Занятие 10. Тема: Хеттское общество по хеттским законам
Поисковая лабораторная работа. Работа с первоисточниками
1. Экономика и социально-экономические отношения.
А) сельское хозяйство; правовое положение представителей различных социальных групп, занятых в сельском хозяйстве.
Б) хеттское ремесло; положение ремесленников, находившихся на царской службе;
2. Имущественное и правовое положение хеттских рабов.
3. Хеттское право; наказание за уголовные преступления.
Рекомендуемая литература
1. История Древнего Востока. Тексты и документы / М. Дандамаев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 2002.
2. Герни, О.Р. Хетты / О.Р. Герни. – М.: Наука, 1987. – С. 81-94.
3. История Востока / А.Б. Алаев [и др.]; отв. ред. В.А. Якобсон: В 6 т. Т.1. Восток в древности. – М.: Восточная литература, 1999. – С. 120-126.
4. История древнего Востока (материалы по историографии) / А.А. Вигасин [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Изд-во МГУ, 1991.
Методические рекомендации
Цель данного семинарского занятия состоит в изучении основных особенностей экономики и социально-экономических отношений хеттского общества. Выбранная форма проведения занятия должна способствовать накоплению студентами навыков работы с источниковым материалом и дополнительной научной литературой. Исследование проблемы проводится на базе хеттских законов, размещенных практически во всех хрестоматиях по истории стран древнего Востока. Помимо этого, следует использовать специальные работы отечественных и зарубежных востоковедов, включенные в список рекомендованной литературы. Они позволяют составить общее представление об истории Хеттской державы, расширить объем фактического материала по экономике и социальной организации, узнать современную оценку многих аспектов жизни хеттского общества.
Рассмотрение целого комплекса проблем, связанных с сельским хозяйством, рекомендуется начать с изложения особенностей природно-климатических условий в Малой Азии, и обусловленного этим соотношения различных его отраслей. Систематизируя материал по животноводству, составьте перечень домашних животных и птиц, обратите внимание на статьи, содержащие сведения о пчеловодстве. Выясните формы их содержания, сообщите, как домашние животные использовались в хозяйстве. Подбирая фактический материал по хеттскому земледелию, определите его отдельные отрасли, используемые формы, составьте перечень культивируемых растений, сельскохозяйственных орудий труда и принадлежностей. Сравните уровень и характер развития хеттского и старовавилонского сельского хозяйства (животноводства и земледелия), подумайте, чем были обусловлены выявленные отличия. Выясните, какие социальные группы были задействованы в хеттском сельскохозяйственном производстве. Особое внимание обратите на правовое положение общинников, на то, каким образом законы защищали общинные земли и общинное имущество, в чем заключалась круговая порука и как она проявлялась в хеттском законодательстве. Обратите внимание на использование в сельском хозяйстве наемного и рабского труда. Выясните, как в законах регламентировался наем временной рабочей силы, орудий труда и рабочего скота, какие работы исполнялись наемными работниками.
Изложение вопроса, касающегося состояния хеттского ремесла, следует начать с рассмотрения его форм и ремесленных специальностей. Сообщите, какие исходные материалы для ремесла, и какие ремесленные изделия в них упоминаются. Особое внимание необходимо обратить на положение хеттских ремесленников, находившихся на царской службе. Сообщите, кто согласно хеттским законам мог стать ремесленником; расскажите об его должностных обязанностях, повинностях и имущественном положении. Проанализировав соответствующие статьи закона, выясните, что составляло должностное имущество ремесленника, каким образом оно защищалось государством, каков был порядок его наследования. Обратите внимание как распределялись обязанности и делилось имущество между ремесленником и «человеком наследственной доли».
