Государственная поддержка деятельности отрасли козоводства
Защита отечественного производителя и проведение структурных и социальных преобразование на селе невозможно без государственного регулирования в аграрном секторе экономики на всех стадиях воспроизводственного процесса. Государство располагает большим арсеналом финансовых рычагов регулирования производства продуктов сельского хозяйства в стране. К ним можно отнести:
- особый порядок кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и связанных с ними производственных предприятий агропромышленного комплекса (льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков);
- государственную поддержку страхования производителей аграрной сферы (частичная уплата страховых взносов);
- дотирование производства пуха (ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий);
- регулирование цен на товары и услуги для предприятий, занимающихся производством пуха (целевые, гарантированные (защитные), залоговые);
- особый порядок налогообложения предприятий, производящих пух (льготное, дифференцированное);
- регулирование внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия);
- интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- аграрное законодательство.
Необходимо в условиях ограниченности бюджетных средств сконцентрировать их на важнейших направлениях. К ним можно отнести следующие.
Важнейшее направление – государственная поддержка кредитования предприятий агропромышленного комплекса. Необходимость особого режима кредитования для сельского хозяйства вызвана его низкой доходностью. На вложенный капитал в сельском хозяйстве приходится меньший доход, поэтому оно не может быть массовым потребителем кредитов.
Важное условие обеспечения стабилизации экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей – страхование. Важнейшим аспектом государственного регулирования является страхование поголовья коз, так как в случае потери маточного поголовья требуется пять – семь лет для его восстановления. Государственные органы страхования должны также возмещать ущерб, нанесенный сельскохозяйственным предприятиям в результате стихийных бедствий, болезней, пожаров.
Товаропроизводители должны быть застрахованы от потерь из-за неблагоприятных природно-климатических условий и стихийных бедствий. Страховой фонд целесообразно создавать за счет двух источников: средств сельскохозяйственных товаропроизводителей - в размере от 10 до 30%, в зависимости от объективных условий их деятельности, и средств централизованного денежного фонда государства - от 70 до 90%. Возмещение потерь следует возложить на Министерство финансов и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и их органы управления на местах.
Основными рычагами государственного регулирования являются ценовая, кредитная политика, бюджетные ассигнования, налоговая система и защита товаропроизводителей.
Ценообразование является мощным рычагом управления экономикой, и от того, как государство использует этот рычаг, во многом зависит, в каком направлении пойдет осуществление проводимых в стране реформ.
Требования стабильности и гибкости цен противоречивы. Это две стороны одного и того же процесса - ценообразования, которые находятся между собой в диалектическом единстве, взаимно дополняя и отрицая друг друга. Под стабильностью цен понимается неизменность цен и их соотношений в течение определенного периода. Под гибкостью цен - изменение (подвижность) цен или их соотношений в последующий период. Уровень цен - это степень отражения ценами их основы - стоимости.
В 2015 г. стоимость белоснежного пушка за 1 кг составил 200 руб., мрачно-серого 160 и ясно-сероватого - 190-200 руб. Разбалансированность ценового механизма приводит к разрушительным последствиям. Рыночные колебания ценовой системы на сельскохозяйственную продукцию сдерживаются вмешательством государства. Наибольшая часть государственных затрат на аграрную политику должна идти на поддержание цен.
Ценовое регулирование или государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции должна осуществляться до определенного уровня насыщения рынка. При перенасыщении рынка государство должно направлять ресурсы на поддержание относительного паритета доходов сельского населения по сравнению с городским.
Схема государственного регулирования цен сводится к установлению верхних и нижних пределов колебания цен и условной цены, которую должно поддерживать государство. Недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка является трудность сдерживания с помощью цен производства.
В этой связи государство может применять дополнительные, не рыночные механизмы корректировки действия ценового механизма. Это может осуществиться путем введения прямого планирования объемов производства пуха. В практике применяется такой вариант, как введение прямого квотирования объемов реализации продукции но гарантированным ценам. Квоты устанавливаются Правительством Российской Федерации. Их размеры не должны превышать в среднем 50% объема товарной продукции сельскохозяйственных предприятий. Если квоты установить на более высоком уровне, то будут потеряны рыночные стимулы, свернута рыночная активность товаропроизводителей.
Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции выступают рыночные или договорные цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения. Наряду с рыночными применяются гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию. Они используются тогда, когда средние рыночные цены ниже гарантированных.
Введение в практику гарантированных закупочных цен, рассматриваемых в качестве нижнего предела договорных цен на основные продукты сельского хозяйства, должно быть очень осторожным шагом. Уровень этих цен ограничен бюджетным ассигнованием сельскому хозяйству. Уровень цен может увеличиваться за счет средств местных бюджетов. Поддержку сельских товаропроизводителей путем применения гарантированных (защитных) цен целесообразно осуществлять в пределах определенных квот. Их размеры необходимо устанавливать ежегодно, дифференцируя по видам продукции.
Гарантированные цены рассчитываются на основе целевой цены и устанавливаются органами государственной власти. Они должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов в размерах, обеспечивающих расширенное воспроизводство на предприятиях.
Целевые цены применяются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также для покрытия расходов, связанных со взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и других платежей. Такие цены должны обеспечить получение сельскими товаропроизводителями, работающими в относительно худших природно- экономических условиях зон массового производства, определенных видов продукции, доходов на уровне среднего дохода по другим отраслям экономики. Они представляют собой верхний (предельный) уровень гарантированной закупочной цены. Применяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Они обеспечивают возмещение затрат сельскохозяйственному товаропроизводителю и формируют прибыль на достаточно высоком уровне для расширенного воспроизводства. Реализация товара в течение года происходит по складывающимся рыночным ценам. В конце года, если рыночная цена оказалась ниже целевой, товаропроизводитель на основе авансовых платежей получает разницу между целевой ценой и фактической ценой реализации. Такая цена защищает товаропроизводителя от падения доходов, стимулирует его деятельность на производство необходимой продукции.
В Российской Федерации из-за несоответствия в ценах стало невыгодным производство многих видов продукции, особенно мяса, молока, шерсти и пуха.С этим в основном связаны массовый забой скота и снижение его продуктивности, сокращение спроса на новую технику и оборудование, уменьшение или прекращение производства тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, оборудования для переработки, резкое ухудшение в использовании достижений науки и техники. Из приведенного рисунка в целом по животноводству можно увидеть, что поголовье овец и коз (голубая линия на диаграмме) с 1916 по 2007 гг. значительно уменьшилось. Кризис в сельском хозяйстве привел к падению объемов производства сельскохозяйственной продукции, свертыванию производства в других сферах экономики.
Рисунок 3.1 Изменение количества скота в России в 1916-2007
В сложившихся условиях необходимо решить комплекс вопросов по обеспечению нормальных условий для стабилизации экономики сельского хозяйства. В их числе важную роль играет успешная реализация мер по преодолению антагонизма интересов между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями путем регулирования цен на поставляемую продукцию, перераспределения доходов в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Возможны два основных направления регулирования:
предоставить возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям реально влиять на формирование цен и распределение доходов;
осуществлять государственное регулирование ценообразования.
Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым обеспечить контроль общества за процессом формирования цен. При этом необходимо отметить, что речь не идет о восстановлении административного назначения и регулирования цен. Ни в экономической теории, ни в практике экономически развитых стран пока не найден такой метод, который мог бы заменить по эффективности саморегулирующийся механизм рынка. Вместе с тем, когда на первый план выходят проблемы стабилизации нарождающихся хозяйственных связей, преодоления спада производства и снижения уровня жизни населения, требуется стабильность цен. Без стабильности невозможна предсказуемость хозяйственных решений, долгосрочное планирование и прогнозирование. Важнейшая и решающая роль в реализации этих возможностей принадлежит государственному регулированию экономики на всех ее уровнях.
Для обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства необходим действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, проведения сбалансированной ценовой политики. В настоящее время практически все развитые страны держат под контролем цены на основные продукты сельского хозяйства.
Налоговый механизм государственного регулирования.В структуре финансовой помощи сельскому хозяйству поддержание рыночных цен занимает 32% в Новой Зеландии, 80% в ЕС и 90% в Финляндии. Налоговая структура во многих странах мира с рыночной экономикой не ориентирована на получение налогов на добавленную стоимость с сельскохозяйственной продукции. Там сельскохозяйственные товары не подлежат налогообложению.
