Мировой и отечественный опыт реализации программ по защите почвенного плодородия

Система управления природопользованием базируется на сочетании практических мер экологической регламентации хозяйственной деятельности и экономических механизмов экологизации производства. Как правило, выделяют две группы методов:

1) Методы директивного регулирования - воздействие на организаторов, инвесторов и участников производства с помощью юридических, нормативных и административных ограничений, регламентов и запретов, имеющих обязательный характер. Нарушение указанных ограничений и норм в соответствии с законом сопровождается административной и уголовной ответственностью и штрафами.

2) Методы экономического регулирования - совокупность экономических и торговых правил, определяющих экологическую ориентацию экономического поведения; рынок регламентированного природопользования и средств экологизации.

Другими словами, к директивным методам относятадминистративно-контрольные инструменты, которые предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности как юридических (предприятий, организаций), так и физических лиц, посредством установления и введения в действие с помощью законов и других средств регулирования тех целей, стандартов, регламентов и т.п., которые должны соблюдаться и достигаться данными лицами.

Контрольно-административные способы регулирования природоохранной деятельности включают четыре основных элемента: экологическое законодательство; лицензирование хозяйственной деятельности; экологические стандарты и нормативы; инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоресурсной и природоохранной деятельности.

Также к данному блоку можно отнести и такие организационные инструменты как экологический мониторинг, экологическая сертификация, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза и экологический контроль.

Реализация государственной стратегии устойчивого развития в качестве одной из важнейшей своей составляющей предполагает отработку механизма его финансового обеспечения с учетом особенностей социально-экономического развития страны.

Основной задачей в данной области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного и сбалансированного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность.

К экономическому механизму природопользования относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий; планирование и финансирование экологических программ, природоохранной деятельности и рационального природопользования; обязательность договорной основы и лицензирования природопользования; лимитирование использования природных ресурсов; платность природопользования; экономическое стимулирование экологически безопасного производства; внедрение эффективного кредитно-финансового механизма природопользования; экономическое принуждение и воздействие на нарушителей природоохранного законодательства; ужесточение экологического нормирования качества ОС, системы сертификации и стандартизации продукции, технологий; экологическое страхование; создание и развитие экологических банков и экологических фондов; формирование рынка экологических работ и услуг.

Экономический механизм управления природопользованием - это целостная система управления народным хозяйством, которая основывается на следующих принципах:

принцип определения перспективного и стратегического направления природоохранной деятельности;

принцип разработки единой системы стандартов и нормативов на международном уровне;

принцип сочетания местного и централизованного управления, для рационального использования природных ресурсов и экологической обстановки в регионах;

принцип единства в принятии решений по вопросам улучшения качества природной среды и повышения уровня жизни и устойчивого развития экономики.

Экономическое регулирование включает:

- платность природопользования:

а) оплата использования природных ресурсов, включая повышение цен на первичные природные ресурсы, вовлекаемые в экономическую сферу;

б) плата за загрязнение окружающей среды, причем платой облагаются как нормативные, так и сверхлимитные выбросы и стоки как по валовой массе загрязнителей с учетом их токсичности, так и по отдельным «индикаторным» загрязнителям;

в) прогрессивный налог на отходоемкие технологии, виды сырья и продукции;

- создание рынка экологических издержек и лицензий:

а) распределение между предприятиями, находящимися на одной территории, издержек достижения определенного стандарта качества среды, предотвращения или компенсации отрицательных техногенных эффектов в зависимости от вклада в общий уровень загрязнения территории;

б) продажа управляющими органами лицензий на временные выбросы ограниченных количеств загрязняющих веществ при условии сохранения зональных стандартов качества среды;

в) покупка предприятием права на определенный объем эмиссий загрязнителей у соседнего предприятия, располагающего «экономией» по выбросам;

- инвестиции и субсидии на:

а) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы средозащитного направления;

б) внедрение новых малоотходных технологий с низкой природоемкостью;

в) строительство очистных сооружений и средозащитных устройств;

г) совершенствование контроля качества среды;

- стимулирование природоохранных функций путем:

а) льготного экологического налогообложения при осуществлении мер реального снижения природоемкости производства;

б) премирования за осуществление эффективных средозащитных мер;

в) введения режима ускоренной амортизации природоохранных фондов;

г) льготного кредитования и выпуска специальных низкопроцентных займов на приобретение средозащитного оборудования и внедрение малоотходных технологий.

