Масштабное внедрение кукурузы.
Еще больший ущерб сельскому хозяйству и авторитету самого был нанесен печально знаменитой кампанией по увеличению посевов кукурузы. Правительство взяло курс на резкое расширение площадей под кукурузу в 1959 г. после поездки Хрущева по южным сельскохозяйственным регионам США. Но первые попытки внедрения кукурузы на российских полях относятся еще к середине 50-х гг. Ценность этой культуры была в том, что она позволяла решать две очень важные для сельского хозяйства задачи — получать продовольственное зерно и иметь ценный корм для скота.
В Ярославской области первые масштабные опыты по выращиванию кукурузы проводились на сельскохозяйственной станции Академии наук СССР Борок Неко-узского района и в некоторых колхозах еще в первой половине 50-х гг. При благоприятных погодных условиях кукуруза давала в Ярославской области до 30 центнеров зерна и около 300 центнеров зеленой массы с гектара. Это были очень хорошие результаты, но они достигались только в теплое лето, при соблюдении всех тонкостей агротехники и при наличии большого количества удобрений.
В 1955 г. в областном комитете партии даже состоялось совещание по вопросам выращивания кукурузы, и ученые дали на нем свои рекомендации. Они считали, что под кукурузу в нашей области можно отводить ежегодно не более 7—8% площадей всех кормовых культур. При неблагоприятных погодных условиях потеря этого урожая не поставит область в критическое положение. А в условиях хорошего жаркого лета даже этих процентов хватит для существенной прибавки кормов и зерна.
Таким образом, ученые рекомендовали относиться к кукурузе очень осторожно и внедрять ее на очень небольших площадях. Ни о каких массовых посадках на огромных площадях речи не было. Но Хрущев ученых слушать не желал. В Ярославской области в 1956 г. под кукурузу было приказано занять 20 тысяч гектаров, а в 1959 г. — 90 тысяч гектаров земли. Специалисты
сельского хозяйства области пытались возражать против такого неоправданного расширения посевов кукурузы. Они утверждали, что в Ярославской области издавна существовали большие посевы многолетних трав, которые прекрасно произрастали при сравнительно небольших затратах и гарантировали надежные запасы кормов для скота. Но их не слушали.
Летом 1961 г. в Ярославль прибыл глава правительства РСФСР Д. С. Полянский, который подверг резкой критике руководителей области за медленное внедрение кукурузы, за сохранение «отжившей системы земледелия», за приверженность посевам многолетних трав и т. д. Некоторые руководители области были сняты со своих постов именно за то, что не сумели обеспечить массовое внедрение кукурузы на ярославских полях. Потерял свой пост первый секретарь обкома Б. А. Баринов, был снят с должности секретарь обкома по сельскому хозяйству В. П. Петров, освобожден от должности председатель облисполкома А. С. Борисенко и другие руководители.
Новым руководителем Ярославского обкома партии стал Ф. И, Лощенков, прибывший вместе с Полянским из Москвы. Естественно, что новый руководитель, пришедший к власти при таких обстоятельствах, вынужден был начать свою деятельность с отказа от травопольной системы земледелия и с увеличения посевов кукурузы в области в несколько раз. Министерство сельского хозяйства потребовало засеять в области кукурузой уже 118 тысяч гектаров земли. В 1962 г. Ф. И. Лощенков доложил в Москву, что посевная площадь под кукурузой составляет 130 тысяч гектаров. Это составляло 40% от посевной площади всех кормовых культур.
Однако погодные условия 1962 г. не способствовали росту кукурузы. Ранние заморозки на почве и холодное лето привели к полеганию растений. Ни о каком силосе не могло быть и речи, тем более, о зерне. Во многих хозяйствах сложилась катастрофическая ситуация с кормами. Н. А. Цветков, агроном колхоза имени Кутузова Ростовского района, вспоминал, что из-за кукурузы в зимовку 1962—1963 гг. было заготовлено всего 35—40%
кормов от плана. Колхозники были вынуждены ломать на корм камыш, росший по берегам озера Неро, выезжать в лес за ветками хвойных деревьев и использовать все это на корм скоту, так как даже соломы в колхозе не было.. Руководству колхоза, чтобы предотвратить падеж скота, пришлось пойти на резкое сокращение дойного стада.
Подобная ситуация сложилась во многих хозяйствах. Много позже и Ф. И. Лощенков вспоминал, что в 1962 г. в Ярославской области «кукуруза почти полностью погибла, и если бы не богатый урожай клевера, весь скот пришлось бы порезать».
Провал в области сельского хозяйства привел к очень серьезным продовольственным трудностям. Поставки продовольствия в города сократились. Горожане были вынуждены с 6 часов утра занимать очереди за молоком. Вскоре исчез из продажи белый хлеб. В скрытой форме в области возрождалась карточная система снабжения продовольствием. Не видя иного выхода из возникших трудностей, правительство с 1 июня 1962 г. на 25—30% увеличило розничные цены на продовольственные товары, что, конечно же, вызвало серьезное недовольство населения.
Таким образом, десятилетие хрущевских реформ оказалось временем крайне противоречивым и неоднозначным. Поступательное развитие промышленности способствовало решению многих назревших социальных проблем, в частности, массового жилищного строительства в городах Ярославской области.
В сельском хозяйстве положение было гораздо более сложным. Кризис начала 50-х гг. удалось успешно преодолеть, но обеспечить стабильное развитие сельского хозяйства в конце 50-х — начале 60-х гг. так и не удалось. Реформы Хрущева начали давать серьезные сбои.
Недовольство населения приняло массовый характер, что лишало лидера государства социальной опоры. В условиях такого вакуума и произошло отстранение Хрущева от власти.