Направления реформирования и перспективы развития АПК
В последнее время Правительство страны, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства. Например, разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.
Сегодня можно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Конечно, их темпы пока не сопоставимы с происшедшим в 90-е годы истекшего столетия катастрофическим спадом производства. Но все же заметно оживление. Сокращается убыточность отрасли. [1]
Но нельзя сказать, реализуемые меры достаточны. Не обеспечивается приоритет развития АПК, как это определено Программой совершенствования АПК на 2005–2010 гг. и рядом прогнозных документов. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, не паритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.
Изучение показывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определение стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политики должна базироваться на следующих основных принципах (табл. 3.1).
Таблица 3.1 Основные принципы государственной агропродовольственной политики
Базисные принципы | Содержание |
1. Целевой характер и программность реализации государственных приоритетов | Государственные приоритеты АПК должны реализоваться через научно-обоснованные целевые республиканские и отраслевые программы развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы |
2. Адресность государственной поддержки | Государственная поддержка должна оказываться непосредственно сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями |
3. Устойчивость механизмов государственного регулирования | Основные обязательства государства перед сельхозтоваропроизводителями должны быть долгосрочными. Это позволяет добиться устойчивости механизмов поддержки развития сельского хозяйства и даст возможность самим предприятиям выработать устойчивые критерии поведения |
4. Гарантированность) мер государственной поддержки | Преференции государства сельским товаропроизводителям должны быть гарантированными. Это означает, что все целевые государственные программы должны быть полностью обеспечены финансовыми и материальными ресурсами. Иначе будет иметь место их невыполнение, а, следовательно, и обесценивание государственных обязательств |
5. Разграничение обязательств республиканских и местных хозяйственных органов | Государственные целевые программы должны иметь 2 уровня республиканские и местные. Республиканские программы следует обеспечивать за счет республиканского бюджета и централизованных фондов, а местные – за счет местных источников. Нецелесообразно смешивать источники, это приводит к их размыванию. |
6. Ограничение размеров государственной поддержки и усиление самофинансирования | Государственные республиканские, централизованные и местные бюджетные средства и фонды должны иметь вспомогательный характер при ресурсном обеспечении развития всей совокупности сельскохозяйственных предприятий и составлять меньшую часть в общих объемах инвестиций и капиталовложений в АПК. Основные средства для развития и воспроизводства агропромышленного производства должны быть заработаны самими сельскими товаропроизводителями. Агропромышленное производство должно функционировать на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самовоспроизводства |
7. Равнодоступность и конкурсность предоставления государственных преференций | Все формы сельскохозяйственных предприятий (включая малые) должны иметь равные права на получение государственных средств. Для этого необходимаконкурсность. Основными получателями государственных средств должны быть товаропроизводители, обеспечивающие более эффективное использование централизованных ресурсов в расчете на единицу продукции. За получение государственных преференций (в том числе за госзаказ) надо бороться |
8. Учет международных обязательств | При осуществлении государственной поддержки национального аграрного комплекса важно учитывать обязательства Беларуси, содержащиеся в международных соглашениях. Прежде всего, необходимо учитывать требования Всемирной торговой организации, членом которой, по всей вероятности, в скором времени станет Беларусь. Это предполагает переориентацию мер и средств поддержки с «янтарной корзины» на «зеленую», т.е. с беспорядочной многовидовой поддержки на программно-целевую и инновационную |
Достижение целей государственной аграрной стратегии и политики должно контролироваться Правительством страны на основе ряда показателей. Основные из них приведены в табл. 3.2.
