Виды ахд и их классификация.

АНАЛИЗ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс лекций

для учащихся специальности 2-25 01 35 ″Бухгалтерский учёт, анализ и контроль″

г. Полоцк 2015г.

Разработчик: Коновальчик Ю.Е. преподаватель аграрно-экономических дисциплин УО «Полоцкий государственный колледж»

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии социально-экономических дисциплин 31.08.2015 г. Протокол № 1

Содержание

Введение c. 4

Тема№1.

Понятие, значение, задачи анализа хозяйственной деятельности с. 5 - 10

Тема№2.

Методика АХД с. 11 - 16

Тема№3.

Способы обработки экономической информации в АХД с. 16 - 23

Тема№4.

Способы измерения влияния факторов в АХД с. 23 - 30

Тема№5.

Организация и информационное обеспечение АХД с. 30 - 35

Тема№6.

Резервы в анализе хозяйственной деятельности с. 35 - 38

Тема№7.

Анализ условий хозяйствования и уровня экономического развития

cельскохозяйственного предприятия с. 39 - 42

Тема№8.

Анализ использования земельных ресурсов хозяйства с. 42 - 47

Тема№9.

Анализ использования основных средств производства с. 48 - 58

Тема№10.

Анализ использования персонала предприятия и ФОТ с. 58 - 66

Тема№11.

Анализ производства продукции растениеводства с. 66 - 71

Тема№12.

Анализ производства продукции животноводства с. 71 - 78

Тема№13.

Анализ себестоимости сельскохозяйственной продукции с. 78 - 85

Тема№14.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия с. 85 - 91

Тема№15.

Анализ финансового состояния предприятия с. 91 – 101

Литература с. 102

Введение

Задачи изучения дисциплины "Анализ хозяйственной деятельности" - овладение учащимися основными способами и приемами исследования экономической и социальной дея­тельности организаций, формирование умений и навыков выборки, про­верки и обработки информации, создания базы данных для проведения практических работ, разработки рекомендаций по оптималь­ному использованию производственных ресурсов организации.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

· место и роль анализа в системе управления хозяйственной деятель­ностью организации;

· задачи и источники проведения анализа;

· теоретические основы анализа хозяйственной деятельности, его ме­тоды и приемы;

· методику анализа показателей хозяйственной деятельности;

· резервы повышения эффективности хозяйствования, экстенсивные и интенсивные факторы наращивания экономического потенциала органи­зации;

уметь:

· анализировать производственно - экономическую деятельность организации;

· выполнять анализ условий и результатов производства (использование земли, основных и оборотных средств, природных и трудовых ресурсов, себестоимости продукции, использования продукции и ее реализации, финансовых результатов и рентабельности, финансового состояния предприятия, инвестиционной деятельности);

· установить факторы, определяющие эффективность и конкурентоспособность продукции и производства;

· предлагать меры по освоению внутрихозяйственных резервов с целью увеличения выхода продукции, повышения производительности труда, снижению себестоимости продукции и росту рентабельности, применению коммерческого расчета;

· выполнять аналитические расчеты основных показателей производственно-экономической деятельности предприятия;

Для более качественного и глубокого изучения дисциплины разработан настоящий курс лекций, где в адаптированной, сжатой форме изложены все темы, изучаемые в средних специальных учебных заведениях специальности "Бухгалтерский учёт, анализ и контроль".

Номерация схем и таблиц выпонена в каждой теме согласно её порядкового номера.

1. Понятие, значение, задачи анализа хозяйственной деятельности.

Вопросы:

Понятие анализа хозяйственной деятельности (АХД), его роль и задачи в управлении производством.

Предмет и объекты АХД.

Виды АХД и их классификация.

Управляющая система

виды ахд и их классификация. - student2.ru

Функции управления

Ресурсы Продукция

Рис. 2. Место экономического анализа в системе управления производством.

Учет и анализ выполняют обслуживающие функции в менеджменте, обеспечивая информационную базу принятия управленческих решений.

В процессе анализа учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение результатов производства с данными плана, прошлых периодов, других предприятий; определяется влияние различных факторов на результаты производства, выявляются неиспользованные возможности и т.д.

На основе результатов анализа разрабатываются управленческие решения.

Как функция управления АХД тесно связан с планированием и прогнозированием результатов производства, без глубокого анализа невозможно осуществление этих функций. АХД в то же время является важным средством контроля за выполнением планов.

