Убывающая предельная полезность
Доход и эффект замещения
Нормальный (высшей категории) товар
Товар низшей категории
Взаимозаменяемые товары
Сопряженные, сопутствующие товары
Изменение в спросе (предложении) в отличие от изменения величины спроса (предложения)
Излишек, избыток
Нехватка, дефицит
Предложение
Закон предложения
Шкала (кривая) предложения
Равновесная цена и равновесное количество (продукта)
Уравновешивающая функция цен
Международный валютный рынок
Понижение курса (обесценение) доллара и повышение его курса
ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Объясните закон спроса. Почему кривая спроса оказывается нисходящей? Каковы детерминанты спроса? Что происходит с кривой спроса, когда каждая из этих детерминант изменяется? Объясните различие между изменением в спросе и изменением величины спроса, приведите причины каждого из этих изменений.
2. Дайте критическую оценку следующего утверждения: "При сравнении двух равновесных позиций на рисунке 4-6а я замечаю, что фактически большее количество продукта покупается по более высокой цене. Это опровергает закон спроса".
3. Объясните закон предложения. Почему кривая предложения оказывается восходящей? Каковы детерминанты предложения? Что происходит с кривой предложения, когда каждая из этих детерминант изменяется? Объясните различие между изменением в предложении и изменением величины предложения, приведите причины каждого из этих изменений.
4. Объясните следующее сообщение из города Халл (Англия): "Цены на рыбном рынке сегодня упали до такого низкого уровня, который местные комментаторы назвали "катастрофическим", — и все это из-за дефицита картофеля Картофель служит одним из главных ингредиентов блюда, которое входит в меню почти любого кафе, а именно рыбы с жареной картошкой".
5. Предположим, что общий объем спроса на пшеницу и общий объем предложения пшеницы на зерновой бирже в Канзас-Сити в месяц характеризуется следующими данными:
Спрос, тыс. бушелей | Цена за бушель (дол.) | Предложение, тыс. бушелей | Избыток (+) или нехватка (—) |
3,40 3,70 4,00 4,30 4,60 4,90 | — — — — — — |
а) Какова будет рыночная или равновесная цена? Каково равновесное количество (пшеницы)? Заполните 4-ю колонку и объясните, почему ваши ответы правильны.
б) Используя приведенные данные, представьте графическое изображение спроса на пшеницу и предложения пшеницы. Точно разместите эти данные на осях вашего графика. Обозначьте равновесную цену буквой "P", а равновесное количество — буквой "Q".
в) Почему цена 3,4 дол. не станет на этом рынке равновесной? Почему не станет ею и цена 4,9 дол.? "Излишки повышают цены, а нехватки их понижают". Вы с этим согласны?
г) Теперь предположим, что правительство установило потолок цены на пшеницу, скажем, 3,7 дол. за бушель. Подробно объясните, какие последствия повлечет за собой такая цена. Представьте ваш ответ в графическом изображении. Что могло заставить правительство установить максимальный предел цены?
д) Допустим теперь, что правительство установило минимальный предел цены на пшеницу, скажем 4,6 дол. за бушель. Объясните подробно, какие последствия повлечет за собой эта гарантированная цена. Изобразите ваш ответ на графике. Что могло побудить правительство установить эту гарантированную цену?
е) "Фиксируемые законом цены лишают ценовой механизм его уравновешивающей функции". Охарактеризуйте это утверждение в свете ваших ответов на подпункты г) и д).
6. При данной величине предложения как скажется каждая из следующих позиций на спрос на продукт B, на равновесную цену на него и на величину его предложения?
а) Продукт B становится более модным.
б) Цена на продукт C, полноценный заменитель продукта B, снижается.
в) Потребители ожидают снижения цен и снижения доходов.
г) Происходит быстрый рост численности населения.
7. При данной величине спроса как повлияет каждая из приводимых ниже позиций на предложение, на равновесную цену и на равновесное количество продукта B?
а) Технический прогресс в производстве продукта B.
б) Сокращение количества фирм в отрасли B.