Таблица 3.2 Контролируемые показатели достижения целей государственной политики
1. Обеспечение продовольственной безопасности страны | Продовольственная безопасность Беларуси может быть обеспечена при условии удельного веса продукции собственного производства в общем объеме продуктооборота на внутреннем рынке не менее 80%, а по таким продуктам как зерно и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты не менее 95%. При этом экспортный потенциал должен составлять не менее 15–20% общих объемов производства продовольствия |
2. Сбалансированность продовольственного рынка по спросу и предложению | Сбалансированность продовольственного рынка можно считать достигнутой, если Правительство, используя интервенционное вмешательство, осуществляет постоянный мониторинг продовольственного рынка в разрезе конкретных видов продукции. По недостающим или избыточным видам продукции должны приниматься оперативные действия в связи с необходимостью их экстренных поставок имеющихся фондов и резервов (вплоть до ввоза из-за рубежа), а также закупки излишков. Для этого важно формировать и постоянно обновлять стратегические государственные резервы и оперативные фонды регулирования |
3. Доступность основных видов продовольствия всем категориям населения | Продовольствие является доступным тогда, когда все слои населения имеют возможность приобретать необходимые продукты питания с учетом их ассортимента и качества по ценам, адекватным заработной плате. У наиболее низкой по доходам части населения расходы на продукты питания должны занимать не более 50–60% |
4. Мотивация труда и рост качества жизни | Мотивация и стимулирование труда являются ключевыми факторами эффективности производства. Для стимулирования экономических интересов товаропроизводителей важно использовать не только рычаг роста оплаты труда, но и механизм накопления собственности посредством выплаты дивидендов, участия работников в прибылях предприятия, начисления процентов на используемый частный капитал в совместном производстве и т.п. Все это призвано обеспечить устойчивый рост качества жизни сельского населения. Механизмы мотивации труда считаются действенными, если растет экономический интерес к труду, активизируется предпринимательство, увеличиваются доходы, повышается качество жизни работников |
5. Предотвращение «ножниц цен» | Индексы цен на сопоставляемые группы товаров сельскохозяйственного и промышленного производства можно назвать адекватными, если выравнивается доходность различных отраслей, в расчете, например, на 1000 руб. стоимости реализованной продукции (оказанных услуг) |
б, Доходность (рентабельность) отрасли | Доходность отраслей агропромышленного комплекса должна обеспечивать устойчивое расширенное воспроизводство средств производства и постоянное обновление технико-технологической базы предприятий за счет собственной хозяйственной деятельности. В зависимости от специализации предприятий и специфики отраслей минимально необходимая рентабельность не должна быть ниже 20–40%. Государству важно строго отслеживать уровни доходности отраслей АПК и предпринимать оперативные меры для их поддержания |
Крупной угрозой рыночному развитию сельского хозяйства является наличие преобладающей доли убыточных и неплатежеспособных предприятий. Число убыточных хозяйств достигает 60%, а суммарная величина всех видов кредиторской задолженности приблизилась к 3 трлн. руб., что в расчете на 1 крупнотоварное хозяйство составляет почти 1.5 млрд. руб. В результате парализуется вся нормальная хозяйственная деятельность, предприятия не в состоянии вести оперативное производство, произошло неправомерное разделение производства и капитала. Чем больше хозяйства производят продукции, тем больше наращивают убыточность и попадают в зависимость от кредиторских и контрольных структур. Это требует принятия неотложных мер по реструктуризации долгов и освобождению хозяйств от текущих долговых обязательств. Иначе никакого прогресса ждать не приходится. Большие надежды здесь связываются с предпринятыми в последнее время Правительством мерами по санации хозяйственной деятельности предприятий и созданию им благоприятных исходных условии для рыночной реорганизации.
Еще одной крупной и слабо решаемой проблемой, сдерживающей ускоренное развитие АПК, является несовершенство, отсталость, консерватизм и фрагментарность действующего законодательства. Оно не только не стимулирует рост эффективности производства и предпринимательскую активность сельских товаропроизводителей, но является сдерживающим развитие аграрной экономики и дискриминирующим рыночную хозяйственную деятельность. Надо сказать, что в рамках существующего законодательства нельзя открыто и прямо реформировать устаревшие формы традиционных предприятий (колхозы и совхозы), а необходимо изобретать сложные обходные пути, чреватые своего рода препятствиями и нарушениями, нельзя даже вести самостоятельную предпринимательскую деятельность.
