поселении составляет 54 года у мужчин и 75 лет у женщин, это практически средний показатель продолжительности жизни в районе. Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость, объясняется следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда). С развалом экономики в период перестройки, произошел развал социальной инфраструктуры на селе, обанкротилась ранее крупные сельскохозяйственные предприятия, появилась безработица, резко снизились доходы населения. Ситуация в настоящее время начала улучшаться. Деструктивные изменения в системе медицинского обслуживания также оказывают влияние на рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии. На показатели рождаемости влияют следующие моменты: - материальное благополучие; - государственные выплаты за рождение второго ребенка; - наличие собственного жилья; - уверенность в будущем подрастающего поколения.
Далее представлен рисунок, характеризующий возрастной состав населения.
Возрастной состав населения МО «Оксовское» характеризуется пониженной долей населения младше трудоспособного возраста – 16% и очень высокой долей группы населения старше трудоспособного возраста – 43%. В дальнейшем прогнозируется увеличение группы населения пенсионного возраста, а в последствии, и рост группы населения младше трудоспособного возраста, что приведет к все более возрастающим нагрузкам на работающее население и возможные связанные с этим социально-экономические последствия.
Культура
Предоставление услуг населению в области культуры в Оксовском сельском поселении осуществляет: Муниципальное казенное учреждение «Оксовский досуговый центр».
В Доме культуры поселения создан взрослый и детские коллективы, работают кружки для взрослых и детей различных направлений: театральные, танцевальные, музыкальные и т.д. Одним из основных направлений работы является работа по организации досуга детей и подростков, это: проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, различных спартакиад, спортивных соревнований, проведение единых социальных действий. Задача в культурно-досуговых учреждениях - вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения сельского поселения культурно-досуговыми учреждениями и качеством услуг.
Физическая культура и спорт
В Оксовском сельском поселении ведется спортивная работа в многочисленных секциях (Спортивный зал ОСШ, Стадион). При школе имеется стадион, где проводятся игры и соревнования по волейболу, баскетболу, футболу,военно-спортивные соревнования и т.д.В зимний период любимыми видами спорта среди населения является катание на лыжах.
Поселение достойно представляет многие виды спорта на районных и областных соревнованиях.Проблемы в области развития физкультуры и спорта: необходима разработка стратегии,стратегического плана и программы развития физической культуры и спорта.
Образование
На территории муниципального образования находится 1 (одна) школа МБОУ «Оксовская средняя школа», расположенная по адресу 164270, Россия, Архангельская область, Плесецкий район, пос. Оксовский, ул. Школьная, д.11.
Педагогический состав. В школе трудится 32 педагогических работника 24 человека свысшим образованием, 8 человек со средне-специальным образованием.Средний возраст педагогических работников более 40 лет, на лицо старение и оттоккадрового состава педагогов в поселении, почти нет молодых специалистов. Основнымипричинами данной ситуации является низкая заработная плата, не обустроенный быт, отсутствиеблагоустроенного жилья в поселении.
Состояние сферы образования
показатель | |||
кол-во образовательных учреждений | |||
кол-во учащихся | |||
кол-во педагогических работников | |||
высшим образованием | |||
средне-специальным образованием |
Здравоохранение
На территории поселения находится амбулатория центральной районной больницы, расположенное по адресу 164270 Архангельская область Плесецкий район пос. Оксовский ул. Колхозная д.4
показатель | |||
численность врачей | |||
численность среднего медицинского персонала | |||
наличие медицинских учреждений |
Специфика потери здоровья сельскими жителями определяется, прежде всего, условиями жизни и труда. Сельские жители практически лишены элементарных коммунальных удобств, труд чаще носит физический характер.
Причина высокой заболеваемости населения кроется в т.ч. и в особенностях проживания на селе:
низкий жизненный уровень,
отсутствие средств на приобретение лекарств,
низкая социальная культура,
малая плотность населения,
высокая степень алкоголизации населения поселения.
Многие больные обращаются за медицинской помощью лишь в случаях крайней
необходимости, при значительной запущенности заболевания и утяжелении самочувствия.
