Правовое обеспечение продовольственной безопасности
Гарантия достаточного продовольственного обеспечения населения является одной из проблем международной и национальной экономической безопасности. Комплексные мероприятия в области снабжения продовольствием – один из главных структурных блоков национальной безопасности любой страны. Они рассматриваются как одно из условий сохранения суверенитета, экономической независимости и стабильности, социальной устойчивости государства. Сказанное объясняет приоритетность вопросов производства продовольствия и развития сельского хозяйства. Проблема продовольственной безопасности имеет международный и национальный уровень. Термин «продовольственная безопасность» был введен в международный оборот после зернового кризиса 1972-1973 гг. На Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире. Ряд факторов стали препятствовать дальнейшему развитию мирового производства, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.
Количественная проблема производства продовольствия не является основополагающей поскольку сохраняется неравенство в обеспеченности продовольствием населения разных стран. Актуальный подход к решению проблемы заключается в том, что достижение продовольственной безопасности в глобальном масштабе возможно лишь через обеспечение последней в каждом отдельном государстве.
Для оценки состояния и пределов продовольственной безопасности применяются методические подходы, основу которых составляет принцип достаточного и сбалансированного питания, учитывающего физиологические нормы и индикаторы, включающие различный спектр характеристик и критериев.
Критерии оценки достигнутого уровня национальной продовольственной безопасности страны:
1) Ступень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона;
2) Соответствие ограничениям по наличию в продуктах вредных веществ;
3) Уровень физической и экономической доступности продовольствия;
4) Степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок;
5) Размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в соответствии с нормативными потребностями.
Гарантии достижения продовольственной безопасности является стабильность источников продовольствия, причем как внутренних (что предпочтительней и воспринято во многих развитых странах), так и внешних, а также наличие резервных фондов. Например, высокий уровень самообеспеченности продовольственной продукции характерен для США и Франции (более 100 %), Германия (93 %). Для Беларуси считается оптимальным баланс продовольственных ресурсов в пределах: собственное производство продовольствия 80-85 %, импорт 15-20 %, экспорт 15-20 %.
Особенности национальной продовольственной безопасности:
1) РБ традиционно относится к государствам с высоким уровнем питания.
2) Беларусь относится к странам с индустриально-аграрной экономикой, располагающей значительными земельными и трудовыми ресурсами. Дальнейшее наращивание объемов сельхозпродукции связано с повышением интенсивности производства продукции и увеличением его интенсивности. Сдерживают рост производства продовольствия низкая покупательская способность населения, низко развитая инфраструктура (тяжело довести до потребителя).
3) Развитие продовольственного комплекса страны прошлые годы обеспечивало выпуск продукции в объемах, превышающих потребность внутреннего рынка. Потенциал продовольственного комплекса по-прежнему сохраняет экспортную ориентацию, реализация которой определяется конъюнктурой внешнего и внутреннего рынка.
4) Продовольственная безопасность является в большей степени макроэкономической проблемой и связана с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, безработицы и т.д. Рост потребления возможен при макроэкономической стабилизации и росте реальных доходов населения.
Концепция национальной продовольственной безопасности РБ одобрена Постановлением СМ РБ от 10.03.2004 № 252. К сожалению, до настоящего времени нет ни одного законодательного акта.
Меры, не оказывающие искажающего воздействия:
- могут применяться сторонами без ограничений;
- должны соответствовать основным и дополнительным критериям.
Основные критерии:
1) Поддержка предоставляется за счет бюджета (невостребованных доходов), в т.ч. в рамках государственных программ, а не за счет средств потребителей. Под невостребованными доходами понимаются суммы причитающихся обязательных платежей, от которых государство-член отказалось окончательно или на время;
2) Следствием поддержки не должно являться поддержание цен производителей.
Дополнительные (специфичные критерии (п. 14-26 Протокола).
Меры, в наибольшей степени оказывающие искажающее воздействие:
1) Не должны применяться сторонами;
2) Их предоставление тесно увязано в качестве единственного или одного из нескольких условий:
- с результатами вывоза сельскохозяйственных товаров с территории государства-члена, предоставляющего эту меру государственной поддержки, на территорию любого другого государства-члена;
- с приобретением или использованием сельскохозяйственных товаров, происходящих исключительно на территории государства-члена, предоставляющего эту меру государственной поддержки, при производстве сельскохозяйственных товаров на территории этого государства-члена;
- перечень мер указан в разделе 4 Протокола.
Меры, оказывающие искажающее воздействие:
- не относятся к первым двум видам;
- уровень данных мер, рассчитываемый как процентное отношение поддержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров в целом, не должен превышать 10 %;
- для РБ устанавливается переходный период до 2016 года, в течение которого она обязуется снизить расширенный объем таких мер.