Занятия 24,25. Тема: Греко-персидские войны
Занятие проводится в форме конференции
Темы докладов.
1. Восстание греческих городов Малой Азии.
2. Первые походы персов в Балканскую Грецию. Марафонское сражение.
3. Борьба олигархической и демократической группировок в Афинах накануне похода Ксеркса. Ее итоги.
4. Начало похода Ксеркса. Битва у Фермопил.
5. Захват персами Аттики. Саламинское морское сражение и его значение.
6. Сражение у города Платеи. Итоги похода Ксеркса. Заключительный этап и итоги греко-персидских войн.
По ходу занятия студенты заполняют таблицу. Занятие завершается написанием эссе на тему «Причины побед греков в греко-персидских войнах»
Рекомендуемая литература
1. Хрестоматия по истории Древней Греции /С. Лурье [и др.]; под ред. Д.П. Каллистова. – М.: Мысль,1964.
2. Геродот, История /Геродот; пер. с древнегр. Г. А. Стратановского. – М.: Ладомир,1999. – Кн.VII.
3. Геродот. История //Историки античности: в 2т.Т.1: пер. с лат.; сост. и прим. М. Томашевской. – М.: Правда,1989. – Кн.VII.
4. Плутарх. Фемистокл //Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2т. Т.1 / Плутарх; пер. с древнегр. / Сост. М. Томашевской. – М.: Правда, 1986. – С. 215-243.
5. Виппер, Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки по истории Римской империи (начало). Рим и раннее христианство / Р. Виппер. – Ростов, 1995.
6. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре / М. Гаспаров. – М.: «Новое литературное обозрение», 1996. – С.132-143.
7. Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных ученых; сост. Л.С. Ильинская. – М.: Московский Лицей, 1997. – С.119-130.
8. Дюпюи, Т. Всемирная история войн: В 3 т. Т.1. Период древности / Т. Дюпюи, Э. Дюпюи. – СПб-М.: Полигон, 1997. – С.77-80.
9. Новиков, С.В. Древняя Греция; Уч. пособие для вузов /С.В. Новиков, Л.Л. Селиванова, А.В. Стрелков. – М.:Астрель, 2006.
10. Разин, Е.А. История военного искусства: В 5 т. Т.1. Военное искусство рабовладельческого периода войны / Е.А. Разин. – М.: Военное издательство МО СССР, 1955.
11. Рунг, Э.В. Практика предоставления земли и воды в Греко-персидских отношениях /Э.В. Рунг // Вестник древней истории. – 2007. - № 4.
12. Строгецкий В.М. Морская программа Фемистокла и возникновение триерархии // Античный мир. Проблемы истории и культуры. Сб. статей; под ред. Фроянова. – СПб., 1998.
13. Хаммонд, Н. История древней Греции /Н. Хаммонд; пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
14. Шофман, А.С. Древний мир в лицах и образах / А.С. Шофман. – Казань, 1990.
15. Штоль, Г.В. Герои Греции в войне и мире. История Греции в биографиях / Г. Штоль. – М.: Алетейа, 2000.
16. Шувалов, В.В. Морская программа Фемистокла / В.В. Шувалов // Вестник древней истории. – 2006. - № 2.
Методические рекомендации
Целью семинарского занятия является изучение основных событий греко-персидских войн, выявление основных причин победы греков, а также развитие у студентов навыков публичного выступления, оппонирования и рецензирования. Историческая реконструкция этого периода невозможна без использования ряда письменных источников – «Истории» Геродота, «Афинской политии» Аристотеля и написанных Плутархом «Сравнительных жизнеописаний».
Готовя доклад по первому вопросу, обратите внимание на ситуацию в Персидской державе накануне антиперсидского восстания греков Малой Азии. Выясните, как поменялось положение малоазийских греков с приходом во власть Дария I, каковы были прочие причины восстания. Обратите внимание на неудачный поход Аристогора – тирана города Милет на о. Наксос, и на его последующие действия, вызвавшие начало восстания. Далее следует рассказать о поездке делегации Милета на Балканы с целью привлечь на свою сторону спартанцев и афинян, и ее результатах. Сообщите о походе войск коалиции на Сарды и о политике персидского царя, направленной на её раскол. Кратко расскажите о сражении при о. Лада и об осаде Милета. Выясните, как вовлеченность афинян в малоазийское восстание сказалось на распространении военного конфликта.
Подбирая материал к докладу по второму вопросу, выясните прежде всего ситуацию в Персии после подавления восстания малоазийских греков. Далее составьте рассказ о походе в Грецию армии Мардония, и о катастрофе, постигшей ее у мыса Афон. После этого следует сообщить о персидской делегации в Грецию с требованием «земли и воды». Сведения Геродота относительно этого события необходимо дополнить кратким анализом обычая предоставления «земли и воды», сделанным Э.В. Рунгом. Основная часть доклада должна быть посвящена походу 490 года, завершившемуся Марафонским сражением. Расскажите о соотношении военных сил, планах сторон и тактике Мильтиада в сражении при Марафоне, а также о значении победы с этой битве афинян. Основным источником при подготовке к первым двум вопросам является «История» Геродота.
