Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. Напиши то, что ты скажешь, по образцу.
Мисаренко Г. Г.
М 65Учимся определять части речи: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2005. — 64 с: ил. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).
Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок учеников при определении частей речи. Последовательное выполнение упражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствующие теме, и формирует план учебных действий, необходимых для правильного решения грамматических и орфографических задач.
Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении русского языка.
ISBN 5-488-00092-5® АНО «Институт инноваций в обра-
зовании им. Л. В. Занкова», 2005 © ООО «Издательство Оникс», 2005 © Мисаренко Г. Г., 2005
От автора
Определение принадлежности слова к той или иной части речи является важной операцией правописания, которая помогает верно выбрать способ проверки. Как и любая другая грамматическая операция, она включает в себя ряд последовательных действий, выполнение которых гарантирует правильный результат. А одной из главных причин ошибок учеников являются как раз их неправильные действия.
Дети зачастую выполняют задания бессистемно, непоследовательно, применяя совсем не те операции, которые необходимы в данном случае. Это называется отсутствием ориентировочной основы действий. Помимо этого, ученики принимают во внимание только смысловое значение слова и не умеют проанализировать его с грамматических позиций. Другими словами, они определяют части речи на интуитивно-практическом уровне, далеко не всегда опираясь при этом на существенные признаки.
Для коррекции этих недостатков в начале почти каждого упражнения дан готовый план действий. Его цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу; в-третьих, развивать речь ребёнка. Необходимо, чтобы ребёнок, приступая к работе, внимательно изучил этот план, рассказал кому-нибудь (взрослому, соседу по парте) или же самому себе порядок действий. Проговаривание поможет ему при помощи внешней речи хорошо осмыслить процесс выполнения поставленного задания. Нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.
Упражнения, представленные в данном пособии, выполняют три функции:
• формируют учебную деятельность;
• развивают у детей аналитическое мышление: учат сравнивать две стороны одного и того же объекта (смысловое содержание слова и формальные признаки части речи), отличать существенные и несущественные признаки, абстрагироваться от одних признаков, концентрируя внимание на других и т. п.;
• повышают уровень орфографической грамотности. Помимо этого, в сборник включены упражнения, которые
недостаточно представлены в учебниках, — на практическое усвоение совершённого и несовершенного вида глагола и на понимание смысловых различий между качественными и притяжательными прилагательными.
Технологический план и содержание работы
№ упр. | Задача упражнений | стр. | ||
2-6 9-10 11-15 | Диагностическое, показывает степень понимания частей речи Развивают умение находить в предложении глаголы, понимать на практическом уровне вид глагола и правильно ставить вопрос Показывает способы, с помощью которых можно различать глаголы и существительные Учит детей различать глаголы и существительные, опираясь на смысл слова и грамматический вопрос, закрепляет понимание вида глагола Диагностические, показывают степень понимания предлогов Акцентируют внимание детей на предлогах и помогают уточнить их значения | 7-19 19-20 20-22 23-24 25-33 | ||
16-18 20-21 23-28 29-33 | Уточняют употребление предлогов, исправляют речевые ошибки Акцентирует внимание учеников на прилагательных Формируют операции поиска прилагательных в предложении Учит различать качественные и притяжательные прилагательные Развивают операционные умения классифицировать слова как части речи Учат различать приставки и предлоги | 34-36 36-37 38-39 40-41 42-53 54-63 | ||
Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) включает в себя несколько вариантов материала для работы, объединённых одним заданием и одним технологическим планом действий. Они помечены номером упражнения и номером варианта, например: 2-1, 2-2, 2-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, либо указывает на один из них. Нужно ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упражнения, в каждом конкретном случае взрослый решает отдельно.
1. Рассмотри картинку. Назови как можно больше существительных (слов, называющих предметы), прилагательных (слов, называющих признаки предметов) и глаголов (слов, называющих действия предметов) и напиши их в три колонки.
Образец:
существ. | прилагат. | глаголы |
кто? что? | какое? какая? какое? какие? | что делает? что делают? |
собачка | белая | бегает |
2. Вместо вопросов подбери по смыслу наиболее подходящие глаголы. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.