Сравнительно подробно в хеттском кодексе законов регламентируется положение рабов. Используя статьи документа и дополнительную литературу, выясните источники рабства в Хеттском царстве и характер исполняемой рабами работы. Обратите внимание на статьи, защищающие права хозяина на своего раба. Сравните меры наказания и суммы штрафа, взимаемые с раба и свободного человека за аналогичное преступление, а также цену их жизни и здоровья, взимаемую по суду; подумайте, чем объясняются отличия. Найдите, в каких случаях, и каким образом за преступления раба отвечал его хозяин. Большой интерес представляют статьи хеттского права, регулирующие семейно-брачные отношения между рабом (рабыней) и свободным человеком. Обратите внимание на то, каковы были условия заключения «смешанного» брака, на имущественное положение такой семьи, на права рабыни в случае развода. Сделайте вывод относительно правовой и имущественной состоятельности хеттского раба. Подумайте, какие черты хеттского рабства позволяют говорить об его патриархальном характере.
Судебное производство в кодексе хеттских законов регламентировано не так обстоятельно, как в вавилонском праве. Тем не менее, его основные черты могут быть реконструированы даже в рамках семинарского занятия. Прежде, обратите внимание на перечень регламентируемых законами сфер жизни и на состав участников судебного разбирательства. Анализируя статьи, выделите меры наказания за убийство, увечье, кражу, святотатство и колдовство, за неисполнения указа царя либо чиновника в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего и преступника. Определите степень и формы коллективной ответственности общинников за совершенное на их территории преступление. Обратите внимание на дифференциацию наказания в зависимости от предумышленного либо непредумышленного характера преступления.
Занятия 11. Тема: Образование державы Ахеменидов
1. Персия в составе Мидийского царства. Война Кира II за независимость.
2. Завоевания Кира II.
3. Завоевание Камбизом II Египта и образование персидской «мировой» державы.
Рекомендуемая литература
1. История Древнего Востока. Тексты и документы / М. Дандамаев [и др.]; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 2002.
2. Геродот. История (любое издание) Книга I. 95-216.
3. Геродот. Книга I. 95-216. http://lib.rus.ec/a/3839
4. Бадак, А.Н. История древнего Востока. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнович. – Мн.: Харвест, 1998.
5. Вигасин, А.А. История древнего Востока / А. Вигасин. – М.: Дрофа, 2006.
6. Грантовский, Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов: основные проблемы / Э.А. Грантовский. – М.: Восточная литература, 1998.
7. Дандамаев, М.А. Имперская идеология и частная жизнь в Ахеменидской державе / М.А. Дандамаев // Вестник древней истории. – 1998. – № 1.
8. Дандамаев, М.А. Политическая история Ахеменидской державы / М.А. Дандамаев. – М.: Наука, 1985. – С. 3-100.
9. Дьяконов И.М. История Мидии (с древнейших времен до конца IV в. до н.э) / И.М. Дьяконов. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. – С. 413-424.
10. Дюпюи, Т. Всемирная история войн: В 3 т. Т.1. Период древности / Т. Дюпюи, Э. Дюпюи. – СПб-М.: Полигон, 1997.
11. Иванчик, А.И. История державы Ахеменидов: источники и новые интерпретации / А.И. Иванчик // Вестник древней истории. – 2000. – № 2.
12. История Востока / А.Б. Алаев [и др.]; отв. ред. В.А. Якобсон: В 6 т. Т.1. Восток в древности. – М.: Восточная литература, 1999.- С. 290-296.
13. Разин, Е.А. История военного искусства: В 5 т. Т.1. Военное искусство рабовладельческого периода войны / Е.А. Разин. – М.: Военное издательство,1955.
14. Тураев, Б.А. История Древнего Востока / Б. А. Тураев. – Мн.: Харвест, 2002.
Методические рекомендации
Ранняя история Персидской державы – одной из самых обширных в древнем мире, всегда пользовалась вниманием как античных, так и современных отечественных и зарубежных исследователей. Цель семинарского занятия – изучить процесс возникновения Персидского государства и его формирования как империи. Подготовка к семинарскому занятию, а также выступление с докладами и сообщениями по предлагаемой теме, требует от студента кропотливой работы с большим по объему источниковым материалом (с использованием навыков из внутренней критики), выбора существенных и абстрагирование от второстепенных сведений, составление логически структурированного доклада, активного использования исторической карты и проч. Вынесенные на семинар вопросы позволят повторить материал и расширить на основе новых исторических данных понимание обстоятельств формирования и основных черт древневосточной империи.