На первый взгляд, может показаться, что важнейшие законы и законодательные нормативы вроде бы есть, но они как показывает углубленное изучение, втискивают разнообразную и динамичную жизнь предприятий в «прокрустово ложе» устаревших и догматических норм, позаимствованных в основном в законодательстве Российской Федерации и слабо адаптированных к условиям Беларуси. Нынешнее законодательство, вместо того, чтобы следовать за бурным развитием экономики, адаптироваться к новым реалиям, стимулировать.эффективность, выполняет преимущественно фискальные и угнетающие функции. С таким законодательством, конечно, прогресса в АПК достичь вряд ли удастся. В связи с этим надо, полагаем, в корне поменять саму концепцию законодательства. Нельзя вдавливать экономику в право, право должно обслуживать экономику, т.е. обеспечивать устойчивое и эффективное развитие производства.
Право и конкретные его носители – законы должны быть стимулирующими хозяйственную деятельность, прозрачными, понятными, однозначными и гибкими. Сельскохозяйственной практике необходимы рыночноориентированные законодательные акты о кооперации, о реформировании, о государственном регулировании, о продовольственной безопасности и ряд других, в основе которых должны находиться приоритеты экономической свободы и самостоятельности товаропроизводителей, а именно самохозяйствования, самоопределения, самоуправления, самофинансирования и саморазвития. [1]
Государству важно своевременно выбирать оптимальные приоритеты воздействия на агропродовольственный рынок и создавать благоприятные условия для динамичного рыночного развития агропромышленного производства, т.е. строить такую систему взаимоотношений между властью, товаропроизводителями и бизнесом, которая отвечала бы экономическим интересам всех этих ветвей развития аграрного комплекса. Важнейшая роль в этой триаде задач принадлежит государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Наиболее целесообразные направления такой поддержки заключаются в поддержке финансовых инструментов, непосредственно производства, развития рынка и социальной инфраструктуры сельской местности.
В свою очередь поддержка финансовых инструментов должна включать:
- льготирование кредитов и субсидирование процентных ставок;
- реструктуризацию непосильной кредиторской задолженностипредприятий (особенно рыночноориентированных);
- компенсацию части затрат по договорам страхования имущества и производства;
- уменьшение налоговой нагрузки, субсидирование налоговых льгот и дифференциацию налогообложения между отраслями и предприятиями по уровням эффективности.
Поддержка производства должна иметь строго программно-целевой характер и охватывать такие программы, как: «Зерно», «Картофель», «Лен», «Овощи», «Плоды», «Корма», «Мясо», «Молоко», «Птица», «Растительное масло», «Сахар», «Рыба», а также «Селекция и семеноводство», «Племенное животноводство», «Противоэпизоотия», «Материально-техническая база», «Аграрная наука». Все названные программы должны предусматривать необходимое финансовое и ресурсное обеспечение, мониторинг рынка и критерии окупаемости инвестиций.
Поддержка рынка должна включать:
- закупочные и товарные интервенции для поддержания баланса продовольственного рынка по спросу и предложению;
- залоговые операции и ипотеку для привлечения инвестиций;
- закупки продукции в государственные фонды и резервы;
- информационное и консультационное обеспечение, мониторинг и регулирование земельных отношений, мониторинг и регулирование межотраслевого соотношения цен для поддержания ценового паритета;
- антимонопольное вмешательство и регулирование (в ценообразование, в поставки продукции и т.п.);
- мониторинг и регулирование процессов рыночного реформирования предприятий, включая разгосударствление и приватизацию собственности;
- мониторинг доходов сферы сельского хозяйства и оперативные меры по их формированию для обеспечения процессов Воспроизводства, регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.
