Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу.

Мисаренко Г. Г.

М 65Учимся определять части речи: Учебн. пособие. — М.: Ин­ститут инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель­ство Оникс, 2005. — 64 с: ил. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок уче­ников при определении частей речи. Последовательное выполнение уп­ражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствую­щие теме, и формирует план учебных действий, необходимых для пра­вильного решения грамматических и орфографических задач.

Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индиви­дуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении рус­ского языка.

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

ISBN 5-488-00092-5® АНО «Институт инноваций в обра-

зовании им. Л. В. Занкова», 2005 © ООО «Издательство Оникс», 2005 © Мисаренко Г. Г., 2005

От автора

Определение принадлежности слова к той или иной части речи является важной операцией правописания, которая по­могает верно выбрать способ проверки. Как и любая другая грамматическая операция, она включает в себя ряд последо­вательных действий, выполнение которых гарантирует пра­вильный результат. А одной из главных причин ошибок учени­ков являются как раз их неправильные действия.

Дети зачастую выполняют задания бессистемно, непосле­довательно, применяя совсем не те операции, которые необ­ходимы в данном случае. Это называется отсутствием ориен­тировочной основы действий. Помимо этого, ученики прини­мают во внимание только смысловое значение слова и не уме­ют проанализировать его с грамматических позиций. Другими словами, они определяют части речи на интуитивно-практи­ческом уровне, далеко не всегда опираясь при этом на суще­ственные признаки.

Для коррекции этих недостатков в начале почти каждого упражнения дан готовый план действий. Его цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу; в-третьих, развивать речь ребёнка. Необходимо, чтобы ребё­нок, приступая к работе, внимательно изучил этот план, рас­сказал кому-нибудь (взрослому, соседу по парте) или же само­му себе порядок действий. Проговаривание поможет ему при помощи внешней речи хорошо осмыслить процесс выполне­ния поставленного задания. Нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.

Упражнения, представленные в данном пособии, выполня­ют три функции:

• формируют учебную деятельность;

• развивают у детей аналитическое мышление: учат срав­нивать две стороны одного и того же объекта (смысловое со­держание слова и формальные признаки части речи), отли­чать существенные и несущественные признаки, абстрагиро­ваться от одних признаков, концентрируя внимание на других и т. п.;

• повышают уровень орфографической грамотности. Помимо этого, в сборник включены упражнения, которые

недостаточно представлены в учебниках, — на практическое усвоение совершённого и несовершенного вида глагола и на понимание смысловых различий между качественными и при­тяжательными прилагательными.

Технологический план и содержание работы

№ упр. Задача упражнений стр.  
2-6 9-10 11-15 Диагностическое, показывает степень пони­мания частей речи   Развивают умение находить в предложении глаголы, понимать на практическом уровне вид глагола и правильно ставить вопрос   Показывает способы, с помощью которых можно различать глаголы и существитель­ные   Учит детей различать глаголы и существи­тельные, опираясь на смысл слова и грам­матический вопрос, закрепляет понимание вида глагола   Диагностические, показывают степень пони­мания предлогов   Акцентируют внимание детей на предлогах и помогают уточнить их значения   7-19 19-20 20-22 23-24 25-33  
16-18 20-21 23-28 29-33 Уточняют употребление предлогов, исправ­ляют речевые ошибки   Акцентирует внимание учеников на при­лагательных   Формируют операции поиска прилага­тельных в предложении   Учит различать качественные и притяжа­тельные прилагательные   Развивают операционные умения класси­фицировать слова как части речи   Учат различать приставки и предлоги   34-36 36-37 38-39 40-41 42-53 54-63
         


Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) вклю­чает в себя несколько вариантов материала для работы, объе­динённых одним заданием и одним технологическим планом дей­ствий. Они помечены номером упражнения и номером вариан­та, например: 2-1, 2-2, 2-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, либо указы­вает на один из них. Нужно ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упражнения, в каждом конкретном слу­чае взрослый решает отдельно.

1. Рассмотри картинку. Назови как можно больше существи­тельных (слов, называющих предметы), прилагательных (слов, называющих признаки предметов) и глаголов (слов, называющих действия предметов) и напиши их в три ко­лонки.

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

Образец:

существ. прилагат. глаголы
кто? что? какое? какая? какое? какие? что делает? что делают?
собачка белая бегает

2. Вместо вопросов подбери по смыслу наиболее подходя­щие глаголы. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.

