Понятие монополистической деятельности. Меры госуд-ого антимонопольного регулирования.

Монополистическая деятельность (МД) – противоречащее законодательству действие или бездействие субъектов хозяйствования, государственных органов, направленные на ограничение, недопущение, устранение конкуренции на товарных рынках, а также на причинение вреда правам и законным интересам потребителей.

Виды монополистической деятельности:

1)злоупотребление субъектом хозяйствования доминирующим положением на товарном рынке:

А)создание препятствий для доступа на товарный рынок другим субъектам хозяйствования

Б)изъятие товара с целью создания дефицита

В)установление цен для получения монопольно высокой прибыли

Г)заключение соглашений, влекущих ограничение или устранению контроля над производством продукции, рынками сбыта

Д)заключение соглашения при неравном подходе к различным субъектам хозяйствования

Е)заключение соглашения при условии принятия контрагентом обязательств, которые не относятся к предмету договора и др.

Доминирующее положение – исключительное положение субъекта хозяйствования либо группы субъектов на товарном рынке, дающая возможность оказывать решающее влияние на порядок обращения товара на товарном рынке, а также затруднять доступ на товарный рынок другим субъектам хозяйствования.

2)соглашение и действия, ведущие к ограничению конкуренции:

А)раздел товарных рынков

Б)ограничение и исключение доступа на товарный рынок другим субъектам хозяйствования

В)необоснованное понижение или повышение цен

Г)необоснованное ограничение производства продукции

Д)отказ от заключения договора с определенными покупателями или продавцами и т.д.

3)стандартные условия сделок – любые, заранее сформулированные условия договора, предназначенные для многократного использования, которые одна сторона устанавливает для другой стороны, и которые в деталях не согласовывались сторонами при заключении договора

Монополистическая деятельность является правонарушением и должна иметь свой состав.

Объективная сторона – действие или бездействие, которые противоречат законодательству на товарном рынке.

Объект – совокупность общественных отношений, обеспечивающих эффективную и стабильную деятельность товарных рынков.

Субъект – субъекты хозяйствования или государственные органы.

Субъективная сторона – умысел.

Признаки:

1)деятельность экономическая и запрещается законодательством

2)монополистическая деятельность – антипод конкуренции

3)монополистическая деятельность – правонарушение

4)субъектами могут быть физ. и юр.лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность или государственные органы

5)монополистическая деятельность может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия

6)она совершается целенаправленно

7)деятельность должна совершаться в определенном виде

Виды монополий:

1)государственная монополия – система общественных отношений, при которых осуществлять определенную деятельность может только государство в лице государственных органов или субъектов хозяйствования

2)естественная монополия – система общественных отношений, при которых удовлетворение спроса и предложения на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции

Сферы естественных монополий:

А)транспортировка нефти по трубопроводам

Б)транспортировка газа

В)распределение электрической, тепловой энергии

Г)центральное водоснабжение

Д)услуги почтовой связи

Е)железнодорожный транспорт, услуги аэропортов

Ж)обслуживание воздушных трасс, управление воздушным движением

Примеры: Белтелеком, Белпочта, аэропорт Минск-1, Мингаз, БЖД.

Чрезвычайная монополия – совокупность общественных отношений, санкционированная государством на определенный период, на который конкуренция отсутствует на товарном рынке.

Правомерная монополия – естественная, государственная и чрезвычайная монополии.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:

- осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

- принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

- осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

- осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

- оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

- принятия иных мер.

Наши рекомендации