Развитие рабовладельческой экономики стран Древнего Востока

Рабовладельческий строй возник на рубеже 4–3-го тысячелетий до н.э. Первые рабовладельческие государства образовались в «речных цивилизациях» Древнего Востока и на берегах и островах Средиземного моря. В благоприятных климатических условиях и на плодородных почвах долин таких рек как Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Хуанхэ, Янцзы можно было получать значительный прибавочный продукт и при низком уровне техники земледелия.

 

Существовало два типа рабовладельческой экономики: азиатский, или древневосточный (Шумер, Аккад, Вавилон, Египет, Индия, Китай) и античный, или средиземноморский (Древняя Греция, Древний Рим).
Хозяйственному развитию древневосточных цивилизаций присущи следующие общие черты:

сочетание элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному,строю и раннеклассовому обществу;

устойчивость общины, объясняемая необходимостью создания искусственных оросительных и осушительных систем, что было под силу лишь значительной группе людей;

наличие храмового или царского хозяйства, являвшегося центром экономической жизни;

слабое развитие частной собственности на землю;

 

появление больших городских поселений и городов, социальная дифференциация и ремесленная специализация населения;

использование рабского труда, но рабство было патриархальным. Для него характерно сохранение связи между непосредственным производителем и его участком земли (если таковая была), некоторая доля хозяйственной самостоятельности и гарантии против изменения правового статуса; небольшая норма эксплуатации;

производство было направлено на создание не товаров, а средств существования рабов и рабовладельцев;

увеличение роли обмена и торговли;

наличие особой отрасли управления – управления общественными работами;

следствием сочетания государственной собственности на землю и государственного управления общественными работами стала собственность государства на все хозяйство страны, т.е. Наличие централизованной государственной системы хозяйства.

Основные черты «азиатского» способа производства сохранялись на Востоке на протяжении всего европейского феодализма. В эти годы экономическое развитие стран древневосточного региона почти остановилось (восточная стагнация) и хозяйство европейских стран за короткий исторический срок превратилось в более эффективное.

Однако следует подчеркнуть, что за свою многовековую историю страны Древнего Востока достигли значительных успехов, в развитии материальной и духовной культуры. Их уникальные строительные сооружения (ирригационные системы, храмовые и погребальные комплексы, дворцы) вызывали и вызывают восхищение и изумление. Значительный прогресс был достигнут в ремесленном деле: впервые в мире налажено производство стекла, бумаги, появились металлические деньги.

Возникшие в недрах первобытнообщинного способа производства элементы классового общества сформировались в рабовладельческий строй — первую в истории человечества эксплуататорскую социально-экономическую формацию. В процессе образования частной собственности стало экономически выгодным заставлять военнопленных работать на себя, т.е. превращать их в рабов. Первыми рабовладельцами стали руководители общин и военачальники. Превращали в рабов и соплеменников — за долги, за определенные поступки. В результате произошло первое классовое деление общества — на рабов и рабовладельцев.

Экономический строй рабовладельческого общества — первой и самой грубой формы эксплуатации человека человеком — характеризовался полной собственностью рабовладельцев на средства производства и на самих работников производства — рабов, которые не имели никаких прав и подвергались жестокой эксплуатации. Рабский труд носил открыто принудительный характер. Рабский труд носил открыто принудительный характер. Рабовладелец распоряжался не только трудом раба, но и его жизнью.

В целях поддержания господства класса рабовладельцев над классом рабов создается аппарат насилия и принуждения — рабовладельческое государство. В.И. Ленин писал в этой связи: «Лишь когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство… необходимо было, чтобы явилось государство».

Переход от первобытного общества к рабовладельческому впервые произошел в странах Древнего Востока. История Древнего Востока — это первая страница истории классового общества, это история первых рабовладельческих государственных объединений, включавших в себя многочисленные народы и племена, которые населяли обширную территорию от берегов средиземного и Эгейского морей до Тихого океана. Древневосточные государства — Древний Египет, Шумер, Аккад, Ассирия, Финикия, Перси, Древняя Индия, Древний Китай и др. — существовали в разное время на протяжении нескольких тысячелетий от зарождения классового общества с конца IV тысячелетия до н.э. и до конца VI в. до н.э.