План действий.

1) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : Фёдор Петрович что сделал? нам что делать? свои вещи в чемоданы, потому что после обеда что сделает? машина и что сделает? нас в город.

2) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : Фёдор Петрович (сказал, велел, прика­зал)нам (складывать, собирать)свои вещи в чемоданы, потому что после обеда (при­едет, придёт, прибудет)машина и (отвезёт, захватит) нас в город.

3) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : Фёдор Петрович велелнам собиратьсвои вещи в чемоданы, потому что после обеда придётмашина и отвезёт нас в город.

2-1. Голодный рак что сделал? под какую-то ко­рягу и что стал делать? , не проплывёт ли мимо какая-нибудь рыбка. Вдруг он что де лает? , как что-то в воду — бултых! Это что сделала? в канаву водяная крыса.

2-2. Ребята что делали? по водекораблики. Брат что делал? их ножиком из сосновой коры. Сестрёнка что делала? к ним

паруса из тря-

почек. На самый большой кораблик они что сделали? маленького мышонка и что сделали? его в плаванье.

2- 3. Весь день сова что делала? в своём дупле, а вечеромчто

сделала?на поле мышей что де­лать?.Мыши со страху

что сделали? в норки. Долго сова что делала? над полем,

но ни одной мышки не что сделала?.

2 - 4. Мама что сделала? из магазина курицу. Она что сделала?

ее в холодильник ичто сделала?:

— Если папа что сделает? с работы раньше меня, пусть

что сделает? суп. И мама что сделала? из дома.

( По В. Дра­гунскому.)

2 - 5. Весна. Птички что делают? . Неохота как-то в школу что

делать? . И решил я туда не что делать? . Портфель я что

сделал? под лестни­цу. А сам что сделал? за угол и что

сделал?на проспект. Что сделал? руки в карманы, что

делаю? по проспекту, на витрины мага­зинов что делаю? и

песенку что делаю?. (ПоН. Носову.)

2 - 6. Шляпа что делала? на комоде. Котёнок Васька что делал?

возле комода на полу. А посередине комнаты что делал?

стол. Вовка и Ва­дик что делали?за столом и что делали?

картинки. Вдруг позади них что-то что сделало? на пол.

Мальчики что сделали? и что сделали? на полу возле

комода шляпу. Вдруг шляпа что сделала? к дивану.

(По Н. Носову.)

2-7. Что сделала? откуда-то одна надоедливая муха и что сделала?

корове на спину. Что делает? она по коровьей спине и

что делает?.

— Корова, корова, зачем тебе хвост? Коро­ва, корова, зачем

тебе хвост? Корова что делала?, что делала? , а потом как

что сделает? себя хвостом по спине — и что сделала? муху.

Что сделала? муха на землю — и дух вон! (По В. Бианки.)

2-8. Прошлым летом я что делал? на даче. Од­нажды ко мне в гости

что сделал?Мишка. Наутро мама собралась что делать?

в город.Она что сделала? нам хлеба на два дня, ва­ренья,

чтобы мы чай что делали?. Она что сделала? нам, где

какие продукты что делают?, и что сделала? как варить

суп и кашу. А потом что сделала? настанцию.

(По Н. Но­сову.)

2-9. Что сделал? урок математики. Ребята что сделали? на

свои места. Учитель что сделал? к доске и стал что

делать? на ней примеры. А я в это время что сделал?

под парту. Что делаю? под партой и что делаю?.

«Вот что сделает? учитель к классу лицом. Он что

сделает?,, что меня нету, и очень что сделает .

« А куда это Петров что сделал??» _ в недоумении

что сделает? он ребят». (По В. Голявкину.)

3. Прочитай группы слов парами и постарайся понять, ка­кой глагол в каждой группе называет законченное дей­ствие, а какой — ещё не законченное. Поставь к ним во­просы и сравни, будут ли они одинаковыми. Спиши глаголы в два столбика. Расскажи по плану, как надо выполнять задание.

План действий.

1) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : птица летела — птица прилетела

2) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : птица летела(летела, летела...) — что делала? — незаконченное действие; птица прилетела (уже прилетела, и всё) — что сделала? — законченное действие.

3) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : незаконченное действие — что _делала?;

законченное действие — что сделала?

4) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru :

что дела...? что сдела...?
летела прилетела

3-1. Он говорит — он скажет. Она моет — она вымоет.

Мы рисуем — мы нарисуем. Они танцуют — они

станцуют. Они завяжут — они завязывают.

Вы едете — вы приедете. Ты пьёшь — ты выпьешь.

Мы красим — мы выкрасим. Я мажу — я намажу.

3-2. Она показывает — она покажет. Мы подви­гаемся —

мы подвинемся. Он накрутит — он накручивает.

Она заметает — она заме­тёт. Они подгоняют —

они подгонят. Вы за­плетаете — вы заплетёте.

Он подчищает — он подчистит. Она вылижет —

она вылизы­вает.

3-3. Он занял — он занимал. Она натёрла — она натирала.

Мы напихали — мы напихива­ли. Он принюхивался —

он принюхался. Они размокли — они размокали.

Мы купа­емся — мы выкупались. Она наказывала —

она наказала. Вы наклеили — вы наклеи­вали. Мы

закрашивали — мы закрасили. Она зашивала —

она зашила.

3 - 4. Мы выпустили — мы выпускаем. Он заво­дит — он завёл.

Они зажгли — они зажигают. Ты смотришь — ты посмотрел.

Она выпила — она пьёт. Она чистит — она по­чистила.

Вы прочитали — вы читаете. Он допрыгал — он прыгает.

Мы разглядыва­ем — мы разглядели. Она отрезает — она

отрезала. Ты купил — ты покупаешь.

3 - 5. Макать в чай — макнуть в чай. Бултыхать­ся в воде —

бултыхнуться в воду. Топнуть ногой — топать ногами.

Щипать за руку — щипнуть за руку. Хлестать по кустам —

хлестнуть по кустам.

3 - 6. Таскает в зубах — притащит в зубах. Мы­лит руки — намылит

руки. Брызжет в раз­ные стороны — брызнет в разные

стороны. Толкнёт в бок — толкает в бок. Вырулива­ет на

дорогу — вырулит на дорогу.

3 - 7. Задарит подарками — задаривает подарка­ми. Закрутит

гайки — закручивает гайки. Застёгивает рукав — застегнёт

рукав. За­толкнёт в дырку — заталкивает в дырку. Отхватит

кусок — отхватывает кусок.

3 - 8. Пишет письмо — напишет письмо. Вяжет шарф — свяжет

шарф. Скачет к лесу —прискачет к лесу. Хранит овощи —

сохранит овощи. Гасит костёр — загасит костёр. Стрижёт

волосы — дострижёт волосы. Учит стихи — выучит стихи.

3-9. Появилась вечером — появляется вечеров. Заплывает далеко —

заплывёт далеко. На денут пальто — надевают пальто.

Засыпает в кресле — заснула в кресле. Снимет пальто —

снимает пальто. Затолкнёт в чемодан — заталкивает

в чемодан. Высверлит дырку — высверливает дырку.

4. Поставь к глаголам вопросы.

Расскажи по плану, что надо делать, чтобы вопрос по ставить правильно.

План действий.

1) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : всегда найдётся работа

2) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

3) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : что делает?найдётся

Что сделает? — найдётся

4-1. Испугался ужа, назову Винтиком, разбивается на части, слышишь разговор, называет Винтиком,

разбилась на части, пугается ужа, услышишь разговор.

4-2. Упал на землю, приучает к земле, спрыг­нул на землю,

падает на землю, появляет­ся на земле, приучил к земле,

спрыгивает на землю, появился на земле.

4-3. Нахватал кусков хлеба, выдёргивает гвоз­ди, поел супчику,

натирает пол, хватает за руку, прихлёбывает горячий чай,

натёр до блеска, выдернем из кучи.

4-4. Заворачивает в газету, распугивает ворон, полил цветы,

защёлкал клювом, завернул за угол, напугал сестру,

весь день полива­ет, по веточкам пощёлкивает.

4-5. Подписал договор, приехали в город, при­гласим на бал,

подписывает договор, укра­шали площадку, приезжают

в город, укра­сили площадку, приглашаем на бал.

4-6. Отвернулись друг от друга, откушу кусо­чек, встречают

поезда, проведём лето, от­ворачивается от огня,

откусывает полови­ну, встретила подругу, провожаю

в дорогу.

