Государственная поддержка деятельности отрасли козоводства

Защита отечественного производителя и проведение структурных и социальных преобразование на селе невозможно без государственного регулирования в аграрном секторе экономики на всех стадиях воспроизводственного процесса. Государство располагает большим арсеналом финансовых рычагов регулирования производства продуктов сельского хозяйства в стране. К ним можно отнести:

- особый порядок кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и связанных с ними производственных предприятий агропромышленного комплекса (льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков);

- государственную поддержку страхования производителей аграрной сферы (частичная уплата страховых взносов);

- дотирование производства пуха (ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий);

- регулирование цен на товары и услуги для предприятий, занимающихся производством пуха (целевые, гарантированные (защитные), залоговые);

- особый порядок налогообложения предприятий, производящих пух (льготное, дифференцированное);

- регулирование внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия);

- интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- аграрное законодательство.

Необходимо в условиях ограниченности бюджетных средств сконцентрировать их на важнейших направлениях. К ним можно отнести следующие.

Важнейшее направление – государственная поддержка кредитования предприятий агропромышленного комплекса. Необходимость особого режима кредитования для сельского хозяйства вызвана его низкой доходностью. На вложенный капитал в сельском хозяйстве приходится меньший доход, поэтому оно не может быть массовым потребителем кредитов.

Важное условие обеспечения стабилизации экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей – страхование. Важнейшим аспектом государственного регулирования является страхование поголовья коз, так как в случае потери маточного поголовья требуется пять – семь лет для его восстановления. Государственные органы страхования должны также возмещать ущерб, нанесенный сельскохозяйственным предприятиям в результате стихийных бедствий, болезней, пожаров.

Товаропроизводители должны быть застрахованы от потерь из-за неблагоприятных природно-климатических условий и стихий­ных бедствий. Страховой фонд целесообразно создавать за счет двух источников: средств сельскохозяйственных товаропроизво­дителей - в размере от 10 до 30%, в зависимости от объективных условий их деятельности, и средств централизованного денежно­го фонда государства - от 70 до 90%. Возмещение потерь следует возложить на Министерство финансов и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и их органы управления на местах.

Основными рычагами государственного регулирования явля­ются ценовая, кредитная политика, бюджетные ассигнования, на­логовая система и защита товаропроизводителей.

Цено­образование является мощным рычагом управления экономикой, и от того, как государство использует этот рычаг, во многом зави­сит, в каком направлении пойдет осуществление проводимых в стране реформ.

Требования стабильности и гибкости цен противоречивы. Это две стороны одного и того же процесса - ценообразования, кото­рые находятся между собой в диалектическом единстве, взаимно дополняя и отрицая друг друга. Под стабильностью цен понима­ется неизменность цен и их соотношений в течение определенно­го периода. Под гибкостью цен - изменение (подвижность) цен или их соотношений в последующий период. Уровень цен - это степень отражения ценами их основы - стоимости.

В 2015 г. стоимость белоснежного пушка за 1 кг составил 200 руб., мрачно-серого 160 и ясно-сероватого - 190-200 руб. Разбалансированность ценового механизма приводит к разрушитель­ным последствиям. Рыночные колебания ценовой системы на сельскохозяйственную продукцию сдерживаются вмешательством государства. Наибольшая часть государственных затрат на аграр­ную политику должна идти на поддержание цен.

Ценовое регулирование или государственная поддержка про­изводства сельскохозяйственной продукции должна осуществлять­ся до определенного уровня насыщения рынка. При перенасыще­нии рынка государство должно направлять ресурсы на поддержание относительного паритета доходов сельского населения по сравне­нию с городским.

Схема государственного регулирования цен сводится к уста­новлению верхних и нижних пределов колебания цен и условной цены, которую должно поддерживать государство. Недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка является трудность сдерживания с помощью цен производства.

В этой связи государство может применять дополнительные, не рыночные механизмы корректировки действия ценового меха­низма. Это может осуществиться путем введения прямого плани­рования объемов производства пуха. В практике применяется такой вариант, как введение прямого квотирования объемов реализации продукции но гарантированным ценам. Квоты устанавлива­ются Правительством Российской Федерации. Их размеры не дол­жны превышать в среднем 50% объема товарной продукции сельскохозяйственных предприятий. Если квоты установить на более высоком уровне, то будут потеряны рыночные стимулы, свер­нута рыночная активность товаропроизводителей.

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяй­ственной продукции выступают рыночные или договорные цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения. Наряду с рыночными применяются гарантированные цены на сель­скохозяйственную продукцию. Они используются тогда, когда сред­ние рыночные цены ниже гарантированных.