План действий.
1) : Фёдор Петрович что сделал? нам что делать? свои вещи в чемоданы, потому что после обеда что сделает? машина и что сделает? нас в город.
2) : Фёдор Петрович (сказал, велел, приказал)нам (складывать, собирать)свои вещи в чемоданы, потому что после обеда (приедет, придёт, прибудет)машина и (отвезёт, захватит) нас в город.
3) : Фёдор Петрович велелнам собиратьсвои вещи в чемоданы, потому что после обеда придётмашина и отвезёт нас в город.
2-1. Голодный рак что сделал? под какую-то корягу и что стал делать? , не проплывёт ли мимо какая-нибудь рыбка. Вдруг он что де лает? , как что-то в воду — бултых! Это что сделала? в канаву водяная крыса.
2-2. Ребята что делали? по водекораблики. Брат что делал? их ножиком из сосновой коры. Сестрёнка что делала? к ним
паруса из тря-
почек. На самый большой кораблик они что сделали? маленького мышонка и что сделали? его в плаванье.
2- 3. Весь день сова что делала? в своём дупле, а вечеромчто
сделала?на поле мышей что делать?.Мыши со страху
что сделали? в норки. Долго сова что делала? над полем,
но ни одной мышки не что сделала?.
2 - 4. Мама что сделала? из магазина курицу. Она что сделала?
ее в холодильник ичто сделала?:
— Если папа что сделает? с работы раньше меня, пусть
что сделает? суп. И мама что сделала? из дома.
( По В. Драгунскому.)
2 - 5. Весна. Птички что делают? . Неохота как-то в школу что
делать? . И решил я туда не что делать? . Портфель я что
сделал? под лестницу. А сам что сделал? за угол и что
сделал?на проспект. Что сделал? руки в карманы, что
делаю? по проспекту, на витрины магазинов что делаю? и
песенку что делаю?. (ПоН. Носову.)
2 - 6. Шляпа что делала? на комоде. Котёнок Васька что делал?
возле комода на полу. А посередине комнаты что делал?
стол. Вовка и Вадик что делали?за столом и что делали?
картинки. Вдруг позади них что-то что сделало? на пол.
Мальчики что сделали? и что сделали? на полу возле
комода шляпу. Вдруг шляпа что сделала? к дивану.
(По Н. Носову.)
2-7. Что сделала? откуда-то одна надоедливая муха и что сделала?
корове на спину. Что делает? она по коровьей спине и
что делает?.
— Корова, корова, зачем тебе хвост? Корова, корова, зачем
тебе хвост? Корова что делала?, что делала? , а потом как
что сделает? себя хвостом по спине — и что сделала? муху.
Что сделала? муха на землю — и дух вон! (По В. Бианки.)
2-8. Прошлым летом я что делал? на даче. Однажды ко мне в гости
что сделал?Мишка. Наутро мама собралась что делать?
в город.Она что сделала? нам хлеба на два дня, варенья,
чтобы мы чай что делали?. Она что сделала? нам, где
какие продукты что делают?, и что сделала? как варить
суп и кашу. А потом что сделала? настанцию.
(По Н. Носову.)
2-9. Что сделал? урок математики. Ребята что сделали? на
свои места. Учитель что сделал? к доске и стал что
делать? на ней примеры. А я в это время что сделал?
под парту. Что делаю? под партой и что делаю?.
«Вот что сделает? учитель к классу лицом. Он что
сделает?,, что меня нету, и очень что сделает .
« А куда это Петров что сделал??» _ в недоумении
что сделает? он ребят». (По В. Голявкину.)
3. Прочитай группы слов парами и постарайся понять, какой глагол в каждой группе называет законченное действие, а какой — ещё не законченное. Поставь к ним вопросы и сравни, будут ли они одинаковыми. Спиши глаголы в два столбика. Расскажи по плану, как надо выполнять задание.
План действий.
1) : птица летела — птица прилетела
2) : птица летела(летела, летела...) — что делала? — незаконченное действие; птица прилетела (уже прилетела, и всё) — что сделала? — законченное действие.
3) : незаконченное действие — что _делала?;
законченное действие — что сделала?
