Прогнозный уровень рентабельности продаж в организациях, у которых основным видом деятельности являются растениеводство и (или) животноводство
(процентов)
---------------------+-----------------------------------------------------
¦ Годы
Наименование областей+---------+----------+----------+----------+----------
¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015
---------------------+---------+----------+----------+----------+----------
Брестская 6,0 8,4 10,0 12,0 13,0
Витебская 5,0 5,6 6,7 8,1 8,7
Гомельская 6,0 6,2 7,4 8,9 9,6
Гродненская 7,0 8,7 10,4 12,5 13,5
Минская 6,0 7,1 8,5 10,2 11,0
Могилевская 7,0 7,0 8,2 9,9 10,6
---------------------------------------------------------------------------
Итого 6,0 7,1 8,5 10,2 11,0
К основным проблемным вопросам в АПК относятся наличие высокой кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками и обязательств по полученным кредитам и займам, а также несбалансированный механизм ценообразования, что не позволяет обеспечить положительный баланс денежных поступлений и расходов сельскохозяйственных организаций.
Для решения этих проблем предусматривается:
реструктуризация в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. N 170 "О некоторых вопросах расчетов за сельскохозяйственную технику" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., N 49, 1/12508) накопившейся задолженности путем переноса срока уплаты очередных платежей по кредитам, предоставленным банками организациям, уполномоченным на проведение закупок современной сельскохозяйственной техники и оборудования для поставок их организациям АПК на условиях долгосрочной аренды (лизинга), до 1 января 2013 г.;
сближение цен на сельскохозяйственную продукцию с ценами в сопредельных государствах, что приведет к ежегодному повышению в 2011 - 2012 годах цен (с учетом прогноза инфляции) на молоко, продукцию свиноводства на 15 - 20 процентов, птицу - 10, крупный рогатый скот - 20 - 30 процентов. В течение 2013 - 2015 годов на сельскохозяйственную продукцию рост цен составит в среднем 10 процен
Комментарии
О состоянии товарных рынков в Республике Беларусь
29.03.2012
В Республике Беларусь на протяжении многих лет Белстат разрабатывает балансы товарных ресурсов по отдельным видам продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров по итогам истекшего года. Эти балансы отражают наличие запасов на начало года, объем произведенной продукции, ее распределение на внутреннее потребление и поставки на экспорт.
Министерство экономики использует данную статистическую информацию прежде всего для оценки и прогнозирования ситуации на том или ином товарном рынке на перспективу.
Как известно, в I полугодии 2011 года имел место рост спроса на ряд важнейших потребительских товаров. Знание Минэкономики и Минторгом прогнозируемых объемов производства на 2011 год позволило обеспечить повышенный потребительский спрос дополнительной поставкой товаров отечественных производителей.
Всплеск ажиотажного спроса на отдельные потребительские товары, связанный с инфляционными ожиданиями населения и нестабильностью на валютном рынке, был устранен благодаря принятым мерам по регулярному мониторингу потребительского рынка, увеличению отгрузки продукции, введению свободного ценообразования на ряд продуктов, целенаправленной работе по изменению валютной политики, принятию мер по ужесточению денежно-кредитной политики.
Облисполкомами и Мингорисполкомом с целью стабилизации ситуации на потребительском рынке проводилась целенаправленная работа с производителями, поставщиками, торговлей по насыщению рынка товарами. С целью недопущения роста цен было организовано подписание ряда соглашений с крупными торговыми предприятиями о снижении торговых надбавок по отдельным товарным группам продовольственных и непродовольственных товаров. Пенсионерам, многодетным семьям и инвалидам предоставлялись скидки с розничных цен. Увеличилось число объектов торговли, активно применяющих систему «покупательской лояльности» - скидок, дисконтов и т.д.
В результате реализации перечисленных мер достигнута стабилизация ситуации на потребительском рынке.
Это подтверждается и статистическими данными. Так, по ряду потребительских товаров в 2011 году увеличен рост производства и потребления (сахар, мука, крупа, макаронные изделия, цельномолочная продукция, масло животное, сыр жирный, водка и ликеро-водочные изделия, пиво, табачные изделия, холодильники и морозильники, стиральные машины и т.д.). При этом темпы роста их потребления в республике (включая продажу товаров населению, организациям социальной сферы и юридическим лицам) в 2011 году по сравнению с 2010 годом, в основном, соответствовали или несущественно отличались от среднегодовых значений в предшествующие годы. К примеру, потребление сахара возросло на 14,8%, растительного масла – 7,0%, муки – 14,9%, крупы – 4,8%, макаронных изделий – 0,3%, цельномолочной продукции – 3,1%, холодильников и морозильников – 8,5%, стиральных машин – 15,4% и т.д. В то же время уменьшилось потребление кондитерских изделий – на 3,4%, цветных телевизоров – на 9,3% и синтетических моющих средств – на 7,2%.
Достигнутый рост производства потребительских товаров способствовал и росту экспорта многих потребительских товаров. А по таким потребительским товарам, как мука, макаронные изделия, цельномолочная продукция, сыр жирный, кондитерские изделия, пиво, синтетические моющие средства наблюдалось увеличение экспорта и сокращение импорта, что свидетельствует о позитивных тенденциях в функционировании потребительского рынка в 2011 году.
Рост объемов производства и экспорта в минувшем году достигнут и по большинству видов продукции производственно-технического назначения (мягкие кровельные материалы, плитка керамическая, пиломатериалы, цемент). Наиболее высокие темпы роста экспорта мягких кровельных материалов (в 1,7 раза), пиломатериалов (в 1,3 раза) и цемента (в 1,3 раза).
В текущем году работа по обеспечению сбалансированности спроса и предложения на рынке продукции производственного назначения и потребительских товаров и дальнейшему наращиванию объемов их продаж в республике и за ее пределами продолжается.
Для этих целей определен перечень продукции и товаров, которые имеют определенное стратегическое значение для функционирования потребительского рынка. Консолидировано товарные позиции, входящие в данный перечень, в стоимостном выражении занимают около 30% от общего объема как произведенной в республике продукции, так и экспортированной.
Рост объемов продаж в значительной степени будет достигаться за счет повышения конкурентоспособности отечественной продукции на основе технического перевооружения и модернизации производства. Увеличению объемов реализации отечественных товаров также будут способствовать принимаемые меры по развитию инфраструктуры товарных рынков, в том числе по созданию транспортно-логистических и оптово-логистических центров, развитию электронной торговли, закреплению на традиционных и освоению новых рынков сбыта.
Для дальнейшего сохранения стабильности потребительского рынка на основе роста реализации отечественных товаров необходимо кардинальное улучшение работы промышленности по расширению ассортимента и повышению качества выпускаемых товаров, снижению их себестоимости, совершенствованию взаимодействия организаций торговли и промышленности.