Введение в практику гарантированных закупочных цен, рас­сматриваемых в качестве нижнего предела договорных цен на ос­новные продукты сельского хозяйства, должно быть очень осторожным шагом. Уровень этих цен ограничен бюджетным ас­сигнованием сельскому хозяйству. Уровень цен может увеличи­ваться за счет средств местных бюджетов. Поддержку сельских товаропроизводителей путем применения гарантированных (за­щитных) цен целесообразно осуществлять в пределах определенных квот. Их размеры необходимо устанавливать ежегодно, диф­ференцируя по видам продукции.

Гарантированные цены рассчитываются на основе целевой цены и устанавливаются органами государственной власти. Они должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям полу­чение доходов в размерах, обеспечивающих расширенное воспро­изводство на предприятиях.

Целевые цены применяются для обеспечения паритетного со­отношения цен на промышленную и сельскохозяйственную про­дукцию, а также для покрытия расходов, связанных со взиманием налогов, уплатой процентов по кредитам и других платежей. Такие цены должны обеспечить получение сельскими товаропро­изводителями, работающими в относительно худших природно- экономических условиях зон массового производства, определен­ных видов продукции, доходов на уровне среднего дохода по другим отраслям экономики. Они представляют собой верхний (предельный) уровень гарантированной закупочной цены. Приме­няются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продук­ции. Они обеспечивают возмещение затрат сельскохозяйственно­му товаропроизводителю и формируют прибыль на достаточно высоком уровне для расширенного воспроизводства. Реализация товара в течение года происходит по складывающимся рыночным ценам. В конце года, если рыночная цена оказалась ниже целе­вой, товаропроизводитель на основе авансовых платежей полу­чает разницу между целевой ценой и фактической ценой реали­зации. Такая цена защищает товаропроизводителя от падения доходов, стимулирует его деятельность на производство необхо­димой продукции.

В Российской Федерации из-за несоответствия в ценах стало невыгодным производство многих видов продукции, особенно мяса, молока, шерсти и пуха.С этим в основном связаны массо­вый забой скота и снижение его продуктивности, сокращение спро­са на новую технику и оборудование, уменьшение или прекращение производства тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных ма­шин, оборудования для переработки, резкое ухудшение в исполь­зовании достижений науки и техники. Из приведенного рисунка в целом по животноводству можно увидеть, что поголовье овец и коз (голубая линия на диаграмме) с 1916 по 2007 гг. значительно уменьшилось. Кризис в сельском хозяйстве привел к падению объемов производства сельскохозяйственной продукции, свертыванию производства в других сферах экономи­ки.

Государственная поддержка деятельности отрасли козоводства - student2.ru

Рисунок 3.1 Изменение количества скота в России в 1916-2007

В сложившихся условиях необходимо решить комплекс воп­росов по обеспечению нормальных условий для стабилизации эко­номики сельского хозяйства. В их числе важную роль играет успешная реализация мер по преодолению антагонизма интере­сов между сельскохозяйственными товаропроизводителями и пе­рерабатывающими предприятиями путем регулирования цен на поставляемую продукцию, перераспределения доходов в интере­сах сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Возможны два основных направления регулирования:

предоставить возможность сельскохозяйственным товаропро­изводителям реально влиять на формирование цен и распределе­ние доходов;

осуществлять государственное регулирование ценообразо­вания.

Исходя из вышеизложенного, представляется необходимым обеспечить контроль общества за процессом формирования цен. При этом необходимо отметить, что речь не идет о восстанов­лении административного назначения и регулирования цен. Ни в экономической теории, ни в практике экономически разви­тых стран пока не найден такой метод, который мог бы заме­нить по эффективности саморегулирующийся механизм рынка. Вместе с тем, когда на первый план выходят проблемы стаби­лизации нарождающихся хозяйственных связей, преодоления спада производства и снижения уровня жизни населения, требу­ется стабильность цен. Без стабильности невозможна предсказуе­мость хозяйственных решений, долгосрочное планирование и прогнозирование. Важнейшая и решающая роль в реализации этих возможностей принадлежит государственному регулированию эко­номики на всех ее уровнях.

Для обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственно­го производства необходим действенный экономический меха­низм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, проведения сбалансированной ценовой по­литики. В настоящее время практически все развитые страны держат под контролем цены на основные продукты сельского хозяйства.