АХД большую роль играет в определении и использовании резервов повышенияэффективности и конкурентоспособности производства. Он содействует активизации инновационной деятельности на предприятии, более экономному использованию ресурсов, снижению себестоимости продукции, росту рентабельности.

Роль анализа в управлении производством с каждым годом возрастает и этообусловлено необходимостью повышения эффективности производства в связи с дефицитом сырья и ростом его стоимости, обострением внутренней и внешней конкуренции.

Основной целью АХД является подготовка информации для принятия управленческих решений, для обоснования текущих и перспективных планов, направленных на достижение целей предприятия.

В соответствии с целью выделяют три функции анализа: оценочную, диагностическую и поисковую.

Оценочная функция — определение соответствия состояния экономики предприятия его целям и возможностям.

Диагностическая функция — исследование причин отклонения от поставленных целей и прогнозирование дальнейшего развития ситуации.

Поисковая функция — выявление потенциальных возможностей достижения поставленных целей

Исходя из цели и функций анализа формируются его задачи:

1. Изучение состояния экономического развития предприятия и прогнозирование результатов деятельности предприятия на основе тенденций его развития.

2. Контроль за выполнением планов и эффективным использованием производственного потенциала предприятия.

3. Изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности.

4. Поиск резервов повышения эффективности производства и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Таким образом, АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений.

Вопрос № 2. Предмет и объекты АХД.

Каждая наука имеет предмет исследования, который изучается присущими этой науке методами.

Предметом любой науки является часть или сторона объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Один и тот же объект может рассматриваться различными науками. Например: медицина изучает человека, а ее отрасли — различные органы и системы человека.

Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, экономики, прогнозирования, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д.

Экономика изучает воздействие общих и частных экономических законов на развитие производственных процессов в условиях отрасли, отдельного предприятия; статистика — количественные стороны процессов хозяйственной деятельности; бухгалтерский учет — кругооборот капитала в процессе производства и реализации продукции.

Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, познание которых позволяет комплексно и глубоко исследовать результаты производственной деятельности. Классификация, моделирование, измерение причинно-следственных связей являются главной задачей АХД. Только познав многообразные связи различных сторон деятельности, можно установить, как изменяются результаты хозяйственной деятельности за счет того или иного фактора и на этой основе обосновать целесообразность принимаемого решения.

Объектами АХД являются результаты хозяйственной деятельности, выраженные системой взаимосвязанных производственно-экономических показателей.

Например, в сельскохозяйственном предприятии к объектам анализа относятся показатели производства и реализации продукции, её себестоимости, использования материальных, земельных, трудовых и финансовых ресурсов.

Таким образом, основное отличие предмета анализа от объекта в том, что предмет включает в себя лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки исследуемого объекта.

Вопрос № 3. Виды АХД и их классификация.

В экономической литературе АХД классифицируется по разным признакам, что имеет важное значение для понимания его содержания и задач.

I. По отраслевому признаку АХД делится на отраслевой(анализ промышленности, строительства, сельского хозяйства и т.д.) и межотраслевой (теория АХД), который является методологической основой АХД во всех отраслях экономики.

II. По пространственному признакуразличают:

а) внутрифирменный анализ — изучается деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений (бригада, ферма, механизированный отряд и т.д.);

б) межфирменный анализ— сравниваются и изучаются результаты деятельности двух и более предприятий.

III. По признаку времениразличают:

а) предварительный (перспективный) анализ— он проводится до осуществления хозяйственных операций, необходим для обоснования планов и управленческих решений.

б) последующий (ретроспективный) анализ — осуществляется после свершения хозяйственных операций, необходим для изучения тенденций развития предприятия, диагностики его состояния.

Оба этих вида анализа тесно связаны между собой. Понимание прошлого — необходимая предпосылка предвидения будущего.

Последующий анализ в свою очередь делится на:

- оперативный, проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изучает ситуацию за короткие периоды времени (сутки, декаду). Его цель — оперативно выявлять недостатки и быстро корректировать хозяйственные процессы. (Например, анализ удоев по ферме за сутки, декаду; темпов сева с/х культур и расхода топлива за сутки, декаду и т.д.).

- итоговый, проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год), при этом деятельность предприятия изучается комплексно.