4-7. Застилали половиками, спросили у бабуш­ки, расписывает

цветами, посматривает на дорогу, расписал цветами,

застелю полови­ками, спрашивает у учителя, посмотрит

в окно.

5. Измени по образцу глаголы так, чтобы они отвечали на вопрос что делать? или что сделать? Расскажи по плану, как надо выполнять задание.

План действий.

1) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : разглядываю, закричал

2) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : я разглядываю — что _делаю? — что делать? — разглядывать

закричал — что сделал? — что сделать? — закричать

3) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : разглядывает — разглядывать, закри­чал — закричать

4)) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

5-1. Мы рассказываем, ты глотаешь, она отку­сила, мы заметим,

он вернулся, я провожаю.

5-2. Мы помним, она стоит, они побегут, я по­ставлю, он

разворачивает, он приручил, они прыгают, ты смотришь.

5-3. Я не понимал, мы отдохнули, мы посмея­лись, я понял,

ты отдыхаешь, мы доказы­ваем, они посмеиваются, я

докажу, вы по­дарите.

5-4. Царевна пригорюнилась, капельки блестят, свалился с крыши,

мальчишки визжат, не поможет лекарство, вытащит из-за

пазухи, бросает в стороны.

5-5. Красит стену краской, размазывает грязь по щекам, закричал

во всё горло, передви­гает стулья, получит «пятёрку», садится

в автобус, намажет хлеб маслом.

5-6. Приведут за руку, приводят ко мне, трёт глаза, простишься с

батюшкой, провалил­ся сквозь землю, осинка дрожит,

как заль­ётся слезами, ожидаешь радости.

5-7. Васька подскочил, направишься к площа­ди, смеёшься надо

мной, начинайте урок, погладила по плечу, трогает за руку,

выле­зает из конуры, заиграла музыка.

5-8. Чищу пиджак, выполняет поручение, во­оружились топорами,

получается ерунда, шмыгнул носом, выбираешь пять яблок,

набил на лбу шишку, если вы захотите.

9. Перенесли на руках, просыпается утром, назначим на

воскресенье, хочешь конфету, утешали его, появилась в дверях,

помога­ем больному, принимаемся за работу, стро­ят киоски.

6. Найди и выпиши все глаголы. Определи, закончено дей­ствие или нет.

6-1. Голубь легко взмахнул крыльями и взле­тел в небо. Человек

оглянулся и осторожно постучал в дверь. Все захлопали в

ладоши и громко засмеялись. Тайком от матери я ломал

сосульки и обсасывал их.

6-2. Такой человек мухи не обидит. До меня дошли новые вести.

Сеня вернулся в класс. Каждый хвастался своей храбростью.

Анд­рей получил письмо. Стрелка коснулась цифры «5». Иван

Максимович спокойно по­смотрел на врача.

6-3. Вечером мы прибыли домой. Три доски су­шились на солнце.

Дворник собирал остат­ки прошлогодней листвы. Иногда дятел

охо­тится за птенцами. Такие дни случаются в начале лета. Из

тучи назойливо сыпался мелкий дождь.

6-4. Витя достал отцовские инструменты, и на­чалась работа. На

кухне кипел и фырчал небольшой чайник. Солнце закатилось,

и над землёй стоит алое сияние. Лоси про­хаживаются вдоль

берега, медленно пьют чистую воду.

6-5. Вчера вечером похолодало. Вокруг всё за­мерло. Приз

присудили команде девочек. В сухом воздухе пахнет

полынью. В тени становилось холодно. Вечером в саду

легко дышится. В степи заметно темнело.

6-6. Сосновые шишки жарко горели в большом самоваре.

Дым далеко отгонял комаров. Мы выносили стол и

ставили под дерево, уса­живались на пеньках, пили чай с

мёдом и разговаривали. Петрусь рассказывал, а я слушал

и удивлялся его фантазиям.

6-7. Алексей заторопился к самолёту. Он караб­кался по

скользкому крылу, цеплялся за борт кабины. С трудом

он закинул в каби­ну одну ногу, подтянул другую и грузно

сел. Мотор самолёта фыркнул, потом послыша­лось ровное

гудение. (По Б. Полевому.)

6-8. Скоро мы с ним попрощались и отправи­лись домой.