Назначениемэкономических инструментов является не прямое задание значимых для отдельных предприятий или общества в целом целей и жесткий контроль за их соблюдением, а использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически приоритетном направлении. Экономическими рычагами могут быть: плата (в т. ч. арендная) за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, компенсационные платежи за ухудшение качества используемых ресурсов, налоги на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически вредных технологий, методы экономического стимулирования, включающие налоговые льготы, ускоренную амортизацию природоохранного оборудования, экологический лизинг, продажа квот на загрязнение природной среды и т.д.

Все вышеуказанное говорит о том, что охрана окружающей природной среды как новая функция современного государства имеет некоторые отличия в различных группах стран, в особенности в конкретных направлениях природоохранной деятельности. Так, при всем внимании в большинстве промышленно развитых стран к сокращению антропогенных воздействий, оптимизации природопользования, предотвращению отрицательных для экологического и природного равновесия последствий научно-технического прогресса сохраняется важность и традиционного направления - охраны природы и заповедного дела. Примечательно, что Европа занимает первое место в мире по количеству национальных парков - 400. Многие национальные парки создаются из экономических соображений, с тем чтобы стимулировать развитие территорий и занятость, а не из стремления к охране природных ресурсов. Так произошло в случае организации национального парка в Канаде (Гросс-Морн) площадью 1900 км2 на п-ве Ньюфаундленд, который рассматривается как перспективная база для туризма.

Для большинства стран в системе государственного природоохранного регулирования продолжает наблюдаться противоборство двух тенденций в заповедном деле - рекреационного и природоохранного, т.е. сохранения природных систем и ландшафтов, имеющих природно-историческое значение, наравне с обеспечением благоприятных условий для рекреации, научного и образовательного использования национального природного наследия. Поэтому многие национальные парки как бы разделены на две части: относительно свободную (рекреационную) и закрытую - природоохранную.

Функционирование и развитие народного хозяйства любой страны, любого региона на сегодня объективно связаны с неизбежным нарушением земель при производстве массовых земляных работ в строительстве, добыче полезных ископаемых и других видах недропользования, а также с деградацией почв в результате последствий промышленных выбросов в атмосферу остаточных пестицидов, нитратов, уплотнения почв сельскохозяйственными машинами, орудиями и транспортными средствами, с проявлениями других негативных воздействий хозяйственной деятельности.

Однако полностью, повсеместно и одновременно исключить нарушение и деградацию земель в результате хозяйственной деятельности практически не представляется возможным. Поэтому меры физической охраны земель должны сочетаться с мерами их правовой и экономической защиты .

Первоначально на Западе были предприняты попытки с помощью налогов и платежей создать экологический механизм природопользования, встроенный в рыночный, который бы автоматически восстанавливал равновесие системы, нарушаемое "внешними издержками", по принципу "платит тот, кто загрязняет". Идея этой концепции экономического регулирования выглядела достаточно просто: если заставить платить предпринимателя за нарушение и загрязнение среды, он предпримет все необходимое, чтобы до минимума уменьшить это влияние или избежать его вовсе. Считалось, что обложение предпринимателя таким налогом будет выполнять функцию "цены" за ухудшение среды, ставка же налога должна была, по логике вещей, быть равной величине ущерба, наносимого окружающей среде за год.

Однако природоохранительное регулирование на основе налога оказалось в целом ряде случаев неэффективным, в первую очередь из-за сверх затратного характера этого метода. Кроме того, возникли серьезные трудности установления в каждом отдельном случае достоверной величины выбросов разнообразных загрязнителей, экологического ущерба, его денежной оценки и др. В результате данный метод был отвергнут практикой. Ему на смену был разработан другой метод - платежей за загрязнение.