IV. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится:

а) сплошной анализ — анализируются все без исключения объекты (все хозяйства Полоцкого района, все структурные подразделения хозяйства);

б) выборочный анализ — изучаются только часть объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений.

V. По содержанию программы изученияанализ делится на:

а) комплексный анализ — деятельность предприятия изучается всесторонне, анализируются все его отрасли;

б) тематический анализ — исследуются только отдельные стороны деятельности предприятия, представляющие в настоящий момент наибольший интерес. Например, снижение себестоимости продукции, расход топливно-энергетических ресурсов и т.д.

VI. По аспектам исследования выделяют:

а) финансовый анализ — изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия и выявление резервов повышения его устойчивости;

б) технико-экономический анализ — оценка и прогнозирование результатов производственной деятельности предприятия, выявление резервов увеличения выпуска продукции, разработка направлений совершенствования технологии и организации производства;

в) социально-экономический анализ — изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

г) экономико-экологический анализ — исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами (компенсациями) на экологию (например, штрафные санкции за нарушение требований по охране природы, снижение экологического налога в связи с сокращением вредных выбросов; требования Киотского протокола и т.д.);

Вопрос № 4. Принципы АХД.

Всесторонне изучение экономических явлений и процессов, хозяйственной деятельности предприятий базируется на следующих принципах.

Принципы АХД

виды ахд и их классификация. - student2.ru

Рис.3.Принципы АХД

К ним относятся:

1. Принцип научности— аналитические исследования должны основываться на диалектической теории познания, учитывать экономические законы развития производства в условиях рынка.

2. Принцип комплексности— предусматривает охват всех звеньев и всех направлений деятельности предприятия (производственная, логистика, маркетинг и т.д.).

3. Принцип системного подхода— изучение каждого объекта (предприятия, отрасли) должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних его связей, взаимозависимости отдельных элементов.

4. Принцип объективности — исследование должно выполняться на основе достоверной информации, реально отражающей объективную действительность.

5. Принцип регулярности— анализ должен проводиться регулярно, с распределением обязанностей по его выполнению между исполнителями.

6. Принцип оперативности — требует быстрого и четкого проведения анализа, своевременного выявления причин отклонения от поставленных целей предприятия.

7. Принцип эффективности— затраты на проведение АХД должны обеспечивать многократно больший экономический эффект.

АХД очень тесно связан с рядом экономических и неэкономических дисциплин.

виды ахд и их классификация. - student2.ru

Рис.4Взаимосвязь анализа с другими науками

Прежде всего, АХД связан с экономической теорией, которая изучает экономические законы, при проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие этих законов.

АХД предприятия невозможно выполнить, не зная экономики отрасли и организации производства на анализируемом предприятии. В свою очередь анализ содействует подъему экономики конкретных предприятий и отраслей.

АХД очень тесно связан с планированием и управлением, в анализе широко используются плановые и прогнозные материалы.

Связь анализа с бухгалтерским учетом также имеет обоюдный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются основным источником объективной информации для АХД, с другой стороны — требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе, переадресуются бухгалтерскому учету (достоверность, оперативность, регулярность и т.д.).

Таким образом, для грамотного проведения анализа деятельности предприятия требуются глубокие знания макро- и микроэкономики, менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, статистики, технологии отрасли, информатики и многих других наук.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИй

1. Что понимается под экономическим анализом?

2. В чем различие макро- и микроэкономического анализов?

3. Какова роль анализа в управлении предприятием?

4. Почему роль анализа возрастает на современном этапе развития экономики?

5. Что является предметом и объектами АХД?

6. Раскройте задачи АХД.

7. Назовите и раскройте основные виды анализа хозяйственной деятельности.

8. Назовите основные принципы АХД и дайте их характеристику.

9. Раскройте связь АХД с другими науками.

2. Методика АХД

Вопросы:

VВП

Если общую сумму затрат (З) заменить отдельными ее элементами — заработной платой (ЗП), материальными затратами (МЗ), амортизацией основных средств (А), накладными расходами (НР), то факторная модель преобразуется в аддитивную с новым набором факторов:

ЗП МЗ А НР

С = --------- + --------- + ---------- + ----------- = Х1 + Х2 + Х3 + Х4

VВП VВП VВП VВП

Где,

Х1— трудоёмкость продукции;

Х2— материалоёмкость продукции;

Х3 — фондоёмкость продукции;

Х4 — уровень накладных расходов на единицу продукции.

