Изменения величины предложения
Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смешает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Экономисты используют понятие "предложение" для обозначения шкалы или кривой. Поэтому изменение в предложении должно означать, что вся шкала изменилась и что кривая сместилась в какую-то сторону.
Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт. В таблице 4-6 снижение цены на кукурузу с 5 до 4 дол. уменьшает величину предложения кукурузы с 12 тыс. до 10 тыс. бушелей.
Смещение кривой предложения на рисунке 4-4 от S1 к S2 или к S3 означает изменение в предложении. Между тем передвижение на кривой S1 от точки a к точке b подразумевает лишь изменение величины предложения.
Читателю предлагается решить, какая из следующих позиций означает изменение в предложении, а какая — изменение величины предложения:
1.В результате снижения издержек производства производители продают больше автомобилей.
2.Снижение цены на пшеницу вызывает увеличение ежемесячного объема продаж кукурузы.
3.Вследствие снижения на розничных рынках цены на апельсины их поставки на рынки сокращаются.
4. Федеральное правительство увеличивает акцизный налог на спиртные напитки.
Таблица 4-7. Детерминанты предложения: факторы, вызывающие изменения кривой предложения
1. Изменение ресурсных цен. Примеры: снижение цены на минеральные удобрения увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы.
2.Изменение технологии. Пример: создание более эффективного инсектицида против кукурузного вредителя увеличивает предложение кукурузы.
3.Изменение налогов и дотаций. Примеры: повышение акцизного налога на сигареты сокращает их предложение; уменьшение дотаций университетам штатов сокращает предложение специалистов с высшим образованием.
4.Изменение цен на другие товары. Пример: снижение цен на баранину и свинину увеличивает предложение говядины.
5.Изменение ожиданий. Пример: ожидание существенного снижения в будущем цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее предложение.
6.Изменение числа поставщиков. Примеры: увеличение количества фирм, производящих персональные компьютеры, увеличивает предложение этих компьютеров; образование новой профессиональной футбольной лиги увеличивает количество матчей между профессиональными футбольными командами.
Предложение и спрос: рыночное равновесие
Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже определяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продается на рынке.
В таблице 4-8 колонки (1) и (2) воспроизводят шкалу рыночного предложения кукурузы (из табл. 4-6), а колонки (2) и (3) — шкалу рыночного спроса на кукурузу (из табл. 4-3). Заметьте, что в колонке (2) мы используем обычный ряд цен. При этом мы предполагаем наличие конкуренции, то есть выступление на рынке большого числа покупателей и продавцов.
Здесь перед нами возникает следующий вопрос: какая из пяти[8] возможных цен, по которой кукуруза может продаваться на рынке, действительно признана в качестве рыночной цены на кукурузу? Попытаемся получить ответ элементарным методом проб и ошибок. Без всяких особых оснований начнем с цены 5 дол. Может ли эта цена быть признанной рыночной ценой на кукурузу? Мы отвечаем "нет" по той простой причине, что производители желают произвести и предложить к продаже на рынке по этой цене примерно 12 тыс. бушелей, тогда как покупатели со своей стороны желают приобрести по этой цене лишь 2 тыс. бушелей. Иными словами, относительно высокая цена — 5 дол. — побуждает фермеров вырастить большое количество кукурузы, но данная высокая цена отбивает у потребителей
желание купить предлагаемое количество кукурузы. При такой высокой цене кукурузы покупка других продуктов представляется более "выгодной сделкой". В данном случае результатом является образование на рынке избытка в 10 тыс. бушелей кукурузы, или избыточное предложение кукурузы. Этот избыток, показанный в колонке (4) таблицы 4-8, представляет собой превышение величины предложения над величиной спроса при цене 5 дол. Практически у фермеров — производителей кукурузы на руках оказывается ненужный запас продукции.
Может ли цена 5 дол., даже если бы она временно и существовала на рынке кукурузы, удержаться в течение какого-то периода времени? Безусловно, нет. Очень большой излишек кукурузы заставил бы конкурирующих продавцов сбить цену, чтобы побудить покупателей избавить их от этого излишка. Допустим, что цена опускается до 4 дол. Теперь ситуация существенно изменилась. Более низкая цена подтолкнула покупателей приобрести на рынке больше кукурузы, но вместе с тем побудила производителей использовать для выращивания кукурузы меньше ресурсов. В результате излишек сократился до 6 тыс. бушелей. Однако излишек, или избыточное предложение, все еще существует, а конкуренция между продавцами вновь сбивает цену. Можно, следовательно, сделать вывод, что цены 5 дол. и 4 дол. окажутся неустойчивыми, поскольку они "чересчур высоки". Рыночная цена на кукурузу должна быть несколько ниже 4 дол.