При подготовке к первому вопросу необходимо использовать «Историю» Геродота. В книге I Геродот обстоятельно рассказывает о возвышении и падении Мидии, образовании и росте могущества Персидского государства. Однако его труд, несмотря на безусловную историческую ценность, требует критического отношения. Геродот, будучи греком, субъективен, поскольку жил в годы Греко-персидских войн; он часто смешивает реально произошедшее с мифами и проч. Выделить историческую основу и скорректировать почерпнутые у Геродота сведения поможет монография М.А. Дандамаева, а также размещенный в хрестоматии отрывок из вавилонской хроники. Рекомендуется кратко рассказать о причинах и исторических обстоятельствах образования и усиления Мидийской державы, реформах Дейока, военных походах мидийских правителей (их направление и итоги), назвать и показать на карте вошедшие в состав государства территории, рассказать о взаимоотношении Мидии с Вавилонией и о положении в составе державы населения захваченных земель. О персидском царе Кире II, его происхождении и борьбе за власть с Астиагом довольно подробно пишет Геродот (кн.I, 106-130). Оценивая предложенный Геродотом материал следует помнить, что борьба Персии с Мидией была во многом инициирована и поддержана мидийской знатью, не желавшей смириться со стремительным усилением власти царя. Вспомните, в каких странах древнего Востока противоречия между знатью и верховным правителем перерастали в конфликт, каковы были причины конфликтов и чем они завершились.
Походы Кира II хорошо обеспечены источниками. Помимо «Истории» Геродота о Кире и его политике довольно подробно говорится в «Вавилонском памфлете о Набониде», «Вавилонской истории Беросса», «Цилиндре Кира», «Эдикте Кира II» и др. В этом случае встает проблема не столько поиска необходимого фактического материала, сколько его отбора и критического осмысления. Предлагаемые документы сложны для понимания, их авторы часто противоречат друг другу и, предоставляя читателям произвольно отобранные сведения, дают диаметрально противоположные оценки описываемым событиям. Подумайте, чем объясняются различия в оценках персидских и вавилонских информаторов. Более всего противоречий встречается в описании завоевания Киром II Вавилонии. Обратите внимание на ситуацию в регионе накануне похода, на силы сторон, причины формирования и состав внутренней оппозиции вавилонскому царю, ход и последствия для Вавилонии персидского завоевания. Поражение Вавилона было не в последнюю очередь, предопределено религиозной политикой Набонида, сведения о которой можно найти в текстах сиппарского цилиндра и цилиндра Кира. О войне Кира II с Крезом и о захвате Лидии подробно написано в «Истории» Геродота (кн. I, 76-91). Подумайте, каково было экономическое и политическое значение присоединения Лидии к Персиде. Изложение материала по второму вопросу можно завершить кратким рассказом о гибели Кира II в походе на массагетов.
Завоевание персидским царем Камбизом II Египта и его неудачный поход в Нубию подробно описаны Геродотом (кн.III, 4-31) и современными историками М.А. Дандамаевым, Б.А. Тураевым и др. Вспомните внутреннее и международное положение Египта накануне похода Камбиза, подумайте почему персидские цари отводили завоеванию Египта ключевое значение, в чем причина их успеха. Расскажите о ходе и последствиях персидской экспансии в северо-восточную Африку, как и почему изменился статус Египта после неудачного персидского похода в Нубию. Покажите на карте границы Персидской «мировой» державы к концу жизни Камбиза, назовите основные регионы, вошедшие в ее состав. Назовите причины образования древневосточных империй, их основные черты, положительное и отрицательное влияние на историю народов, экономические и этнополитические причины нестабильности. Проиллюстрируйте теоретический материал примерами из истории Персидской империи.