Метод расширения — это расширение исходной модели путем умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей.

Например, если в исходную модель:

a

Y = ------

b

ввести новый показатель с, то модель примет следующий вид:

a ахс а с

Y = ------ = ---------- = -------х------- = x1 х x2;

b bхс с b

В результате получается мультипликативная модель в виде произведения нового набора факторов. Например, среднегодовую выработку продукции одним работником (производительность труда) можно записать таким образом:

ВП

ГВ = ---------

ЧР

Если умножить числитель и знаменатель на количество часов отработанных всеми работниками (Т), то получим мультипликативную модель годовой выработки:

ВП х Т Т ВП

ГВ = ------------- = -------х------ = tхЧВ;

ЧРхТ ЧР Т

Где,

ЧВ — среднечасовая выработка одним работником;

t— количество часов отработанных одним работником за год.

Метод сокращения — создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя на один и тот же показатель:

a a : c x1

Y = ----- = ------- = -----;

b b : c x2

В данном случае получается модель того же типа, что и исходная, но с другим набором факторов. Например, рентабельность совокупных активов предприятия (R) рассчитывается делением суммы прибыли (П) на среднегодовую их стоимость (А):

П

R = ------

А

Если числитель и знаменатель разделим на выручку, то получим кратную модель, но с новым набором факторов — рентабельности продаж и капиталоёмкости продукции:

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Дайте определение и характеристику детерминированного факторного анализа.

2. В чем различие между детерминированным и стохастическим анализом?

3. Дайте характеристику анализа: а) по степени детализации факторов, б) по признаку времени.

4. Дайте классификацию факторов в АХД.

5. Охарактеризуйте мультипликативную модель, приведите примеры.

6. Охарактеризуйте аддитивную модель, приведите примеры.

7. Охарактеризуйте кратную модель, приведите примеры.

8. Охарактеризуйте смешанную модель, приведите примеры.

3. Способы обработки экономической информации в АХД

Вопросы:

  1. Способ сравнения в АХД.
  2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
  3. Использование относительных и средних величин в АХД.
  4. Способы группировки информации в АХД.
  5. Балансовый способ в АХД.
  6. Способы табличного и графического представления аналитических данных.

Литература: № 1 стр. 39-52; № 2 стр. 66-95.

Вопрос № 1. Способ сравнения в АХД.

Сравнение как один из научных способов познания широко используется в АХД. Его сущность — сопоставление однородных объектов с целью выявления сходства либо различий между ними.

В АХД используются следующие типы сравнений:

1. Сравнение фактических показателей с плановыми, оно необходимо для оценки выполнения плана, определения неиспользованных резервов предприятия.

2. Сравнение фактических результатов с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, топлива, энергии, воды и т.д.), проводится для контроля за экономным использованием ресурсов.

3. Сравнение фактических показателей с данными прошлых периодов, оно необходимо для установления тенденций (трендов) и темпов развития предприятий.

4. Сравнение показателей анализируемого предприятия с показателями лучших предприятий отрасли, для выявления резервов улучшения его деятельности.

5. Сравнение показателей анализируемого предприятия со среднеотраслевыми показателями, для определения рейтинга предприятия среди предприятий отрасли.

6. Сравнение параллельных и динамических рядов.Для определения формы и направления связи между разными показателями. Для этого, числа, характеризующие один из показателей, располагают (ранжируют) в возрастающем или убывающем порядке и отслеживают, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают. Например, приводятся ранжированные данные об уровне урожайности зерновых культур и плодородии земли по хозяйствам района. Изучение данных показывает наличие тесной связи между рассматриваемыми показателями: при повышении качества земли урожайность зерновых культур как правило возрастает, и наоборот.

7. Сравнение темпов роста различных показателей за исследуемый период времени.Используется для изучения характера проявления экономических законов в конкретных условиях. Например, закон опережающего роста производительности труда требует, чтобы темпы роста производительности труда были выше темпов роста заработной платы.

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и определении величины резервов. При проведении АХД сельскохозяйственных предприятий широко и постоянно используются все эти типы сравнений.

Вопрос № 2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

При проведении АХД важнейшее условие, это обеспечение сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. Несопоставимость показателей может быть вызвана: разным уровнем цен, разным объемом производства, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми временными периодами и другими факторами.

