Возможные ошибки при вводе условий задач ЛП
Если при решении задачи ЛП выдается сообщение о невозможности нахождения решения, то возможно, что причина заключается в ошибках ввода условия задачи в Excel. Поэтому, прежде чем делать вывод о принципиальной невозможности нахождения оптимального решения задачи, ответьте на вопросы из табл.1.4.
Таблица 1.4 Список вопросов, позволяющих выявить ошибки ввода условия задачи в Excel | Месторасположение в Excel | Экранная форма | Экранная форма | Экранная форма | Окно "Поиск решения" | Окно "Поиск решения" | Окно "Поиск решения" Поле "Изменяя ячейки" | Экранная форма, Окно "Поиск решения" Поле "Ограничения" | Окно "Поиск решения" Поле "Ограничения" | Окно "Поиск решения" Поле "Ограничения" | Окно "Поиск решения" Поле "Ограничения" | Окно "Поиск решения" Поле "Ограничения" | Окно "Параметры поиска решения" |
Вопрос | Правильно ли Вы ввели численные значения и знаки (+, —) коэффициентов целевой функции и ограничений, правых частей ограничений ? | Сбалансирована ли двухиндексная задача? | Правильны ли формулы в целевой ячейке и в ячейках левых частей ограничений? Для наглядности проверки поставьте курсор на ячейку с формулой и сделайте двойной щелчок левой клавишей мыши. Рамкой в экранной форме будут выделены ячейки, участвующие в данной формуле (см. рис.1.4, 1.5). | Правильно ли указан адрес целевой ячейки? | Правильно ли указано направление оптимизации ЦФ? | Правильно ли указаны адреса ячеек переменных? | Правильно ли введены знаки ограничений (<=, >=, =) ? | Правильно ли указаны адреса ячеек левых и правых частей ограничений? | Не забыли ли Вы задать требование неотрицательности переменных? | Не забыли ли Вы задать требования по единичному значению верхней границы переменных (для задач с булевыми переменными) | Не забыли ли Вы задать условие целочисленности переменных (согласно условию задачи)? | Проверьте правильность установки параметров (см. подразд.1.3.1.2) | |
№ |
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ НА ЗАЩИТЕ РАБОТЫ
1. Каковы основные этапы решения задач ЛП в MS Excel?
2. Каков вид и способы задания формул для целевой ячейки и ячеек левых частей ограничений?
3. В чем смысл использования символа $ в формулах MS Excel?
4. В чем различие использования в формулах MS Excel символов ; и :?
5. Почему при вводе формул в ячейки ЦФ и левых частей ограничений в них отображаются нулевые значения?
6. Каким образом в MS Excel задается направление оптимизации ЦФ?
7. Какие ячейки экранной формы выполняют иллюстративную функцию, а какие необходимы для решения задачи?
8. Как наглядно отобразить в экранной форме ячейки, используемые в конкретной формуле, с целью проверки ее правильности?
9. Поясните общий порядок работы с окном "Поиск решения".
10. Каким образом можно изменять, добавлять, удалять ограничения в окне "Поиск решения"?
11. Какие сообщения выдаются в MS Excel в случаях: успешного решения задачи ЛП; несовместности системы ограничений задачи; неограниченности ЦФ?
12.Объясните смысл параметров, задаваемых в окне "Параметры поиска решения".
13. Каковы особенности решения в MS Excel целочисленных задач ЛП?
14. Каковы особенности решения в MS Excel двухиндексных задач ЛП?
15. Каковы особенности решения в MS Excel задач ЛП с булевыми переменными?
ВАРИАНТЫ
Используя MS Excel, найти решение для модели ЛП (табл.1.5) в двух вариантах:
1) нецелочисленном;
2) целочисленном.
Показать решение преподавателю и защитить лабораторную работу.
Таблица 1.5 - Варианты задач к лабораторной работе №1
№ варианта | Математическая модель |
№ варианта | Математическая модель |
№ варианта | Математическая модель |
Лабораторная работа №2
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СИМПЛЕКСНЫМ МЕТОДОМ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
1. Построить экономико-математическую модель задачи.
