Генеральные правила, данные межевой комиссии для сочинения по оным межевой инструкции.

1. В Государственное земель размежевание, которое предприемлется для единственнаго всех владельцов собственнаго спокойствия и развода по настоящим границам их владения, отнюдь не вмещать ни ревизии, ни редукции, но единственно только межевать, и класть на планы земли каждого владения, а для того:

2. Все земли межевать не к именам владельцов, но к именам сел и деревень, а пустоши к их собственным названиям, каждое селение порознь, или всякое владение общею обводною межею, как то владельцы сами, и по скольку к которому селению земли из собственного своего владения межевать пожелают, и в межевых новых книгах также и планах писать за кем только именно

3. Равным образом сими правилами утверждаются в каждом владении в писцовых межах, во первых четвертныя дачи, во вторых живыя писцовым межам урочища, то есть единственно озера, реки и речки никогда не пересыхающия и течения, а буераки состояния своего не переменяющие, а что касается до поверстных лесов, то в таком только случае, когда по измереним и удовольствию четвертных дачь и писцовых вышеписанных живых меж, в тех же самих местах оные оставаться могут, то тогда только они в дачу и утверждаться имеют.

5. Снимать и класть на планы каждую земляную дачу предписанным им образом, по собственному всякаго владельца границе владения своего отводу, как ни от кого не оспоренному, так и оспоренныя, но с тем на планах о заспоренных показанием, по которым местам сам владелец свою границу отводил;

6. Всем заспорившимся в отводе своих границ владельцам Землемерам объявить, только, чтоб они явились всеконечно на положенной в Межевой Инструкции срок в определенную для них Межевую Канцелярию или Контору, со всеми своими на те земли крепостями и выписями, по которым оные имеют в споре их разобрать, и межу между ими положить по основанию сделанного в сих пунктах предписания.

7. По сему установлению Землемерам определить снимать планы со всех дачь каждаго уезда, ни за чем не останавливаясь, и сочиняя генеральныя о каждом особь уезде, без замедления оныя и с специальными отсылать в определенныя им места, с показаниями на планах всех тех мест по вышеписанному особыми линиями и описаниями, в которых кто владельцы заспорили, и добровольно между собою при отводах не развелись; Межевым же Канцеляриям и Конторам поручить исполнять все нижеследующее:

9. У безспорно между собою разведшихся во владении своих земель помещиков, ни примерных противу писцовых дачь земель, ни писцовых урочищ не изыскивать, но всякому такому владельцу, яко достойному, спокойному и добродетельному сыну своего отечества, те его безспорно владеющия земли без всякого изъятия отмежевать, и утверждать в вечное и потомственное владение к его селам, деревням и пустошам.

10. Кто из владельцов в землях своих полюбовно не разведутся, а при межевании произойдет от котораго из них спор, и будет тот спорщик на кого их тех соседей своих показывать, что он из написанных за ним по урочищам дачь завладел насильно, то Землемеру, как имеющего спор владельца, так и того, от котораго он обидным себя почитает, дачи смерять со всеми к тем спорным дачам принадлежностям, и оными план отослать в Межевую Канцелярию или Контору, где рассматривать тех спорющихся владельцов крепости

12. Ежели при мере дачь заспоривших, у всех их явится недостаток настоящих их по крепостям дачь, или одни полныя дачи, то таковым владельцам утверждать дачи по их тем владениям, в которых оные публикация манифеста застала, кроме живых урочищ, кои непременно всякому утверждаются.

14. Как известно, что в некоторых местах внутри окружных дач состоят разные владельцы, и может случиться, что из таковых благие и добронамеренные дети отечества, желали б добровольно с соседьми своими в межах своих развестисть, но другие худонамеренные из них к оному не согласятся, и до спора при генеральном размежевании доведут; то при оном те недостойные дети отечества справедливо подвергнут себя еще тяжчайшему жребию, нежели о неправедно производящих споры предписано.

Глава IV. Земельная реформа 1861 г. (отмена крепостного права).

Дальнейшее развитие и совершенствование системы учета и оценки земельных ресурсов стимулировались такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмену взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин.

Проведение реформы было вызвано многими обстоятельствами. С одной стороны, крепостнические отношения стали тормозом развития производительных сил не только сельского хозяйства, но и промышленности. Это понимала передовая русская общественность, включая высшие сферы управления. С другой стороны, поражение в Крымской войне вызвало нарастание крестьянского движения. В своей речи “Московскому дворянству” 30 марта 1856 г. Александр II сказал: “Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу”.

19 февраля 1861 года был подписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (приложение 3).

Согласно “Положениям” крепостное право отменялось навсегда, а крестьянам предоставлялись права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, но обязаны были предоставить в пользование крестьянам “усадебную оседлость” и полевой надел “для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком”. За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброки, и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Наделение крестьян землею и повинности определялись по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Для выкупа земель крестьянам предоставлялось пособие в виде ссуды. Земля выкупалась или общиной, или отдельным крестьянином, в надел включались только удобные земли. Земля, отведенная общине, предоставлялась под названием “мирской земли”, с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на “мирскую землю”, из которой он вышел. Сельская община состояла из крестьян, водворенных на земле одного помещика. Она могла состоять из одного селения, либо части его, либо из нескольких мелких поселений. Община возникла раньше реформы. Общинное земледелие с переделами полей было явлением повсеместным уже в первой половине XVIII века.