Налоговый механизм государственного регулирования.В структуре финансовой помощи сельскому хозяйству поддержание рыночных цен занимает 32% в Новой Зеландии, 80% в ЕС и 90% в Финляндии. Налоговая структура во многих странах мира с ры­ночной экономикой не ориентирована на получение налогов на добавленную стоимость с сельскохозяйственной продукции. Там сельскохозяйственные товары не подлежат налогообложению.

Налог на добавленную стоимость платится не на каждом переде­ле продукта, а на его конечной стадии.

В то же время реализуемая сельскохозяйственная продукция во многих саранах мира облагается системой сборов, таких, как реклама товара, поддержание контроля качества продукции, фи­нансирование прикладных научных исследований и др. Однако размер налоговых сборов в структуре помощи сельскому хозяй­ству весьма незначителен. Например, в Австрии он составляет 4%, в ЕС - 1 %, в Финляндии - 5%, в США - 1 %.

Российские сельскохозяйственные предприятия платят два ос­новных налога - земельный и на добавленную стоимость (НДС). Земельный налог в структуре платежей занимает небольшой удельный вес и выполняет существенно регулирующую функцию. Налог на добавленную стоимость в структуре платежей занима­ет свыше 40%. В настоящее время в стоимости реализованной продукции сельскохозяйственных предприятий Уральского реги­она и Западной Сибири прямые налоги составляют 3,1%, специ­альные - 49,8%, косвенные (НДС) - 47,1%. Снижение прямых и чрезмерное увеличение специальных и косвенных налогов в структуре цены сельскохозяйственных продуктов говорят о де­формации налоговой системы. Из-за неиспользования с доста­точной эффективностью механизма прямых налогов, работающего во взаимосвязи с эффективностью производства через систему косвенных налогов, бремя ответственности за фор­мирование бюджета ложится на потребителя, а за социальные выплаты через специальные налоги - на предприятия. Регулиру­ющая и стимулирующая роль налоговой системы, ее связь и воз­действие на эффективность производства при такой структуре ослаблены.

Налоги в сельскохозяйственных предприятиях носят конфискационный характер, потому что изъятие средств осуществляет­ся с незначительной долей участия прямых налогов, связанных с организацией производства и его результативностью. Эффектив­ная налоговая система, формирование бездефицитного бюджета должны базироваться на расширении зоны прямых налогов, сти­мулирующих увеличение объема производства и снижение зат­рат капитала.

Налоговая политика государства в перспективе должна быть направлена на:

введение для сельскохозяйственных товаропроизводителей единого земельного налога в виде рентного платежа;

уменьшение налогооблагаемой базы для земельного налога на величину собственных средств, вложенных в улучшение зем­ли, расширение и развитие производства;

введение льгот по налогообложению для предприятий дру­гих отраслей, вкладывающих свои средства в сельское хозяйство;

снижение ставки налога на добавленную стоимость на сред­ства производства, поставляемые селу.

Дотационный механизм государственного регулирования.Важной формой государственного регулирования рыночных от­ношений сельского хозяйства является система прямых выплат или субсидирования производителей.

Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроиз­водителям предоставляются из бюджета. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дота­ций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны - не допускать повышения рознич­ных цен на отдельные товары, так как часть цены оплачивается из бюджета в форме дотаций.

Компенсация - это возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долгов, потерь из-за инфляции. Государство вы­деляет сельским товаропроизводителям дотации для поддержки племенного дела, овцеводства и козоводства, а компенсирует часть затрат на приобретение химикатов.

Как правило, целевые государственные субсидии выдаются на производственное строительство, покупку техники, переоборудо­вание животноводческих помещений, удешевление кредита.

Прямые государственные выплаты устанавливаются в расчете на голову скота в неблагоприятных условиях производства. Це­лью таких выплат является компенсация повышения издержек производства. Прямые платежи в структуре финансовой помощи составляют в ЕС - 22%, в США - 23%, в Норвегии - 53%.

Представляется целесообразным увеличить в ассигнованиях из бюджета долю средств, направляемых на поддержку производства и реализации пуха. Механизм поддержки может быть следующим:

определение перечня продуктов сельского хозяйства, по которым резко возросла зависимость от импорта;

выявление общего размера ассигнований из бюджета на поддержку агропромышленного комплекса;

расчет дотаций из государственного бюджета на одну физическую единицу реализованных предприятием указанных в перечне продуктов сельского хозяйства, исходя из сложившегося уровня мировых цен и средней себестоимости производства пуха на предприятиях.

Получение дотаций должно быть напрямую связано с фиксацией сельскохозяйственными товаропроизводителями реализации своей продукции в денежной форме и отражением результатов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности.

Поддержка государством производителей сельскохозяйственной продукции имеет ряд преимуществ перед другими видами поддержки.