Журавль провожал нас. Он дошёл с нами до колодца,

а там повернул назад. Немного пробежался, подпрыгнул

и полетел низко-низко. Ноги у него волочи­лись по воздуху.

Он даже не подобрал их. (По В. Путилину.)

6-9. Я выскочила на порог и увидела войну: скворец выгонял

из домика воробьев. Ле­тел пух, крик стоял такой, что

даже кошка подняла вверх морду и наблюдала за

пота­совкой. Скворец победил, и вечером я слу­шала,

как он свистел, щёлкал и в лад пес­не шевелил крыльями.

(По В. Пескову.)

7. Подумай, все ли выделенные слова называют предметы. Рассмотри план действий и постарайся понять, как мож­но себя проверить.

План действий.

1) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : сидит на краешкеи дышитцелебным воздухом

2) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : (на) краешке Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ruкраешек Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru что? = правильно; дышит Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ruчто? = неправильно, надо: ды­шит Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru что делает? воздухом Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ruвоздух Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru что? = правильно

7-1. Вставай! За окномуже петух прокричал,а в саду

зорянказапела. Новый деньна дворе!

7-2. Днём кувшинканежится на воде,а ночью ныряет под воду.Сожмёт белые лепесткив кулачоки нырнёт с головой. Спитвсю ночьв глубине.(По В.Бианки.)

7-3. Нашёл лягушонок сыроежкус дождевой во­дойи давай

в ней плескаться, словно в тазу.А потом сел на краешке

и дышитцелебным воздухом.Завидно даже. (По В. Бианки.)

7-4. У кузнечиковна левом крылышке зубчи­ки,на правом —

жилки. Крылышкитрут­ся друго друга, зубчикизадевают

жилки,получается стрекотание.(По В.Бианки.)

7-5. Не любит кротясного солнцаи свежего вет­ра:всю

жизньв тёмном сыром подземелье. Землюкопает,

туннелистроит, червяковловит, даже за сухой травой

для гнездана­верх не вылезает,а втягивает её за корни

прямо из-под земли.(По В. Бианки.)

8. Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь спи­сывать слова в три столбика.

План действий.

1) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : Машет руками

2) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : машет Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru что делает? — глагол руками — руки Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru что? — существительное

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

что дела...? что сдела...? кто? что?
машет   руки

Выбери любой вариант упражнения и работай по плану. 8-1.

8-1 Плеснула хвостом. Хлопочет по хозяйству. За деревьями

ревело. От души пожалели. Из кармана выпали. Хватает

зубами. Стих­ли за поворотом. Встаёт с постели.

8-2. Закачалась от воздуха. Слонялся по горо­ду. На службу

выходит. Подозревает об опасности. Применить к случаю.

Караулит в подъезде. Стороной обходит. Привыкли к темноте.

8-3. Залез под кучу валежника. На краю дерев­ни жили. Спрятала

в корзину с ягодами. Со дна моря поднималось. Забился в

угол комнаты. Взяла щепотку соли. Получили награду за труд.

8-4. Обнимает друга. Вздремнуть после обеда. Лошадку впрягли.

Кушает за столом. На коврах борются. Сияет отблесками.

Играла на пианино. Заманивает в глубину. Спаса­ет

купальщиков.

8-5. Выдрала кустик с корнем. Притащил вед­ро воды. Конец

верёвки опустился. Купи­ли лыжи с ботинками. Болтается

на кон­чике хвоста. В кастрюле булькало. Упало с берега в

канаву.

8-6. Нашёл орешек без скорлупки. Спиной к забору устроился.

Осины зубами пилит. Окинет взглядом с высоты. Увидел

за по­воротом речки. Завалили лодку рыбой. Сладко зевает.

Успел вовремя.

8-7. Таскал банки в погреб. Утёрла кулачками слёзы. Поставил

в сарае мышеловку. По сне­гу пробрался к будке. Осыпался

с макушек кустов. Глазками в темноте сверкнул. За­метили

дырку в бортике.

8-8. Заболело под лопаткой. Тронул за плечо. Беспокоится о

пустяках. Замирала от радо­сти. Тычет линейкой. Ползает

на корточ­ках. В кухню возвращается. Причины не нашёл.

Под машиной заурчало.

8-9. Высовывалась из окна. Презирает мальчи­шек. В стороне

мелькнуло. К тепловозу по­дошли. Встретимся у вокзала.

Рассказывал с увлечением. Тормозами скрипит.

