Расскажите о «демографическом взрыве» как социальном явлении и его особенностях в развивающихся странах.
Демографический взрыв - быстрый рост населения. Первый демографический взрыв произошел в XVIII-XIX вв. в развитых странах Западной Европы. Второй произошел в течение ХХ в. в развивающихся странах.
Демографический взрыв в развивающихся странах приводит к голоду, безработице из-за избытка трудовых ресурсов, многие люди не получают образования и медицинской помощи. Он затрудняет экономическое развитие этих стран.
В странах, где наблюдается демографический взрыв, демографическая политика направлена на снижение рождаемости (увеличение возраста вступления в брак, штрафы, пропаганда планирования семьи). Развитие экономики позволит не только обеспечить население продуктами питания, но и улучшить системы образования и здравоохранения, изменить положение женщины в обществе и уменьшить естественный прирост.
3. Практическое задание на построение диаграммы.
Постройте секторную диаграмму структуры мирового земельного фонда по данным:
Структура земельного фонда | % | сектор |
Весь земельный фонд | 360° | |
Обрабатываемые земли (пашня, сады) | 39,6 ° | |
Луга и пастбища | 23,5 | 84,6° |
Леса и кустарники | 30,5 | 109,8° |
Земли населенных пунктов, промышленности, транспорта | 3,5 | 12,6° |
Малопродуктивные и непродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) | 31,5 | 113,4° |
Билет № 5
Охарактеризуйте политические системы стран мира.
Политическая система – это совокупность норм, которые определяют права и обязанности государства, политических партий, общественных организаций, церкви и регулируют их взаимоотношения.
Главные типы политических режимов:
1)Демократияпредусматривает участие народа в формировании органов государственной власти и управлении государственными делами. Это происходит непосредственно – путем волеизъявления на выборах или референдумах, или опосредованно – через представительство в выборных органах, в том числе в парламенте. Основные принципы демократии: верховенство закона, равноправие граждан, защита их прав и свобод. Демократическая система характерна для большинства стран мира.
2)Авторитаризм характеризуется сосредоточением власти в руках одного человека или ограниченной группы людей. Политические права и свободы граждан и политических организаций сильно ограничены или отменены. Опорой авторитарного режима являются силовые структуры – армия, полиция. Авторитаризм присущ абсолютным монархиям.
3)Тоталитаризм характеризуется полным контролем над всеми сферами общественной жизни. Тоталитарная система игнорирует конституционные права и свободы граждан и жестоко преследует тех, кто пытается против нее выступать. Характерен культ вождя.
Разновидностями политических режимов являются: фашистский, теократический, военной диктатуры, или хунты.
Расскажите о преимуществах и недостатках альтернативных источников энергии.
Исчерпаемость топливных минеральных ресурсов, опасность АЭС, загрязнение окружающей среды ТЭС, ограниченность гидроэнергопотенциала рек заставили человечество задуматься над возможным энергетическим кризисом и побудили к использованию альтернативных источников энергии. Хотя пока их доля в энергетическом балансе незначительна (менее 1%), однако все они имеют два неоспоримых преимущества: используют неисчерпаемые источники энергии и являются экологически чистыми.
Альтернативные источники энергии:
1) Солнечная энергия используется на СЭС. Их выгодно строить в условиях жаркого и сухого климата. В США в Калифорнии работает мощная гелиостанция, которая не уступает ТЭС.
2) Энергия ветра в 10 раз превышает весь гидроэнергопотенциала планеты. ВЭС целесообразнее строить на морских побережьях или в предгорьях. ВЭС работают в Крыму, Причерноморье, Приазовье.
3) Геотермальную энергию дает внутреннее тепло Земли. ГеоЭС строят на сейсмически активных территориях. Они действуют в Японии, Исландии, Италии, России, Мексике, Новой Зеландии.
4) Энергия приливов. ПЭС можно строить только в районах, где приливная волна достигает большой высоты. Примерами ПЭС является «Ранс» во Франции, Кислогубская в России.
3. Практическое задание. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, занимающих ведущее место по производству электроэнергии на АЭС.
США, Франция, Япония, Россия, Германия.
Билет № 6