Отличие платежей от налогов состоит в том, что, во-первых, в качестве базы расчетов ставок платежей выступает не нанесенный ущерб, а стоимость его предотвращения, например, производимых выбросов и сбросов загрязнителей. Побудительный экономический эффект в таком случае создается при непременном условии, что ставка платежей (по каждому загрязняющему веществу, например, пыли, сдуваемой с 1 га поверхности отвалов) должна слегка превышать затраты предприятий на предотвращение выбросов единицы этих веществ. Другое отличие метода платежей состоит в том, что отчисленные средства могут быть отнесены на счет производственных издержек и, следовательно, возмещаться через цены на продукцию. Однако и этот метод практика отклонила.

Механизм регулирования через налоги и платежи оказался неэкономичным, так как общественные издержки на охрану среды от загрязнения складываются из затрат предприятия на сокращение загрязнения и тех же затрат на уплату налогов или платежей, поскольку их выплата не дает предприятиям права загрязнять природную среду. В результате суммарные затраты общества намного превышают тот объем затрат, который реально необходим для предотвращения загрязнения. Методы налогов и платежей вполне способны разорить даже экономически сильные предприятия. (Здесь нельзя отметить, что сегодня эти методы, оказавшиеся неприемлимыми для стран с рыночной экономикой пытаются ввести в практику природопользования в нашей стране.)

В начале 1980-х гг. в США, ФРГ и других странах был выработан вполне работоспособный механизм природоохранного регулирования, предполагающий, как правило, использование целого набора регуляторов, в которой главным звеном являются административно законодательные меры.

А в экономической политике этих стран в области охраны природы наиболее существенное место в настоящее время занимают рычаги побудительного характера (субсидии, займы налоговые льготы и т.д.) Главное место здесь отводится госсубсидиям не природоохранные мероприятия.

Большую роль в системе экологического регулирования играет система штрафов, которая является не столько рычагом экономического регулирования, сколько необходимым дополнением административно-законодательного подхода к регулированию.

В США, например, механизм регулирования сферы добычи полезных ископаемых, так же как и механизм регулирования качества окружающей среды, базируется на законодательных и экономических рычагах. Однако именно экономические рычаги играют большую и все возрастающую роль. Главным звеном экономического механизма регулирования становится арендная система разведки и добычи полезных ископаемых, определяющая отношения между частным капиталом и государством-собственником недр.

Арендная система сдачи земель под разработку и добычу минерального сырья установилась в США в 1920-х гг., после принятия соответствующего законодательного акта. Аренда месторождений была введена лишь для некоторых видов ископаемого топлива. В начале эта система, как правило, включала два основных элемента - собственно рентные платежи и плату за право разработки конкретного месторождения, или «роялти». В дальнейшем система аренды пополнилась еще одним важным элементом - выплатой арендных «бонусов», которые представляли собой единовременные платежи в федеральный бюджет в форме первого арендного взноса, предшествующего началу разработки месторождения.

Собственно рентные платежи за разведку и разработку месторождений на государственных землях носят больше символический характер. Так, аренда земель, связанная с поиском или разработкой месторождений фосфатов, нефтяных сланцев, натриевых солей, серы и других полезных ископаемых, обходится за год всего от 0.8$ до 2$ за гектар. Иное дело - платежи за разработку недр (роялти). Они взимаются государством либо как часть стоимости произведения продукции, либо в форме отгрузки части продукции. Сумма «роялти» нередко является предметом торгов между государством и горнодобывающими компаниями.

Арендная система определяет и пути распределения доходов, получаемых в целом от аренды: 10% доходов поступают в федеральную казну, 52.2% доходов - в спецфонд рекультивации земель и 37.5% доходов направляется штату, в котором разрабатываются месторождения, в целях развития инфраструктуры и финансирования социальных программ.