Чтобы не оглашать ответ до того, как мы полностью выясним, как предложение и спрос определяют цену продукта, перешагнем на другой конец колонки цен и примем в качестве возможной рыночной цены кукурузы 1 дол. Из колонки (4) видно, что по этой цене величина спроса превышает величину предложения на 15 тыс. единиц. Эта относительно низкая цена отбивает у фермеров желание направлять свои ресурсы на производство кукурузы; та же низкая цена побуждает потребителей покупать больше кукурузы, чем они хотели бы купить при высокой цене. Кукуруза, когда цена на нее относительно низка, — это "удачная покупка". Короче, при цене в 1 дол. возникает нехватка в 15 тыс. бушелей, или избыточный спрос на кукурузу. Может ли эта цена удержаться на рынке? Нет. Конкуренция между покупателями поднимет цену выше 1 дол. Иными словами, при цене в 1 дол. многие потребители, которые желают и в состоянии покупать кукурузу по этой цене, останутся за бортом. Чтобы не оказаться в таком положении, многие потребители выразят готовность платить цену выше 1 дол. и, таким образом, обеспечить себе какую-то часть имеющейся на рынке кукурузы. Предположим, что такое конкурентное предложение более высокой цены поднимет ее до 2 дол. Эта более высокая цена сокращает, но не ликвидирует нехватку кукурузы. При цене 2 дол. фермеры готовы направить большее количество ресурсов в производство кукурузы, а часть покупателей, желавшая платить за бушель 1 дол., предпочитает не покупать кукурузу по цене 2 дол., а решает либо использовать
Рисунок 4-5. Равновесная цена и количество продукта определяются рыночным спросом и предложением
Точка пересечения нисходящей кривой спроса D и восходящей кривой S показывает равновесную цену и количество продукта, в данном случае 3 дол и 7000 бушелей кукурузы. Нехватка кукурузы, которая возникла бы при цене ниже равновесной, т. е. 2 дол., составила бы 7000 бушелей и толкнула бы цену вверх, в результате чего предложение стало бы увеличиваться, а спрос уменьшаться до тех пор, пока не было бы достигнуто равновесие. Избыток кукурузы при цене 4 дол., т. е. выше равновесной, составил бы, например, 6000 бушелей и стал бы сдвигать цену вниз и тем самым повышать спрос, сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие
свои доходы для покупки других продуктов, либо, быть может, направить большую долю доходов на сбережение. Между тем при цене 2 дол. на рынке все еще существует нехватка 7 тыс. бушелей. Следовательно, можно заключить, что конкуренция между покупателями поднимет рыночную цену на уровень выше 2 дол.
Таблица 4-8. Рыночное предложение ин спрос на кукурузу (гипотетические данные)
(1) Общая величина предложения в неделю | (2) Цена за бушель (дол.) | (3) Обща» величина спроса в неделю | (4) Избыток (+) или нехватка (—) (стрелки указывают влияние на цену) |
12 000 10 000 | 2 000 4 000 7 000 11 000 16 000 | + 10 000 + 6 000 — 7 000 — 15 000 |
Методом проб и ошибок мы исключили все цены, кроме цены 3 дол. Рассмотрим теперь эту цену. При цене 3 дол., и только при этой цене, количество кукурузы, которое фермеры желают вырастить и предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки кукурузы по этой цене. Мы уже видели, что избыток продукта толкает цену на него вниз, а нехватка его вызывает повышение цены. Когда
при цене 3 дол. нет ни нехватки, ни излишка, не существует никаких оснований к тому, чтобы реальная цена на кукурузу отклонялась от этой цены. Экономист называет эту цену ценой рыночного клиринга, или равновесной ценой, причем равновесие здесь означает "в гармонии" или "в покое". При цене 3 дол. - величина предложения и величина спроса уравновешиваются, то есть равновесное количество составляет 7 тыс. бушелей. Следовательно, цена 3 дол. выступает как единственная устойчивая цена кукурузы в условиях предложения и спроса, продемонстрированных в таблице 4-8. Иначе говоря, цена кукурузы устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются. Такие решения совместимы друг с другом лишь при цене 3 дол. По любой более высокой цене поставщики хотят продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить, — в результате возникает излишек; при любой более низкой цене потребители хотят купить большее количество, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует возникающая нехватка. Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей порождают изменения цены, которые в конечном счете завершаются согласованием между собой этих двух противоположных желаний.
Графический анализ предложения и спроса приводит нас к таким же заключениям. На рисунке 4-5 одновременно показаны кривая рыночного предложения и кривая рыночного спроса, причем на горизонтальной оси помешены показатели и величины спроса, и величины предложения. Внимательное изучение этого графика ясно показывает, что при любой цене, превышающей равновесную цену 3 дол.,
величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение цены сократит предложение кукурузы и одновременно побудит покупателей покупать ее в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта, то есть при этом величина спроса превышает величину предложения. Предлагаемые конкурирующими покупателями надбавки к цене будут толкать ее к равновесному уровню. А такое повышение цены одновременно заставляет производителей увеличить предложение, а потребителей скупить имеющийся продукт; в результате излишек исчезает. Графически: точка пересечения кривой предложения с кривой спроса на продукт и есть равновесная точка. Здесь равновесная цена составляет 3 дол., а величины спроса и предложения равны 7 тыс. бушелей.