Понятие и предмет аграрного права
АП – это комплексная, интегрированная отрасль права, которая охватывает собой совокупность правовых норм, регулирующих правовые отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления хозяйственной деятельности и агропромышленного производства, а также направленных на обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Сельское хозяйство и развитие сельских территорий понятия похожие, но не одинаковые. Сельские территории должны развиваться как во взаимодействии с сельским хозяйством, так и без такого взаимодействия.
Объект отрасли – сельское хозяйство и устойчивое развитие сельских территорий.
Агропромышленное производство – не только производство сельского хозяйства, но и производство тракторов и т.д.
Сельскохозяйственная деятельность – деятельность юрлиц и граждан по производству сельскохозяйственной продукции, а также деятельность, связанная с переработкой и реализацией такой продукции.
Сельскохозяйственная продукция не ограничивается только пищевой продукцией. Это также производство сырья, льна, удобрений и т.д.
Системообразующие признаки АП как комплексной отрасли права:
1) Предмет правового регулирования;
2) Методы правового регулирования;
3) Нормативный материал (наличие источников);
4) Аграрная политика государства (субъективная основа в выделении АП как отрасли права).
Указ Президента РБ от 17.07.2014 № 347 «О государственной аграрной политики».
Государственная аграрная политика – одно из направлений внутренней политики РБ, обеспечивающим стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса (АПК) на базе:
1) Совершенствования специализации сельскохозяйственного производства и его организационно-экономической структуры;
2) Рационального использования земель;
3) Государственной поддержки АПК.
Специализация сельскохозяйственного производства:
1) Животноводство (60% товарной продукции сельского хозяйства)
- скотоводство (молочное, мясное);
- свиноводство;
- птицеводство;
- рыбоводство;
- звероводство;
- овцеводство;
- коневодство;
- пчеловодство.
2) растениеводство:
- зерновые и зернобобовые культуры;
- кормовые культуры;
- рапс;
- картофель;
- сахарная свекла;
- овощи;
- лен.
Все колхозы преобразуются в акционерные общества и унитарные предприятия.
Государственная аграрная политика закрепляется также в политико-программных документах, определяющих долгосрочные перспективы развития сельского хозяйства, АПК, сельских территорий.
Государственная политика развития аграрного бизнеса в РБ на 2016-2020 гг., утв. Постановлением СМ РБ от 11.03.2016 № 196.
Госпрограмма включает 11 подпрограмм:
- «развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»;
- «развитие селекции и семеноводства»;
- «развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»;
- «развитие племенного дела в животноводстве» и т.д.
Договор о ЕАЭС от 29.05.2014 (вступил в силу 01.01.2015):
В рамках ЕАЭС проводится согласованная (скоординированная) агропромышленная политика в целях обеспечения развития АПК и сельской местности в интересах населения каждого государства-члена и ЕАЭС в целом, а также экономической интеграции.
Цель согласованной (скоординированной) агропромышленной политики – эффективная реализация ресурсного потенциала государств-членов для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта агропромышленной продукции и продовольствия.
Задачи:
1) Сбалансированное развитие производства рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
2) Обеспечение справедливой конкуренции между субъектами государств-членов, в том числе равных условий доступа на общий аграрный рынок;
3) Унификация требований, связанных с обращением сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
4) Защита интересов производителей государств-членов на внутреннем и внешнем рынках.
Высший Совет (совет глав)
Межправительственный совет
Суд ЕАЭС
Комиссия:
- прогнозирование в АПК;
- государственная поддержка сельского хозяйства;
- единые требований в сфере производства и обращения продукции и т.д.
Предмет ПА – различные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления сельско хозяйственной деятельности, а так же непосредственно связанные с деятельностью субъектов аграрного права, которые именуются аграрными отношениями.
Выделение аграрных правоотношений в качестве самостоятельного предмета правового регулирования носит объективный характер и обусловлено необходимостью учета в законодательстве особенностей сельского хозяйства как отрасли экономики.
Специфика сферы сельскохозяйственного производства:
1) Зависимость от природно-климатических условий;
2) Сезонный характер труда;
3) Многоотраслевой характер производства;
4) Превышение времени производства сельскохозяйственной продукции над продолжительностью рабочего времени;
5) Использование земли в качестве основного средства производства;
6) Использование живых организмов (животных).
Аграрные отношения характеризуются:
1) В совокупности их нельзя отнести к предмету какой-либо из традиционных отраслей права и в зависимости от конкретного вида они регулируются разными отраслями права;
2) Они тесно связаны между собой, требуют комплексного правового регулирования и рассматриваются в аграрном праве качестве целостного образования.
Специфика предмета – это сложный комплекс различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве (земельных, имущественных, организационно-управленческих, трудовых и т.д.).
Особенности аграрного права как отрасли права:
1) Специализированная отрасль права, которая закрепляет организационно-правовой механизм деятельности АПК как сложной хозяйственной системы;
2) Комплексная отрасль, характеризующаяся не только отсутствием видового единства общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, но и комплексным характером методов правового регулирования в зависимости от вида аграрных отношений.
Вопрос о сущности и предмете АП:
1) Не отрицается существование аграрного законодательства, но не находится места в системе права аграрному праву как комплексной отрасли (Янчук);
2) Концепция комплексной специализированной отрасли права (Быстров, Сторожев);
3) Нормы, регулирующие аграрные отношения, относятся к агропромышленному праву (Павлович);
4) Аграрное право является подотраслью хозяйственного права (Лаптев).
Система аграрного права
Научно обоснованное расположение аграрно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании аграрных отношений.
Разделение АП на институты осуществляется на основе аграрного и иного законодательства.
Практически все институты АП являются комплексными, как и отрасль в целом.
Выделяют Общую и Особенную часть.
Общая часть АП – институты, характеризующие:
1) Государственное регулирование сельского хозяйства и правовые основы аграрной реформы;
2) Правовое обеспечение устойчивого развития сельских территорий;
3) Отношения собственности на средства производства и землю в сельском хозяйстве и АПК как базовые имущественные отношения;
4) Правовое положение субъектов сельскохозяйственной деятельности.
Особенная часть АП – институты, определяющие:
1) Правовой режим имущества сельскохозяйственных организаций;
2) Особенности и содержание сельскохозяйственного природопользования;
3) Отдельные виды сельскохозяйственной деятельности;
4) Производственно-хозяйственная деятельность в АПК (организация основных отраслей производства, финансовая деятельность, материально-техническое обеспечение);
5) Реализацию и оборот сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров;
6) Трудовые отношения в АПК;
7) Ответственность за нарушение аграрного законодательства.