2. Матрицу задачи ввести в компьютер.
3. Выполнить необходимые настройки и решить задачу.
4. Проанализировать полученное решение.
5. Выполнить вариантные решения по перечисленным ниже пунктам.
Условие задачи.
Для выращивания зерновых культур (пшеницы, ячменя и гороха) выделяется 800 га пашни, 12000 чел.-ч трудовых ресурсов и 1300 ц минеральных удобрений. Технико-экономические коэффициенты в расчёте на 1 га посева каждой культуры приведены в таблице.
Показатели | Пшеница | Ячмень | Горох |
Затраты труда, чел.-ч | |||
Норма внесения удобрений, ц | 1,4 | 1,2 | 0,9 |
Урожайность, ц. |
Критерий оптимальности – максимум производства зерна.
Вариантные решения
Примечание. Для каждого варианта сохранить отчёты по результатам и устойчивости, затем вернутся к первоначальному условию.
1. Ввести в план посевы культуры, которая получалась невыгодной, добавив в модель 4-е ограничение.
2. Изменить коэффициент целевой функции при этой переменной таким образом, чтобы культура стала выгодной.
3. Добавить в план 4-ю культуру. Коэффициенты для неё задать произвольно.
4. Увеличить объем любого из дефицитных ресурсов настолько, чтобы он перестал быть дефицитным.
5. Предусмотреть полное использование того производственного ресурса, который не является дефицитным.
6. В том случае, когда в последнем варианте не получается оптимального решения, определить, какими должны быть объёмы производственных ресурсов (дефицитных в первоначальном решении), чтобы все три ресурса использовались полностью.
Все необходимые изменения для получения нового варианта решения задачи делаются в исходной матрице. В соответствии с ними вносятся изменения в окне «Поиск решения» и задача решается повторно. По окончании решения в типовом отчёте по результатам можно будет сравнить новое решение (столбец «Результат») с предыдущим (столбец «Исходно»).
Изменение коэффициента при переменной или объёма ограничения. Для этого достаточно исправить коэффициент при переменной или объём ограничения в исходной матрице и повторно решить задачу, не внося исправлений в настройки в окне «Поиск решения».
Добавление ограничения (ограничений) в матрицу. Ограничения вводятся после последнего, имеющегося в матрице. В ячейку по столбцу «Значение по решению» копируется формула из предыдущей строки, после чего в окне «Поиск решения» добавляется условие на эти ограничения и задача решается повторно.
Удаление лишних ограничений. Из матрицы удаляются все лишние строки, после чего соответствующие условия удаляются в окне «Поиск решения» и задача решается повторно.
Ввод в оптимальный план переменной, не вошедшей в него (получившей нулевое значение) или изменение значения какой-либо переменной. Для этого в матрицу добавляется ограничение на соответствующую переменную.
Например, нужно, чтобы площадь посева ячменя в нашей задаче была равна 280 га. Ограничение на эту переменную запишется следующим образом: Х2=280. Это ограничение вводится в матрицу под номером 5.
2.1.Варианты для самостоятельной работы
Вариант 1
Определить рациональное сочетание посевов ржи, пшеницы и гречихи. Для их возделывания выделяется 800 га пашни, 12000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1300 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Показатели | Рожь | Пшеница | Гречиха |
Затраты труда, чел.-дн. Норма внесения удобрений, ц Стоимость товарной продукции, р. | 1,6 | 1,4 | 0,8 |
Критерий оптимальности – максимум товарной продукции в денежном выражении
Вариантные решения
Ввести в план посевы культуры, которая получилась невыгодной, добавив в модель 4-е ограничение
Вариант 2
Определить рациональное сочетание посевов пшеницы, ячменя и проса. Для их возделывания выделяется 1000 га пашни, 13000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1300 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Показатели | Пшеница | Ячмень | Просо |
Затраты труда, чел.-дн. Норма внесения удобрений, ц Стоимость товарной продукции, р. | 1,4 | 1,2 | 1,0 |
Критерий оптимальности – максимум товарной продукции в денежном выражении.