Во-первых, такая поддержка ставит всех товаропроизводителей в равное положение независимо от форм хозяйствования.

Во-вторых, она обеспечивает самостоятельность хозяйствующих субъектов в самофинансировании.

Широкое развитие в этой связи должна получить сельская кредитная кооперация и создание сельскохозяйственных кооператив­ных банков. Кооперативные банки призваны играть важную роль в аккумулировании свободных денежных средств населения, кре­дитовании сельского хозяйства и развитии социальной инфраструк­туры села.

Государственная поддержка сельских товаропроизводителей должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов и местных бюджетов в соответствии с уров­нем принимаемых решений. Механизм поддержки на разных уров­нях не должен препятствовать работе предприятий и нормальному функционированию рынка.

Прямая государственная поддержка направлена на стимули­рование эффективности сельскохозяйственного производства. Выплаты должны быть своевременными и полными в соответствии с бюджетными назначениями и утвержденными порядками. Бюд­жетные дотации и компенсации необходимо выплачивать всем сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от форм их собственности, организации производства и каналов реализа­ции продукции. Дотации и компенсации целесообразно выплачи­вать в расчете на единицу товарной продукции.

Большое значение для поддержки сельского хозяйства в бли­жайшее время могут иметь дотации на корма, а также на строитель­ство жилищ, приобретение племенных животных, сельскохозяй­ственной техники, высокоэффективных технологий. Необходимо разработать механизм предоставления технической помощи хозяй­ствам. В условиях дефицита государственного бюджета эффектив­ная государственная поддержка сельского хозяйства возможна при применении принципа конкурсного отбора хозяйств, с учетом их финансового состояния, обеспеченности техникой и современны­ми технологиями.

Законом Российской Федерации "О государственном регулиро­вании агропромышленного производства", принятым Государствен­ной Думой 19 июля 1996 года, предусмотрено государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельс­кохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В нем от­мечается, что товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В свою очередь органы государственной власти должны способствовать стимулированию формирования рыночной системы сбыта и реа­лизации сельскохозяйственной продукции в соответствии с дей­ствующим законодательством.

В целях стабилизации рынка пуха государство может осуще­ствлятьзакупочные и товарные интервенции, а также залого­вые операции. Если рыночные (договорные) цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опус­каются ниже минимального уровня или когда товаропроизводите­ли в сфере агропромышленного производства не в состоянии реа­лизовать товары из-за сокращения спроса на них, государство должно осуществлять закупочные интервенции. Закупочные интервенции проводятся в форме организации закупок и проведе­ния залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сы­рьем и продовольствием. В результате предложение на рынке сокращается и рыночная цена стабилизируется.

Если уровень рыночных (договорных) цен повышается в усло­виях дефицита продукции сверх максимального уровня их коле­баний на рынке, государство должно осуществлять товарные интервенции в форме распродаж из федерального и региональ­ных фондов.

Участие государства в залоге пуха осуществляется в форме:

выделения бюджетных ресурсов;

предоставления кредитов;

компенсации затрат по хранению и обработке пуха, приобре­тенного в установленном порядке в собственность государства.

Залоговые операции можно применять, в первую очередь, на пух и шерсть. Залоговые цены в пределах квот должны быть на уровне гарантированных цен на момент сдачи продукции в залог или на 5 - 10% ниже. Одновременно следует определить мини­мальные ставки платежей за хранение продукции при ее залоге. Для упорядочения экономических отношений между производи­телем продукции и ее переработчиком, ликвидации обсчетов при приемке сырья, создания экономических стимулов для постав­щиков сырья и предприятий, занятых его переработкой, могут применяться взаиморасчеты между хозяйствами и перерабатыва­ющими предприятиями на принципах авансирования. При этом после переработки сырья и получения готовой продукции товаро­производителям будет выплачиваться разница между стоимостью сырья, включенной в калькуляцию при расчете оптово-отпускных цен, и фактически выплаченной суммой аванса. Полученную раз­ницу в прибыли следует распределить между хозяйствами про­порционально сданному сырью в зачетной массе.

Закупочные интервенции проводятся тогда, когда рыночные цены на продукцию опускаются ниже минимального уровня или если товаропроизводители не могут реализовать свою продукцию в связи с сокращением спроса на нее. Товарные интервенции осу­ществляются в том случае, когда на рынке наблюдается дефицит сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в со­ответствующих видах или при увеличении рыночных цен на про­дукцию выше максимального уровня их колебания.

