Пуштуны: этнологическая характеристика
Пуштуны – самоназвание. Больше известны как афганцы, народ в Афганистане. Сохраняются многочисленные субэтнические группы (племенные объединения), крупнейшие из которых – дуррани и гильзаи, а также вазиры, хоттаки, афридии, шинвари, моманды, юсуфзаи, оракзаи, хугиани, сафи, какары и мн.др. Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Говорят на афганском языке (пушту, или пашто) восточной подгруппы иранской группы индоевропейской семьи. Распадается на несколько диалектов, объединяющихся в две группы: северо-восточную и юго-западную. Распространен также язык дари (фарси-кабули). Письменность на основе арабского алфавита. По религии пуштуны – мусульмане-сунниты (кроме группы дзадзи – шиитов).
В соответствии с генеалогическими преданиями афганские племена делятся на 4 основных группы, по именам родоначальников: сар(а)бани, батани (или битани), гаргушти и карларни (кррани). Общее число племен, по разным источникам, достигает 400.
У пуштунов сохранились пережитки традиционной родоплеменной структуры: большая семья управляется старейшиной (спинжирай, «белобородый»), несколько больших семей составляют род, которым управляет малик, несколько родов составляют клан (хель), несколько кланов – ветвь племени или племя (каум, кабиле). Управление племени осуществляется вождем (ханом) племени и главами последующих подразделений, образующих джиргу (совет ханов и маликов).
Основные занятия – пашенное земледелие и скотоводство. Земледелие преимущественно поливное, при помощи арыков и подземных кяризов. Традиционные орудия – мотыга, кетмень. Культуры – пшеница, ячмень, просо, кукуруза, бобовые. Из огородных культур распространены морковь, репа, лук, баклажаны, салат, шпинат, капуста, дыня, арбузы, из технических – хлопок, из кормовых – клевер, люцерна, из масличных – кунжут, сафлор и др.
Скотоводством занимаются в основном кочевые и полукочевые племена. Разводят коз и курдючных овец, а также зебу, буйволов, верблюдов и ослов, в небольшом числе – лошадей. Кочевники вечной отправляются со стадами на север в горы и возвращаются осенью на зимние стоянки.
Основным типом жилища у оседлых пуштунов является глинобитный или сложенный из сырцового или обожженного кирпича дом прямоугольной формы с плоской или куполообразной крышей, окруженный высоким забором из сырцового кирпича или пасхы, у кочевых – четырехугольной формы шатер из шерстяной ткани. Кочевники на стоянках ставят шатры в один-два ряда, в центре – шатер малика. Небольшие поселения, состоящие из домов близких родственников, называются кири.
Традиционная одежда различается в зависимости от племени, района обитания, социального положения. Обычно одежда мужчин включает длинную (до колен и ниже) белую или цветную рубаху, широкие штаны, безрукавку из черного, красного или зеленого сукна с четырьмя карманами на полах с застежкой впереди. Непременной принадлежностью является также халат из хлопчатобумажной или шелковой ткани без застежек и шоли – длинное, продолговатое хлопчатобумажное покрывало, заменяющее верхнюю одежду. Головной убор – тюбетейка или войлочный колпак и люнги – чалма из 5-7м ткани обычно белого цвета. Одежда женщин состоит из длинной, свободного покроя, вышитой по вороту рубахи из цветной хлопчатобумажной ткани и доходящих до щиколоток штанов. У кочевников женщины носят поверх рубахи несколько широких юбок. При выходе на улицу женщина накидывает черную чадру. Женины носят различные серебряные украшения с сердоликом и лазуритом: серьги, кольца, носовые украшения, бусы, ожерелья из монет; характерно употребление сурьмы (считается, что насурмленные веки предохраняют от глазных заболеваний).
Основная пища – хлеб (додай) и чай, употребляют также кислое молоко, овечий сыр, летом фрукты и овощи. Из мяса готовят суп – чарва, чарба, шорва, различные кебабы, которые употребляют с разнообразными овощными соусами, маринадами (ачар); излюбленная пища – различные виды плова.
Развит фольклор, особенно героические песни, в которых воспевается борьба за независимость, а также народные песни-двустишия (ландый) любовного, военного, сатирического и др. содержания. Один из самых популярных сюжетов – сказание о любви Адам-хана и Дурханый.