Вариантные решения
Изменить коэффициент целевой функции при переменной таким образом, чтобы культура стала выгодной
Вариант 3
Определить рациональное сочетание посевов ячменя, овса и гречихи. Для их возделывания выделяется 1200 га пашни. 15000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1200 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Показатели | Ячмень | Овёс | Гречиха |
Затраты труда, чел.-дн. Норма внесения удобрений, ц Стоимость товарной продукции, р. | 1,2 | 1,0 | 0,8 |
Критерий оптимальности – максимум товарной продукции в денежном выражении.
Вариантные решения
Добавить в план 4-ю культуру. Коэффициенты для неё задать произвольно.
Вариант 4
Определить рациональное сочетание посевов ржи, ячменя и овса. Для их возделывания выделяется 1500 га пашни, 23000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1900 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Показатели | Рожь | Ячмень | Овёс |
Затраты труда, чел.-дн. Норма внесения удобрений, ц Стоимость товарной продукции, р. | 1,6 | 1,2 | 1,0 |
Критерий оптимальности – максимум товарной продукции в денежном выражении
Вариантные решения
Увеличить объём любого из дефицитных ресурсов настолько, чтобы он перестал быть дефицитным
Вариант 5
Определить рациональное сочетание посевов пшеницы, ячменя и овса. Для их возделывания выделяется 2000 га пашни, 25000 чел.-дней трудовых ресурсов и 2400 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Показатели | Пшеница | Ячмень | Овёс |
Затраты труда, чел.-дн. Норма внесения удобрений, ц Стоимость товарной продукции, р. | 1,4 | 1,2 | 0,8 |
Критерий оптимальности – максимум товарной продукции в денежном выражении.
Вариантные решения
Предусмотреть полное использование того производственного ресурса, который не является дефицитным
Вариант 6
Определить рациональное сочетание посевов ржи, пшеницы и гречихи. Для их возделывания выделяется 800 га пашни, 12000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1200 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Показатели | Рожь | Пшеница | Гречиха |
Затраты труда, чел.-дн. Норма внесения удобрений, ц Урожайность, ц/га | 1,6 | 1,4 | 0,8 |
Критерий оптимальности – максимум производства зерна.
Вариантные решения
Ввести в план посевы культуры, которая получилась невыгодной, добавив в модель 4-е ограничение
Вариант 7
Определить рациональное сочетание посевов пшеницы, ячменя и проса. Для их возделывания выделяется 2000 га пашни, 25000 чел.-дней трудовых ресурсов и 2600 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Показатели | Пшеница | Ячмень | Просо |
Затраты труда, чел.-дн. Норма внесения удобрений Урожайность, ц/га | 1,4 | 1,2 | 1,0 |
Критерий оптимальности – максимум производства зерна.
Вариантные решения
Изменить коэффициент целевой функции при переменной таким образом, чтобы культура стала выгодной
Вариант 8
Определить рациональное сочетание посевов ячменя, овса и гречихи. Для их возделывания выделяется 1200 га пашни. 14000 чел.-дней трудовых ресурсов и 1300 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Показатели | Ячмень | Овёс | Гречиха |
Затраты труда, чел.-дн. Норма внесения удобрений, ц Урожайность, ц/га | 1,2 | 1,0 | 0,8 |
Критерий оптимальности – максимум производства зерна.
Вариантные решения
Добавить в план 4-ю культуру. Коэффициенты для неё задать произвольно.
Вариант 9
Определить рациональное сочетание посевов ржи, ячменя и овса. Для их возделывания выделяется 1500 га пашни, 22000 чел.-дней трудовых ресурсов и 2000 ц минеральных удобрений. Затраты производственных ресурсов на 1 га посева каждой культуры и выход продукции приведены в таблице.
Показатели | Рожь | Ячмень | Овёс |
Затраты труда, чел.-дн. Норма внесения удобрений, ц Урожайность, ц/га | 1,6 | 1,2 | 1,0 |
Критерий оптимальности – максимум производства зерна.
Вариантные решения
Увеличить объём любого из дефицитных ресурсов настолько, чтобы он перестал быть дефицитным
Лабораторная работа №3