Правовой режим иностранных инвестиций
Концессия
Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — уступка государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях.
Оформляется в виде концессионного соглашения, сторонами которого являются концедент (государство, от имени и по поручению которого действует определенное ведомство или государственная компания) и концессионер (юридическое лицо, получающее от концедента соответствующие активы, права на ведение хозяйственной деятельности).
Представляет специфическую разновидность долговременной крупномасштабной аренды, объектом которой служит не только имущество, но и право осуществления деятельности в области коммунальных услуг, водо- и энергоснабжения, перевозок и др.
По своему экономическому содержанию концессия отражает отношения между государством и частным капиталом по управлению госсобственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форму деятельности, основанную на временном использовании госсобственности негосударственным субъектом этой собственности.
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ нашей страны основным нормативным актом, который регулирует порядок осуществления концессий, являются Инвестиционный кодекс (далее — ИК) и Закон от 5.05.1998 № 156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства».
Под концессией, согласно ст. 50 ИК, понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с лицом, указанным в ст. 52 ИК, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории страны отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.
Объектами концессии в соответствии со ст. 51 ИК могут являться:
— право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, — по решению Президента;
— недра, воды, леса, земли, а также объекты (в т.ч. предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом могут находиться только в собственности государства, — в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом.
По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.
Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий (ст. 49 ИК).
Сторонами договора концессии, согласно статье 52 ИК, могут выступать только:
- с одной стороны — Республика Беларусь в лице Правительства или уполномоченного им республиканского органа госуправления (концессионный орган);
- с другой стороны — национальные инвесторы, в т.ч. юридические лица частной формы собственности либо (и) юрлица, в имуществе которых доля РБ, ее административно-территориальных единиц, а также госорганизаций составляет не более 25%, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры).
Из этой нормы следует, что простое юридическое лицо и даже государственное унитарное предприятие не вправе выступать стороной по договору концессии.
К концессионным договорам применительно к ИК относятся: полный концессионный договор; концессионный договор о разделе продукции; концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ).
При полном договоре концессионер сохраняет право собственности на произведенную им продукцию и, если иное не оговорено в договоре, уплачивает все установленные законодательством налоги и обязательные платежи (ст. 54 ИК). При «раздельном» варианте произведенная продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых этим договором. При этом возможно полное или частичное освобождение от уплаты налогов и иных платежей в связи с передачей Республике Беларусь права собственности на часть произведенной им продукции (ст. 55 ИК). При договоре об оказании услуг концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. Если данный договор «с риском» — вознаграждение выплачивается лишь при условии достижения концессионером заявленного результата, если «без риска» — вознаграждение гарантировано (ст. 56 ИК).
Концессия
Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — уступка государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях.
Оформляется в виде концессионного соглашения, сторонами которого являются концедент (государство, от имени и по поручению которого действует определенное ведомство или государственная компания) и концессионер (юридическое лицо, получающее от концедента соответствующие активы, права на ведение хозяйственной деятельности).
Представляет специфическую разновидность долговременной крупномасштабной аренды, объектом которой служит не только имущество, но и право осуществления деятельности в области коммунальных услуг, водо- и энергоснабжения, перевозок и др.
По своему экономическому содержанию концессия отражает отношения между государством и частным капиталом по управлению госсобственностью на основе частной инициативы в рамках договорных отношений, а также форму деятельности, основанную на временном использовании госсобственности негосударственным субъектом этой собственности.
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ нашей страны основным нормативным актом, который регулирует порядок осуществления концессий, являются Инвестиционный кодекс (далее — ИК) и Закон от 5.05.1998 № 156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства».
Под концессией, согласно ст. 50 ИК, понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с лицом, указанным в ст. 52 ИК, о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории страны отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.
Объектами концессии в соответствии со ст. 51 ИК могут являться:
— право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, — по решению Президента;
— недра, воды, леса, земли, а также объекты (в т.ч. предприятия как имущественные комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом могут находиться только в собственности государства, — в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом.
По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.
Инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий (ст. 49 ИК).
Сторонами договора концессии, согласно статье 52 ИК, могут выступать только:
- с одной стороны — Республика Беларусь в лице Правительства или уполномоченного им республиканского органа госуправления (концессионный орган);
- с другой стороны — национальные инвесторы, в т.ч. юридические лица частной формы собственности либо (и) юрлица, в имуществе которых доля РБ, ее административно-территориальных единиц, а также госорганизаций составляет не более 25%, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры).
Из этой нормы следует, что простое юридическое лицо и даже государственное унитарное предприятие не вправе выступать стороной по договору концессии.
К концессионным договорам применительно к ИК относятся: полный концессионный договор; концессионный договор о разделе продукции; концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ).
При полном договоре концессионер сохраняет право собственности на произведенную им продукцию и, если иное не оговорено в договоре, уплачивает все установленные законодательством налоги и обязательные платежи (ст. 54 ИК). При «раздельном» варианте произведенная продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых этим договором. При этом возможно полное или частичное освобождение от уплаты налогов и иных платежей в связи с передачей Республике Беларусь права собственности на часть произведенной им продукции (ст. 55 ИК). При договоре об оказании услуг концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. Если данный договор «с риском» — вознаграждение выплачивается лишь при условии достижения концессионером заявленного результата, если «без риска» — вознаграждение гарантировано (ст. 56 ИК).
Правовой режим иностранных инвестиций
Инвестиционные отношения в нашем государстве регулируются и на национальном уровне, где центральное место занимает Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, регламентирующий практически все вопросы по осуществлению инвестирования как резидентами, так и нерезидентами Республики Беларусь. Инвестиционный кодекс устанавливает, что иностранные инвестиции могут осуществляться в любых формах, предусмотренных для инвестиционной деятельности: через создание юридического лица, приобретение имущества или имущественных прав (доли в уставном фонде юридического лица, концессий и пр.). Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах.
Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом.
В случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями (то есть на них возлагаются дополнительные либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав), то к иностранным инвесторам, коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти лет с даты приобретения юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями применяется законодательство, действовавшее на дату регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Эти требования не распространяются на изменение актов законодательства Республики Беларусь в области обеспечения обороноспособности, экологической безопасности и охраны здоровья граждан Республики Беларусь.
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, статья 79