4) :
что дела...? | что сдела...? |
летела | прилетела |
3-1. Он говорит — он скажет. Она моет — она вымоет.
Мы рисуем — мы нарисуем. Они танцуют — они
станцуют. Они завяжут — они завязывают.
Вы едете — вы приедете. Ты пьёшь — ты выпьешь.
Мы красим — мы выкрасим. Я мажу — я намажу.
3-2. Она показывает — она покажет. Мы подвигаемся —
мы подвинемся. Он накрутит — он накручивает.
Она заметает — она заметёт. Они подгоняют —
они подгонят. Вы заплетаете — вы заплетёте.
Он подчищает — он подчистит. Она вылижет —
она вылизывает.
3-3. Он занял — он занимал. Она натёрла — она натирала.
Мы напихали — мы напихивали. Он принюхивался —
он принюхался. Они размокли — они размокали.
Мы купаемся — мы выкупались. Она наказывала —
она наказала. Вы наклеили — вы наклеивали. Мы
закрашивали — мы закрасили. Она зашивала —
она зашила.
3 - 4. Мы выпустили — мы выпускаем. Он заводит — он завёл.
Они зажгли — они зажигают. Ты смотришь — ты посмотрел.
Она выпила — она пьёт. Она чистит — она почистила.
Вы прочитали — вы читаете. Он допрыгал — он прыгает.
Мы разглядываем — мы разглядели. Она отрезает — она
отрезала. Ты купил — ты покупаешь.
3 - 5. Макать в чай — макнуть в чай. Бултыхаться в воде —
бултыхнуться в воду. Топнуть ногой — топать ногами.
Щипать за руку — щипнуть за руку. Хлестать по кустам —
хлестнуть по кустам.
3 - 6. Таскает в зубах — притащит в зубах. Мылит руки — намылит
руки. Брызжет в разные стороны — брызнет в разные
стороны. Толкнёт в бок — толкает в бок. Выруливает на
дорогу — вырулит на дорогу.
3 - 7. Задарит подарками — задаривает подарками. Закрутит
гайки — закручивает гайки. Застёгивает рукав — застегнёт
рукав. Затолкнёт в дырку — заталкивает в дырку. Отхватит
кусок — отхватывает кусок.
3 - 8. Пишет письмо — напишет письмо. Вяжет шарф — свяжет
шарф. Скачет к лесу —прискачет к лесу. Хранит овощи —
сохранит овощи. Гасит костёр — загасит костёр. Стрижёт
волосы — дострижёт волосы. Учит стихи — выучит стихи.
3-9. Появилась вечером — появляется вечеров. Заплывает далеко —
заплывёт далеко. На денут пальто — надевают пальто.
Засыпает в кресле — заснула в кресле. Снимет пальто —
снимает пальто. Затолкнёт в чемодан — заталкивает
в чемодан. Высверлит дырку — высверливает дырку.
4. Поставь к глаголам вопросы.
Расскажи по плану, что надо делать, чтобы вопрос по ставить правильно.
План действий.
1) : всегда найдётся работа
2) :
3) : что делает?—найдётся
Что сделает? — найдётся
4-1. Испугался ужа, назову Винтиком, разбивается на части, слышишь разговор, называет Винтиком,
разбилась на части, пугается ужа, услышишь разговор.
4-2. Упал на землю, приучает к земле, спрыгнул на землю,
падает на землю, появляется на земле, приучил к земле,
спрыгивает на землю, появился на земле.
4-3. Нахватал кусков хлеба, выдёргивает гвозди, поел супчику,
натирает пол, хватает за руку, прихлёбывает горячий чай,
натёр до блеска, выдернем из кучи.
4-4. Заворачивает в газету, распугивает ворон, полил цветы,
защёлкал клювом, завернул за угол, напугал сестру,
весь день поливает, по веточкам пощёлкивает.
4-5. Подписал договор, приехали в город, пригласим на бал,
подписывает договор, украшали площадку, приезжают
в город, украсили площадку, приглашаем на бал.
4-6. Отвернулись друг от друга, откушу кусочек, встречают
поезда, проведём лето, отворачивается от огня,
откусывает половину, встретила подругу, провожаю
в дорогу.
