Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в части рационального использования и охраны земель Прибайкальского национального парка.
Неоднократно, начиная с 1996 года, перед федеральными ведомствами, в ведении которых находился Прибайкальский национальный парк, прокуратурой Иркутской области ставился вопрос о необходимости уточнения границ парка. В 2008 году средства на финансирование работ по установлению его границ были выделены из федерального бюджета.
Проведенными работами в октябре прошлого года была установлена лишь часть границ национального парка. А именно, границы земель в размере более 305 тысяч гектаров, относящихся к категории особо охраняемых природных территорий, предоставленных нацпарку как юридическому лицу - природоохранному учреждению на праве пользования. Эти земли находятся в федеральной собственности.
Однако в границы национального парка входят также и земли сельскохозяйственных предприятий, включенные в состав национального парка при его создании, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. 110 тысяч гектаров земель сельскохозпредприятий расположены на побережье озера Байкал в Ольхонском районе. На протяжении многих лет после создания национального парка и постепенного экономического упадка в девяностых годах колхозов и совхозов, их земли стали камнем преткновения в вопросах развития территории Ольхонского района. Некогда сельскохозяйственный район, сегодня ориентирован на развитие организации туризма и отдыха, с учетом уникальности его местоположения.
Администрацией Ольхонского района земельные участки, включенные в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, выделяются под строительство различных баз отдыха, туристических объектов. Органами прокуратуры ежегодно выявляются незаконные постановления мэра Ольхонского района о предоставлении в собственность (аренду) земельных участков, расположенных в Прибайкальском национальном парке. Такие постановления оспариваются прокурорами в суде. Только за последние годы по результатам проверок Западно-Байкальской природоохранной прокуратуры и прокуратуры Ольхонского района было направлено в суд более 70 заявлений. Незаконные постановления по решениям суда либо добровольно в процессе рассмотрения дел в суде отменены органами местного самоуправления.
При этом ни одного заявления в прокуратуру области от администрации национального парка о необходимости защиты его территории не поступало. Более того, при рассмотрении ряда дел в суде выяснялось, что прежним руководством национального парка согласовывалось незаконное предоставление земель парка категории сельхозназначения под рекреационные цели.
Такая ситуация далее терпима быть не может. Она вызывает озабоченность и у Правительства Иркутской области. Однако у органов государственной власти области нет полномочий по установлению границ особо охраняемой природной территории федерального значения. Такую инициативу перед федеральными органами исполнительной власти должна проявить администрация Прибайкальского национального парка.
Вместе с тем, Правительство области принимало меры, направленные на решение проблемы рационального и законного использования земельных ресурсов Ольхонского района. За счет средств областного бюджета были проведены работы по территориальному планированию района - разработана схема планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны на территории муниципального образования. Однако вопреки требованиям федерального законодательства обязательность учета всех особо охраняемых природных территорий не была соблюдена при разработке схемы территориального планирования района. В схеме не нашли отражения земли сельскохозяйственных предприятий, включенных в состав нацпарка, границы Байкальской природной территории и ее экологических зон.
Несмотря на столь грубые нарушения интересов национального парка, бывшим директором Национального парка «Прибайкальский» В. Грищенко схема была согласована. В ноябре 2008 года она была утверждена решением Думы Ольхонского районного муниципального образования. Прокуратурой Ольхонского района в связи с выявленными нарушениями законодательства, допущенными при утверждении схемы, в суд было направлено заявление о признании решения Думы незаконным.
Не способствует рациональному использованию природных ресурсов национального парка и отсутствие в течение ряда лет положения о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации. Наличие такого положения позволило бы определить режим использования земель бывших сельскохозяйственных предприятий.
После обращения прокуратуры области к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, директору национального парка такое положение было разработано. Однако документ до настоящего времени не утвержден, в органы исполнительной власти области не направлен.
Пассивная позиция бывшего руководства Прибайкальского национального парка, непринятие своевременных мер к защите прав и интересов федерального государственного природоохранного учреждения способствует многочисленным судебным спорам о праве пользования, владения, распоряжения земельными участками в границах парка, и может привести, в конечном итоге, к утрате части территории национального парка.
Прокуратурой области по результатам проведенной проверки предложения по решению проблем использования земель направлены в органы Роснедвижимости, Росприроднадзора, Росимущества, Агентства имущественных отношений, Росрегистрации, в правительство и министерство природных ресурсов области.
