Многоопорные широкозахватные дождевальные машины фронтального перемещения, позиционно поливающие. Характеристика, схема оросительной сети и организации орошаемой территории.
Оросительные системы с машинами рассматриваемого типа обычно являются полустационарными: магистральный, pacпределительный и поливной трубопроводы делают закрытыми, хотя возможно и применение передвижных систем.
Общая техническая характеристика многоопорных машин позиционного полива с фронтальным перемещением дождевальных крыльев
«Волжанках"
Характеристика
Количество дождевальных крыльев 2. Клиренс дождевального крыла 0,95м.Широкохватный. 64 л/cек, необходимая для перемещения дождевального крыла 400м машины базовой модификации,. Число операторов, обслуживающих машину 1
Линейный удельный расход воды 64л/(с-м)
Эффективная интенсивность дождя р, мм/мин.
Поля по форме представляют собой прямоугольники . I — расстояние между гидрантами на поливномтрубЫЦХNi "1
* ширина от внутренней границы дороги до ближайшийipsuiHiiu другой дорши,
"длина от внутренней границы дороги до ближайшей границы другой дороги,
(эффективная длина дождевального крыла); 1..„ — уточненная длина поля нетто; С — расстояния между гидрантами на РТ; к0 — количество гидрантов на ПТ в пределах поля; в кружечке показаны номер поля севооборота (числитель дроби) и его площадь нетто в га (знаменатель). Условные знаки и обозначения см. также в прил. 13.
Крайние гидранты отстоят от края полосы отвода под полевую дорогу на расстоянии, равном 0,5Е.
Поля севооборота, обслуживаемого машиной с двумя независимыми друг от друга крыльями (как у «Волжанки»), можно располагать как по обе стороны от поливного трубопровода (что предпочтительнее), так и по одну. Если же машина, имеет только одно крыло (как у «Днепра»), то эксплуатация этой машины значительно облегчается при односторонней схеме. При наличии двух таких машин вполне допустима и двухсторонняя схема.
. Указанные особенности схем организации орошаемой территории севооборота сохраняют свою силу и применительно к пастбищу, но с некоторыми коррективами. Например, длина загона L0 = 1Д (рис. 5.3), а ширина В0 = k01 Загоны отделяют друг от друга как постоянной изгородью, расположенной вдоль поливного трубопровода, так и переносной, обеспечивающей возможность прохода дождевальных крыльев.
Техническая характеристика различных модификаций дождевальных машин рассматриваемого типа приведена в табл. 5.9.
При расчете продолжительности t„ перерыва в дождевании для перемещения крыла на смежную позицию применительно к машине «Волжанка» учитывают следующие виды затрат времени (в скобках указаны ориентировочные величины, которые могут изменяться в некоторых пределах в зависимости от местных условий):
\i — закрытие и открытие гидранта (7 мин.);
т2 — отсоединение крыла от гидранта и подсоединение к следующему (8 мин.);
t3 — переход поливальщика к бензодвигателю и обратно.
Рис. 5.3. Схема организации орошаемой территории пастбища для многоопорных машин позиционного полива с фронтальным перемещением дождевальных крыльев: 1 — постоянная изгородь; 2 — переносная изгородь; 3 — скотопрогон; 4 — Еюрота в МИ'ОН; Ко и |_»— ширина и длина загона. Другие знаки и обозначения даны на рис. 5.2 и в при Л.
эффективная длина дождевального крыла, и (табл. 5.9); - средняя скорость перехода оператора по орошаемому участку (25 м/мин.);
запуск бензодаигателя и выключение его (5 мин.); переезд дождевального крыла на смежную позицию, мин.
где t— расстояние между гидрантами, м;
v:, — скорость передвижения крыла при смене позиции, м/мин. (табл. 5.8)" (б — выравнивание возможного искривления дождевального крыла (по 3 мин. на каждые 100 м длины крыла).
В итоге для колесных трубопроводов типа «Волжанка» получаем
tH =: t, н-12 + t:3 t4 + ts +16. (5.45)
Применительно к машине «Днепр» в формулу 5.45 следует внести следующие изменения. t3 = 0. Величина t4 будет обозначать затраты времени на подсоединение электрокабелей к навесной электростанции и их отсоединение (t4 = 5 мин). 1:6 = 0. Следовательно, при односторонней работе машины «Днепр» (как и крыла «Волжанки») по отношению к поливному трубопроводу имеем
t„ = 1,-1-12 + t4 + t5. (5.46)
При работе одной машины «Днепр» по двухсторонней схеме (по обе стороны от поливного трубопровода) в формулу 5.46 необходимо внести дополнительные коррективы. Во-первых, при вычислении 1;5 по формуле 5.44 множитель 2 нужно снять, поскольку в обратном направлении крыло перемещают не холостым ходом, как при односторонней схеме, а рабочим:
f5'= — (мин;) (5.47)
Во-вторых, в состав tH нужно ввести t7 — удельное (приходящееся на одну стоянку крыла) время, затрачиваемое на перебазирование машины по другую сторону от поливного трубопровода
При расчетах соблюдать осторожность при выборе меньшой из указанного интервала скоростей
ко
где ко — количество гидрантов на поливном'трубопроводе; tne — продолжительность перебазирования, мин.
W = t0n n0„ + te + te + tto, (5.49)
где ton — время, затрачиваемое на поворот двух колес каждой из опорных тележек на 90° до перебазирования машины и обратно после переезда (ton = 25 мин.);
Поп — количество опорных тележек (табл. 5.9); В первом приближении можно принять k0--na
ts — время, затрачиваемое рабочим на переход вдоль дождевального крыла и обратно.
tg=-^-(MMH.), (5.50)
(обозначения те же, что и к формуле 5.43).
t9 — время, затрачиваемое на буксировку машины трактором, мин.
t9=--А(мин.), (5.51)
где vm — рабочая скорость трактора на буксировке машины в осевом направлении (v,„ = 36 м/мин.); tio — время, затрачиваемое на подсоединение крыла к трактору и отсоединение его (15 мин.).
Таким образом, при двухсторонней работе машины «Днепр» по отношению к поливному трубопроводу получаем