Древний Восток не случайно явился той частью земного шара, где впервые был осуществлен переход к классовому обществу, появилась государственность. В древневосточном регионе раньше других областей северного полушария возникли условия для развития человеческой цивилизации. В то время как почти весь европейский континент еще покрывали густые лиса и лишь кое-где, отдельными островками, были разбросаны стоянки первобытных охотников, на Древнем Востоке уже начинала расцветать довольно высокая по тому времени материальная культура. Земледелие — одна из самых важных отраслей хозяйственной деятельности — стало развиваться в древневосточных странах раньше и быстрее, чем в других районах земного шара. Этому способствовал теплый климат, наличие плодородных речных долин, легко обрабатываемой почвы. Быстрое же развитие земледелия позволило поднять другие отрасли хозяйства и производительные силы в целом на такой уровень, которые и обусловил деление общества на классы и возникновение первых государств.

Страны Древнего Востока явились ранними рабовладельческими государствами. Одной из наиболее отчетливо выраженных особенностей их хозяйственного строя являлось сосуществование элементов хозяйства, свойственных первобытнообщинному способу производства, с элементами хозяйства, присущими классовому рабовладельческому обществу. Пережитки первобытнообщинного строя в странах Древнего Востока были весьма сильны, их экономика была густо оплетена отношениями, характерными для первобытного общества.

Убедительным проявлением этих пережитков явилось длительное сохранение и устойчивость общины, правда, уже не кровнородственной ,а сельской, территориальной, что было важной особенностью экономического строя древневосточных государств. Дело в том, что земледелие здесь, в силу недостаточных осадков и длительных разливов рек, остро нуждалась в создании искусственных осушительных и оросительных каналов, т.е. требовало для своего развития в качестве обязательного условия осуществления целого комплекса мероприятий, связанных с ирригацией. Строительство же ирригационных сооружений было под силу только группе (и причем значительной) людей, которая в то время могла функционировать лишь в форме общины. «Первое условие земледелия здесь, — писал Ф. Энгельс К. Марксу, касаясь Древнего Востока, — это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства».

Особенностью производственных отношений древневосточного общества было слабое развитие частной собственности на землю. Последняя являлась в основном коллективной, общинной собственностью. Однако, хотя земля принадлежала той или иной общине, на деле верховным собственником ее считалось государство, присвоившее себе право быть распорядителем всех ирригационных работ. Ирригация — важнейшее условие земледелия в древневосточных странах — было делом не только сельских общин, но и правителей, государства, так как строительство крупных ирригационных систем не могло обойтись без вмешательства центральной власти.

Правители в целом господствующий класс стремились присвоить себе как можно больше прибавочного продукта общинников в виде дани и различных налогов. Сочетание общинного землевладения с тяжкой кабалой, в которую попадали рядовые общинники, — характерная особенность древневосточного общества. К. Маркс называл такое положение «поголовным рабством». Политический же строй на Древнем Востоке, при помощи которого господствующему классу удавалось непомерно эксплуатировать трудящихся, получил название восточной деспотии. Иными словами, древневосточная деспотия — это неограниченная монархия восточного типа, доведенная до грандиозных, невероятных размеров власть фараона, царя, деспота, центрального правителя.

Устойчивость и живучесть общины, длительность сохранения общинных порядков привели к тому, что численность рабов на Древнем Востоке была сравнительно невелика; рабский труд здесь еще не стал основой всего хозяйства, а главной производительной силой общества оставались крестьяне-общинники и в известной степени ремесленники.

Восточное рабство носило патриархальный, домашний характер и в основном было приспособлено к обслуживанию личных нужд представителей господствующего класса. Но, кроме того, рабов усиленно эксплуатировали в государственном хозяйстве — на строительных работах, сооружении храмов, дворцов, каналов, плотин, искусственных водоемов.

