Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
Регулирование аграрных отношений в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) и иных странах, расположенных на постсоветском пространстве, характеризуется поисками новых форм хозяйствования и сочетания свободы и ограничений предпринимательства на земле, внедрением наряду с административными гражданско-правовых способов воздействия.
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 45) установил обязательное указание в учредительных документах юридического лица цели его деятельности, в том числе в области аграрного производства. Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности, признается судом недействительной (ст. 174).
В соответствии с положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (в ред. 2007 г.) юридическое лицо может указывать виды деятельности в заявлении о регистрации; если организация хочет заниматься новыми видами деятельности, не названными в учредительных документах либо в заявлении о регистрации, она обязана до начала ее осуществления письменно уведомить об этом регистрирующий и налоговый органы. При нарушении этих требований деятельность субъектов хозяйствования прекращается (п. 6 положения).
Быть может, такое ограничение правоспособности сельскохозяйственных организаций служит в ряде случаев тормозом в их аграрной деятельности, но известен довод и о том, что хозяйствование на земле должно ограничиваться целевым и рациональным ее использованием, охраной земель, особенно сельскохозяйственных угодий.
Согласно примерному уставу колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) Республики Беларусь 2001 г. колхоз заключает договоры, осуществляет права и ведет те виды деятельности, которые отвечают целям его организации. Основными задачами колхоза являются: предпринимательская деятельность, направленная на обеспечение республики продуктами питания, иными товарами, сельскохозяйственным сырьем; создание условий для экономического развития колхоза (п. 8). Колхоз признается организацией частной формы собственности, а не государственной.
Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь утверждено Положение о порядке заключения контрактов с руководителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности (в ред. 2007 г.), где стороной выступают местные исполнительные и распорядительные органы. Согласно п. 91 примерного устава колхоза кандидатуры, выдвинутые для избрания председателем колхоза, согласовываются с райисполкомом.
В Украине в развитии аграрной реформы большое значение уделяется возрождению аренды земель сельскохозяйственного назначения, запрещенной в 1937 г. Центральное место в регулировании аренды земли принадлежит Конституции 1995 г., Гражданскому и Земельному кодексам, а также Закону Украины «Об аренде земли».
Гражданский кодекс (гл. 33) наряду с арендой предусмотрел с 2004 г. эмфитевзис — право на земельный участок сельскохозяйственного назначения на неопределенный срок на основании гражданско-правовой сделки. Эмфитевзис делает право собственности на земельный участок почти номинальным и в большей степени гарантирует права сельхозпроизводителя, нежели аренда.
В Республике Казахстан, как и в других государствах на постсоветском пространстве, оказывается правовая поддержка крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим институтам аграрного права.
Основополагающими нормативными правовыми актами в этой области являются: Закон от 31 марта 1998 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс 2003 г., Гражданский кодекс, Закон «О земле», указы и послания президента республики и другие акты, создающие основу для функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств, использования и охраны ими земли, регулирования важнейших общественных отношений, в том числе аграрных и включенных в них земельных отношений.
Реформы в Республике Казахстан XXI в. направлены, как это отмечается в указанных и иных нормативных правовых документах, на развитие рыночноориентированной аграрной отрасли экономики, определение ее новых направлений и приоритетов, преодоление исключительно административных мер регулирования и негативных социально-экономических и экологических последствий предыдущего периода 1990-х годов в условиях чрезмерного динамизма и противоречивости аграрного, земельного и иного законодательства республики.
Как и другим странам на пространстве бывшего Союза ССР, Казахстану предстоит преодолеть социально-психологические, административные и иные препятствия для проведения рыночно ориентированной аграрной и земельно-правовой политики. В 1990-х годах устанавливалось соотношение государственной и частной собственности на землю и другие средства производства в аграрной сфере, отражались в правовых предписаниях суверенные права народа на природные ресурсы, задачи устойчивого развития, обеспечение баланса общенациональных и частных интересов.
В современный период главными, по мнению ученых, становятся проблемы обеспечения стабильности и преемственности аграрного законодательства, его упорядоченности и предупреждения пробелов, коллизий и противоречий; повышения эффективности аграрного производства; определения степени применения публичных средств правового воздействия, необходимых для обеспечения приоритетности частных интересов1.
Показателем аграрных преобразований в Республике Казахстан стало развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, которым в 1990 г. предоставили право пожизненного наследуемого владения землей, в 1995 г. — право постоянного и отчуждаемого землепользования, в 2001 г. — право временного землепользования.
Закон 1998 г. под крестьянским (фермерским) хозяйством понимает семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции.
