Понятие монополистической деятельности. Меры госуд-ого антимонопольного регулирования.
Монополистическая деятельность (МД) – противоречащее законодательству действие или бездействие субъектов хозяйствования, государственных органов, направленные на ограничение, недопущение, устранение конкуренции на товарных рынках, а также на причинение вреда правам и законным интересам потребителей.
Виды монополистической деятельности:
1)злоупотребление субъектом хозяйствования доминирующим положением на товарном рынке:
А)создание препятствий для доступа на товарный рынок другим субъектам хозяйствования
Б)изъятие товара с целью создания дефицита
В)установление цен для получения монопольно высокой прибыли
Г)заключение соглашений, влекущих ограничение или устранению контроля над производством продукции, рынками сбыта
Д)заключение соглашения при неравном подходе к различным субъектам хозяйствования
Е)заключение соглашения при условии принятия контрагентом обязательств, которые не относятся к предмету договора и др.
Доминирующее положение – исключительное положение субъекта хозяйствования либо группы субъектов на товарном рынке, дающая возможность оказывать решающее влияние на порядок обращения товара на товарном рынке, а также затруднять доступ на товарный рынок другим субъектам хозяйствования.
2)соглашение и действия, ведущие к ограничению конкуренции:
А)раздел товарных рынков
Б)ограничение и исключение доступа на товарный рынок другим субъектам хозяйствования
В)необоснованное понижение или повышение цен
Г)необоснованное ограничение производства продукции
Д)отказ от заключения договора с определенными покупателями или продавцами и т.д.
3)стандартные условия сделок – любые, заранее сформулированные условия договора, предназначенные для многократного использования, которые одна сторона устанавливает для другой стороны, и которые в деталях не согласовывались сторонами при заключении договора
Монополистическая деятельность является правонарушением и должна иметь свой состав.
Объективная сторона – действие или бездействие, которые противоречат законодательству на товарном рынке.
Объект – совокупность общественных отношений, обеспечивающих эффективную и стабильную деятельность товарных рынков.
Субъект – субъекты хозяйствования или государственные органы.
Субъективная сторона – умысел.
Признаки:
1)деятельность экономическая и запрещается законодательством
2)монополистическая деятельность – антипод конкуренции
3)монополистическая деятельность – правонарушение
4)субъектами могут быть физ. и юр.лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность или государственные органы
5)монополистическая деятельность может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия
6)она совершается целенаправленно
7)деятельность должна совершаться в определенном виде
Виды монополий:
1)государственная монополия – система общественных отношений, при которых осуществлять определенную деятельность может только государство в лице государственных органов или субъектов хозяйствования
2)естественная монополия – система общественных отношений, при которых удовлетворение спроса и предложения на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции
Сферы естественных монополий:
А)транспортировка нефти по трубопроводам
Б)транспортировка газа
В)распределение электрической, тепловой энергии
Г)центральное водоснабжение
Д)услуги почтовой связи
Е)железнодорожный транспорт, услуги аэропортов
Ж)обслуживание воздушных трасс, управление воздушным движением
Примеры: Белтелеком, Белпочта, аэропорт Минск-1, Мингаз, БЖД.
Чрезвычайная монополия – совокупность общественных отношений, санкционированная государством на определенный период, на который конкуренция отсутствует на товарном рынке.
Правомерная монополия – естественная, государственная и чрезвычайная монополии.
Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:
- осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
- осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
- оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
- принятия иных мер.