Организационно-правовые формы воспроизводства рыбных запасов (1 блок)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА РЫБНЫХ ЗАПАСОВ (1 блок)
Лекция 1
Организация и правовые формы воспроизводства рыбных запасов, их охраны и регулирование рыболовства в России
Введение. Понятие и источники рыболовного права РФ. История становления рыбохозяйственного законодательства
Организационные и правовые формы воспроизводства рыбных запасов, их охраны и регулирования рыболовства в Российской Федерации. Устав органов рыбоохраны
Введение. Понятие и источники рыболовного права РФ. История становления рыбохозяйственного законодательства
В связи с этим целью курса рыбохозяйственное законодательство является изучение правовых основ рациональной эксплуатации водных биологических ресурсов.
Задачами курса является изучение следующих аспектов:
- правовой базы рыбохозяйственных видов деятельности;
- управления водными биоресурсами в РФ;
- биологическое обоснование правил рыболовства;
- организации и регулирования любительского и спортивного рыболовства;
- охраны внутренних водоемов от загрязнения;
- охраны и регулирование промысла живых ресурсов в территориальных водах, экономзонах, на континентальном шельфе;
- контроля за выполнением рыбохозяйственного законодательства и ответственности за его нарушение;
- международно-правового регулирования использования живых ресурсов Мирового океана;
- охраны от загрязнения Мирового океана, международных рек и озер;
- методик проведения рыбохозяйственной экспертизы и оценки ущерба, ноносимого рыбному хозяйству.
Понятие и источники рыболовного права РФ
Российское право регулирует различные общественные отношения путем применения правовых норм, которые, несмотря на их разнообразие, основаны на единых принципах и представляют строгую систему.
Источником рыболовного права в материальном смысле является воля Российского государства, выражающего интересы всего российского народа. В юридическом смысле источниками рыболовного права являются нормативно-правовые акты, устанавливаемые или санкционируемые государством и направленные на регулирование рыбохозяйственных отношений.
Важнейшие нормы рыбохозяйственного законодательства закреплены в федеральных законах, принимаемых Государственной Думой: закон «Об охране окружающей природной среды», Федеральные законы «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» «О континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О животном мире».
Источниками рыболовного права могут быть нормативные акты других (помимо Министерства сельского хозяйства) министерств и ведомств.
Важным источником рыболовного права (в особенности морского рыболовного права) являются международные договоры в которых участвует Россия.
Международное публично морское рыболовное право регламентирует права и обязанности государств и межправительственных организаций в Мировом океане, в том числе в связи с необходимостью рационального использования живых ресурсов моря. Оно также определяет правовой режим морских пространств и способы разрешения межгосударственных конфликтов. Основные положения комплексной части морского рыболовного права закреплены в Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.), а также в других конвенциях.х законах, принимаемых Государственной Думой: закон "ской безо
Лекция 2
Законодательство об охране и регулировании промысла биоресурсов в территориальных водах, экономических зонах, на континентальном шельфе.
Объекты и виды рыболовства. Международно-правовой режим морских вод. Понятие внутренних вод
Международно-правовой режим территориального моря. Понятие и правовой режим исключительной экономической зоны. Правовой режим морского дна
Правовой режим морского дна
Основными международно-правовыми актами, регулирующими режим континентального шельфа, являются два универсальных международных договора: Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. (Конвенция 1958 г.) и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (Конвенция 1982 г.). Ст. 76 Конвенции 1982 г устанавливает, что под континентальным шельфом понимаются морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Вв зависимости от ширины собственно шельфа, возможны три варианта определения внешней границы юридического континентального шельфа прибрежного государства:
1.Если ширина шельфа менее 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии в 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий;
2. если ширина шельфа более 200 морских миль, но менее 350 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты;
3. если ширина шельфа более 350 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, то шельфом будет считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2 500-метровой изобаты.
Положения Закона РФ «О континентальном шельфе РФ» 1995 г. полностью соответствуют нормам международного морского права.
В отношении искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе прибрежное государство осуществляет исключительную юрисдикцию.
Лекция 3
Правила рыболовства, их структура, порядок разработки и утверждения. Правила осуществления мероприятий по воспроизводству рыбных запасов и рыбохозяйственной мелиорации. Порядок проведения работ по акклиматизации рыб и водных беспозвоночных
Размер ячеи в орудиях лова.
В разделе «Общие положения»отражены следующие моменты:
-порядок определения промысловых участков для добычи рыбы и других водных животных и растений в рыбохозяйственных водоемах;
-права и обязанности рыбодобывающих организаций;
-права территориальных органов рыбнадзора в регулировании рыболовства;
-общие запреты на производство каких-либо действий в рыбохозяйственных водоемах рыбодобывающими организациями;
-порядок измерения промысловой меры на рыб и определения размера ячеи в орудиях лова;
-порядок конфискации и сдачи рыбнадзором рыбы, выловленной с нарушением правил рыболовства;
-порядок расторжения договоров на пользование рыбохозяйственными водоемами;
-ответственность за нарушения правил рыболовства.
В разделе «Район действия Правил рыболовства» определено, на какие рыбохозяйственные водоемы распространяется действие данных правил рыболовства. Как правило, в разработку правил положен бассейновый принцип.
Разделы правил о местах, сроках, орудиях и способах лова построены как правило, по принципу запрещения лова рыбы в определенных местах (низовьях рек, приплотинных участках, местах нагула молоди, зимовальных ямах, нерестилищах и т.п.), в определенные сроки (периоды нереста и зимовки), определенными орудиями и способами лова (сопровождающиеся приловом большого количества молоди ценных видов рыб, преграждающими путь к нерестилищам, нарушающими нерестовый субстрат) и т.д.).
В разделе правил о промысловой мере на рыбу указываются минимально допустимые к вылову размеры рыб (в см) всех видов, за исключением сорных и малоценных видов.
В разделе правил о размере ячеи в орудиях ловауказываются минимально допустимые размеры ячеи (в мм) в орудиях лова, используемых для вылова тех или иных видов рыб.
Лекция 4
Лекция 5
Лекция 6
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА РЫБНЫХ ЗАПАСОВ (1 блок)
Лекция 1