Огромное значение в механизме природоохранного регулирования при горных разработках в США имеет законодательство об охране окружающей среды. Особое место в нем занимает Закон о рекультивации земель (1977 г.) Основная роль в реализации программы рекультивационных работ отводится штатам. Так как сами штаты выделить все необходимое для рекультивации не в состоянии, федеральное правительство покрывает определенную часть затрат, разработал и принял у себя программу рекультивации нарушенных земель.

Аренда земли под горные разработки широко распространена и в ФРГ. В случае, когда добывающая фирма получает участок в пользование, она обязана после завершения горных разработок вернуть его владельцу.

Механизм природоохранного регулирования в странах с рыночной экономикой предполагает огромную по масштабу и разнообразную по функциям роль государства.

Этот опыт следует максимально учесть нашей стране в ходе подготовки соответствующих документов, регламентирующих земельные отношения при пользовании недрами, нарушении земель и создании на их месте культурных ландшафтов.

В соответствии с новой редакцией закона «О плате на землю» землевладение и землепользование в России являются платными. Плата взимается в форме земельного налога, арендной платы. Внедрение платности землепользования в переходный период к рыночной экономике – важный момент в рациональном использовании земельных ресурсов. В соответствии с принятым в 1991 г. Земельным кодексом РСФСР разработан Государственный земельный кадастр, данные которого используются при планировании использования земель, землеустройстве, предоставлении в пользование или изъятии земель, определении платежей за землю.

Для России характерна большая степень распаханности территории, различная интенсивность использования земель. Сильное антропогенное воздействие в большой степени изменило естественное направление процессов в природе и привело к деградации почвенного и растительного покровов на значительных площадях [17].

По данным Земельного кадастра России из общей площади сельхозугодий около 60 млн га подвержены эрозии, 40 млн га представлены засоленными и солонцовыми комплексами, 26 млн га переувлажненные и заболочены, 73 млн га являются кислыми и т.д. Из всех негативных явлений наибольшее распространение на пахотных землях имеют процессы эрозии. За последние 20 лет площадь деградированных земель увеличилась в 1,6 раза, а продуктивность пастбищ снижается. На огромных площадях полностью исчезла многолетняя растительность и ее место заняли сорные и ядовитые травы [10].

Изменения в состоянии земельного фонда Российской Федерации в основном связаны с сокращением площадей продуктивных угодий. За последние 15 лет площадь сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации уменьшилась на 8,2 млн га.

Непрекращающееся развитие процессов эрозии почв во всех районах страны является главнейшим фактором снижения потенциального и экономического плодородия сельхозугодий, загрязнения, разрушения природной среды. По данным государственного учета водной и ветровой эрозии было подвержено около 53,6 млн га обследованных сельхозугодий.

В южных районах Западной Сибири характерно проявление и ветровой эрозии, и деятельности талых вод. Аналогичные процессы происходят также и на юге Восточной Сибири.

Необходимость охраны земель прямо вытекает из принципов земельного законодательства, сформулированных в ст. 1 ЗК РФ, включая учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве над использованием земли в качестве недвижимого имущества и т.д. Согласно п. 1 ст. 4 Закона об охране окружающей среды, одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли и почвы. Охрана почв (и их плодородия) представляет интерес большей частью применительно к категориям земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, где земля выступает в качестве средства производства. В отношении остальных категорий земель мероприятия по охране почв носят производный характер. Например, согласно п. 4 ст. 13 ЗК РФ, при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

При рассмотрении понятия и целей охраны земель следует иметь в виду следующее обстоятельство. В связи с тем, что земельные отношения – это отношения по использованию и охране земель, а также учитывая, что земля является важнейшим природным объектом и составной частью окружающей среды, становится очевидным, что мероприятия по охране земель распространяются на все категории земель в земельном фонде России.

Итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы на 2008 - 2012 годы отражены в отчетных докладах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за 2006 - 2007 годы и национальных докладах о ходе и результатах реализации Государственной программы на 2008 - 2012 годы за отчетные годы.


Наши рекомендации