В адрес нового руководителя национального парка О. Апанасика прокуратурой области внесено представление с требованием инициировать перед Росприроднадзором размещение нового госзаказа на завершение работ по установлению внешних границ парка.
Определение границ Прибайкальского национального парка и отражение их на схеме территориального планирования Ольхонского района позволит в дальнейшем рационально использовать земли, включенные в свое время в состав нацпарка, без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
По согласованию с национальным парком в рамках схемы должны быть определены перспективы использования части вышеназванных земель для рекреационных целей. Фактически же использование этих земель возможно будет после прохождения установленной законом процедуры перевода таких земельных участков в категорию земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения, также включенных в состав нацпарка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
После согласования схемы со всеми заинтересованными органами и утверждения ее Думой района в установленном порядке, заинтересованные в развитии туризма и отдыха организации, вправе будут обращаться в органы местного самоуправления и Правительство области за решением вопроса о переводе земель.
В соответствии со ст.15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (в том числе при переводе земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Земли особо охраняемых территорий рекреационного назначения, согласно Земельному кодексу РФ, предназначены для организации туризма, отдыха, физкультурно-оздоровительной деятельности.
В случае, если такой перевод состоится, право распоряжения этими землями, собственность на которые не разграничена, в рекреационных целях будет принадлежать органам местного самоуправления Ольхонского района. При этом необходимо будет учитывать режим использования этих земель, который должен быть установлен новым положением о режиме их использования, утвержденном Министерством природных ресурсов России в порядке, предусмотренном п.4 ст.15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и согласованным органами исполнительной власти Иркутской области.
В настоящее время у владельцев туристических баз и баз отдыха, расположенных в Ольхонском районе на территории национального парка, возникает много вопросов о порядке оформления занимаемых ими земельных участков.
В этой связи прокуратура области разъясняет, что в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки имеют исключительное право приобретения в собственность указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Следовательно, земельные участки, включенные в состав земель национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, собственность на которые не разграничена, могут быть предоставлены в рекреационных целях иным землепользователям только на праве аренды.
3 июля 2009 г.,
Ольхонский район – против Байкала?
На этой странице
Поддержи Гринпис!
Новость - 22 апреля, 2009
Недавно Гринпис обратился к Иркутской администрации в связи с новой напастью, угрожающей Байкалу - застройкой территории Прибайкальского национального парка. В продолжение темы - мнение "с места происшествия".
Увеличить Берег Малого моря.
Посмотрим на Байкал. Точнее - на его центральную экологическую зону, зону особо охраняемую, из-за которой столько было сломано копий, столько пережито волнений, которую отстояли, буквально, в последний момент от посягательств Транснефти, и из-за которой Иркутск и Байкальск стали чуть ли не врагами (хотя вины ни рядовых байкальчан, ни рядовых иркутян в создавшемся после закрытия БЦБК тяжелом экономическом положении нет).
Но речь сейчас пойдет не о Байкальске.
Ольхонский район. Теплое Малое море, песчаные пляжи, прилегающие к ним степи с уникальнейшей флорой и фауной. Прибайкальский Национальный Парк, точнее - центральный его участок, перемычка между тремя лесными зонами.
Уникальные флора и фауна, потрясающее разнообразие птиц, переходы различных природных зон не на протяжении многих километров, а в пределах пешей прогулки. Плюс этнография - быт и хозяйство полукочевых народов, отдаленных потомков той самой империи чингизидов, что некогда включала в себя почти весь материк, со всеми его народами и культурами - а в конечном итоге, сыграла и очень значительную роль в становлении государства Русь. Какая экзотика, какой материал для потенциальных участников международных исторических, экологических и этнографических экспедиций, для организованного познавательного (но не пляжного) туризма!
Но у нас, увы, представление о туризме - как у папуасов XVIII века о сантехнике. Раз туризм - значит, отели (желательно пятизвездочные), турбазы (желательно но пару гектаров), катера и яхты, автобаны и рестораны, дискотеки, кегельбаны и стрип-клубы... Другого "развития туризма" наш человек не представляет. Разве что выехать на машинах "своей компанией", с парой ящиков водки, с купленным по дороге омулем и захваченными из дома вкусностями, провести в беспробудной пьянке на фоне так называемой "рыбалки" выходные, а то и недельку от отпуска, да и уехать домой, оставив за собой то, что не используя ненормативную лексику и назвать-то невозможно... Но это уже и не туризм вовсе, а так, отдых на природе. А на претензии каких-нибудь егерей, буде таковые все-таки появятся, наш человек просто считает себя обязанным ответить предложением выпить вместе, да еще и в карман что-нибудь дать, "жидкую валюту", к примеру, если бумажная не прокатывает. Что вы, граждане, какая-такая экология? Мы разве чего-то запрещенное делаем? Экология - это вот всякие заводы, химия всякая, а этот мусор махом разлагается, и вообще, не пошли бы вы все?
