Исследования в землеустройстве в целях получения сведений о состоянии земель
1. Исследования в землеустройстве в целях получения сведений о состоянии земель
Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
оценка качества земель;
инвентаризация земель.
Инвентаризация земель
1. С какой целью проводят работы по инвентаризации земель.
При проведении инвентаризации выявляются:
- соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам;
- неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки;
- нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;
- земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых территорий.
В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.
2. Общий порядок проведения инвентаризации территории населенных пунктов.
Инвентаризация земель обеспечивается проведением комплекса мероприятий:
1. подготовительных работ по сбору и анализу имеющихся правоустанавливающих документов,
2. аэрофотосъёмочных,
3. топографо-геодезических,
4. картографических работ,
5. других необходимых изысканий и обследований,
6. согласованием границ земельных участков,
7. формированием отчетной землеустроительной документации
3. Порядок проведения инвентаризации границ земельных участков, используемых с\х организациями и гражданами.
Работы по инвентаризации включают:
1. Подготовительные работы.
- Подбирают и анализируют планово-картографические материалы М 1:10 000; М 1:25 000;
- площади угодий; проекты по реорганизации хозяйств;
- проекты по передаче ЗУ хозяйствам;
- материалы по определению ограничений, обременений;
- списки граждан;
- материалы почвенных и др. обследований;
- материалы межевания земель.
Основные виды и содержание работ при планировании и организации рационального использования земель. Виды землеустроительной документации
1. Цели и задачи Генеральной схемы землеустройства территории РФ, схем землеустройства территории субъектов РФ, схем землеустройства территорий муниципальных образований.
Является одним из основных видов землеустроительной документации.
ГСЗ должна служить средством для определения наиболее приоритетных направлений экономического развития регионов в рамках долгосрочных прогнозов развития земельно-имущественного комплекса.
Основные стратегические задачи ГСЗ:
- разработка и реализация направлений гос. земельной политики на перспективу;
-развитие систем государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
-выявления спорных территорий по внешней границе и между субъектами;
-разработка предложений о рациональном использовании земель и их охраны;
-установление резервных земель для гос. и муниципальных нужд, перераспределения земель;
-разработка предложений по повышению роли земельных ресурсов в обеспечении страны продовольствием;
-совершенствование состава и распределения земель по угодьям. и др.
ГСЗ по содержанию и назначению относится к долговременной предплановой землеустроительной документации, готовят в соответствии с периодами программ социально- экономического развития государства.
2. Природно-сельскохозяйственное районирование. С какой целью используют данные природно-сельскохозяйственного районирования.
Природно-сельскохозяйственное районирование – разделение территории РФ, отдельных регионов или территорий субъектов РФ с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных растений.
Районирование применяют для выявления новых земель, для использования в с\х, обоснования размещения отраслей с\х производства, систем ведения с\х.
3. Какие земли относят к землям особо охраняемых природных территорий. Значение схем размещения ООПТ.
Земли особо охраняемых природных территорий – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты. Они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного оборота и для которых, установлен режим особой охраны.
Земли ООПТ – это земли государственных природных заповедников, памятников природы, природных заказников ….
Размещение ООПТ осуществляется при разработке землеустроительной документации: ГСХ, схем землеустройства субъектов РФ, схем землеустройства МО, градостроительной документации в виде схем территориального планирования, схем охраны природы.
При разработке схем развития и размещения ООПТ устанавливается местоположение, площадь, границы ЗУ и зон с особыми условиями использования территорий.
К числу основных схем размещения использования и охраны земель относят:
- Схемы размещения ООПТ;
- Схемы размещения территорий традиционного природопользования в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
- Схемы зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;
- Схемы противоэрозионных мероприятий;
- Схемы формирования целевых земельных фондов.
4. Какие вопросы решают схемы размещения территорий традиционного природопользования в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Содержание схем ТТП.
5. С какой целью создаются схемы зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Содержание схемы.
В схемах зонирования определяются зоны наиболее благоприятные для развития этого, а т.ж установлены минимальные ограничения на использование ЗУ.
Схемы разрабатываются в М1: 25 000 ….1: 100 000, в зависимости от размера территории, находящейся в ведении муниципальных органов.
В Схемах содержатся сведения о площадях и целевом назначении ЗУ, разрешенном использовании и правах граждан;
Схема содержит планово-картографический материал где наряду с границами ЗУ, показаны объекты инфраструктуры (подъездные дороги, ЛЭП, водоснабжения….).
В схемах землеустройства муниципального образования общие принципы размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан могут быть определены комплексно и взаимоувязано со всеми составными частями таких схем землеустройства.
Потребность в садовых, огородных или дачных земельных участках устанавливают ОМС по месту проживания граждан, исходя из утвержденных норм предоставления ЗУ и с учетом дополнительных земель под размещение имущества общего пользования.
Заказчиком Схем выступают органы местного самоуправления
6. Схемы противоэрозионных мероприятий.