4-7. Застилали половиками, спросили у бабушки, расписывает
цветами, посматривает на дорогу, расписал цветами,
застелю половиками, спрашивает у учителя, посмотрит
в окно.
5. Измени по образцу глаголы так, чтобы они отвечали на вопрос что делать? или что сделать? Расскажи по плану, как надо выполнять задание.
План действий.
1) : разглядываю, закричал
2) : я разглядываю — что _делаю? — что делать? — разглядывать
закричал — что сделал? — что сделать? — закричать
3) : разглядывает — разглядывать, закричал — закричать
4))
5-1. Мы рассказываем, ты глотаешь, она откусила, мы заметим,
он вернулся, я провожаю.
5-2. Мы помним, она стоит, они побегут, я поставлю, он
разворачивает, он приручил, они прыгают, ты смотришь.
5-3. Я не понимал, мы отдохнули, мы посмеялись, я понял,
ты отдыхаешь, мы доказываем, они посмеиваются, я
докажу, вы подарите.
5-4. Царевна пригорюнилась, капельки блестят, свалился с крыши,
мальчишки визжат, не поможет лекарство, вытащит из-за
пазухи, бросает в стороны.
5-5. Красит стену краской, размазывает грязь по щекам, закричал
во всё горло, передвигает стулья, получит «пятёрку», садится
в автобус, намажет хлеб маслом.
5-6. Приведут за руку, приводят ко мне, трёт глаза, простишься с
батюшкой, провалился сквозь землю, осинка дрожит,
как зальётся слезами, ожидаешь радости.
5-7. Васька подскочил, направишься к площади, смеёшься надо
мной, начинайте урок, погладила по плечу, трогает за руку,
вылезает из конуры, заиграла музыка.
5-8. Чищу пиджак, выполняет поручение, вооружились топорами,
получается ерунда, шмыгнул носом, выбираешь пять яблок,
набил на лбу шишку, если вы захотите.
9. Перенесли на руках, просыпается утром, назначим на
воскресенье, хочешь конфету, утешали его, появилась в дверях,
помогаем больному, принимаемся за работу, строят киоски.
6. Найди и выпиши все глаголы. Определи, закончено действие или нет.
6-1. Голубь легко взмахнул крыльями и взлетел в небо. Человек
оглянулся и осторожно постучал в дверь. Все захлопали в
ладоши и громко засмеялись. Тайком от матери я ломал
сосульки и обсасывал их.
6-2. Такой человек мухи не обидит. До меня дошли новые вести.
Сеня вернулся в класс. Каждый хвастался своей храбростью.
Андрей получил письмо. Стрелка коснулась цифры «5». Иван
Максимович спокойно посмотрел на врача.
6-3. Вечером мы прибыли домой. Три доски сушились на солнце.
Дворник собирал остатки прошлогодней листвы. Иногда дятел
охотится за птенцами. Такие дни случаются в начале лета. Из
тучи назойливо сыпался мелкий дождь.
6-4. Витя достал отцовские инструменты, и началась работа. На
кухне кипел и фырчал небольшой чайник. Солнце закатилось,
и над землёй стоит алое сияние. Лоси прохаживаются вдоль
берега, медленно пьют чистую воду.
6-5. Вчера вечером похолодало. Вокруг всё замерло. Приз
присудили команде девочек. В сухом воздухе пахнет
полынью. В тени становилось холодно. Вечером в саду
легко дышится. В степи заметно темнело.
6-6. Сосновые шишки жарко горели в большом самоваре.
Дым далеко отгонял комаров. Мы выносили стол и
ставили под дерево, усаживались на пеньках, пили чай с
мёдом и разговаривали. Петрусь рассказывал, а я слушал
и удивлялся его фантазиям.
6-7. Алексей заторопился к самолёту. Он карабкался по
скользкому крылу, цеплялся за борт кабины. С трудом
он закинул в кабину одну ногу, подтянул другую и грузно
сел. Мотор самолёта фыркнул, потом послышалось ровное
гудение. (По Б. Полевому.)
6-8. Скоро мы с ним попрощались и отправились домой.