Крестьянское (фермерское) хозяйство функционирует в трех формах:
- семейное предпринимательство, основанное на базе общей совместной собственности с созданием крестьянских (фермерских) хозяйств. Здесь отношения супругов регулируются нормами брачно-семейного, гражданского законодательства, брачным договором. Нерешенным остается вопрос о возрасте детей, с которого они могут быть членом крестьянского (фермерского) хозяйства;
- личное предпринимательство с созданием крестьянского фермерского хозяйства, т. е. частного предприятия индивидуального предпринимателя;
- предпринимательская деятельность в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности с созданием фермерского хозяйства в соответствии с Законом от 19 июня 1997 г. «Об индивидуальном предпринимательстве» и гл. 12 ГК РК1.
Актуальны для Казахстана, как и для России, проблемы обеспечения земельных прав при изъятии участков для государственных нужд, где государство не должно злоупотреблять лоббированием бизнес-проектов, а обязано использовать рыночные механизмы и справедливую компенсацию потерь собственника, ограничить свое неоправданное и незаконное вмешательство в землевладение и землепользование, равно как и установить пределы частной собственности на землю в соответствии с ее функционально-целевым назначением.
По Конституции Республики Казахстан 1995 г. (п. 3 ст. 6) земля находится в частной собственности на условиях и в пределах, установленных законодательством. Приемлемыми процедурами разрешения земельных споров признаются административная и внесудебная, призванная быть оперативной и не предрешающей судебный исход рассмотрения дела.
В судебном порядке рассматриваются вопросы изъятия земель в случаях их конфискации и изъятия участка, не используемого по назначению или используемого с нарушением законодательства. В числе прав и обязанностей собственников земельных участков и землепользователей есть право на залог участков, к которому применяются правила об ипотеке недвижимости, если иное не установлено законодательством республики. Залогодателем и залогодержателем могут быть физические и юридические лица.
Залог неделимого земельного участка, находящегося в общей совместной собственности или в общем совместном землепользовании, допускается при наличии письменного согласия всех участников общей собственности или общего землепользования.
В Земельном кодексе предусматриваются:
- порядок и условия залога участка, на котором имеются здания и сооружения;
- ограничения залога земельного участка;
- передача в залог государственными землепользователями участков, принадлежащих на праве постоянного пользования;
- передача в залог участков, выкупаемых у государства в частную собственность в рассрочку1.
В Казахстане осуществляются взаимодействие императивного и диспозитивного методов регулирования при приоритетности разрешительных средств, установление особых требований по сравнению с общегражданскими к возникновению имущественных, аграрных, земельных отношений, предпринимаются попытки трансформации сугубо публичной отрасли аграрного права в частно-публичную отрасль права.
В настоящее время в Республике Казахстан аграрное и земельное право не стало исключительно частноправовым; оно сохранило в общественно значимых случаях публичный контроль и надзор, а также другие формы публично-правового воздействия на участников аграрных правоотношений.
В государствах Содружества Независимых Государств обоснованно увязываются развитие и совершенствование аграрного законодательства с целями обеспечения правопорядка и реализации провозглашенных прав физических и юридических лиц, изучаются причины и способы предупреждения правонарушений в аграрной сфере. В актах правового регулирования развития сельского хозяйства немало места уделяется организационным, экономическим и даже моральным факторам с преамбулами, декларациями и призывами, содержащимися в законах.
Законодательство призвано оперативно реагировать на изменения в экономике и обществе и обязано быть главным регулятором и стабилизатором общественных отношений. Законотворчество не должно становиться самоцелью, оно лишь начальная стадия осуществления режима законности и наведения порядка в регулируемых правом сферах общественных отношений, включая аграрную. После принятия законов необходимы их опубликование, разъяснение, ораганизационно-исполнительская, контрольно-надзорная и юрисдикционная формы деятельности, привлечение к юридической ответственности.
Фетишизация законов, длительное время пропагандируемая в средствах массовой информации несведущими политиками и политиканами, приносит немалый вред обществу, отвлекая общественное мнение от трудностей их исполнения, проблем соблюдения и применения нормативных предписаний. Обеспечение эффективности и стабильности действия многих правовых актов, а не их постоянная изменяемость — вот главная задача сегодняшней правовой системы стран — членов СНГ.
Федеративная Республика Германия (ФРГ)
В Германии аграрные отношения и сельскохозяйственная деятельность регулируются Законами от 5 сентября 1955 г. «О сельском хозяйстве», от 15 марта 1989 г. «Об аграрной статистике (в ред. от 19 июля 2006 г.), от 29 июля 1961 г. «О мерах по улучшению аграрной структуры и о защите сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий» (в ред. от 13 апреля 2006 г.), а также многочисленными регламентами Европейского союза.
