ВОПРОС 3. Виды познавательной деятельности человека и направления исследований научной агрономии.
Научные исследования – это процесс изучения конкретного объекта, явления или предмета с целью раскрытия закономерностей их возникновения и развития, а также преобразования в интересах общества.
В целом человек использует 3 вида познавательной деятельности:
1) изучение – процесс добычи знаний новых для обучающегося, но уже известных обществу. Это учебная деятельность. В названиях и в тексте дипломных работ следует избегать слово "изучение", поскольку дипломная работа – это результат научной деятельности.
2) исследование – процесс добычи знаний новых для общества. Это основной вид научной деятельности.
3) испытание – процесс сопоставления реальных свойств объекта с теми требованиями, которые к ним предъявляют. Это разновидность исследования, поэтому испытание – это тоже научная деятельность.
Пример: В агрономии очень широко проводится испытание новых сортов. Для этого во всех зонах созданы сортоиспытательные комплексы. Агроном должен поддерживать тесные контакты с ближайшими сортоиспытательными участками.
Кроме этого существует специальная сеть машиноиспытательных станций.
Агрономия – комплекс наук разрабатывающих теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества продукции, снижение ресурсоемкости производства и охраны окружающей среды.
Следует различать задачи научной и прикладной агрономии. Научная агрономия разрабатывает теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества и т.д.
Прикладная агрономия используя эти приемы увеличивает производство продукции и обеспечивает потребности все возрастающего населения.
Научная агрономия проводит исследования в след направлениях:
1) Изыскание способов направленного изменения природы растений;
Основной вклад здесь вносит генетика и генная инженерия. Эти исследования не носят зонального характера поэтому наиболее целесообразно создавать несколько крупных конкурирующих генетических центров.
2) Создание новых форм и культур растений наиболее приспособленных к условиям определенной зоны.
Главная наука здесь селекция растений, исследования должны быть зональные.
3) Изменение условий внешней среды в соответствии с потребностями культурных растений. Главные науки – растениеводство и агрохимия.
4) Изыскание способов сокращения ресурсоемкости производства.
5) Охрана окружающей среды.
Для получения исходных данных об объектах исследования производят различные измерения или анализы – обследование тех или иных объектов. Это не вид познавательной деятельности, это процесс накопления исходных данных.
ВОПРОС 4. Структура и основные задачи научных учреждений.
Высшими формами организации науки в России являются :
• Научно – исследовательские институты, академии наук России, отраслевые
академии и т.д.;
• Научно – исследовательские институты, подчиненные отраслевым
министерствам;
• Высшие учебные заведения.
Наука имеет сложную иерархическую систему структурных подразделений, обеспечивающих выполнение ее внутренних и социальных функций. В рамках указанных организационных форм науки осуществляются такие функции, связанные с управлением научной деятельностью.
Основными структурными подразделениями данных институтов являются:
• Отделы
• Лаборатории
• Секторы
• Вычислительные центры
• Экспериментальные базы и т.д.
Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно – исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемые из федерального бюджета.
Академии наук подчинен ряд научно – исследовательских институтов.
В составе академии – 9 отделений по областям и направлениям науки. В настоящее время существует три региональных отделения: Сибирское, Дальневосточное и Уральское, и 14 региональных научных центров.
Отраслевые академии наук
• Российская академия архитектуры и строительных наук
• Российская академия медицинских наук
• Российская академия образования
• Российская академия сельскохозяйственных наук
• Российская академия художеств
http://www.kgau.ru/distance/agro_02/belousov_oni-110201/00b_soderz.html