Налог на добавленную стоимость платится не на каждом переделе продукта, а на его конечной стадии.
В то же время реализуемая сельскохозяйственная продукция во многих саранах мира облагается системой сборов, таких, как реклама товара, поддержание контроля качества продукции, финансирование прикладных научных исследований и др. Однако размер налоговых сборов в структуре помощи сельскому хозяйству весьма незначителен. Например, в Австрии он составляет 4%, в ЕС - 1 %, в Финляндии - 5%, в США - 1 %.
Российские сельскохозяйственные предприятия платят два основных налога - земельный и на добавленную стоимость (НДС). Земельный налог в структуре платежей занимает небольшой удельный вес и выполняет существенно регулирующую функцию. Налог на добавленную стоимость в структуре платежей занимает свыше 40%. В настоящее время в стоимости реализованной продукции сельскохозяйственных предприятий Уральского региона и Западной Сибири прямые налоги составляют 3,1%, специальные - 49,8%, косвенные (НДС) - 47,1%. Снижение прямых и чрезмерное увеличение специальных и косвенных налогов в структуре цены сельскохозяйственных продуктов говорят о деформации налоговой системы. Из-за неиспользования с достаточной эффективностью механизма прямых налогов, работающего во взаимосвязи с эффективностью производства через систему косвенных налогов, бремя ответственности за формирование бюджета ложится на потребителя, а за социальные выплаты через специальные налоги - на предприятия. Регулирующая и стимулирующая роль налоговой системы, ее связь и воздействие на эффективность производства при такой структуре ослаблены.
Налоги в сельскохозяйственных предприятиях носят конфискационный характер, потому что изъятие средств осуществляется с незначительной долей участия прямых налогов, связанных с организацией производства и его результативностью. Эффективная налоговая система, формирование бездефицитного бюджета должны базироваться на расширении зоны прямых налогов, стимулирующих увеличение объема производства и снижение затрат капитала.
Налоговая политика государства в перспективе должна быть направлена на:
введение для сельскохозяйственных товаропроизводителей единого земельного налога в виде рентного платежа;
уменьшение налогооблагаемой базы для земельного налога на величину собственных средств, вложенных в улучшение земли, расширение и развитие производства;
введение льгот по налогообложению для предприятий других отраслей, вкладывающих свои средства в сельское хозяйство;
снижение ставки налога на добавленную стоимость на средства производства, поставляемые селу.
Дотационный механизм государственного регулирования.Важной формой государственного регулирования рыночных отношений сельского хозяйства является система прямых выплат или субсидирования производителей.
Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются из бюджета. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны - не допускать повышения розничных цен на отдельные товары, так как часть цены оплачивается из бюджета в форме дотаций.
Компенсация - это возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долгов, потерь из-за инфляции. Государство выделяет сельским товаропроизводителям дотации для поддержки племенного дела, овцеводства и козоводства, а компенсирует часть затрат на приобретение химикатов.
Как правило, целевые государственные субсидии выдаются на производственное строительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений, удешевление кредита.
Прямые государственные выплаты устанавливаются в расчете на голову скота в неблагоприятных условиях производства. Целью таких выплат является компенсация повышения издержек производства. Прямые платежи в структуре финансовой помощи составляют в ЕС - 22%, в США - 23%, в Норвегии - 53%.
Представляется целесообразным увеличить в ассигнованиях из бюджета долю средств, направляемых на поддержку производства и реализации пуха. Механизм поддержки может быть следующим:
определение перечня продуктов сельского хозяйства, по которым резко возросла зависимость от импорта;
выявление общего размера ассигнований из бюджета на поддержку агропромышленного комплекса;
расчет дотаций из государственного бюджета на одну физическую единицу реализованных предприятием указанных в перечне продуктов сельского хозяйства, исходя из сложившегося уровня мировых цен и средней себестоимости производства пуха на предприятиях.
Получение дотаций должно быть напрямую связано с фиксацией сельскохозяйственными товаропроизводителями реализации своей продукции в денежной форме и отражением результатов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности.
Поддержка государством производителей сельскохозяйственной продукции имеет ряд преимуществ перед другими видами поддержки.
Во-первых, такая поддержка ставит всех товаропроизводителей в равное положение независимо от форм хозяйствования.