Да, егерей на всех не хватает. Да, не все егеря стойки к искушениям, а уж к угрозам - тем более. А где взять других, на какие деньги нанять большее их количество? Беден Прибайкальский Национальный Парк, и некому держать оборону уникальнейших ландшафтов от дикарей на джипах и моторках, а тем паче - от самовольных застройщиков, которые еще и претензии предъявляют: мы-де тут регион развиваем, туризм привлекаем, а вы нам со своими степями чахлыми мешаете деньги в местный нищенский бюджет платить.
Нет, понятно, что нищему не до экологии. Понятно, что Ольхонский район, которому не светят субсидии из бюджета области на развитие, или хотя бы улучшение социалки, не будет особенно плакать по уже утраченным неярким, но уникальным травам, вытоптанному и выдранному подчистую толпами отдыхающих чабрецу или невесть куда сбежавшим от тех же толп стаям уток на Мухоре. Вполне можно понять руководство района, когда оно всеми правдами и неправдами старается вычеркнуть из своих бумаг саму память о Прибайкальском Парке - ведь это он мешает раздать "неперспективные" (в сугубо утилитарных целях - сенокоса или посевов) земли в аренду ненасытным застройщикам, да и стричь потом аренду раза в три-четыре выше, чем с тех же лесных участков. А ведь земли эти были в свое время переданы Парку без изъятия их из сельскохозяйственного природопользования исключительно для того, чтобы не нарушать сложившийся исторически способ хозяйствования местного населения. И что, неужели та "сортирная архитектура", которая захватила практически все побережье Малого моря, и есть это самое "сложившееся хозяйствование"? Ведь те почти шестьдесят так называемых турбаз (с общим количеством построек, приближающимся к тысяче!), не соответствуют элементарным санитарным требованиям, предъявляемым к таким структурам даже в соседней Монголии.
К тому же в планах и схемах развития и так уже заложено резкое, в четыре раза, увеличение территорий, отводимых под развитие существующих населенных пунктов - ну так стройте там, и дайте *центральной экологической зоне Байкала, особо охраняемому участку Мирового Наследия ЮНЕСКО* возможность хотя бы просто УЦЕЛЕТЬ!
...Но нет. На "Схеме планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны на территории муниципального образования - Ольхонский район" территории парка не отмечены вообще. Как будто и не было. Более того, проектировщики попросту отказываются их отмечать. 110 тысяч га, таким образом, просто планируется изъять из-под хоть какой-то защиты от современных "предприимчивых людей". Без согласования с Москвой. Без учета позиции прокуратуры (по словам представителя которой, пожелавшего остаться неизвестным, на прокуратуру оказывается давление со стороны областных властей). Без учета множества писем от самых разных организаций и научных сообществ самых различных уровней, которые *точно* знают о ценности этого уголка природы. Без рассмотрения предложения заместителя директора Парка по науке Виталия Валентиновича Рябцева о компенсационной замене уже давно застроенных, а потому деградировавших и не подлежащих восстановлению земель на такое же количество земель пока еще не испоганенных - из тех, что принадлежат только району. Без упоминания ценности этих территорий, уникальности их (почему-то даже госпоже Гайковой, министру природных ресурсов и экологии Иркутской области, не хватало памяти, чтобы поставить разработчиков схемы в известность об этой ценности, хотя ей самой работники Парка не раз приводили все цифры и факты) перед комиссиями, готовившими проект и просто по долгу службы обязанными провести межевание! Да еще, как на грех, как раз накануне принятия этой "Схемы", буквально за несколько дней до ее рассмотрения, по непонятным причинам увольняют прежнего директора Парка - практически вслед за отставкой О. Митволя, знаменитого своей несговорчивостью, непосредственно приказом г-на Трутнева. А вновь назначенный директор, не успев войти в курс дела, решает не брать на заседание своего заместителя по науке, так что тому приходится свою позицию пытаться довести до всех заинтересованных лиц через пресс-конференцию, прошедшую 21 апреля в редакции "Комсомольской Правды".
