Аналитический обзор Интернет-ресурсов по одной из тем лекционного курса
Работа ориентирована на поиск источников информации в сети Internet, анализ содержащихся в ней сообщений по одной из тем курса истории первобытного общества и выработку рекомендаций.
Собирая сведения, надо фиксировать все источники информации на сайтах, к которым пришлось обратиться, помечая степень полезности каждого из них. Итогом работы должен стать список источников информации с указанием адреса Интернет-ресурса, а также краткий аргументированный анализ ее ценности. Работа оценивается (в зависимости от объема и качества представленного материала) до 4 баллов.
Формирование компетенций
Перечень вопросов и заданий к экзамену, перечень заданий к промежуточным аттестациям | Формируемые компетенции | |||||
ОК-1 | ОК-11 | ОК-12 | ПК-1 | ПК-5 | ПК-10 | |
I. Перечень вопросов к экзамену | ||||||
Предмет истории, хронология и периодизация истории древнего Востока. Основные особенности и пути развития древних обществ. | + | + | + | + | ||
Древний Египет в догосударственный период истории. Теории о возникновении египетского государства. | + | + | + | + | ||
Политическая история Египта Древнего и Среднего царства | + | + | + | + | ||
Социальная структура и экономика египетского общества Древнего и Среднего царства. | + | + | + | + | ||
Формирование, социально-политическая структура и экономика ранних номовых государств Шумера. | + | + | + | + | ||
Аккадское царство. Гегемония в Месопотамии III династии Ура. | + | + | + | + | ||
Политическая история Вавилона Старовавилонского и Средневавилонского царства. | + | + | + | + | ||
Староассирийский и Среднеассирийский периоды в истории Ассирии. | + | + | + | + | ||
Ранние номовые государства Восточного Средиземноморья. Расселение евреев; основные научные концепции по проблеме. | + | + | + | + | ||
Индская (Хараппская) цивилизация. Ведийский период в истории древней Индии. | + | + | + | + | ||
Первые протогосударства на территории Китая. Китай периода Ранней древности. | + | + | + | + | ||
Восточные империи Поздней древности: основные черты, причины и предпосылки появления. | + | + | + | + | ||
Египет Нового царства. | + | + | + | + | ||
Реформы Аменхотепа IV (Эхнатона). | + | + | + | + | ||
Египет Позднего царства. | + | + | + | + | ||
Восточное Средиземноморье периода Поздней древности. | + | + | + | + | ||
Политическая история и социально-экономическое развитие Хеттского царства. | + | + | + | + | ||
Политическая история Новоассирийской державы. | + | + | + | + | ||
Государственно-административное устройство, социальная организация и экономическое развитие Новоассирийской державы. | + | + | + | + | ||
Вавилония в XII-VII вв. до н.э. Политическая история Нововавилонского царства | + | + | + | + | ||
Общество и экономика Нововавилонского царства. | + | + | + | + | ||
Политическая история Мидийского царства. | + | + | + | + | ||
Образование Персидского государства. Завоевания первых персидских царей и создание империи. | + | + | + | + | ||
Политическая смута в Персидском царстве конца VI в. до н.э. и реформы Дария I. | + | + | + | + | ||
Социально-экономические отношения в Персидской империи V-IV вв. до н.э. | + | + | + | + | ||
Политическая история Персидской империи в V-IV вв. до н.э. | + | + | + | + | ||
Древняя Индия в VI-IV вв. до н.э. Держава Маурья. | + | + | + | + | ||
Политическая история и экономическое развитие государства Гуптов в Индии. Индийские варны. | + | + | + | + | ||
Социально-политические изменения в Китае эпохи Чжаньго. Реформы Шан Яна. | + | + | + | + | ||
Империя Цинь в Китае. | + | + | + | + | ||
Правление в Китае ранней династии Хань. | + | + | + | + | ||
Социально-политические процессы в Китае времени Поздней династии Хань. | + | + | + | + | ||