Экономика поселения
Благоустройство
Все возрастающее значение в формировании имиджа любой территории приобретают чистота и качество благоустройства. Статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" определены вопросы местного значения поселений в части создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан в контексте благоустройства. Чистота и благоустройство территории обеспечивают нормальное функционирование сложного организма. С улучшением чистоты и качества благоустройства территории увеличится привлекательность Оксовского сельского поселения для населения и развития туристического бизнеса. Улучшение имиджа поселения привлечет в экономику внешние инвестиции, благодаря которым повысится качество жизни населения. При обустройстве придомовой территории и дворов необходимо уделять больше внимания созданию зеленых уголков отдыха с применением архитектурных композиции.
Социальное развитие села
За последние годы, в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, снизилась доступность образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг для сельского населения. Сложившаяся на селе ситуация препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. Уровень и качество жизни напрямую зависят от состояния и обеспеченности сельского населения жильем, инженерной инфраструктурой, социальными объектами - школами, медицинскими, культурно-досуговыми учреждениями. В рамках социального развития села предполагается проведение программных мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств в поселении и участие в реализации целевых программах. Таким образом, Программа развития Оксовского сельского поселения на 2016-2020 гг. представлена в виде совокупности конкретных мероприятий и ожидаемых результатов, сгруппированных по обозначенным выше системным признакам и направленных на достижение основных социально-экономических целей поселения на основе эффективного использования имеющихся ресурсов и потенциала территории.
Заключение
Реализация Программы строится на сочетании функций, традиционных для органов управления поселением (оперативное управление функционированием и развитием систем поселения), и новых (нетрадиционных) функций: интеграция субъектов, ведомств, установления между ними партнерских отношений, вовлечение в процесс развития новых субъектов (например, других муниципальных образований, поверх административных границ), целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов сельского поселения. Ожидаемые результаты:
За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития поселения, что позволит ей достичь высокого уровня социально-экономического развития: 1. проведение уличного освещения обеспечит устойчивое энергоснабжение поселения;
2. строительство новых и капитальных ремонт старых водопроводных сетей повысит уровень обеспеченности населения водой;
3. капитальный ремонт автомобильных дорог обеспечит связь с населенными пунктами поселения.
4. улучшение культурно-досуговой деятельности будет способствовать формированию здорового образа жизни среди населения, позволит приобщить широкие слои населения к культурно-историческому наследию;
5. защищенности личности, безопасности жизнедеятельности общества, стабилизации обстановки с пожарами на территории поселения;
6. привлечения внебюджетных инвестиций в экономику поселения;
7. повышения благоустройства поселения;
8. развития малого и среднего предпринимательства на территории поселения, повышение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет поселения;
9. формирования современного привлекательного имиджа поселения. Результатом реализации программы должна стать стабилизация социально-экономического положения поселения, улучшение состояния жилищно-коммунального хозяйства, социальной сфер, эффективное использование бюджетных средств и имущества; улучшение благоустройства территории.
Реализация Программы позволит:
1) повысить качество жизни жителей Оксовского сельского поселения, сформировать организационные и финансовые условия для решения проблем поселения;
2) привлечь население поселения к непосредственному участию в реализации решений, направленных на улучшение качества жизни;
3) повысить степень социального согласия, укрепить авторитет органов местного самоуправления. Социальная стабильность и экономический рост в сельском поселении в настоящее время могут быть обеспечены только с помощью продуманной целенаправленной социально-экономической политики. И такая политика может быть разработана и реализована через программы социально-экономического развития поселений. Переход к управлению сельским поселением через интересы благосостояния населения, интересы экономической стабильности и безопасности, наполненные конкретным содержанием и выраженные в форме программных мероприятий, позволяет обеспечить социально-экономическое развитие, как отдельных сельских поселений, так и муниципального образования в целом. Разработка и принятие среднесрочной программы развития сельского поселения позволяет закрепить приоритеты социальной, финансовой, инвестиционной, экономической политики, определить последовательность и сроки решения накопившихся за многие годы проблем. А целевые установки Программы и создаваемые для её реализации механизмы, закрепляющие, «правила игры» на территории поселения, позволят значительно повысить деловую активность управленческих и предпринимательских кадров сельского поселения, создать необходимые условия для активизации экономической и хозяйственной деятельности на его территории.
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