Журавль провожал нас. Он дошёл с нами до колодца,
а там повернул назад. Немного пробежался, подпрыгнул
и полетел низко-низко. Ноги у него волочились по воздуху.
Он даже не подобрал их. (По В. Путилину.)
6-9. Я выскочила на порог и увидела войну: скворец выгонял
из домика воробьев. Летел пух, крик стоял такой, что
даже кошка подняла вверх морду и наблюдала за
потасовкой. Скворец победил, и вечером я слушала,
как он свистел, щёлкал и в лад песне шевелил крыльями.
(По В. Пескову.)
7. Подумай, все ли выделенные слова называют предметы. Рассмотри план действий и постарайся понять, как можно себя проверить.
План действий.
1) : сидит на краешкеи дышитцелебным воздухом
2) : (на) краешке краешек что? = правильно; дышит что? = неправильно, надо: дышит что делает? воздухом воздух что? = правильно
7-1. Вставай! За окномуже петух прокричал,а в саду
зорянказапела. Новый деньна дворе!
7-2. Днём кувшинканежится на воде,а ночью ныряет под воду.Сожмёт белые лепесткив кулачоки нырнёт с головой. Спитвсю ночьв глубине.(По В.Бианки.)
7-3. Нашёл лягушонок сыроежкус дождевой водойи давай
в ней плескаться, словно в тазу.А потом сел на краешке
и дышитцелебным воздухом.Завидно даже. (По В. Бианки.)
7-4. У кузнечиковна левом крылышке зубчики,на правом —
жилки. Крылышкитрутся друго друга, зубчикизадевают
жилки,получается стрекотание.(По В.Бианки.)
7-5. Не любит кротясного солнцаи свежего ветра:всю
жизньв тёмном сыром подземелье. Землюкопает,
туннелистроит, червяковловит, даже за сухой травой
для гнезданаверх не вылезает,а втягивает её за корни
прямо из-под земли.(По В. Бианки.)
8. Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь списывать слова в три столбика.
План действий.
1) : Машет руками
2) : машет что делает? — глагол руками — руки что? — существительное
что дела...? | что сдела...? | кто? что? |
машет | руки |
Выбери любой вариант упражнения и работай по плану. 8-1.
8-1 Плеснула хвостом. Хлопочет по хозяйству. За деревьями
ревело. От души пожалели. Из кармана выпали. Хватает
зубами. Стихли за поворотом. Встаёт с постели.
8-2. Закачалась от воздуха. Слонялся по городу. На службу
выходит. Подозревает об опасности. Применить к случаю.
Караулит в подъезде. Стороной обходит. Привыкли к темноте.
8-3. Залез под кучу валежника. На краю деревни жили. Спрятала
в корзину с ягодами. Со дна моря поднималось. Забился в
угол комнаты. Взяла щепотку соли. Получили награду за труд.
8-4. Обнимает друга. Вздремнуть после обеда. Лошадку впрягли.
Кушает за столом. На коврах борются. Сияет отблесками.
Играла на пианино. Заманивает в глубину. Спасает
купальщиков.
8-5. Выдрала кустик с корнем. Притащил ведро воды. Конец
верёвки опустился. Купили лыжи с ботинками. Болтается
на кончике хвоста. В кастрюле булькало. Упало с берега в
канаву.
8-6. Нашёл орешек без скорлупки. Спиной к забору устроился.
Осины зубами пилит. Окинет взглядом с высоты. Увидел
за поворотом речки. Завалили лодку рыбой. Сладко зевает.
Успел вовремя.
8-7. Таскал банки в погреб. Утёрла кулачками слёзы. Поставил
в сарае мышеловку. По снегу пробрался к будке. Осыпался
с макушек кустов. Глазками в темноте сверкнул. Заметили
дырку в бортике.
8-8. Заболело под лопаткой. Тронул за плечо. Беспокоится о
пустяках. Замирала от радости. Тычет линейкой. Ползает
на корточках. В кухню возвращается. Причины не нашёл.
Под машиной заурчало.
8-9. Высовывалась из окна. Презирает мальчишек. В стороне
мелькнуло. К тепловозу подошли. Встретимся у вокзала.