Предмет, хронология и периодизация истории античности. Основные письменные повествовательные источники. | + | + | + | + | ||
Историография истории древней Греции и Рима. | + | + | + | + | ||
Крито-микенский период в истории Греции; его место в истории античности. | + | + | + | + | ||
Гомеровский период в истории Греции. | + | + | + | + | ||
Основные особенности экономического и социально-политического развития Греции архаического периода. | + | + | + | + | ||
Великая греческая колонизация: причины, основные направления, значение. | + | + | + | + | ||
Политическая история и экономика городов Великой Греции. | + | + | + | + | ||
Формирование и социально-политическая структура афинского аристократического полиса. Законы Драконта. | + | + | + | + | ||
Реформы Солона: причины, основные положения, значение. | + | + | + | + | ||
Тирания Писистратидов и реформа Клисфена. Их значение для развития афинской демократии. | + | + | + | + | ||
Северный Пелопоннес в архаический период. Социальная структура и экономика Спарты. Государственное устройство Спарты. | + | + | + | + | ||
Греко-персидские войны: причины, основные события, последствия. | + | + | + | + | ||
Экономика и социально-классовая структура афинского полиса V в. до н.э. Античная форма рабства. | + | + | + | + | ||
Реформы Эфиальта и Перикла. Государственное устройство Афин в V в. до н.э. Ограниченность афинской демократии. | + | + | + | + | ||
Первый Афинский морской союз и Пелопонесский союз. Политика Афин в морском союзе. | + | + | + | + | ||
Пелопонесская война: причины, основные события, итоги. | + | + | + | + | ||
Основные черты греческого полиса; его отличие от нома. Кризис греческой полисной системы в конце V-I пол. IV в. до н.э.. | + | + | + | + | ||
Борьба Спарты, Афин и Фив за гегемонию в Греции в I пол. IV в. до н.э. Её итоги. | + | + | + | + | ||
Образование Македонского государства. Реформы Филиппа II. Установление македонской гегемонии в Греции. | + | + | + | + | ||
Завоевания и держава Александра Македонского. | + | + | + | + | ||
Борьба диадохов и образование эллинистических государств. Сущность эллинизма. | + | + | + | + | ||
Эллинистический Египет III-I пол. I в. до н.э. | + | + | + | + | ||
Царство Селевкидов и царство Пергам. Балканская Греция и Македония в эллинистическую эпоху. | + | + | + | + | ||
Этруски. Политическая история и социальная организация Рима царского периода. Реформы Сервия Туллия и их значение. | + | + | + | + | ||
Государственное устройство римской республики. | + | + | + | + | ||
Завоевание Римом Италии и образование римско-италийской конфедерации. | + | + | + | + | ||
Пунические войны. Борьба Рима за Восточное Средиземноморье в конце III – I пол.II в. до н.э. | + | + | + | + | ||
Экономика и социально-классовая структура Римской республики во II-I вв. до н.э. Классическое рабство в Риме. | + | + | + | + | ||
Антиримские восстания в римских провинциях в конце II- нач.I в. до н.э. Сицилийские восстания рабов. Восстание Спартака. | + | + | + | + | ||
Реформы братьев Гракхов: причины, суть, последствия. | + | + | + | + | ||
Югуртинская война и реформы Гая Мария. Союзническая война и ее итоги. | + | + | + | + | ||
I и II войны Рима с Понтийским царством. Гражданская война в Риме в 80-х гг. I в. до н.э. Диктатура Суллы, ее предпосылки и значение | + | + | + | + | ||
Социально-политическая ситуация в Риме в 60-х. гг. I в. до н.э. III война Рима с Понтийским царством. | + | + | + | + | ||
I триумвират. Внешнеполитическая деятельность триумвиров. Гражданская война в Риме 40-х гг. I в. до н.э. Диктатура Цезаря и ее значение. | + | + | + | + | ||
II триумвират. Борьба Антония и Октавиана за власть. Причины падения Римской республики. | + | + | + | + | ||