Сравнение несопоставимых показателей приведёт к ошибочным выводам, поэтому необходимо привести исследуемые показатели в сопоставимый вид.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем цен при стоимостной оценке, то для нейтрализации этого фактора показатели выражают в одних и тех же ценах (их называют сопоставимые цены).

К примеру, для обеспечения сопоставимости валовой продукции за 2 года без учёта ценового фактора, ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:

Sg1p0

IВП = --------------

Sg0p0

где, IВП - индекс изменения физического объёма ВП;

g1 иg0 — физический объем производства i-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах;

p0 — цена i-го вида продукции в базисном периоде.

Многие показатели несопоставимы из-за изменения объёмов деятельности предприятия. Например, если сравнивать сумму затрат отчетного года (Sg1b11) с затратами базисного периода (Sg0b00), то разность этих показателей будет обусловлена не только изменением уровня себестоимости продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы привести затраты в сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного периода надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного периода (Sg1b00) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода.

Sg1b1 + а1

I = -----------------

Sg1b0 + а0

где,

b —переменные затраты на единицу продукции i-го вида;

а —постоянные затраты на весь выпуск продукции в исследуемом периоде, не зависящие от его объема.

Для нейтрализации воздействия качественного фактора объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, уменьшая или увеличивая его количество.

Пример: Если сравнивается молоко имеющее разную жирность, то для объективного сопоставления молоко пересчитывается по базисной жирности, т.е. по 3,6%.

Сопоставимость показателей также достигается применением средних или относительных величин вместо абсолютных. Нельзя сравнивать такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д. без учета производственной базы предприятия (площадь с/х угодий, количество работников, поголовье скота и т.д.).

Но если вместо абсолютных показателей взять относительные: производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такие сопоставления вполне корректны.

Внимательным нужно быть в отношении методического несоответствия показателей. Оно может не только исказить результаты сравнения, но и вообще изменить смысл.

Например, фондообеспеченность, фондоотдача могут быть исчислены по всей сумме основных средств, по основным средствам производственного назначения или только по активной их части. Поэтому, чтобы обеспечить объективность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета.

Вопрос № 3. Использование относительных и средних величин в АХД.

Экономические явления и процессы выражаются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели — это количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д.

Относительные показатели — это соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо явления или с величиной этого же явления, но взятой за другой период времени или по другому объекту.

Относительные показатели — результат деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.

Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

В АХД используются следующие виды относительных величин:

1. Относительная величина пространственного сравнения — сопоставление показателей, относящихся к различным объектам (хозяйствам), взятым за один и тот же период времени.

2. Относительная величина планового задания— отношение планового показателя текущего периода к фактическому его уровню в предшествующем периоде или к среднему уровню за несколько предыдущих периодов.

3. Относительная величина выполнения плана — отношение между фактическим и плановым показателями отчетного периода, выраженное в процентах.

4. Относительные величины динамики характеризуют изменения показателей за промежуток времени. Их определяют делением показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются в процентах или коэффициентах.

Относительные величины динамики подразделяются на:

- базисные — каждый следующий показатель динамического ряда сравнивается с одним базисным показателем;

- цепные — каждый следующий показатель соотносится с предыдущим.

5. Показатель структуры —это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах: удельный вес посевов зерновых культур в общей посевной площади и т.д.

6. Относительные величины эффективности — это соотношение эффекта с ресурсами или затратами: прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

  1. В чем сущность способа сравнения и какие типы сравнений вы знаете?
  2. Чем может быть вызвана несопоставимость показателей?
  3. Охарактеризуйте основные способы приведения показателей в сопоставимый вид.
  4. Абсолютные и относительные величины, в чем их отличие?
  5. Охарактеризуйте основные виды относительных величин.
  6. Каковы сущность и виды средних величин.
  7. Раскройте сущность способа группировки информации в АХД.
  8. Какова роль балансового способа в АХД, его сущность?
  9. Назовите и раскройте сущность эвристических методов в АХД.
  10. Какова роль табличного отражения данных в АХД?
  11. Графический способ отражения аналитических данных: его характеристика. Что такое «тренд»?

Способ цепной подстановки.

Способ абсолютных разниц.

Индексный способ.