Особенности экономической структуры древневосточного общества, свидетельствующие о его тесной связи с первобытнообщинным строем, не могли не обусловить медленного застойного характера развития производительных сил. В течение столетий на Древнем Востоке доминировали одни и те же постоянные методы и формы ведения хозяйства. И все же за свою длительную историю древневосточное общество сделало значительный шаг вперед в развитии материальной культуры по сравнению с первобытнообщинным строем. Более развитым стало земледелие — основная отрасль хозяйства древневосточных стран. Крупнейшим достижением явилось создание сложной ирригационной системы с разветвленной сетью каналов и искусственных водоемов. В Древнем Египте была создана так называемая бассейновая система орошения. Поля были ограждены земляными дамбами; когда на них из оросительных каналов пускали воду, они превращались в небольшие бассейны. В системе ирригации Древнего Египта большую роль играли водоподъемные сооружения — шадуфы («журавли»), при помощи которых вода подавалась уступами на более высокие поля, а также искусственные водохранилища. Наиболее крупным из них было Миридово озеро, сооруженное в нижней части Нильской долины (в Фюамской впадине). Ирригация в древневосточных государствах дала возможность развиваться здесь полеводству. Огородничеству, садоводству (виноградарство и разведение оливкового дерева). В храмовых хозяйствах расширялось применение рабочего скота, началось разведение племенного скота. Наряду с мотыгой и плугом стали использоваться новые земледельческие орудия — металлический серп, грабли.

Все более важное место в хозяйстве народов Древнего Востока занимает ремесло. Древневосточные ремесленники добились успехов в текстильном, гончарном и кузнечном производствах, в обработке дерева, камня, кожи, слоновой кости, драгоценных металлов — золота и серебра. В Египте было освоено производство папируса, использовавшегося для письма. Получило развитие кораблестроение, особенно в Египте и Финикии. Стала развиваться военная техника — появились осадные орудия и боевые колесницы. Весомую лепту Древний Восток внес в строительное дело. Рациональная организация массового применения труда и жестокая эксплуатация строителей — свободных общинников и рабов — позволили соорудить огромные дворцы и храмы, грандиозные пирамиды.

Более заметно стала развиваться торговля, главным образом внешняя (со странами Средиземноморья). Возникли первые металлические деньги в форме медных, серебряных и золотых слитков и монет

8.Хозяйство афинского полиса

Это хозяйство, обладавшее небольшими сельскохозяйствен­ными площадями, но довольно плотным населением, представляет собой типпромышленной рабовладельческой экономики. Афи­нам не хватало своего хлеба, и в обмен на хлебный импорт они экспортировали непродовольственные товары. Основную массу товаров вырабатывали мелкие рабовладельческие ремесленные мастерские (эргастерии) в составе 3-12 рабов, при отсутствии разделения труда. В VI в. до н.э. Афины стали главным центром ремесленного производства в античном мире (основные отрас­ли — обработка металлов и керамики, спрос на которую опреде­лялся больше не техническими, а эстетическими качествами — гармонией форм, лаковой обработкой поверхности, секреты которой до сих пор не открыты). Благодаря своему высокому качеству продукция афинского ремесла в VI—V вв. до н.э. вытес­нила изделия восточных стран на рынках Средиземноморья, ос­тавив им монополию лишь на полотно (Египет), парфюмерию и стекло.

В середине V в. самой крупной торговой гаванью Средиземно­морья становится афинский аванпорт Пирей, Через него идет афинский экспорт —оливковое масло, вино, медь, свинец, мрамор, шерсть, металлические изделия, керамика и пр., и им­порт — важнейшие статьи — хлеб и рабы, а также рыба, скот, кожа, шерсть, парусина, пенька, корабельный лес и пр. Хлебный импорт представлял собой самое уязвимое место афинского хозяйства. Небольшая задержка ввоза хлеба немедленно вызывала панику на рынке. Поэтому государство регламентировало импорт­ные цены. Не меньшую роль играла работорговля: крупные/>аслрв-дажи военнопленных, а в перерывах между войнами — людей, захваченных пиратами или проданных царьками небольших государств и вождями племен на Балканах, в Малой Азии, Сирии.