В Законе «О сельском хозяйстве» устанавливаются основные направления аграрной политики государства, включающие такие направления, как поддержка сельского хозяйства, повышение его продуктивности, улучшение социального положения занятого в сельском хозяйстве населения.
В Законе «О мерах по улучшению аграрной структуры и о защите сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий» сельское хозяйство определяется как земледелие и связанное с использованием земли содержание животных в целях получения продуктов растениеводства и животноводства, в частности полеводство, луговое хозяйство, садоводство, овощеводство и виноделие, а также рыболовство во внутренних водах.
В некоторых землях также приняты законы о сельском хозяйстве. Так, в Законе земли Баден-Вюртемберг от 14 марта 1972 г. «О сельском хозяйстве и агрикультуре» устанавливается, что сельское и лесное хозяйства являются экономической основой общества. Задачи сельского хозяйства: производство безопасных продуктов питания и в достаточном количестве, оформление и забота о ландшафтах, другие меры. Сельское хозяйство в смысле этого Закона есть земледелие с целью получения продуктов растениеводства, включая садоводство, овощеводство, виноделие, связанное с земледелием животноводство, а также рыболовство и пчеловодство.
Деятельность предпринимателей в сельском хозяйстве регулируется: Гражданским уложением1, Торговым уложением от 10 мая 1897 г. (с изм. и доп.); Акционерным законом от 6 сентября 1965 г.; Законом от 20 апреля 1892 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Законом «О кооперативах» и другими нормативными актами, касающимися регулирования предпринимательской деятельности. Сельское хозяйство ведется в формах, установленных перечисленными актами; специальных разделов о сельском хозяйстве в перечисленные актах не содержится.
Ежегодно (раз в четыре года)2 федеральное правительство в соответствии с Законом «О сельском хозяйстве» представляет Бундестагу и Бундесрату доклад о положении в сельском хозяйстве. В докладе сельскохозяйственные предприятия подразделяются на несколько типов. С 1997 г. введена новая типизация сельскохозяйственных предприятий.
Социально-экономическая типизация предприятий4 различает два вида сельскохозяйственных предприятий: предприятие, дающее основной доход, и предприятие, дающее побочный доход. Такая классификация установлена и Законом Баден-Вюртемберга. Под такую классификацию подпадают только предприятия, принадлежащие физическим лицам.
Предприятие, дающее основной доход, — это предприятие в правовой форме единоличного предпринимателя или товарищества, основанного на объединении лиц, размер предприятия которых 16 и более ЕСЕ1 и на которых занята как минимум одна единица рабочей силы. Предприятием, дающим побочный доход считается предприятие, где менее одной единицы рабочей силы, или предприятие, размер которого от 8 до 16 и более ЕСЕ.
Предприятием в смысле Закона «Об аграрной статистике» является технико-экономическая единица, которая ведет совместное хозяйство и производит сельскохозяйственную, лесную или рыбную продукцию, а также держит земли в хорошем сельскохозяйственном и экологическом состоянии в соответствии со ст. 5 (абз. 1) Регламента (ЕС) № 1782/2003 Совета от 29 сентября 2003 г., а также положениями иных актов Европейского союза, предусматривающих требования к сельскохозяйственным предприятиям в рамках проводимой союзом аграрной политики.
Предприятие с правовой формой «единоличный предприниматель» имеет в качестве единственного собственника физическое лицо. К единоличным владельцам в этом случае приравнены супруги, братья и сестры, общность наследников.
Закон «О мерах по улучшению аграрной структуры и о защите сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий» в целях сохранения сельскохозяйственных предприятий, недопущения дробления сельскохозяйственных земельных участков содержит особые предписания о наследовании сельскохозяйственных предприятий.
Так, если сельскохозяйственное предприятие в порядке наследования переходит к нескольким лицам (общность наследников), суд вправе по заявлению одного из наследников передать земельный участок, из которого состоит сельскохозяйственное предприятие, целиком без раздела одному из наследников. Из земель предприятия могут быть исключены в этом случае те земли, которые использовались в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства. В рамках такого предоставления суд передает наследнику также инвентарь, доли в правах собственности и капитале обществ, вещные права пользования и пр., если они необходимы для надлежащего управления хозяйством. В том случае, если наследниками не являются переживший супруг или родственник по нисходящей линии, суд вправе предоставить им предприятие при условии, что они проживали и вели хозяйство на этом предприятии.