Участки земли, приобретенные не всем обществом, а отдельными домохозяевами, составляли личную собственность каждого и переходили по наследству.

Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Началось развитие капитализма, в процессе которого крестьянство из сословия феодального общества превращалось в сословие капиталистического общества. Менялась его экономическая природа: втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным.

Таким образом, в период наиболее динамичного развития хозяйственных отношений в России межевание имело следующие основные цели :

1. Юридическую - определение и укрепление формальными юридическими законами границ земельных владений с составлением соответствующих юридических документов.

2. Сельскохозяйственную - устранение неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость границ и т.п.).

3. Финансовую - определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной съемки и оценки угодий.

Земельная собственность могла быть :

- единоличной (крестьянина, помещика, учреждения);

- общей для нескольких лиц с указанием доли каждого;

- общинной;

- в виде права в чужой вещи, например, право крестьян на помещичьей земле пасти скот, ловить рыбу, въезжать в лес и т.п.

Реформа сохранила в руках крестьян значительную часть земельной площади, находящейся в их распоряжении до воли. Но досталась им земля далеко не даром. Не одному поколению пришлось нести за нее тяжелые платежи по цене, заведомо завышенной против действительной стоимости. Платежи эти сопровождались особой выкупной операцией в форме земельного кредита. Притом ссудное обеспечение не требовало волеизъявления тех, кому оно предназначалось, и ссуды назначались подневольно, причем - на выкуп земли, которую крестьянин уже давно считал своей, а следовательно, признавал несправедливым платить за нее.

С другой стороны, порядок кредитования не налагал определенных обязательств на государство, которое считало себя вправе менять условия пользования землей, на оплату которой выдавалась ссуда, не обязывало плательщиков очередностью, существенно меняя к своей выгоде ставки оплаты процентных бумаг, выпущенных специально для обеспечения ссуд, не приводило в соответствие ставки кредитных платежей и платежей земельного заемщика. До выхода на выкуп крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде оброка или же отработки сумму, существенно превышаюшую годичный выкупной платеж, в некоторых случаях при выходе на выкуп - еще и единовременную к нему доплату, размер которой зависел от соглашения с помещиком.

Приложение 3.Положения 19 февраля 1861 года.

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КРЕСТЬЯНАХ, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

1. Крепостное право на крестьян, водвореных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов, крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личныя, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие положений о крестьянах и в особом положении о дворовых людях.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащия им земли, предоставляют, за установленныя повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред Правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях указанных в Местных Положениях.

4. Крестьяне, за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел, обязаны отбывать, в пользу помещиков определенныя в Местных Положениях повинности: работою или деньгами.

5. Возникающия из сего обязательныя поземельныя отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем общем, так и в особых Местных Положениях.

8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование, за установленныя повинности, землею, на основании Местных Положений, не обязаны впредь, ни в каком случае, наделять их каким бы то ни было, сверх того, количеством земли.

9. По введении в действие настоящего Положения, слагаются с помещиков: 1) обязанности по продовольствию и призрению крестьян; 2) ответственность по взносу крестьянами государственных податей и отправлению ими денег и натуральных повинностей; 3) обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным, на основании ст. 1119 Зак. о сост. Т. IХ, Св. Зак. 1857 г., и 4) ответственность за них во всех казенных взысканиях, как-то: штрафах, пошлинах и проч.

11. Крестьянам предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость, посредством взноса определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, в Местных Положениях изложенных.

12. С согласия помещиков крестьяне могут, сверх усадебной оседлости, приобретать в собственность, на основании общих законов, полевыя земли и другия угодья, отведенные тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретением крестьянами в собственность их надела, или определенной в Местных Положениях части онаго прекращаются все обязательные поземельныя отношения между помещиками и означенными крестьянами.

13. Независимо от способа, указанного в предшествующей статье, обязательныя поземельныя отношения между помещиками и крестьянами прекращаются следующими двумя способами:

1) если крестьяне добровольно откажутся, с соблюдением того порядка и тех условий, какие определены в Местных Положениях, от пользования предоставленным им наделом, и

2) если крестьяне перейдут, с соблюдением всех установленных для сего правил, в другия сословия.

14. Дабы обеспечить крестьянам приобретение в собственность отведенных им в постоянное пользование земель, в случае добровольного на то соглашения между помещиком и крестьянами, или в случае требования самого помещика, Правительство оказывает пособие в том размере и тем порядком, какие определены в особом Положении о выкупе крестьянами усадебной оседлости и о содействии Правительства к приобретению ими в собственность полевых угодий.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временно-обязанными крестьянами.

1б. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобревшие в собственность поземельныя угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.

19. Крестьяне и о6щественныя их учреждения подчиняются общим губернским и уездным управлениям.

Наши рекомендации