Товарное производство афинского полиса не могло обходиться без денег — и в качестве посредника обмена, и в качестве объекта торговли (ростовщичество). Разнообразие образовавшихся в ан­тичном мире валют вызывало нужду в обмене, за что менялы (трапезиты) брали плату. С расширением внешней торговли Афин появился безналичный расчет (переписывание со счета на счет), а меняльные пункты — трапезы превратились в банки, прини­мавшие вклады и производившие расчеты за товары, куплен­ные вкладчиками. Скопившиеся в банках деньги предоставля­лись в кредит торговцам. Операции афинских банкиров были довольно крупными. Например, трапеза некоего Пассиона в на­чале IV в. оперировала (в пересчете на российскую валюту нача­ла нашего века) почти 100 тыс. золотых руб. Но не следует обольщаться относительно высоким уровнем древнегреческого товарно-денежного хозяйства: достаточно было прекратить по­стоянный приток новых рабов на рынок, чтобы нарушить вос­производство и привести самую развитую экономику в рабов­ладельческом мире в состояние коллапса. Так и случилось с хо­зяйством Афинского полиса в IV—III вв. до н.э., когда вслед­ствие упадка его военной мощи, вызванного тяжелой борьбой за гегемонию среди греческих государств, число рабов, занятых в промышленности, стало резко сокращаться. Афины, как и другие полисы древней Греции, послужили сравнительно легкой до­бычей иностранных завоевателей.

9.Римский тип аграрного рабовладельческого хозяйства

Создание пехотной фаланги, наиболее крупной по тому вре­мени (несколько десятков тысяч свободных граждан), обеспе­чило Римскому полису господство в Италии, а с подчинением Италии — во всем Средиземноморском бассейне. В результате беспрерывных захватнических войн Рим в середине II в. до н.э. превратился в центр колониальной рабовладельческой держа­вы, включающую большую часть древнего мира. Значительная часть населения завоеванных стран обращалась в рабство и непре­рывно пополняла контингент рабочей силы Рима. BoII—I вв. до н.э. в Италии было сосредоточено 10—12 млн. рабов!

В древней Италии был создан законченный тип частновла­дельческого сельского хозяйства, обслуживаемого трудом рабов. В античности существовали и общинные рабовладельческие хо­зяйства. Они возникали в результате полного завоевания одного родственного племени другим, например, греков-ахеян (побе­дителей Трои) греками-дорянами. Законченный тип общинно-рабовладельческой экономики сложился в полисе Спарта на по­луострове Пелопоннес: завоеванные спартиатами аборигены стали рабами всей спартанской общины (илотами) и содержали сво­им трудом завоеватели, которые так и остались навечно в режи­ме оккупационной армии, не работая. Мужчины день проводи­ли совместно — в казармах, с общими трапезами и неустанной боевой подготовкой. Численность илотов регулировалась спар­тиатами при помощи массовых убийств (криптий). Знаменитый спартанский стиль жизни произвел, видимо, непревзойденный в истории усредненный тип профессионального солдата,но не создал высокой духовной культуры, чем прославилась древняя Греция.

В период образования, и начала внешней экспансии Римского полиса в экономике италийского села главную роль играл обычный крестьянский двор, обслуживаемый трудом свободного кресть­янина, его семьи и одного-двух рабов. Свободные крестьяне, составлявшие основу фаланги, своей кровью обеспечили геге­монию Рима. Оказалось, что это обрекло их на разорение и вы­теснение из производства. Труд мелких крестьянских хозяйств не мог конкурировать с дешевым трудом рабов. Крестьяне покидали свои земельные участки, уходили в Рим и другие города и становились пролетариями, живущими за счет государства, обеспечивающего их бесплатными хлебом и зрелищами (цирко­вые бои рабов-гладиаторов). К концу I в. до н.э. в Италии про­живало 500-600 тыс, пролетариев. Крестьянские земли рабовла­дельцы приращивали к своим владениям. Так возникли лати­фундии — обширные плантации, обслуживаемые трудом рабов, живших в казарменном режиме.

На первых порах перестройка на рабовладельческий лад отрази­лась благотворно на состоянии сельского хозяйства Италии. Трудом миллионов рабов вводились в сельскохозяйственный оборот боль­шие земельные площади, италийские оливки, фрукты, овощи стали лучшими в Средиземноморье, были выведены новые продук­тивные породы скота. Однако господство латифундий таило в себе все условия кризиса и упадка рабовладельческой экономики.

Разорение италийского крестьянства неминуемо должно было привести и привело к ослаблению римской фаланги. Она все более становилась наемной, а это, в свою очередь, столь же неминуемо вело к подрыву рабовладельческого воспроизводства. Рабский труд постепенно перестал быть рентабельным, число рабов, приобретаемых на войне, стало сокращаться, тогда как потребность в рабочей силе возрастала. В результате резко повысились цены на рабовладельческих рынках. Уже в середине I в. н.э. сельское хозяйство стало экономически невыгодным:

виноградники давали 6,5% дохода, поля — 4,5%, а обычный процент с капитала составлял около 6%. Не только луга и паст­бища, но даже леса (листья с деревьев срывали для корма ско­ту) стали более предпочтительными для собственников, чем виноградники. Аграрии стремились к удешевлению сельскохо­зяйственного производства — сокращали число работников, применяли поверхностную обработку полей и т.д. — это назы­валось «плохой способ, который хорош».