Государственный механизм повышения эффективности про­изводства и переработки продукции АПК должен обеспечивать каждому нормально работающему предприятию, расположенно­му в зоне массового товарного производства, доход, достаточный для ведения расширенного воспроизводства, то есть уровень рен­табельности (без учета инфляции) 30-40%. Кроме того, государ­ственное регулирование должно стимулировать производителей искать более выгодные рынки сбыта продукции.

Следовательно, государственное регулирование способствует формированию отлаженного экономического механизма функци­онирования агропромышленного комплекса.

Выводы и предложения

Углубленная специализация и концентрация производства — основа повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Межхозяйственная кооперация расширяет масштабы и возможности колхозного и совхозного производства без чрезмерного укрупнения и образования неуправляемых хозяйств. Она создает всем колхозам и совхозам равные возможности для последовательного перехода к высокоинтенсивному специализированному производству, укреплению и развитию общественного хозяйства, обеспечению высоких темпов расширенного производства. Эти положения развития социалистического сельского хозяйства полностью относятся и к общественному козоводству. Колхозы и совхозы на базе межхозяйственной кооперации, объединения средств, материально-технических и трудовых ресурсов могут создавать и создают крупные государственно-колхозные объединения промышленного типа по производству пуха, шерсти и др.

Специализация хозяйств способствует увеличению выхода продукции, более эффективному использованию средств производства. Она создает необходимые условия для концентрации производства продукции и применения более совершенной технологии. В специализированных хозяйствах производительность труда на 30—40% выше, а себестоимость продукции на 20—30% ниже, чем в хозяйствах с меньшей концентрацией производства. С увеличением численности коз в хозяйстве снижаются затраты и себестоимость продукции. Большая численность коз в хозяйстве хотя и способствует росту производства продукции, но из-за того, что технология содержания животных нередко остается старой, должного эффекта не дает. Поэтому решающее значение в увеличении производства продукции имеет создание крупных комплексно-механизированных ферм с применением более совершенной технологии. Если в хозяйстве имеется 30— 40 тыс. коз и их содержат в разрозненных отарах по 800— 1000 голов, то один рабочий обычно обслуживает 200—300 голов, тогда как на механизированной ферме один постоянный рабочий обслуживает в 2—3 раза больше коз. При содержании же молодняка на механизированных фермах-площадках нагрузка на одного рабочего-оператора достигает 2—3 тыс. голов. Создание крупных механизированных козоводческих ферм, работающих по новой технологии, позволяет не только технически перевооружить отрасль, но одновременно и решить важнейшую социально-экономическую проблему.

Список литературы

1. Альков Г.В. Выведение и совершенствование горноалтайской породы пуховых коз.//Овцы, козы, шерстное дело. -2015.- № 1-2 с. 15-20.

2. Альков Г.В., Тадыкин В.Н. Горноалтайская пуховая порода коз и ее использование в улучшении грубошерстного козоводства // ВНИИОК, материалы научно-производственной конференции по овцеводству и козоводству. Ставрополь: 2012.

3. Афанасьев В.Н., Алямкина Е.А. Эффективность производства и переработки пуха коз в Оренбургской области: Учебное пособие. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012. – 204с.

4. Бойков В.И. Козоводство. М.-Л.: Государственное издательство, 2014.

5. Ерохин А.И., Карасев Е.А. Состояние и тенденции в производстве мяса в мире и России//Овцы, козы , шерстное дело. – 2015. - №1 – С. 46-51.

6. Ерохин А.И., Соколов В.В., Куц Г.А., Хромченков В.Д., Задумина В.И. Козоводство6 Учебное пособие. - М.: Изд-во МСХА, 2011.

7. Ерохин А.И. Приусадебное хозяйство. Разведение овец и коз.-М.:ЭКСМО-Пресс, Лик пресс, 2011.

8. Забелина М.В., Белова М.В., Рейзбих Е.Ю., Хлопова О.С. Козоводство – перспективная отрасль животноводства// Овцы, козы, шерстное дело. – 2014. - №3 – С. 25-29.

9. Кустова Т.Я., Деревянко О.Ф. Овцеводство, козоводство и технология производства шерсти и мяса: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений по спец. "Зоотехния", 2009.

10. Лазовский А.А., Серяков И.С., Н.Н. Овцеводство и козоводство. Минск – 2010.

11. Новопашина С.И., Санников М.Ю. Молочное козоводство в России// Овцы, козы, шерстное дело. – 2015. - №4 – С. 12-15.

12. Родионов Г.В., Табакова Л.П. Основы зоотехнии.- М.: Академия, 2013.

13. Яхонтов В.С. Разведение коз. – М.: Агропромиздат, 2012.

Наши рекомендации