Согласно данным министерства сельского хозяйства ФРГ только 6,5% сельскохозяйственных предприятий созданы в форме юридических лиц, а также объединений, не обладающих статусом юридического лица. Законодательство Германии не содержит каких-либо ограничений возможности участия объединений в ведении сельскохозяйственной деятельности.
Правовое положение акционерных обществ регулируется Акционерным законом от 6 сентября 1965 г.1 Акционерным обществом признается юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на акции и которое отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Акционерное общество является торговым товариществом, его фирменное наименование должно включать обозначение «акционерное общество». Уставный капитал общества должен выражаться в виде суммы в размере не менее 50 000 евро. К органам управления обществом относятся общее собрание акционеров, правление и наблюдательный совет.
Общество с ограниченной ответственностью создается в соответствии с Законом от 20 апреля 1892 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»2 и является торговым товариществом. Общество может быть учреждено одним или несколькими лицами. Фирменное наименование общества должно содержать обозначение «общество с ограниченной ответственностью».
Минимальный размер уставного капитала общества составляет 25 000 евро, минимальная доля участия в обществе — 100 евро. Учредительным документом общества является учредительный договор, который подписывается всеми учредителями и должен быть нотариально удостоверен. Общество регистрируется в торговом реестре по месту нахождения общества на основании соответствующего заявления.
Согласно данным Министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ, представленным в ежегодном отчете, среди юридических лиц, являющихся владельцами сельскохозяйственных предприятий, 51% составляют зарегистрированные кооперативы. Законом от 1 мая 1998 г. «О промысловых и хозяйственных кооперативах» кооперативом1 признается юридическое лицо, цель которого — содействие ведению хозяйственной деятельности, а также удовлетворение социальных или культурных потребностей своих членов.
Кооператив должен состоять как минимум из трех членов. По своим обязательствам он несет ответственность только собственным имуществом. Учредительным документом кооператива является устав, составленный в письменной форме. Устав кооператива, а также сведения о членах правления вносятся в реестр кооперативов, который ведется участковым судом по месту нахождения кооператива. Кооперативы являются предпринимателями в смысле Торгового уложения Германии.
Кроме юридических лиц частного права сельскохозяйственной деятельностью могут заниматься юридические лица публичного права — Федерация, земли, общины, церкви.
Категорию «физические лица» в сельском хозяйстве составляют единоличные предприниматели, а также товарищества, основанные на объединении лиц. К единоличным предпринимателям относятся и семейные предприятия в сельском хозяйстве. Кроме того, в отчетах федерального правительства и министерств они подразделяются на различные группы в зависимости от качества, видов и количества производимой сельскохозяйственной продукции, площади земельных участков и др.
К договорным объединениям или к обществам, основанным на объединении лиц, относятся полные, коммандитные и негласные товарищества, деятельность которых регулируется Торговым уложением ФРГ.
К полным относится товарищество, ведущее предпринимательскую деятельность под общим фирменным наименованием и ответственность участников которого (полных товарищей) по обязательствам товарищества не ограничена. Учредительный документ товарищества — это учредительный договор (договор о товариществе). Полное товарищество вносится в торговый реестр.
Товарищество, занимающееся торговым промыслом под общим фирменным наименованием, является коммандитным, если у одного или нескольких участников ответственность перед кредиторами товарищества ограничивается суммой имущественного вклада (коммандитисты), в то время как для других участников ограничение ответственности не установлено (полные товарищи). Права коммандитиста ограничены по сравнению с полными товарищами. Особая форма коммандитного товарищества — СшЬН & Со. КС, когда полным товарищем выступает не физическое лицо, а общество с ограниченной ответственностью (СшЬН). Как правило, такое общество является единственным полным товарищем такого товарищества.
В ФРГ существует особая форма предпринимательской деятельности — негласное товарищество, которая заключается в участии лица имущественным вкладом в торговом промысле, ведущимся другим предпринимателем. Негласное товарищество действует на основании учредительного договора, определяющего права и обязанности негласного участника. По общему правилу негласный участник получает часть прибыли и обязан частично нести ответственность по обязательствам предприятия, в котором участвует, однако Торговым уложением установлена возможность исключения обязанности негласного участника отвечать по обязательствам предприятия.
Итак, аграрное право ФРГ разработано, стабильно, отличается многообразием гражданско-правовых средств регулирования аграрных отношений, обеспечением и поощрением преемственности деятельности сельских товаропроизводителей, которая признается общественно нужной и социально полезной.