Разго­няется по шоссе. Затянули песню.

8-10. Бежит за мячиком. Поднимает карандаш. К пиджакам

пристегнули. Покрывают че­репицей. Мигнул фонарём.

От стыда покрас­нел. Накладывает на тарелки. Шмякнулся

на клумбу. Из рюкзака вытащили.

9. Рассмотри картинку и постарайся объяснить, о чём рас­сказывает каждый предлог. Впиши предлоги в таблицу. Добавь ещё, какие ты знаешь.

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

10. Рассмотри картинку и посчитай, сколько предлогов тебе понадобится, чтобы рассказать, где находится (или отку­да появляется) каждый предмет. Напиши предлоги вместе со словами-предметами.

Образец:

На траве, в кустах...

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

Мисаренко Г. Г.

М 65Учимся определять части речи: Учебн. пособие. — М.: Ин­ститут инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель­ство Оникс, 2005. — 64 с: ил. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок уче­ников при определении частей речи. Последовательное выполнение уп­ражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствую­щие теме, и формирует план учебных действий, необходимых для пра­вильного решения грамматических и орфографических задач.

Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индиви­дуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении рус­ского языка.

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

ISBN 5-488-00092-5® АНО «Институт инноваций в обра-

зовании им. Л. В. Занкова», 2005 © ООО «Издательство Оникс», 2005 © Мисаренко Г. Г., 2005

От автора

Определение принадлежности слова к той или иной части речи является важной операцией правописания, которая по­могает верно выбрать способ проверки. Как и любая другая грамматическая операция, она включает в себя ряд последо­вательных действий, выполнение которых гарантирует пра­вильный результат. А одной из главных причин ошибок учени­ков являются как раз их неправильные действия.

Дети зачастую выполняют задания бессистемно, непосле­довательно, применяя совсем не те операции, которые необ­ходимы в данном случае. Это называется отсутствием ориен­тировочной основы действий. Помимо этого, ученики прини­мают во внимание только смысловое значение слова и не уме­ют проанализировать его с грамматических позиций. Другими словами, они определяют части речи на интуитивно-практи­ческом уровне, далеко не всегда опираясь при этом на суще­ственные признаки.

Для коррекции этих недостатков в начале почти каждого упражнения дан готовый план действий. Его цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу; в-третьих, развивать речь ребёнка. Необходимо, чтобы ребё­нок, приступая к работе, внимательно изучил этот план, рас­сказал кому-нибудь (взрослому, соседу по парте) или же само­му себе порядок действий. Проговаривание поможет ему при помощи внешней речи хорошо осмыслить процесс выполне­ния поставленного задания. Нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.

Упражнения, представленные в данном пособии, выполня­ют три функции:

• формируют учебную деятельность;

• развивают у детей аналитическое мышление: учат срав­нивать две стороны одного и того же объекта (смысловое со­держание слова и формальные признаки части речи), отли­чать существенные и несущественные признаки, абстрагиро­ваться от одних признаков, концентрируя внимание на других и т. п.;

• повышают уровень орфографической грамотности. Помимо этого, в сборник включены упражнения, которые

недостаточно представлены в учебниках, — на практическое усвоение совершённого и несовершенного вида глагола и на понимание смысловых различий между качественными и при­тяжательными прилагательными.

Технологический план и содержание работы

№ упр. Задача упражнений стр.  
2-6 9-10 11-15 Диагностическое, показывает степень пони­мания частей речи   Развивают умение находить в предложении глаголы, понимать на практическом уровне вид глагола и правильно ставить вопрос   Показывает способы, с помощью которых можно различать глаголы и существитель­ные   Учит детей различать глаголы и существи­тельные, опираясь на смысл слова и грам­матический вопрос, закрепляет понимание вида глагола   Диагностические, показывают степень пони­мания предлогов   Акцентируют внимание детей на предлогах и помогают уточнить их значения   7-19 19-20 20-22 23-24 25-33  
16-18 20-21 23-28 29-33 Уточняют употребление предлогов, исправ­ляют речевые ошибки   Акцентирует внимание учеников на при­лагательных   Формируют операции поиска прилага­тельных в предложении   Учит различать качественные и притяжа­тельные прилагательные   Развивают операционные умения класси­фицировать слова как части речи   Учат различать приставки и предлоги   34-36 36-37 38-39 40-41 42-53 54-63
         

Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) вклю­чает в себя несколько вариантов материала для работы, объе­динённых одним заданием и одним технологическим планом дей­ствий. Они помечены номером упражнения и номером вариан­та, например: 2-1, 2-2, 2-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, либо указы­вает на один из них. Нужно ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упражнения, в каждом конкретном слу­чае взрослый решает отдельно.

