Социально-экономический кризис в Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.
Накануне Люблинской унии в Беларуси проживало 1800 тыс. жителей, которые по своему социально-экономическому положению делились на три сословия: шляхта, крестьяне и мещане. Шляхетское сословие делилось на группы по экономическому состоянию и политической роли в государстве. Наиболее крупными были двадцать девять магнатов, имевшие по 1000 крестьянских «дымов», составляли 0,7% землевладельцев и владели 42% крестьянских хозяйств. Самой многочисленной группой была мелкая шляхта, которая насчитывала более 3 тыс. человек и в господствующем сословии составляла более 70%, но в ее руках было только 28% крестьянских хозяйств. Мелкая шляхта составляла основную часть армии ВКЛ. Шляхта была закрытым сословием и строго оберегала свои ряды.
Самым многочисленным сословием общества было крестьянство. После аграрной реформы крестьяне делились на следующие категории: тяглые, осадные, огородники и слуги. Тяглые крестьяне должны были отрабатывать барщину по два дня в неделю, платить чинш от 6 до 21 грошей с волоки и оброк. Осадные (оборочные) крестьяне не ходили на барщину, но платили 30 грошей чиншу и выполняли другие повинности наравне с тяглыми. К крестьянам-слугам относились ремесленники, кузнецы, конюхи и др. Самой бедной частью крестьянства были огородники, халупники и кутники. Огородники не имели пахотной земли, только огород, халупники имели только дом, а кутники даже собственного дома не имели.
В конце XVI – первой половине XVII в. в ВКЛ окончательно фактически и юридически оформилось крепостное право. Статут 1588 г. ввел срок розыска беглых крестьян до 20 лет. Он лишил права крестьян перехода и зачислял в положение непохожих людей тех, кто прожил на земле феодала 10 лет. Крестьянин стал объектом залога, купли-продажи, как с землей, так и без нее. С каждым годом увеличивалась барщина, чинш, натуральный оброк. В некоторых имениях барщина доходила до шести дней в неделю. Крестьяне оказались на самой нижней лестнице феодального общества. Постоянный или временный владелец – пан – в любое время мог отнять у крестьянина землю, переселить его в другое место, продать со всем имуществом, землей или без нее, заложить за определенную денежную сумму. Покупателю или кредитору при этом предоставлялось полное право судить, карать и даже лишать жизни крестьянина.
В XVI в. происходит урбанизация белорусского общества, появляются новые города. Почти все города получили магдебургское право, которое содействовало развитию в них ремесла и торговли, давало независимость от королевских чиновников. В ВКЛ насчитывалось 112 городов и местечек. В крупнейших из них ремесло было представлено несколькими десятками профессий. Два – три раза в неделю во всех городах и местечках проводились торги. Белорусские купцы торговали с Варшавой, Познанью, Гданьском, Ригой, Королевцом, Новогрудком, Тверью, Москвой, связывая таким образом Запад и Восток Европы.
На социально-экономическую жизнь Беларуси в конце XVII – начале XVIII вв. оказали влияние многолетние войны, которые привели к разрушению производительных сил, к разорению крестьянства, феодального хозяйства, упадку торговли, уменьшению количества населения. Если в 1650 г. на Беларуси проживало 2,9 млн. человек, то к 1670 г. – не более 1,4 млн. Это значит, что численность населения сократилась более чем в 2 раза. Городское же население в середине XVII в. уменьшалось на 55%. После войны 1654 – 1667 гг. пустовало более половины пахотных земель.
Начиная с середины XVIII в. в экономическом развитии Беларуси происходят значительные изменения. Это нашло свое отражение в увеличении численности населения. Если в 1717 г. в белорусских землях ВКЛ проживало около 1,5 млн. человек, то в 1791 г. – более 3,6 млн. После военного лихолетья постепенно восстанавливалось сельское хозяйство, развивалась внутренняя и внешняя торговля, а вместе с ними и товаро-денежные отношения. В 1766 г. были введены единые для ВКЛ меры веса, объема и длины. Правительство Речи Посполитой ввело единую пошлину, обязательную для всех, в том числе для шляхты и духовенства, которые раньше ее не платили, и отменило внутренние пошлины. Росту внутренних и внешних торговых связей способствовало строительство новых дорог и каналов. Через полесские болота прокладываются пинско-слонимский и пинско-волынский тракты. В 1784 г. было закончено строительство на деньги гетмана М. Огинского канала, соединявшего Щару с Ясельдой, а через них – Днепр с Неманом. Уже во время разделов Речи Посполитой был завершен Днепро-Бугский канал, соединявший Пину с Муховцем – притоком Буга. В 1784 г. по этому пути в Варшаву и Гданьск прошел первый караван судов.