Принятие этой "Схемы" для областного руководства выполняет две задачи: с одной стороны, она позволяет легко и без препон легализовать те самозахваты, которые уже были проведены в годы роста дикого туризма на Байкале. Пока что любую "дикую" турбазу можно, да и нужно снести - она вне закона - а владельца привлечь к ответственности. Конечно, владельцам такое положение не нравится, и они уже даже предъявляют претензии - по поводу того, что, дескать, затратили свои деньги, "воевали - так подай"!
И им в этом их желании идут навстречу. После того, как эти земли будут признаны "особо охраняемыми рекреационными" (вот такое новое понятие в Земельный Кодекс собирается внести наша администрация, хотя совершенно непонятно, что это за земли такие, и кто и что там должен охранять), за них развернется настоящая война - потому что количество ПОКА ЧТО отвергнутых заявок на их застройку исчисляется тысячами. И тогда всего того, за чем люди ехали на Байкал - дикой, нетронутой природы, чистейшей воды, покоя, неспешного быта местных жителей, - всего этого просто не станет. В финансовом отношении от этого на ближайшее время (пока район окончательно не превратят в большую разъезженную помойку на облысевшей и запаршивевшей земле) выиграет Ольхонский район. Правда потом... Но "потом", как говорится, "суп с котом" и "хоть трава не расти"... увы, в буквальном смысле слова. Но /сейчас/ это - вторая задача Схемы, которая позволит областным властям меньше ломать голову над тем, как наполнить бюджеты местных образований. Не стоит забывать, что один из приемов, позволяющих региональным чиновникам сокращать "издержки", кроме увольнений, это "более интенсивное использование природных ресурсов".
Даже г-н Зюганов, главный коммунист России, в первую очередь призывал для развития региона использовать природу, ни полузвуком не обмолвившись о том, что ее, эту природу, нужно еще и беречь, чтобы завтра не остаться на непригодной для жизни территории. Как же, как же - на наш-то век их, этих ресурсов, хватит, а там... Или ишак умрет, или эмир.
Вот только остается такой маленький нюанс: в 2010 году истекает срок, данный ЮНЕСКО на изменение отношения России в целом и Иркутской области и Бурятии в частности к участку Всемирного Наследия по имени Байкал. И отчитываться перед мировым сообществом придется не главе Ольхонского района, и даже не нашему областному Серому дому, а самому господину президенту РФ. И вряд ли хозяйственные инициативы местечкового, по большому счету, руководителя, скрасят ему предстоящее позорище, на которое ему придется выйти - и где ему будут оппонировать независимые проверяющие, с фотографиями загаженных, замусоренных, застроенных сараюшками и сортирами берегов. Потому как не БЦБК был назван главной угрозой одной шестой части мировых запасов питьевой воды под именем Байкал...
*Справка*
По уровню биоразнообразия и количеству редких видов степная территория Ольхонского района (110 тысяч гектаров земель двойного подчинения) не имеет себе равных во всем Байкальском регионе. Красные книги (от региональной до международной) представлены здесь 70 видами высших и 16 - споровых растений, 40 видами птиц, 2 видами герпетофауны. Она представляет собой наиболее ценную часть ключевой орнитологической территории (КОТ) международного значения - "Остров Ольхон и Приольхонье". Включает самое большое в пределах Иркутской области количество памятников археологии.
Эти земли являются историческим ареалом расселения бурятского этноса. Именно на Байкале в древности родился уникальный шаманистский культ Орла. К сожалению, из 19 пар солнечных орлов (это природный прототип священного Белоголового Орла байкальских легенд), живших здесь ещё в 1982 году, к нынешнему году не только в Ольхонском районе, а на всем Байкале сохранилась лишь одна пара.
Освоение земель Прибайкальского парка не только противоречит нормам, заложенным в российском природоохранном законодательстве, но и грубо противоречит международному законодательству, которое имеет безусловный приоритет в случаях, касающихся сохранения объектов всемирного природного наследия.
"Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 643, запрещает, в частности, строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Кроме того, здесь запрещено размещение временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами рекреационных территорий, предусмотренных комплексной схемой охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории.
В решении, принятом на 32-й Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО (32 COM 7B.24, Квебек, 2008) и посвященном озеру Байкал, указано требование к стране-участнице Конвенции "установить юридические и административные механизмы для регулирования туризма и рекреации, срочно разработать и утвердить эффективные правила планирования и создать стратегию устойчивого развития туризма для объекта".
Анна Машерова