Изменилась социальная организация многих латифундий: там вообще отказались от применения рабского труда, а плантации стали разбивать на небольшие участки (парцеллы), которые от­давали в аренду рабам или свободным крестьянам, получив­шим название колонов. Постепенно колоны теряют свою свобо­ду и из арендаторов превращаются в людей, прикрепленных к земле, которые могут быть проданы вместе со всей парцеллой. Так в недрах рабовладельческого хозяйства возникло поместье (сальтус), обслуживаемое трудом зависимых земледельцев — пред­шественников средневековых крепостных. А многие рабы, на­деленные «пекулием» — участками земли и инвентарем, рас­сматривались как «почти колоны». С течением времени положе­ние колонов и «почти колонов» все более сближалось: зарожда­лось зависимое крестьянство — компонент феодальной эконо­мической структуры. Античная система хозяйства окончательно погибла с распадом Римского государства. В XVI—XVII вв. в аме­риканских колониях европейских стран вновь возникло планта­ционное хозяйство, обслуживаемое трудом рабов, вывозимых из Африки. От античного этот тип хозяйства отличался большой ролью семейного воспроизводства рабов.

10.ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА. СУЩНОСТЬ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.Формирование феодальной экономики

Типы феодального хозяйства

В отличие от рабовладельческой, феодальная система хозяй­ства явилась почти универсальной для Евразии: большинство народов этого материка прошло через систему феодализма либо находятся еще и сейчас на его различных стадиях. Непосред­ственный производитель при феодализме как бы нечто среднее между рабом и свободным фермером:он несвободен, как раб, но имеет собственное хозяйство, как фермер.

Внеэкономическое принуждение выражено в феодальной ренте: отработочной (барщина),продуктами (оброк) или деньгами. Однако размер ренты установлен раз и навсегда: взяв с крестьянина лишнее, можно, затронув семенной фонд, поставить под угро­зу урожай будущего года. Твердо обусловленный размер ренты предоставлял непосредственному производителю определенную свободу при ведении собственного хозяйства. Это особенно сказы­валось прикоммутации — переходе к денежной ренте, когда крестьянин сам продавал продукцию своего хозяйства на рынке.

В этих условиях требовалось не только принуждение, но и мо­ральное стимулирование труда. Моральный стимул давал монотеистическаярелигия (единобожие), в различных формах прак­тически повсеместно господствовавшая при феодализме. В Ев­ропе — христианство, которое объявляет высшей ценностью не материальное, а духовное богатство, внутренний мир человека:

честной, правдивой и скромной жизнью, любовью к ближнему человек может заслужить вечное блаженство души (спастись) в потустороннем мире. При стопроцентной искренней религиоз­ности населения хозяйственная этика религиозных культов се­рьезно влияла на экономическую жизнь. Например, христи­анское запрещение иметь приплод с неживого (в том числе денеж­ные проценты) привело к тому, что ростовщичество в Западной Европе вначале сосредоточилось в руках нехристиан, в частно­сти, евреев. Ожидание вселенской катастрофы («конца света») в 1000 г. вело к хозяйственной пассивности людей и т.д. и т.п.).

Но и сама церковь обязана была показывать пример жизни, достойной спасения. Поэтому в монастырях — общежитиях ре­лигиозных профессионалов для молитвы и труда — постоянно боролись две тенденции; к бедности и к богатству. Аскетичес­кая, подлинно святая жизнь христианских подвижников неиз­бежно порождала ценные материальные дары (в том числе зе­мельные) со стороны верующих, стремившихся таким путем обеспечить заступничество святых людей в спасении своей души. Эти дары перерождали всю монастырскую жизнь, превращая монахов в лицемерных тунеядцев. Но возникали новые аскеты и подвижники, появлялись новые, более строгие монастырские уставы, и все начиналось сначала.

