Письмо 25-тысячницы Мироновой из с. Салосов Пензенского округа Средневолжской области на фабрику «Москошвей» № 4
11 марта 1990 г.
Здравствуйте, дорогие товарищи! Письмо и газеты все получила, за что благодарна. Пишу о своей работе. В работу окунулась вся, проводила собрания в 2 сельсоветах среди женщин, где было на одном 300 женщин, на другом 210 женщин. Выступала с приветственным словом от ячейки, но это приветствие было чуть ли не обширный доклад, иначе нельзя было ограничиваться, одним словом, литературы не было никакой.
С помощью газеты и переустройства сельского хозяйства, весенней посевной кампании вообще было ничего*. Ставили кино, и день был отмечен празднично. Нo все же хвалиться не буду и расскажу, что получилось у нас в колхозе Салосовке (от нас верста) наша яч[ейка] охватывает два сельсовета. Каково состояние колхоза? Там 300 хозяйств, был в колхозе обществ[енный] инвентарь и начался ремонт, обобществлены сбруи, хомуты, также велся ремонт, обобществлен фураж, семена и отсортированы. Часть зажиточных не полностью засыпали [хлеб], где ходила бригада, здесь тоже шла работа усиленно, и вот, когда работа на полном ходу, что сделал кулак и подкулачник. Подкулачниками оказались два члена сельсовета, которые чуть не взорвали весь колхоз. Что же они делали? Когда уже приняли устав [колхоза], все утвердили на общем собрании, частично обобществлен мелкий скот (овцы), и вот, когда была статья тов. Сталина1, эти гады, извратили всю речь тов. Сталина, всю ночь собирали бедноту, женщин, где агитировали, что местная власть извращает все, что сено собрали, [а] завтра приедут и заберут Красной Армии, что, мол, война, а овец на мясо. Всю ночь группировали, собирали бедноту, и кто же эти люди: бывший поручик, бывший полицейский, раскулаченные кулаки, и вели эти собрания исключительно среди женщин-беднячек и батрачек. За два дня мы имели 130 заявлений о выходе из колх[оза] Что сделала яч[ейка]: собрали совещание, разбились на бригады и бросили всю партийную силу в этот колхоз (Салосовка). Собрали актив бедноты, где беседовали с ними, и вот что получилось: по словам бедноты, их заставили выйти из колхоза, тогда все разъяснили и растолковали, и так как было большинство женщин, которые на общем собрании вынесли постановление, [решили], чтобы их взяли в колхоз и отдали под суд этих гадов. Работая на фабрике, я много слыхала от товарищей, которые говорили, ну, какие кулаки, их нет. Нет, товарищи, они есть, они еще поднимают голову, да так, что и конца не найдешь. Но та опора, с которой работаешь,— это бедняк.
Коммунистическая партия — сильна, она все разобьет и начатое дело сделает. Чего же мы добились,товарищи? А того, что те товарищи, 13 [человек]2, которые подали заявления о выходе из колхоза, они поняли, в какую пропасть хотели их завести эти гады, и тут же заявили на общем собрании, чтобы разорвать их заявления. Вот до чего отстали крестьянские массы, дело до того [дошло], что мужьям не разрешается идти на собрания. Работы с ними никакой не велось. Учиться ходят мало, беднячка еще не так свободна, у нее дети, которых ей не на кого оставить, женщина в деревне в ее быту закабалена, да и бедна наша школа. Колхоз еще молодой, средств не имеет. Т[оварищи] рабочие и работницы нашей фабрики, к вам просьба, чтобы вы в этот трудный момент помогли крестьянству, записались как один в члены шефобщества, этим самым вы поможете крестьянке в ее новой жизни.
А что у нас на фабрике [на] 1700 рабочих 200 шефов, куда это годится, думаю, что в следующем письме буду читать тот отклик, на который я вас призываю, ибо рабочий также заинтересован в переустройстве деревни. Те гроши, которые будет платить рабочий, в целом получится сумма, которая даст много деревне, [вы] поможете также своим товарищам, которых вы выделили в деревню 8 числа получила повестку в р[айонном] и[сполнительном] к[омитете] из ЦК ВКП(б), где просят иметь с ними переписку и просят сообщить, на какой работе и как начинают работать, какие трудности возникают в повседневной работе, из какого города и фабрики, производственный стаж, партийный и точный адрес. Я также написала туда письмо, в союз3 написала, но ответа нет, очень обидно, просили писать, сами не отвечают.
Бабухина вижу часто, а также видела Петухова, когда была в Пензе, у них также, как будто, настроение ничего, напишите мне адрес Вологодской и Туманова.
С тов(арищеским) приветом Миронова
ЦГАОР СССР. Ф. 5458. Oп. 14 Д. 44. Л. 50—50 об. Копия.
*Так в тексте
1. Имеется в виду статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов», опубликованная в «Правде» 2 марта 1930 г. В ней И. В. Сталин признавал наличие серьезных «перегибов» в колхозном строительстве, осуждал меры административного нажима на крестьян, подчеркивал необходимость соблюдения принципа добровольности. При этом вся ответственность за насилие над крестьянством возлагалась на местных работников, в том числе и 25-тысячников, объявленных «перегибщиками» и «головотяпами».
2. Выше в письме указано 130 человек
3. Имеется в виду ЦК профсоюза швейников.
№ 6