Основная задача Генеральной схемы противоэрозионных мероприятий.
Основная задача Генеральных схем противоэрозионных мероприятий высшего административно-территориального уровня – районирование территорий по видам и интенсивности проявления процессов эрозии и почвозащитных мероприятий на выделенных территориях.
Межхозяйственные схемы противоэрозионных мероприятий разрабатывают для территорий ли групп хозяйств, расположенных в одном районе ветровой эрозии или на территории МО, где требуется взаимосвязь мероприятий и согласованность действий по вопросам противоэрозионных мероприятий во всех хозяйствах.
Если в генеральной схеме проводят противоэрозионное районирование и определяют почвозащитные мероприятия не только для земель с\х, но и на землях других категорий, то в межхозяйственных схемах (МХС) определяют только межхозяйственные почвозащитные мероприятия: правильное размещение МХ границ, дорог и скотопрогонов, межхозяйственные лесонасаждения, гидротехнические сооружения, ЗУ орошения или осушения…
7. Межхозяйственные схемы противоэрозионных мероприятий. Реализация межхозяйственных схем.
8. Схемы формирования целевых земельных фондов. Виды целевых земельных фондов.
1. Фонд перераспределения земель.
Создается в целях перераспределения земель для с\х производства, расширения фермерских хозяйств, животноводства…
Фонд формируется из земель с\х назначения , поступающих в этот фонд в случае приобретения РФ, субъектом или МО права собственности.
Значительные площади земель зачислены в этот фонд в результате банкротства и ликвидации с\х предприятий; добровольного отказа от ЗУ; при принудительном отказе, если нет наследников.
В 2012г общая площадь фонда РФ – 48,8 млн. га (12 млн. га –с\х угодья и
3.6 млн. га –пашни).
2. Земельные фонды переселения.
Имеют разное целевое назначение, которое определяется категорией переселяющихся.
Земли этого фонда предоставляются беженцам и вынужденным переселенцам; военнослужащим в запасе их семьям; гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера; Чернобыльцам; казачьим обществам.
Основой для формирования фонда переселения являются предпроектная землеустроительная документация и целевые или комплексные схемы землеустройства.
3. Фонды земельных участков, предназначенных для жилищного и социального строительства.
Предназначены для предоставления ЗУ инвесторам за плату в целях строительства жилья; либо гражданам категории «льготник» бесплатно; для строительства социальных объектов.
3. Специальный земельный фонд.
В него включают земли:
- используемые не по целевому назначению;
- неэффективно используемые земли;
- земли, выбывшие из оборота или переведенные в менее ценные угодья.
Основой для создания фонда стали землеустроительные работы по инвентаризации земель, а ЗУ включенные в него, были переданы в фонд перераспределения земель.
Одним из последних целевых фондов создали для строительства олимпийских объектов в г. Сочи, Универсиады в г. Казани, Саммита АТЭС во г. Вдадивостоке.
4. Земельные фонды различного целевого назначения .
Создаются федеральными и региональными органами власти, ОМС.
Они предназначены для наделения землёй граждан, предприятий, учреждений и организаций.
Создаются за счет:
- других земельных фондов ( специального, перераспределения, переселения,..);
- земель запаса;
- передачи земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- передачи ЗУ, земельных долей, находящихся в собственности граждан;
- передачи земель всех категорий, не используемых по целевому назначению, в состав земель запаса:
- с\х угодий, выбывших из с\х использования вследствии развития эрозионных процессов, закустаренности,…
При установлении режима использования земель целевого фонда предусматривают:
- возможность предоставления таких земель, гражданам и юр. лицам во временное пользование или аренду без права строительства, до времени их целевого использования ;
- соблюдение ранее установленных видов разрешенного использования земель, ограничений и обременений.
При образовании земельных фондов различного целевого назначения соблюдаются требования:
- земельные массивы должны быть компактны, границы стараясь совместить с линейными объектами (дороги, каналы, лесополосы) или природными объектами;
- земельные фонды размещают вблизи дорог для обеспечения транспортной доступности и рац. использования;
- специальные фонды стараются располагать вблизи вымирающих ферм, полевых станов, с целью удобного и быстрого вовлечения земель из фонда в с\х оборот.
Схему создания целевого земельного фонда составляют по инициативе органов исполнительной власти на период не менее 10-15 лет.
Схемы разрабатывают по каждому МО, их обобщают по субъекту, а затем по субъектам РФ. Представляют на гос. экспертизу землеустроительной документации.
Схема целевого земельного фонда имеет текстовую часть – состоит из пояснительной записки и описи ЗУ фонда и графическую часть - имеет карту МО с размещением ЗУ фонда + карту субъекта РФ. Масштабы разные.
Основные принципы образования землепользований несельскохозяйственного назначения.
1. Основные принципы образования землепользований несельскохозяйственного назначения.
2. Процесс предоставления и отвода ЗУ без предварительного согласования места размещения объекта.
3. Общий порядок предоставления ЗУ – с предварительным согласованием места размещения объекта.