1. Рассмотри картинку. Назови как можно больше существи­тельных (слов, называющих предметы), прилагательных (слов, называющих признаки предметов) и глаголов (слов, называющих действия предметов) и напиши их в три ко­лонки.

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru

Образец:

существ. прилагат. глаголы
кто? что? какое? какая? какое? какие? что делает? что делают?
собачка белая бегает

2. Вместо вопросов подбери по смыслу наиболее подходя­щие глаголы. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.

План действий.

1) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : Фёдор Петрович что сделал? нам что делать? свои вещи в чемоданы, потому что после обеда что сделает? машина и что сделает? нас в город.

2) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : Фёдор Петрович (сказал, велел, прика­зал)нам (складывать, собирать)свои вещи в чемоданы, потому что после обеда (при­едет, придёт, прибудет)машина и (отвезёт, захватит) нас в город.

3) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу. - student2.ru : Фёдор Петрович велелнам собиратьсвои вещи в чемоданы, потому что после обеда придётмашина и отвезёт нас в город.

2-1. Голодный рак что сделал? под какую-то ко­рягу и что стал делать? , не проплывёт ли мимо какая-нибудь рыбка. Вдруг он что де лает? , как что-то в воду — бултых! Это что сделала? в канаву водяная крыса.

2-2. Ребята что делали? по водекораблики. Брат что делал? их ножиком из сосновой коры. Сестрёнка что делала? к ним

паруса из тря-

почек. На самый большой кораблик они что сделали? маленького мышонка и что сделали? его в плаванье.

2- 3. Весь день сова что делала? в своём дупле, а вечеромчто

сделала?на поле мышей что де­лать?.Мыши со страху

что сделали? в норки. Долго сова что делала? над полем,

но ни одной мышки не что сделала?.

2 - 4. Мама что сделала? из магазина курицу. Она что сделала?

ее в холодильник ичто сделала?:

— Если папа что сделает? с работы раньше меня, пусть

что сделает? суп. И мама что сделала? из дома.

( По В. Дра­гунскому.)

2 - 5. Весна. Птички что делают? . Неохота как-то в школу что

делать? . И решил я туда не что делать? . Портфель я что

сделал? под лестни­цу. А сам что сделал? за угол и что

сделал?на проспект. Что сделал? руки в карманы, что

делаю? по проспекту, на витрины мага­зинов что делаю? и

песенку что делаю?. (ПоН. Носову.)

2 - 6. Шляпа что делала? на комоде. Котёнок Васька что делал?

возле комода на полу. А посередине комнаты что делал?

стол. Вовка и Ва­дик что делали?за столом и что делали?

картинки. Вдруг позади них что-то что сделало? на пол.

Мальчики что сделали? и что сделали? на полу возле

комода шляпу. Вдруг шляпа что сделала? к дивану.

(По Н. Носову.)

2-7. Что сделала? откуда-то одна надоедливая муха и что сделала?

корове на спину. Что делает? она по коровьей спине и

что делает?.

— Корова, корова, зачем тебе хвост? Коро­ва, корова, зачем

тебе хвост? Корова что делала?, что делала? , а потом как

что сделает? себя хвостом по спине — и что сделала? муху.

Что сделала? муха на землю — и дух вон! (По В. Бианки.)

2-8. Прошлым летом я что делал? на даче. Од­нажды ко мне в гости

что сделал?Мишка. Наутро мама собралась что делать?

в город.Она что сделала? нам хлеба на два дня, ва­ренья,

чтобы мы чай что делали?. Она что сделала? нам, где

какие продукты что делают?, и что сделала? как варить

суп и кашу. А потом что сделала? настанцию.

(По Н. Но­сову.)

2-9. Что сделал? урок математики. Ребята что сделали? на

свои места. Учитель что сделал? к доске и стал что

делать? на ней примеры. А я в это время что сделал?

под парту. Что делаю? под партой и что делаю?.

«Вот ч

Наши рекомендации