в) Повышение цен на ресурсы, требующиеся для производства продукта B.
г) Ожидание того, что равновесная цена B в будущем снизится.
д) Снижение цены продукта A, товара, производство которого требует в большой степени такой же технологии и таких же ресурсов, каких требует производство продукта B.
е) Обложение продукта B особым налогом на его продажи.
ж) Предоставление для каждой единицы продукта B дотации в размере 50% стоимости ее производства.
8. Объясните и изобразите графически влияние:
а) увеличения дохода на кривую опроса на товар низшей категории;
б) снижения цены продукта S на спрос на продукт — заменитель T;
в) сокращения дохода на кривую спроса на нормальный товар;
г) повышения цены продукта J на спрос на сопряженный товар K.
9. "На рынке кукурузы спрос часто превышает предложение, а предложение иногда превышает спрос". "Цена на кукурузу повышается и падает с изменениями в предложении и в спросе". В каком из этих утверждений тер мины "предложение" и "спрос" употребляются правильно? Объясните.
10. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений в спросе и (или) предложении на равновесную цену и равновесное количество (продукта) на конкурентном рынке; то есть что произойдет с ценой и количеством — увеличатся ли, уменьшатся ли, останутся ли неизменными, или же ответы будут промежуточными, в зависимости от количественных параметров изменений в предложении и в спросе? Для проверки правильности ответов вам следует воспользоваться диаграммой предложения и спроса:
а) предложение сокращается, а спрос остается неизменным;
б) спрос сокращается, а предложение остается неизменным;
в) предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;
г) спрос повышается, и предложение увеличивается;
д) спрос повышается, а предложение сохраняется неизменным;
е) предложение увеличивается, а спрос сокращается;
ж) спрос повышается, а предложение сокращается;
з) спрос сокращается, и предложение сокращается.
11. "Цены служат автоматическим регулятором, который способствует поддержанию пропорционального соотношения между производством и потреблением". Объясните этот тезис.
12. Объясните следующее утверждение: "Хотя авто маты, измеряющие время парковки автомобилей на автостоянках, приносят незначительный доход или вовсе его не приносят, их все же следует сохранить, поскольку плата за стоянку выполняет роль уравновешивающей функции цены".
13. Используйте диаграммы двух рынков, чтобы объяснить, как дотации штатов государственным колледжам могут повлиять на эффективность обучения и на численность студентов как в государственных, так и в частных колледжах.
14. Как повлияют квоты на импорт в США японских автомобилей на их цены в США и на спрос и цены на автомобили американского производства?
15. Многие штаты ввели у себя законы против ростовщичества, устанавливающие максимальную ставку процента, которую ссудодатели (коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации и т. п.) вправе взимать с заемщика. Выскажите возможно подробнее ваши предположения о том, что произойдет на ссудном рынке в те периоды, когда равновесная процентная ставка превысит установленный максимум. Руководствуясь результатами вашего анализа, поддерживаете ли вы идею законодательства против ростовщичества?
16. Объясните, почему профсоюзы, члены которых получают заработную плату по ставкам, превышающим установленный законом минимум, упорно и энергично отстаивают повышение минимальных ставок заработной платы.
17. "Наш импорт создает спрос на иностранные валюты; экспорт наших товаров в другие страны порождает предложение иностранных валют". Согласны ли вы с этим? При прочих равных условиях, приведет ли сокращение доходов в США или снижение спроса американцев на иностранные товары к падению или повышению курса доллара? Как повлияет снижение или повышение курса доллара на производство и занятость внутри страны и за границей?
18. Углубленный анализ. Предположим, что спрос на товар представлен в виде уравнения P = 10 — 0,2Qd, а предложение — уравнением P = 2 + 0,2Qs, где Qd и Qs — величины соответственно спроса и предложения, а Р — цена. Используя условие равновесия Qs = Qd, дайте решение этих уравнений и определите равновесную цену. Затем определите равновесное количество. В подтверждение ваших ответов дайте графическое изображение двух уравнений.
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