Во-вторых, она обеспечивает самостоятельность хозяйствующих субъектов в самофинансировании.
Широкое развитие в этой связи должна получить сельская кредитная кооперация и создание сельскохозяйственных кооперативных банков. Кооперативные банки призваны играть важную роль в аккумулировании свободных денежных средств населения, кредитовании сельского хозяйства и развитии социальной инфраструктуры села.
Государственная поддержка сельских товаропроизводителей должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и местных бюджетов в соответствии с уровнем принимаемых решений. Механизм поддержки на разных уровнях не должен препятствовать работе предприятий и нормальному функционированию рынка.
Прямая государственная поддержка направлена на стимулирование эффективности сельскохозяйственного производства. Выплаты должны быть своевременными и полными в соответствии с бюджетными назначениями и утвержденными порядками. Бюджетные дотации и компенсации необходимо выплачивать всем сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от форм их собственности, организации производства и каналов реализации продукции. Дотации и компенсации целесообразно выплачивать в расчете на единицу товарной продукции.
Большое значение для поддержки сельского хозяйства в ближайшее время могут иметь дотации на корма, а также на строительство жилищ, приобретение племенных животных, сельскохозяйственной техники, высокоэффективных технологий. Необходимо разработать механизм предоставления технической помощи хозяйствам. В условиях дефицита государственного бюджета эффективная государственная поддержка сельского хозяйства возможна при применении принципа конкурсного отбора хозяйств, с учетом их финансового состояния, обеспеченности техникой и современными технологиями.
Законом Российской Федерации "О государственном регулировании агропромышленного производства", принятым Государственной Думой 19 июля 1996 года, предусмотрено государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В нем отмечается, что товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В свою очередь органы государственной власти должны способствовать стимулированию формирования рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции в соответствии с действующим законодательством.
В целях стабилизации рынка пуха государство может осуществлятьзакупочные и товарные интервенции, а также залоговые операции. Если рыночные (договорные) цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня или когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать товары из-за сокращения спроса на них, государство должно осуществлять закупочные интервенции. Закупочные интервенции проводятся в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием. В результате предложение на рынке сокращается и рыночная цена стабилизируется.
Если уровень рыночных (договорных) цен повышается в условиях дефицита продукции сверх максимального уровня их колебаний на рынке, государство должно осуществлять товарные интервенции в форме распродаж из федерального и региональных фондов.
Участие государства в залоге пуха осуществляется в форме:
выделения бюджетных ресурсов;
предоставления кредитов;
компенсации затрат по хранению и обработке пуха, приобретенного в установленном порядке в собственность государства.
Залоговые операции можно применять, в первую очередь, на пух и шерсть. Залоговые цены в пределах квот должны быть на уровне гарантированных цен на момент сдачи продукции в залог или на 5 - 10% ниже. Одновременно следует определить минимальные ставки платежей за хранение продукции при ее залоге. Для упорядочения экономических отношений между производителем продукции и ее переработчиком, ликвидации обсчетов при приемке сырья, создания экономических стимулов для поставщиков сырья и предприятий, занятых его переработкой, могут применяться взаиморасчеты между хозяйствами и перерабатывающими предприятиями на принципах авансирования. При этом после переработки сырья и получения готовой продукции товаропроизводителям будет выплачиваться разница между стоимостью сырья, включенной в калькуляцию при расчете оптово-отпускных цен, и фактически выплаченной суммой аванса. Полученную разницу в прибыли следует распределить между хозяйствами пропорционально сданному сырью в зачетной массе.
Закупочные интервенции проводятся тогда, когда рыночные цены на продукцию опускаются ниже минимального уровня или если товаропроизводители не могут реализовать свою продукцию в связи с сокращением спроса на нее. Товарные интервенции осуществляются в том случае, когда на рынке наблюдается дефицит сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствующих видах или при увеличении рыночных цен на продукцию выше максимального уровня их колебания.
Государственный механизм повышения эффективности производства и переработки продукции АПК должен обеспечивать каждому нормально работающему предприятию, расположенному в зоне массового товарного производства, доход, достаточный для ведения расширенного воспроизводства, то есть уровень рентабельности (без учета инфляции) 30-40%. Кроме того, государственное регулирование должно стимулировать производителей искать более выгодные рынки сбыта продукции.
