Расчет пополнения бюджета за счет платежей за использование городской территорией.
(25 Цель и формы платы за городскую землю)
Формы платы за землю.
Существуют следующие формы:
–арендная плата
–земельный налог
–нормативная цена земли.
Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду.
Земельным налогом облагаются собственники земли.
Нормативная цена устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а так же для получения под залог земли банковского кредита.
Целью платы за городскую землю является:
–Стимулирование рационального использование территории через экономическую заинтересованность землепользователей.
–Реализация стратегий использования городских земель в рамках градостроительного проектирования в соответствии с идеей непрерывного генерального плана города.
–Экономическое регулирование структуры городского хозяйства путем стимулирования деятельности предприятий, имеющих позитивное значение для города через систему льготных обложений.
–Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях равного качества, по средствам изъятия рентного дохода.
Фискальная функция формирования дохода местного бюджета для финансирования инфраструктуры города.
26. Порядок определения арендной платы за землю.
Арендная плата формируется из двух частей.
1. Условно-постоянной
2. Рентной
Условно-постоянная часть формируется из фактических и будущих затрат на инфраструктуру города, в том числе культурно-бытовые объекты, транспортные сооружения и сети, инженерное оборудование, благоустройство, природные мероприятия.
Рентная часть формируется из внутригородской и внегородской ренты.
Внутригородская рента отражает преимущества участка по местонахождению (транспортной доступности) и его ценности (инженерно-строительным, природным, социальным, экономическим, историко-архитектурным и другим показателям ).
Внегородская рента фиксирует превосходство в природно-географическом и экологическом развитии рассматриваемого города, по сравнению с другими городами страны.
Экономические преимущества основаны на разнице в общественных издержках на воспроизводство основных фондов и трудовых ресурсах в регионах.
В городах разной величины имеется разный уровень производства труда, фонда отдачи, себестоимости продукции.
Природно-географическое преимущество создается за счет активного развития региональной производственной инфраструктуры, управленческого, научно-технического и социально-культурного потенциала агломерации.
В формализированном виде расчет арендной платы (А) может быть представлен как произведение нормы годовых отчислений (n) (в долях ед.) на стоимость (С) единицы территории (1 руб – м2 или 100 руб - га) умножить на индекс градостроительной ценности территории(I), умножить на коэффициент регулирования города (Kr) отдельных видов деятельности, территория арендуемого участка (Т) (м2 , га).
А = n * C * I * Kr * T
Нормы годовых отчислений рекомендуется устанавливать равным 3% от размера годовых платежей. Это соответствует примерно 30 годам срока платежей всей стоимости, а так же сроку реализации генерального плана города и физическому износу систем инженерного оборудования. При новом освоении территории норма отчислений должна повышаться исходя из соотношения расходов и доходов городского бюджета.
Получаемая плата за землю должна покрывать затраты на развитие общегородской и районной инфраструктуры и перечислять част средств в федеральный бюджет.
Стоимость единицы территории определяется исходя из прошлых и будущих затрат на развитие городской инфраструктуры и реабилитации ландшафтов.
Различными проектными организациями стоимостная оценка определяется двумя способами:
либо по расчетным затратам по формированию городской среды
либо по рыночной цене
При первом подходе учитываются затраты на строительство жилых и общественных зданий, инженерных сооружений и сетей, транспортных сооружений и коммуникаций, благоустройство территорий и природоохранных мероприятий, компенсации, связанные с возмещением ущерба.
Застроенные территории оцениваются по балансовой стоимости здания и сооружения.
Средняя стоимость единицы территории определяется средствами, вложенными в развитие городского хозяйства и отнесенными к общей площади застроенных территорий.
Сz = B/T
В – баланс стоимости основных фондов городского хозяйства.
Т – площадь застроенных территорий, с которых подлежит взимать арендную плату.
Вновь осваемые территории оцениваются по укрупненным показателям или сметной стоимости размещаемых на ней объектов.
Будущие затраты рассчитываются в связи с увеличением стоимости работ вследствие инфляции. Затраты прошлых лет принимаются в соответствии с рыночными отношениями (индексация).
27. Порядок определения земельного налога.
В отличии от арендной платы, регулируемой на местном уровне, размер земельного налога регламентируется директивными документами федерального значения, в соответствии с которыми установлены средние ставки земельного налога, которые дифференцированы:
–По 11 экономическим районам.
–По группам поселений, в зависимости от численности.
Максимальная ставка - для городов с населением свыше 3000000 чел.
В связи с инфляцией следует ежегодно индексировать приведенные в законе ставки, исходя из динамики изменения МРОТ.
При расчете средней ставки земельного налога необходимо учитывать:
–статус города
–уровень развития социально-культурного потенциала
Внутри конкретного города нормативные ставки дифференцируются по районам, в зависимости от их положений и степени градостроительной ценности.
В целях стимулирования рационального использования территорий средняя ставка земельного налога может изменяться в зависимости от функционального назначения и интенсивного использования территорий, а также вида землепользования.
Налог за земельный участок, превышающий по площади установленные нормы отвода взимается в двукратном размере.
Налог за земли, занятые жилым фондом, а так же личным подсобным хозяйством, дачными участками в границах городской черты взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленного в городе.
Налог за земли сельскохозяйственного назначения в пределах городской черты устанавливается в двукратном размере ставок налога сельскохозяйственного угодья аналогичного качества.
Налог за расположенные вне населенного пункта земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевиденья устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога введенных для поселений с численностью до 20000 чел.