Пути решения проблемы на международном уровне.
Несмотря на важность достигнутых договоренностей между Казахстаном и Китаем вопросы контроля качества вод, предупреждения их загрязнения рек, а также принципа вододеления становятся камнем преткновения при ведении двусторонних переговоров, как и рассмотрение вопроса о вовлечении России в переговорный процесс по Иртышу. Китай избегает вопросов развития трехстороннего (Китай-Казахстан-Россия) сотрудничества в области использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Иртыш. Эксперты полагают, что предпринимаемые Казахстаном шаги по решению проблемы равноправного использования ТВР с Китаем не приносят ожидаемого результата. По их мнению, Китай идет на уступки по второстепенным вопросам, затягивает решение принципиальных проблем, а именно - вододеления и контроля качества вод Использование реки Иртыш Казахстаном и Россией регулируется межправительственным казахстанско-российским бассейновым соглашением. Трехстороннего соглашения между КНР, Казахстаном и Россией пока не выработано. Проведенные наблюдения и исследования показывают, что ртутное загрязнение в виде токсичных соединений движется с грунтовыми водами со скоростью 40-50 метров в год и, по прогнозам, может достигнуть р. Иртыш через 80-100 лет. [4].
В 2000 г. этот вопрос был также рассмотрен Российской и Казахстанской делегациями в г. Алма-Ате на Консультативной встрече министров окружающей среды, экономики и финансов Содружества Независимых Государств по вопросам водного хозяйства и привлечения инвестиций в водохозяйственный сектор. Стороны договорились продолжить совместные работы по созданию дополнительной сети скважин по наблюдению за миграцией ртутных соединений и проведению мониторинга поверхностных и подземных вод. В 2000 г. на эти цели Российской стороной было выделено 600 тыс. рублей. [1].
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, подписанным в 1992 году, Казахстаном для локализации очага загрязнения и предотвращения попадания ртути в р. Иртыш разработан и с 1994 г. реализуется проект устройства противофильтрационной завесы методом "стена в грунте".[2].
Сегодня инженеры и строители предлагают новый вариант гидроузла. Для предотвращения катастрофического обмеления реки будет построена не одна, как планировалось ранее, а две плотины. Если верить авторам идеи, возведение на Иртыше гидроузла открывает такую перспективу. Уровень воды в верховьях реки повысится до немыслимых сегодня четырех метров, грузовые и пассажирские суда вновь начнут ходить в Казахстан и обратно. Водохранилище поможет возродить рыболовство. А на берегах этого рукотворного моря будет организована курортная зона с пляжами и прочими удовольствиями. Кроме того, по мнению специалистов, энергию полноводной реки будут использовать для получения дешевого электричества, которого хватит для снабжения как минимум всего Черлакского района. Да и само строительство грандиозного объекта должно стать новым импульсом для развития экономики юга области. [3].
По расчетам специалистов, на возведение гидроузла уйдет полмиллиона кубометров железобетона. Для его производства потребуется целый завод - а это сотни новых рабочих мест. Разумеется, попутно будет развиваться и транспортная инфраструктура, да и сфера обслуживания не обойдет великую стройку своим вниманием.
Однако практика не всегда подтверждает теоретические выкладки. Экологи напоминают, насколько серьезный вред природе нанесло строительство гидротехнических сооружений на других сибирских реках. Впрочем, и сами разработчики проекта омских плотин принимают в расчет возможные негативные последствия. Например, из-за резкого снижения скорости течения Иртыша вода может "зацвести" - то есть в ней начнут размножаться вредные бактерии. Процесс самоочищения может нарушиться. Соответственно - ухудшится и качество питьевой воды. Для рационального управления водными ресурсами Иртышского бассейна на территории Казахстана разработана и утверждена приказом комитета водных ресурсов схема комплексного использования и охраны водных ресурсов реки Иртыш. В схеме определена стратегия водной политики, представлены водохозяйственные балансы водопотребления и использования и воды Иртышского бассейна на перспективу до 2020 года, а также приведены прогнозы водохозяйственной обстановки. В соответствии со схемой обеспечение заборов количества воды (6-7 куб.км) для нужд Прииртышья и Центрального и Северного Казахстана в перспективе возможно только при условии дополнительного регулирования иртышского стока в водохранилищах. Решить этот вопрос можно с помощью строительства 2-й очереди Шульбинского водохранилища, емкость которого и рабочие отметки горизонтов должны быть обоснованы в соответствующих проектах, и возможно создание в перспективе дополнительной емкости на реке Ульба.
Новый этап трансграничного управления будет базироваться на этих наработках, но вместе с экологией учтет расширение объемов водоснабжения за счет реконструкции Шульбинского и более полного использования Бухтарминского водохранилищ, развитие судоходства. Предполагается создание гидрохимической модели реки и развитие мониторинговой сети, чтобы исследовать чистоту речной воды, а также привлечение к сотрудничеству китайской стороны. По общему мнению, Иртыш - международная река, и решать ее проблему необходимо на профессиональном уровне.
Итоги работы международного сотрудничества по совместному российско-казахстанско-французскому проекту управления водными ресурсами бассейна реки Иртыш, на реализацию которого французским экологическим фондом затрачено 1 миллион евро. [3].
Была создана гидрологическая модель реки Иртыш на отрезке от озера Зайсан (Казахстан) до районного поселка Большеречье (Омская область). Она позволяет прогнозировать расходы иртышской воды с учетом хозяйственной деятельности и климатических особенностей (осадки, испарения, подземные стоки). Варианты предусматривают засушливый, средний и влажный годы, а прогноз рассчитан до 2010, 2020 и 2030 годов. Разработанная модель получила высокую оценку французских экспертов, российских и казахстанских специалистов.