Феодальное хозяйство было построено на более жестком функ­циональном разделении труда, чем рабовладельческое, где кре­стьянин был одновременно и воином. Здесь военное дело было монополией феодала, а монополией крестьянина являлся труд. Молитва была монополиейдуховенства. Это жесткое разделение труда было оформлено в обществе в виде сосуществования трех сословий: дворянства, духовенства и крестьянства (позже к этому сословию присоединились горожане). Сословные перегородки были непреодолимыми: человек уже от рождения счи­тался благородным (феодал) или подлым (т.е. несущим повин­ности — это крестьянин),

Каждое сословие точно знало свои права и обязанности, но в этих пределах человек был свободен, большего, чем полагалось, от него никто не мог потребовать. Это давало непосредственно­му производителю определенную социально-экономическую защищенность и психологическую устойчивость: хотя он и за­висел от феодала, но был защищен своей сословной принад­лежностью от произвола. Осознание этого способствовало к фор­мированию в феодальном обществе личностей, хотя и угнетен­ных, но исполненных человеческого достоинства. В этом заклю­чалось очень важное условие того, что феодализм сумел обес­печить хозяйственный прогресс.


Типы феодального хозяйства

Управление феодальным хозяйством носило, как правило, де­централизованный характер. Феодальное поместье имело функ­ции не только экономического, но и государственного управ­ления. Феодал (сеньор — глава поместья) сам творил суд над подвластным населением, санкционировал брачные отношения и т.д. Юридическое положение поместья в феодальной системе могло быть различным:

а) полностью независимое наследственное владение (вотчина),

б) пожизненное владение при условии несения военной службы (бенефиции, в России — поместье);

в) наследственное, при условии принятия вассальной присяги сюзерену — вышестоящему феодалу (лен, фьеф или феод); при­сяга обязывала вассала воевать под командой сюзерена, но обычно не более 40 дней в году, и выкупать его при необходимости из плена. Единой экономической базой была феодальная рента.

Производственная сфера поместья состояла, как правило, из двух запашек: господской (домен) и крестьянской. Когда приба­вочный продукт производился в крестьянской сфере, применя­лась в основном рента продуктами (оброк). Если он со временем коммутировался, феодальная зависимость крестьян обычно слабела или вовсе ликвидировалась (за выкуп). Подобного типа хозяй­ства преобладали в большинстве стран Западной Европы.

В хозяйствах с производством прибавочного продукта преиму­щественно в господской сфере (домене) обычно превалировала отработочная рента (не только полевая барщина, но и обслу­живание барских мельниц и других предприятий — вплоть до вотчинных мануфактур или даже машинных фабрик, как это было в России в XIX в.), и феодальная зависимость доходила до прикрепления крестьян к земле (крепостничества). Для этого нужны были соответствующие экономические и политические условия, в первую очередь, выгодная для феодалов поставка местной сель­хозпродукции (чаще всего хлеба) на более или менее отдален­ный рынок, а также мощное централизованное государство, спо­собное прикрепить крестьянство к земле. Хозяйства подобного типа преобладали в странах Восточной Европы, где эти условия были налицо.


Формирование феодальной экономики


Феодализм как система утвердился у народов, как входивших в рабовладельческую Римскую империю, так и никогда не знавших рабовладельческой экономики. Почему же одни народы прошли через рабовладельческую систему, а другие ее миновали? Античная система сформировалась в середине первого тысячеле­тия до н.э., феодальная — примерно через тысячу лет. За это время в хозяйственной и духовной жизни народов появилось много важных новшеств. Среди них было два, обладая которы­ми, любой народ мог перестроить свой общественный строй нафеодальный лад: в материальной жизни — тяжелое (рыцарское) вооружение; в духовной — единобожие (христианство, ислам). При этих условиях можно было перейти и от античного рабо­владения, и от общинного строя к такой системе, где одни тру­дятся, другие воюют, а третьи молятся, т.е. к феодализму.

Именно эти достижения античности — тяжелое вооружение и христианство переняли у Римской империи германские и сла­вянские народы, заселившие в первом тысячелетии до н.э. большую часть Европы. Они создали целый ряд государств: королевства франков (современная Франция), англо-саксов (Британия), лан­гобардов (Италия), славян — западных (Польша, Чехия) и вос­точных (Киевская Русь) и др. В рамках этих государств и проис­ходило становление феодальной экономики.