В магнатских фольварках помещики из-за растущих цен на зерно увеличили собственную запашку. Отдельные феодалы с целью увеличения прибыльности своих владений становились на путь радикальной перестройки ведения своего хозяйства. Некоторые из них ликвидировали барщину и заменили ее чиншем. Многие помещики создавали в своих владениях промышленные предприятия мануфактурного типа. Причем монополия цехов на городских рынках обусловила размещение мануфактур в малых городах и местечках, входивших в магнатские владения. Наиболее крупными из них были стекольный завод в Налибоках, Слуцкая фабрика шелковых поясов, железоделательный завод в Вишневе и др. Особую группу предстваляли крупные вотчинные предприятия, созданные подскарбием ВКЛ Антонием Тызенгаузом в Гродненской и Брестской королевских экономиях. Он построил двадцать три фабричных предприятия по производству златотканых изделий, столового белья, чулок, кружев, игральных карт. На предприятиях Тызенгауза работало 3 тысячи человек.
Восстановление сельского хозяйства Беларуси в основном завершилось к 60-м г. XVIII в. В этот период в Беларуси господствовала смешанная рента. При этом денежная и отработочная увеличивались, а натуральная все больше утрачивала свое значение. Так, еженедельная барщина тяглых крестьян, которая составляла на западе Беларуси в 40 – 50-е гг. 8 – 12 дней с тягловой волоки, к 70 – 80 гг. увеличилась до 10 – 16 дней. В восточной части Беларуси барщина была меньше. Кроме барщины крестьяне выполняли работы по сплаву леса, перевозке грузов, дорожно-ремонтные и строительные работы. По-прежнему они оставались бесправными. Любой шляхтич мог убить или повесить за незначительное преступление своего крестьянина, отдать его за долги ростовщику и т.д.
На усиление феодального гнета крестьяне отвечали чаще всего побегами в другие феодальные владения, в города и местечки, отказывались от выполнения повинностей, поджигали помещичьи постройки. Одним из крупнейших выступлений крестьянства в Беларуси было вооруженное восстание крестьян в Кричевском старостве в конце 1743 – начале 1774 г. Восстание возглавил Василь Вощило. В лагере повстанцев насчитывалось до 4-х тыс. человек. Восстание было жестоко подавлено с помощью регулярных войск. Антифеодальные выступления не прекращались и в последующие годы. Однако все они имели ограниченный, стихийный, разрозненный и локальный характер.
Со второй половины XVII в. началось постепенное возрождение хозяйственной жизни городов. Как и прежде, они являлись центрами ремесел, внутренней и внешней торговли. Горожане добивались улучшения городского самоуправления. Иногда они брались за оружие. В борьбе с магнатским самоуправством и феодальной анархией города, как правило, поддерживались центральными властями государства. В 1661 г. мещане Могилева, а несколько позже и Гродно, получили право избрания городских войтов. В 1764 г. сейм ликвидировал в городах судебную юрисдикцию шляхты и духовенства. Горожане, жившие на юридиках феодалов, стали подвластны магистратам.
В XVII – XVIII вв. обострилась конкурентная борьба между христианами и иудеями в ремесленнической и торговой деятельности. Завершилась она победой евреев. Дело в том, что еврейским купцам, арендаторам, корчмарям, ростовщикам оказывали поддержку магнаты и шляхта. Кагалы поддерживались и католическими орденами потому, что евреи вводили в оборот денежные сбережения монахов. Главное преимущество евреев создавал кагал, община, которая представляла собой одновременно и религиозную секту и своеобразный орден, который специализировался на ростовщичестве и торговых операциях. Руководствуясь в своей деятельности талмудским правом, кагалы не допускали конкуренции между еврейскими посредниками. Христианское же купечество и цехи уступали евреям в организации и солидарности. Их разделяла религиозная борьба (католики, православные, униаты, староверы и др.)
Большие города являлись крупными торговыми центрами. Отмена в середине XVIII в. таможенной линии между русскими губерниями и левобережной Украиной улучшила условия для вывоза товаров в Россию из Беларуси. Важную роль в развитии торговли играли ярмарки. Некоторые из них длились по несколько недель. Наиболее крупными в конце XVIIIв. были ярмарки в Минске, Шклове, Бешенковичах, Зельве и Островно.