Литература: № 1 стр. 54-70; №2 стр. 100-122.

Вопрос № 1. Способ цепной подстановки.

В детерминированном анализе, для определения влияния факторов на изменение результативных показателей, используются способы: цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, пропорционального деления, индексный способ и т.д.

Наиболее универсальным является способ цепной подстановки. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей — аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных.

Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем последовательной замены показателей базисного периода на показатели отчётного периода. При этом определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, двух, трех и последующих факторов.

Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет исключить (элиминировать) влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Порядок применения этого способа рассмотрим на следующем примере (таб.4.1).

Таблица 4.1

DЧР 20

DВПЧР = ВП0 х --------- = 4000 х -------- = +800 млн. руб.

ЧР0 100

DД 10

DВПД = (ВП0 + х DВПЧР) х ------- = (4000 + 800) х ----- = +240 млн. руб.

Д0 200

DП (-0,5)

DВПП = (ВП0 + DВПЧР + DВПД) х ------- = (4000 + 800 + 240) х ------- = - 315 млн. руб.

П0 8

DЧВ (+6,7)

DВПЧВ = (ВП0 + DВПЧР + DВПД + DВПП) х --------- = (4000 + 800+ 240 – 315) х ---------- = +1275 млн. руб.

ЧВ0 25

Как видим, результаты расчетов такие же, как и при использовании предыдущих способов.

Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, если требуется рассчитать влияние большого комплекса факторов (8-10 и более). В отличие от других способов значительно сокращается количество вычислительных действий, что обуславливает его преимущество.

Вопрос № 4. Способы пропорционального деления и долевого участия.

В АХД для определения влияния факторов на результативный показатель часто используется способ пропорционального деления.

Применяется он в тех случаях, когда имеем дело с аддитивными моделями Y = Sxi и моделями кратно-аддитивного типа:

a b + c + d + … + n

Y = -----------------------------; Y = -------------------------;

b + c + d + … + n a

В первом случае, когда имеем одноуровневую модель Y = a + b + c, расчет ведем следующим образом:

Y0 = a0 + b0 + c0; Y1 = a1 + b1 + c1; DYобщ= Y1 - Y0;

DYобщ DYобщ

DYa = --------------------- x Da; DYb = ---------------- x Db;

Da + Db + Dc Da + Db + Dc

DYобщ

DYc = -------------------- x Dc;

Da + Db + Dc

В моделях кратно-аддитивного вида вначале необходимо способом цепной подстановки определить, насколько изменился результативный показатель за счет числителя и знаменателя, а затем рассчитать влияние факторов второго порядка способом пропорционального деления по приведенным алгоритмам.

Например, уровень рентабельности повысился на 8% в связи с увеличением суммы прибыли на 1200 млн. руб. При этом прибыль возросла за счет увеличения объема продаж на 700 млн. руб., за счет роста цен — на 1900 млн. руб., а за счет роста себестоимости продукции снизилась на 1400 млн. руб. Определим как изменился уровень рентабельности за счет каждого фактора:

(+8%)

DRVРП = --------------------------- х 700 = +4,7%

(700 + 1900 – 1400)

(+8%)

DRЦ = ----------------------------- х 1900 = +12,6%

(700 + 1900 – 1400)

(+8%)

DRС = ----------------------------- х (-1400) = - 9,3%

(700 + 1900 – 1400)

Для решения такого типа задач используется также способ долевого участия.

Для этого сначала определяется доля каждого фактора в общей сумме их приростов, затем умножается на общий прирост результативного показателя (в нашем случае 8%).

Dа 700

DYa = --------------------------- x Yобщ = ------------------------ х 8% = +4,7%

Da + Db + Dc 700 + 1900 - 1400

D b 1900

DYb = -------------------- x Yобщ = ---------------------- х 8% = +12,6%

Da + Db + Dc 700 + 1900 - 1400

Dс -1400

DYc = --------------------------- x Yобщ = ---------------------- х 8% = - 9,3%

Da + Db + Dc 700 + 1900 - 1400

Рассмотрим показатели таблицы 4.2.

Изменение уровня рентабельностиТаблица 4.2

Наши рекомендации

Фактор Изменение прибыли, тыс.руб. Доля фактора в изменении общей суммы прибыли Изменение уровня рентабельности, %
Объем продаж +700 0,583 8 · 0,5 = +4,7