Следовательно, государственное регулирование способствует формированию отлаженного экономического механизма функционирования агропромышленного комплекса.
Выводы и предложения
Углубленная специализация и концентрация производства — основа повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Межхозяйственная кооперация расширяет масштабы и возможности колхозного и совхозного производства без чрезмерного укрупнения и образования неуправляемых хозяйств. Она создает всем колхозам и совхозам равные возможности для последовательного перехода к высокоинтенсивному специализированному производству, укреплению и развитию общественного хозяйства, обеспечению высоких темпов расширенного производства. Эти положения развития социалистического сельского хозяйства полностью относятся и к общественному козоводству. Колхозы и совхозы на базе межхозяйственной кооперации, объединения средств, материально-технических и трудовых ресурсов могут создавать и создают крупные государственно-колхозные объединения промышленного типа по производству пуха, шерсти и др.
Специализация хозяйств способствует увеличению выхода продукции, более эффективному использованию средств производства. Она создает необходимые условия для концентрации производства продукции и применения более совершенной технологии. В специализированных хозяйствах производительность труда на 30—40% выше, а себестоимость продукции на 20—30% ниже, чем в хозяйствах с меньшей концентрацией производства. С увеличением численности коз в хозяйстве снижаются затраты и себестоимость продукции. Большая численность коз в хозяйстве хотя и способствует росту производства продукции, но из-за того, что технология содержания животных нередко остается старой, должного эффекта не дает. Поэтому решающее значение в увеличении производства продукции имеет создание крупных комплексно-механизированных ферм с применением более совершенной технологии. Если в хозяйстве имеется 30— 40 тыс. коз и их содержат в разрозненных отарах по 800— 1000 голов, то один рабочий обычно обслуживает 200—300 голов, тогда как на механизированной ферме один постоянный рабочий обслуживает в 2—3 раза больше коз. При содержании же молодняка на механизированных фермах-площадках нагрузка на одного рабочего-оператора достигает 2—3 тыс. голов. Создание крупных механизированных козоводческих ферм, работающих по новой технологии, позволяет не только технически перевооружить отрасль, но одновременно и решить важнейшую социально-экономическую проблему.
Список литературы
1. Альков Г.В. Выведение и совершенствование горноалтайской породы пуховых коз.//Овцы, козы, шерстное дело. -2015.- № 1-2 с. 15-20.
2. Альков Г.В., Тадыкин В.Н. Горноалтайская пуховая порода коз и ее использование в улучшении грубошерстного козоводства // ВНИИОК, материалы научно-производственной конференции по овцеводству и козоводству. Ставрополь: 2012.
3. Афанасьев В.Н., Алямкина Е.А. Эффективность производства и переработки пуха коз в Оренбургской области: Учебное пособие. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012. – 204с.
4. Бойков В.И. Козоводство. М.-Л.: Государственное издательство, 2014.
5. Ерохин А.И., Карасев Е.А. Состояние и тенденции в производстве мяса в мире и России//Овцы, козы , шерстное дело. – 2015. - №1 – С. 46-51.
6. Ерохин А.И., Соколов В.В., Куц Г.А., Хромченков В.Д., Задумина В.И. Козоводство6 Учебное пособие. - М.: Изд-во МСХА, 2011.
7. Ерохин А.И. Приусадебное хозяйство. Разведение овец и коз.-М.:ЭКСМО-Пресс, Лик пресс, 2011.
8. Забелина М.В., Белова М.В., Рейзбих Е.Ю., Хлопова О.С. Козоводство – перспективная отрасль животноводства// Овцы, козы, шерстное дело. – 2014. - №3 – С. 25-29.
9. Кустова Т.Я., Деревянко О.Ф. Овцеводство, козоводство и технология производства шерсти и мяса: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений по спец. "Зоотехния", 2009.
10. Лазовский А.А., Серяков И.С., Н.Н. Овцеводство и козоводство. Минск – 2010.
11. Новопашина С.И., Санников М.Ю. Молочное козоводство в России// Овцы, козы, шерстное дело. – 2015. - №4 – С. 12-15.
12. Родионов Г.В., Табакова Л.П. Основы зоотехнии.- М.: Академия, 2013.
13. Яхонтов В.С. Разведение коз. – М.: Агропромиздат, 2012.