Рассказывал с увлечением. Тормозами скрипит.
Разгоняется по шоссе. Затянули песню.
8-10. Бежит за мячиком. Поднимает карандаш. К пиджакам
пристегнули. Покрывают черепицей. Мигнул фонарём.
От стыда покраснел. Накладывает на тарелки. Шмякнулся
на клумбу. Из рюкзака вытащили.
9. Рассмотри картинку и постарайся объяснить, о чём рассказывает каждый предлог. Впиши предлоги в таблицу. Добавь ещё, какие ты знаешь.
10. Рассмотри картинку и посчитай, сколько предлогов тебе понадобится, чтобы рассказать, где находится (или откуда появляется) каждый предмет. Напиши предлоги вместе со словами-предметами.
Образец:
На траве, в кустах...
Мисаренко Г. Г.
М 65Учимся определять части речи: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2005. — 64 с: ил. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).
Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок учеников при определении частей речи. Последовательное выполнение упражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствующие теме, и формирует план учебных действий, необходимых для правильного решения грамматических и орфографических задач.
Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении русского языка.
ISBN 5-488-00092-5® АНО «Институт инноваций в обра-
зовании им. Л. В. Занкова», 2005 © ООО «Издательство Оникс», 2005 © Мисаренко Г. Г., 2005
От автора
Определение принадлежности слова к той или иной части речи является важной операцией правописания, которая помогает верно выбрать способ проверки. Как и любая другая грамматическая операция, она включает в себя ряд последовательных действий, выполнение которых гарантирует правильный результат. А одной из главных причин ошибок учеников являются как раз их неправильные действия.
Дети зачастую выполняют задания бессистемно, непоследовательно, применяя совсем не те операции, которые необходимы в данном случае. Это называется отсутствием ориентировочной основы действий. Помимо этого, ученики принимают во внимание только смысловое значение слова и не умеют проанализировать его с грамматических позиций. Другими словами, они определяют части речи на интуитивно-практическом уровне, далеко не всегда опираясь при этом на существенные признаки.
Для коррекции этих недостатков в начале почти каждого упражнения дан готовый план действий. Его цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу; в-третьих, развивать речь ребёнка. Необходимо, чтобы ребёнок, приступая к работе, внимательно изучил этот план, рассказал кому-нибудь (взрослому, соседу по парте) или же самому себе порядок действий. Проговаривание поможет ему при помощи внешней речи хорошо осмыслить процесс выполнения поставленного задания. Нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.
Упражнения, представленные в данном пособии, выполняют три функции:
• формируют учебную деятельность;
• развивают у детей аналитическое мышление: учат сравнивать две стороны одного и того же объекта (смысловое содержание слова и формальные признаки части речи), отличать существенные и несущественные признаки, абстрагироваться от одних признаков, концентрируя внимание на других и т. п.;
• повышают уровень орфографической грамотности. Помимо этого, в сборник включены упражнения, которые
недостаточно представлены в учебниках, — на практическое усвоение совершённого и несовершенного вида глагола и на понимание смысловых различий между качественными и притяжательными прилагательными.
Технологический план и содержание работы
№ упр. | Задача упражнений | стр. | ||
2-6 9-10 11-15 | Диагностическое, показывает степень понимания частей речи Развивают умение находить в предложении глаголы, понимать на практическом уровне вид глагола и правильно ставить вопрос Показывает способы, с помощью которых можно различать глаголы и существительные Учит детей различать глаголы и существительные, опираясь на смысл слова и грамматический вопрос, закрепляет понимание вида глагола Диагностические, показывают степень понимания предлогов Акцентируют внимание детей на предлогах и помогают уточнить их значения | 7-19 19-20 20-22 23-24 25-33 | ||
16-18 20-21 23-28 29-33 | Уточняют употребление предлогов, исправляют речевые ошибки Акцентирует внимание учеников на прилагательных Формируют операции поиска прилагательных в предложении Учит различать качественные и притяжательные прилагательные Развивают операционные умения классифицировать слова как части речи Учат различать приставки и предлоги | 34-36 36-37 38-39 40-41 42-53 54-63 | ||
Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) включает в себя несколько вариантов материала для работы, объединённых одним заданием и одним технологическим планом действий. Они помечены номером упражнения и номером варианта, например: 2-1, 2-2, 2-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, либо указывает на один из них. Нужно ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упражнения, в каждом конкретном случае взрослый решает отдельно.