Трудились здесь главным образом свободные крестьяне-чле­ны сельских общин (в Британии таких крестьян называли керлами, в Киевской Руси — смердами), а управляли короли (на Руси — великие князья), опиравшиеся на военную дружину, которая играла роль и гвардии, и генштаба, и правительства. Жили дружинники сначала при дворе, на полном королевском довольствии, а средства для этого собирались из дани (на Руси в форме полюдья), разных повинностей и судебных штрафов (на Руси — виры) за правонарушения (убийства, побои, оскорбле­ния и пр.). Наибольшая статья госрасходов — приобретение для дружины дефицитного и дорогостоящего тяжелого (рыцарско­го) вооружения. В государстве франков полное вооружение од­ного кавалериста (шлем, цельнометаллический бронежилет или бронерубашка (кольчуга), поножи, щит, меч, копье и пр.) стоило столько, сколько стадо скота целой деревни. Известны случаи, когда только за коня и меч (самый сложный предмет кавале­рийского вооружения вследствие сочетания оптимальной дли­ны, прочности и профиля) отдавали большой участок земли. В Киевской Руси в Х в. минимальная цена кольчуги равнялась примерно 20 кг серебра. Стремя, появившееся к VIII в. Европе, соединило всадника и лошадь в единый ударный боевой агрегат, неуязвимый для пешего воина с холодным оружием (примерно как танк для пехотинца). До появления артиллерии (XIV в.) тяжелая конница была основным родом войск. В XV—XVIII вв. ружейный и артиллерийский огонь сделал рыцарские доспехи анахронизмом,вроде вооружения Дон Кихота, и на смену феодальному ополчению пришла массовая, регулярная, состоящая из наемных солдат,

Каким же образом государственные повинности и дани пре­вратились в феодальную ренту! Главным образом путем созда­ния служилого войска,когда воины служат не за натуральный, а за земельный паек (королевским дружинникам раздаются зем­ли и права на повинности и дани проживающего там населе­ния). Этот процесс сильно подтолкнула необходимость защиты от нашествий VI1I-X вв.: арабов — в государство франков, скандинавов — в Британию, венгров — в Германию. Для отражения нашествий королевская власть повсеместно создавала тяжело­вооруженную конницу путем перевода дружинников на земель­ный паек. В государстве франков этот паек сначала (VIII в.) представлял собойпожизненный бенефиции (дословно «благоде­яние»). Постепенно бенефиции превратились в феодов; бенефициарии — в феодалов; свободные крестьяне — в зависимых; дани и штрафы — в барщину и оброк.

В Германии для отражения нашествия венгров поступили еще проще: из каждых 10 крестьян в определенных деревнях одного делали воином, а 9 остальных должны были содержать его сво­им трудом. Западная Европа отстояла себя от чужеземных втор­жений, но ценой крестьянской свободы.На Руси в силу ряда причин (возможно, дефицита тяжелого вооружения) создание служилого войска значительно запоздало и произошло только в XV в. В этом следует видеть одну из важных причин того, что страна не смогла в XIII в. отразить татаро-монгольское наше­ствие (необходимо было выставить одновременно несколько де­сятков тысяч защищенных железом всадников, что было не под силу Владимиро-Суздальской Руси).

Наряду с массовым, государственным, методом закрепоще­ния существовал и индивидуальный (на Западе — прекарий, коменданция, на Руси —закупничество), который в общих чертах заключался в том, что свободный крестьянин, иногда за ссуду, добровольно вручал крупному землевладельцу (чаще всего мо­настырю) свою свободу и землю и становился зависимым от него человеком. Нередко здесь имело место скрытое насилие, оформленное в виде добровольного акта, но главную роль игра­ла тотальная религиозность людей, искренне надеявшихся та­ким путем обеспечить упокой души в загробном мире. Тем бо­лее, что это происходило на Западе в первом тысячелетии н.э., под знаком ожидания вселенской катастрофы (второе прише­ствие Христа и Страшный суд над живыми и мертвыми, пред­сказанные Новым заветом). Церковь официально прогнозиро­вала катастрофу в 1000 г. (на Руси — 1492 г.). Массовое катастрофическое сознание людей (эсхатология — ожидание конца света) на практике помогало формированию феодальной экономики.

Наши рекомендации