Готовя доклад по третьему вопросу, необходимо использовать фрагменты «Афинской политии» (22, 1-8), а также биографию Фемистокла (Плутарх, Фемистокл,III-IV). Дополнительный материал можно почерпнуть в статьях В.М. Строгецкого и В.В. Шувалова, в монографии Г.В. Штоля, а также в работах Р.Ю. Виппера, С.В. Новикова, Н. Хаммонда и А.С. Шофмана. Используя источники и дополнительную литературу, рассмотрите программы Фемистокла и Аристида, определите, какие социальные слои афинского общества их поддерживали, какие формы принимала эта борьба и каковы были ее результаты. Сообщите причины победы Фемистокла, расскажите как была реализована его программа. Обратите внимание на то, как современники характеризовали причины и результаты борьбы двух партий. Подводя итог, расскажите о влиянии программы Фемистокла на исход войны с персами и на последующее развитие афинского полиса.
Готовясь четвертому вопросу, следует использовать седьмую книгу «Истории» Геродота, а также биографию Фемистокла, включенную в «Сравнительные жизнеописания» Плутарха (Плутарх, Фемистокл,VI-VIII). Дополнительные сведения относительно военной организации персов и греков, политической ситуации накануне похода и хода военных действий можно найти у Р.Ю. Виппера, М.Л. Гаспарова, Т. Дюпюи, Э.В. Рунг, Н. Хаммонда и Г.В. Штоля. Не лишена интереса работа военного историка Е.А. Разина. Охарактеризуйте политическую ситуацию в Персии накануне похода, обратив отдельное внимание на его инициаторов и вынашиваемые ими планы. Приведите сведения о разногласиях между греческими полисами в их отношении к войне; дайте им оценку. Кратко расскажите о составе персидской армии (Геродот, История, VII,60-83) и о соотношении сил противников. Поскольку Геродот не знал научной статистики, в последнем случае следует опираться не на его сведения, а на выкладки современных историков. Сделайте вывод о сильных и слабых сторонах персидской и греческой военной организации. Используя «Историю» Геродота, составьте сжатый рассказ о переправе персидских войск через Геллеспонт (Дарданеллы) и о сооружении канала через Афонский перешеек. Более подробно расскажите о планах греков встретить противника в Фессалии в Тампейской долине и о сражении в Фермопильском проходе. Следует помнить, что избранный греками рубеж обороны у Фермопил был сухопутно-морским и отряд гоплитов в проходе должен был взаимодействовать с морскими силами у мыса Артемисия. Расскажите, в чем была суть подобного взаимодействия, каковы были планы и шансы на победу греков. Опираясь на сведения Геродота (VII, 172-239,VIII, 1-26) и Плутарха (Фемистокл,VI-IX), расскажите о греческих силах под Фермопилами и о ходе военных столкновений в проходе и у мыса Артемисия. Подумайте, какое влияние на исход персидского похода оказали эти сражения.
При подготовке к пятому вопросу необходимо использовать сочинения Геродота (История,VIII, 40-98), Плутарха (Фемистокл,IX-XVII) и трагедию Эсхила «Персы». Кратко расскажите о событиях, последовавших сразу за форсированием персами Фермопильского прохода. Подробнее сообщите о разногласиях между афинянами по вопросу о судьбе Афин (обстоятельнее изложите точку зрения Фемистокла) и о переправе горожан на Саламин. Далее расскажите о сути спора между афинянами и спартанцами относительно стратегии войны. Основное внимание уделите Саламинскому морскому сражению. Внимательно проанализируйте текст трагедии «Персы», автором которой является Эсхил – современник и непосредственный участник битвы. Дополните их сведениями Геродота и Плутарха. Приведите цифры соотношения сил, расскажите о планах противников накануне морского сражения и о том, как оно проходило. Сообщите, как изменилось соотношение сил и характер военных действий после победы греков у Саламина. Докажите, что Саламинский бой стал переломным моментом в ходе войны.
Сражение у города Платеи очень обстоятельно описано Геродотом (История, IX); его подробный анализ можно найти в трудах Е.А. Разина и Т. Дюпюи. Расскажите о соотношении сил и о расположении боевых порядков противников накануне битвы, в чем была ее особенность, как она проходила, каковы были причины и последствия разгрома корпуса Мардония. Опираясь на изученный материал назовите общие причины разгрома персидской армии Ксеркса. После краткого обзора последующих событий завершите рассказ анализом Каллиева мира 449 г. до н.э.
По ходу работы студенты заполняют таблицу, а в конце занятия пишут эссе на тему «Причины побед греков в греко-персидских войнах».
Дата | Событие войны | Соотношение сил перед сражением | Итоги события |