Аграрное право на американском континенте
Англосаксонская правовая система имеет свои особенности и в аграрном секторе экономики, обусловленные развитием преимущественно фермерского хозяйства, особенно в северной части континента.
Аграрное право Соединенных Штатов Америки (США) вышло за рамки гражданского права и представляет собой в основном федеральное публичное законодательство, сосредоточенное в различных разделах Свода законов США, регулирующих использование государственных земель, лесов, вод, развитие сельскохозяйственной инфраструктуры. Периодически в законодательстве определяются объемы производства и сбыта основных сельскохозяйственных культур.
Таким образом, мерами субсидирования кредитования ограничиваются и стимулируются производство и сбыт сельскохозяйственной продукции. Значительное место в регулировании сельскохозяйственных отношений занимает судебный прецедент, т. е. решение по конкретному делу, являющееся обязательным для других судов по аналогичным делам. Сельскохозяйственный акт 1949 г. и Федеральный закон 1966 г. «Об улучшении и реформировании сельского хозяйства» создали гибкую систему отношений между государством и аграриями.
Федеральное министерство сельского хозяйства США получает из бюджета значительные средства под общенациональные программы, предусматривающие:
- гарантированные цены — товары, оставшиеся непроданными по минимальной цене, приобретает государство;
- ограничение обрабатываемой площади — направлено на повышение дохода фермеров при сокращении производства определенных сельскохозяйственных культур;
- прямые выплаты — денежные платежи федерального правительства фермерам при падении цены ниже гарантированного уровня;
- импортные квоты — ограничение допуска на внутренний рынок товаров, произведенных за рубежом.
В российской аудитории возникает вопрос: как и почему фермеры добровольно соглашаются на уменьшение посевных площадей, теряя при этом в условиях рынка часть прибыли? Ответ американских коллег заключается в том, что, теряя в одном, фермер наверстывает и получает прибыль от участия в других программах, осуществление которых государство гарантирует.
Временное выведение из оборота земель, подверженных эрозии, борьба с загрязнением водных ресурсов отходами животноводческих ферм (1,4 млрд долл. за семь лет) и резервирование переувлажненных почв фермерам компенсируется в виде арендной платы.
Закон предусматривает развитие инфраструктуры сельской местности, создание администрациям штатов возможности модификации федеральных программ применительно к местным условиям, меры по сохранению природных ресурсов. Почти половина фермеров-собственников землю приарендовывают в порядке, предусмотренном местными обычаями, а также законами штатов, в частности правилами о свободе договора аренды и о непричинении арендатором вреда источнику доходов.
Аграрная политика Канады основана на законах «О стабилизации сельскохозяйственного производства» (1959 г.) и «О защите доходности фермерских хозяйств» (1991 г.) и характеризуется:
- свободным выбором путей, форм и способов производственной деятельности собственников на землю, на капитал и на основные средства производства;
- монопольным государственным регулированием торговли основными сельскохозяйственными продуктами — зерном, молоком, продукцией птицеводства;
- монополией производителей на оптовую торговлю остальными продуктами — мясом, картофелем, фруктами, овощами.
В XXI в. под давлением международной интеграции и новой экономической ситуации в сельском хозяйстве уменьшаются доплаты и субсидии фермерам и делается акцент на страховых программах, считающихся канадским изобретением. Их целями являются расширение сельскохозяйственного производства на экспорт и обеспечение занятости населения.
Жесткий государственный контроль за экспортом зерна, мяса и уровнем цен на внутреннем рынке способствует преодолению конкуренции со стороны других стран и обеспечивает пополнение бюджета страны. Выдача целевых кредитов и дотаций по отдельным проектам, внесение страховых взносов — основные формы экономической и государственной поддержки производителя, которые осуществляются из федерального и провинциального бюджетов почти в равных долях.
Для Латинской Америки характерен переход от латифундий, от концентрации земель в руках ограниченного круга лиц (в Мексике у 3% населения находилось 97% земель), от полярной дифференциации сельского населения к их эволюционной экспроприации, справедливому распределению земель, основанному на понимании их социальной функции, служении земельной собственности социальному прогрессу.
По Закону Перу 1995 г. «О частных инвестициях, развитии экономической деятельности на землях в пределах национальной территории и крестьянских общин» земля превращается в недвижимость и предмет свободного рыночного оборота. Делаются шаги по достижению равенства между всеми участниками аграрных отношений, снимаются ограничения для иностранных граждан и юридических лиц. Принудительно могут быть проданы с публичных торгов лишь орошаемые земли в случае их неэффективного использования. Земельные споры рассматриваются в обычном судебном гражданско-правовом порядке.
В законодательстве Боливии, Коста-Рики, других латиноамериканских стран провозглашаются сочетание частных и публичных интересов, ограничения прав собственности с учетом общественной необходимости или полезности при условии справедливой и полезной компенсации.
Аграрная реформа в Мексике в первой половине XX в. породила гибрид общинной, индейской, частной, помещичьей форм хозяйствования и собственности. Латифундизм не был ликвидирован целиком, и в конкуренции побеждали сельские общины (эхидо). Выдержанный в духе тезиса «земля — тем, кто ее обрабатывает» Закон «Об аграрной реформе» (1971 г.) лишь прикрепил крестьян к земле: в случае необработки единоличником в течение трех месяцев земельного участка его право собственности прекращалось; те же самые санкции наступали при неучастии крестьянина в коллективной обработке земли в течение шести месяцев.
Этим Законом запрещались отчуждение земельных участков и заключение договоров аренды и других сделок, допускавших участие третьих лиц в общинных работах. Сельскохозяйственное имущество не могло служить предметом договора, связанного с косвенной эксплуатацией или применением наемного труда. Обрабатываемые земли, распределяемые для индивидуального пользования, не переходили в собственность членов общин.
Государственные органы утверждали правила организации и деятельности общинных поселений, санкционировали решения общих собраний, могли аннулировать их решения, заносили в реестр любые договоры о выделении кредитов. В результате возникали волокита, произвол и злоупотребления.
Закон «Об аграрной реформе» (1992 г.) установил свободу общинной собственности, вплоть до ее приватизации, большую экономическую и юридическую самостоятельность и инициативу, а также государственные дотации селу и страхование крестьян.
Теперь общее собрание общины решает вопросы классификации земель (под постройки, общего пользования, индивидуального пользования) и распоряжения ими. Крестьяне самостоятельно ведут хозяйство, могут земельные участки сдавать в аренду либо продавать право владения другим членам общины, не испрашивая ни у кого разрешения. Запрещено использовать индивидуальные земельные участки для общественных нужд. В настоящее время 1/3 участков находится у единоличников, а 2/3 — у общин.