1. Рассмотри картинку. Назови как можно больше существительных (слов, называющих предметы), прилагательных (слов, называющих признаки предметов) и глаголов (слов, называющих действия предметов) и напиши их в три колонки.
Образец:
существ. | прилагат. | глаголы |
кто? что? | какое? какая? какое? какие? | что делает? что делают? |
собачка | белая | бегает |
2. Вместо вопросов подбери по смыслу наиболее подходящие глаголы. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.
План действий.
1) : Фёдор Петрович что сделал? нам что делать? свои вещи в чемоданы, потому что после обеда что сделает? машина и что сделает? нас в город.
2) : Фёдор Петрович (сказал, велел, приказал)нам (складывать, собирать)свои вещи в чемоданы, потому что после обеда (приедет, придёт, прибудет)машина и (отвезёт, захватит) нас в город.
3) : Фёдор Петрович велелнам собиратьсвои вещи в чемоданы, потому что после обеда придётмашина и отвезёт нас в город.
2-1. Голодный рак что сделал? под какую-то корягу и что стал делать? , не проплывёт ли мимо какая-нибудь рыбка. Вдруг он что де лает? , как что-то в воду — бултых! Это что сделала? в канаву водяная крыса.
2-2. Ребята что делали? по водекораблики. Брат что делал? их ножиком из сосновой коры. Сестрёнка что делала? к ним
паруса из тря-
почек. На самый большой кораблик они что сделали? маленького мышонка и что сделали? его в плаванье.
2- 3. Весь день сова что делала? в своём дупле, а вечеромчто
сделала?на поле мышей что делать?.Мыши со страху
что сделали? в норки. Долго сова что делала? над полем,
но ни одной мышки не что сделала?.
2 - 4. Мама что сделала? из магазина курицу. Она что сделала?
ее в холодильник ичто сделала?:
— Если папа что сделает? с работы раньше меня, пусть
что сделает? суп. И мама что сделала? из дома.
( По В. Драгунскому.)
2 - 5. Весна. Птички что делают? . Неохота как-то в школу что
делать? . И решил я туда не что делать? . Портфель я что
сделал? под лестницу. А сам что сделал? за угол и что
сделал?на проспект. Что сделал? руки в карманы, что
делаю? по проспекту, на витрины магазинов что делаю? и
песенку что делаю?. (ПоН. Носову.)
2 - 6. Шляпа что делала? на комоде. Котёнок Васька что делал?
возле комода на полу. А посередине комнаты что делал?
стол. Вовка и Вадик что делали?за столом и что делали?
картинки. Вдруг позади них что-то что сделало? на пол.
Мальчики что сделали? и что сделали? на полу возле
комода шляпу. Вдруг шляпа что сделала? к дивану.
(По Н. Носову.)
2-7. Что сделала? откуда-то одна надоедливая муха и что сделала?
корове на спину. Что делает? она по коровьей спине и
что делает?.
— Корова, корова, зачем тебе хвост? Корова, корова, зачем
тебе хвост? Корова что делала?, что делала? , а потом как
что сделает? себя хвостом по спине — и что сделала? муху.
Что сделала? муха на землю — и дух вон! (По В. Бианки.)
2-8. Прошлым летом я что делал? на даче. Однажды ко мне в гости
что сделал?Мишка. Наутро мама собралась что делать?
в город.Она что сделала? нам хлеба на два дня, варенья,
чтобы мы чай что делали?. Она что сделала? нам, где
какие продукты что делают?, и что сделала? как варить
суп и кашу. А потом что сделала? настанцию.
(По Н. Носову.)
2-9. Что сделал? урок математики. Ребята что сделали? на
свои места. Учитель что сделал? к доске и стал что
делать? на ней примеры. А я в это время что сделал?
под парту. Что делаю? под партой и что делаю?.
«Вот ч