Принципат Августа. Римская империя в правление династии Юлиев-Клавдиев. Гражданская война в Риме в 60-х гг. | + | + | + | + | ||
Экономика Рима в период принципата. | + | + | + | + | ||
Римская империя в период правления династии Флавиев. | + | + | + | + | ||
Римская империя в период правления династии Антонинов. Военная монархия и реформы Северов. | + | + | + | + | ||
Политический кризис в Римской империи III в. и его преодоление. Реформы Диоклетиана. Развитие системы домината при Константине | + | + | + | + | ||
Экономика и изменения в социальной организации Рима периода домината. | + | + | + | + | ||
Политический кризис II пол. IV в. Вторжение варваров. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. | + | + | + | + | ||
II. Перечень заданий (включены в третий вопрос билета) | ||||||
Работа с фрагментом письменного источника по истории древнего мира: анализ и извлечение исторической информации. | + | |||||
Критический анализ содержания предложенного научного текста по истории древнего мира | + | |||||
Заполнение кластера на предложенную тему | + | + | + | + | + | |
III. Задания к промежуточным аттестациям Написание рефератов, эссе, библиографий на предложенные темы, конспектов научных работ, составление электронных презентаций, аналитический обзор Интернет-ресурсов | + | + | + | + | + | + |
Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов
Модульно-рейтинговая система нацеливает студентов на интенсивную работу в течение всего учебного года, поскольку итоговая оценка по предмету прямо зависит от баллов, набранных за первый и второй семестры. Баллы можно набрать путем активной работы на семинарских занятиях, тестирования по итогам изучения содержания тем модуля, самостоятельной работы над рефератом, тестом, работы над электронными презентациями лекций и семинаров, конспектирования научной статьи или главы монографии и проч. Формы работы и темы выбираются студентом самостоятельно. Ниже показаны баллы, присуждаемые за ту или иную форму работы.
Блоки | 1 модуль | 2 модуль | 3 модуль | 4 модуль | Экзамен |
История Востока Ранней древности | История Востока Поздней древности | История древней Греции | История древнего Рима | ||
Теоретический блок | Форма контроля – тест. Максимальное количество баллов - 10 | Форма контроля – тест. Максимальное количество баллов - 10 | Форма контроля – тест. Максимальное количество баллов - 10 | Форма контроля – тест. Максимальное количество баллов - 10 | «удовл.» 24 балла «хорошо» 32 балла «отлично» 40 баллов |
Практическо-исследовательский блок | Максимальное кол-во баллов - 20 | Максимальное кол-во баллов - 20 | Максимальное кол-во баллов - 20 | Максимальное кол-во баллов - 20 | |
Работа на семинарском занятии – «- 1» - «+4», реферат - до 6, эссе – до 6 баллов; конспект статьи или главы монографии – до 6; составление теста по теме лекции или семинара – до 3; разработка электронной презентации лекции или семинара – до 4; аналитический обзор Интернет-ресурсов по теме лекции или семинара – до 4. Участие в вузовской научной конференции: выступление с докладом – 5, призовое место – 2.Публикация статьи в научном сборнике – 6. | |||||
Учебно-организационный блок (посещаемость занятий) | Максимальное кол-во баллов - 10 | Максимальное кол-во баллов - 10 | Максимальное кол-во баллов - 10 | Максимальное кол-во баллов - 10 | |
Итого: | Максимальное кол-во баллов – | Максимальное кол-во баллов – | Максимальное кол-во баллов – | Максимальное кол-во баллов – | Максимальное количество баллов - 40 |
Оценка в зачетную книжку и в ведомость выставляется по сумме баллов четырех аттестаций и экзамена: со 120 баллов – 3 (удовлетворительно), со 150 баллов – 4 (хорошо), со 180 баллов – 5 (отлично). |