Поддержка социальной инфраструктуры сельской местности должна в первую очередь включать поддержку передачи сельхозпредприятиями объектов социальной инфраструктуры на баланс местных органов государственного управления (заметим, что при рынке производство – это функция предприятий, а социальная инфраструктура – это функция государства), поддержку создания на предприятиях новых рабочих мест, поддержку развития в селе несельскохозяйственных видов деятельности, поддержку развития культурных и самобытных производств и промыслов, поддержку культурыагроландшафтов и т.п. Все это должно находить отражение в специальной государственной программе «Развитие сельской социальной инфраструктуры, культуры и качества жизни».
Заключение
Сельское хозяйство является основным источником продовольствия, а также поставщиком сырья для некоторых сопутствующих отраслей.
Сельское хозяйство нельзя рассматривать как сугубо выращивание продуктов. За сельским хозяйством стоит огромное количество других предприятий, которые с одной стороны обслуживают сельскохозяйственные организации, а с другой обрабатывают с/х продукцию.
Аграрная экономика – это часть экономической теории. Она изучает использование ограниченных ресурсов в производстве, переработке, реализации и потреблении продовольствия.
Агропромышленный комплекс Республики Беларусь является самым крупным производственным комплексом экономики страны.
Организационная структура АПК включает 3 сферы:
- Отрасли производящие средства производства для АПК. Средства производства – это совокупность предметов труда и средства труда. Предметами труда являются все то, на что направлена деятельность человека. Сельское хозяйство осуществляет производство продовольствия и сырья для перерабатывающей промышленности.
- Отрасли обеспечивающие доведение с/х продукции до потребителей – заготовка, переработка, хранение, транспортировка и реализация с/х продукции.
Однако, несмотря на развитость сельского хозяйства, данная отрасль имеет ряд проблем. Одна из них – низкая эффективность самого сельского хозяйства. Это обусловлено государственной формой собственности. Наличие колхозов – проблема, которая была еще в советское время. Еще одной проблемой можно назвать недостаток профессиональных кадров. Проблема всегда существовала, а сегодня, когда разница в заработных платах в городе и на селе кардинально различна, проблема обострилась.
Перспективы сельскохозяйственного комплекса в РБ следующие: без коренного реформирования отрасли данная сфера останется убыточной. Следует создавать фермерские хозяйства. Это, возможно, коренным образом изменит структуру выпуска сырья, но повысит эффективность работы. Это в свою очередь обеспечит сопутствующие предприятия более качественным сырьем и повысит их эффективность. Также выиграют от этого и предприятия, производящие с/х оборудование.
Список источников
- Аграрная реформа и государственное регулирование: перспективы Беларуси. [Электронный ресурс]. – 2008
- Аграрная экономика – это часть экономической теории. [Электронный ресурс]. – 2008
- Агропромышленный комплекс РБ. [Электронный ресурс]. – 2008
- Гоцкий Г.Г. Трансформация аграрного хозяйства и менеджмент / Г.Г. Гоцкий. – Мн.: Изд-во Бел.гос. экон. ун-та, 1997. – 110 с.
- Гусаков В.Г. Основные направления совершенствования аграрной стратегии и политики / В.Г. Гусаков. – Мн.: Изд-во Бел.гос. экон. ун-та, 2007. – 124 с.
- Дадалко В.А. Государственное регулирование развития АПК: Зарубеж. опыт / Науч. центр маркетинговыхисслед. ПКК «Армита». – Мн., 1994. – 111 с.
- Заровняева С.В. Регулирование и поддержка АПК в системе государственного управления экономикой: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Заровняева Светлана Викторовна. – Новосибирск, 2007. – 22 с.
- Клюня В.Л. Аграрные отношения в условиях переходной экономики: Учеб.пособие для студентов экон. специальностей. – Мн.: Бел.гос. ун-т, 2006. – 56 с.
- Корбут Л.Ф. Финансовые проблемы сельскохозяйственного производства при переходе к рынку. – М.: ВНИИТЭИ АПК, 1991. – 144 с.
- Мурукаева Надежда Павловна Особенности государственного регулирования экономики АПК на региональном уровне: (На примереРесп. Саха (Якутия)): Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. аграр. ун-т. – СПб. - Пушкин, 1999.