Накануне Великой Отечественной войны
(1938—1941 гг.)
Накануне Великой Отечественной войны Ярославская область была одной из наиболее промышленно развитых областей Центрально-Промышленного района страны. По данным промышленной статистики, на конец 1936 г. в области действовало 587 крупных промышленных предприятий, на которых было занято более 200 тысяч работающих. Промышленность области давала стране грузовые автомобили, авиационные двигатели, электромоторы, синтетический каучук, шины, дорожные и полиграфические машины, лаки, краски, обувь, текстильные изделия и многое другое.
Первое место по стоимости производимой продукции занимала металлообрабатывающая промышленность. На втором месте находилась резиноасбестовая отрасль и только на третьем — текстильная. Таким образом, в результате индустриализации машиностроение и металлообработка уверенно занимали ведущее положение в экономике области.
С точки зрения географии размещения промышленности на первом месте, безусловно, находился Ярославль. Промышленность города давала 53% всего промышленного производства области. На втором месте был Рыбинск — 17% объема производства, на третьем Кострома— 11%. Три этих промышленных центра давали подавляющую часть промышленного производства Ярославской области.
Из других предприятий области следует отметить завод кинопленки и вязальную фабрику в Переславле, предприятия пищевой промышленности в Ростове, Константиновский нефтеперерабатывающий завод в Тутаевском районе и некоторые другие. Но большинство районных центров области вряд ли можно было назвать промышленными центрами.
С 1938 г. в стране начал осуществляться третий пятилетний план. В Ярославской области в рамках пятилетки не планировалось строить новые гигантские предприятия. В основном речь шла о реконструкции и техническом перевооружении уже действующих предприятий. Но некоторые новые заводы все-таки должны были появиться. Среди них несколько объектов машиностроения, два химических предприятия. До 1942 г. планировали начать и строительство Ярославского нефтеперерабатывающего завода. В общей сложности 58 промышленных объектов должно было появиться в Ярославской области.
Характерной особенностью промышленности этого периода стал постепенный переход многих ярославских предприятий на выпуск военной продукции. Война была не за горами. Власти это понимали и начинали заранее готовиться к войне. Так, Ярославский электромашиностроительный завод в 1940 г. выпускал стартеры для танка Т-34, электродвигатели для вентиляции танков и поворота башни танков. Свыше 40% продукции завода шло на нужды обороны.
Автомобильный завод изготавливал катки и траки для танков, а Рыбинский завод полиграфических машин задолго до войны начал производство минометов конструктора Б. И. Шавырина. В Рыбинске на заводе дорожных машин освоили производство боеприпасов и начали выпуск техники для строительства военных аэродромов.
Многие ярославские заводы занимали важное место в системе оборонных предприятий страны. Но, пожалуй, особое место было отведено Рыбинскому машиностроительному заводу, на котором производились авиационные двигатели. Работа завода всегда была на контроле правительства и лично Сталина.
В ноябре 1940 г. в специальной правительственной телеграмме, направленной руководству Ярославской области и Рыбинского завода, И. В. Сталин и В. М. Молотов потребовали от них перейти на выпуск новых авиационных двигателей М-105 для истребителя конструктора А. С. Яковлева. «Мы требуем, — писали они в телеграмме, — чтобы уже в ближайшие дни завод производил не семь моторов в день, а 12, 15 и больше. О достижениях завода будем судить по нарастанию производства... Считаем нужным сообщить вам, что через три-четыре месяца мы особенно будем интересоваться производством моторов М-107. Эти моторы вполне современны и полностью ставят нас на уровень современной техники».
Первый секретарь Ярославского областного комитета партии Н. С. Патоличев получил указание: передать руководство своему заместителю, выехать в Рыбинск и не покидать города до тех пор, пока завод не выйдет на необходимый график работы.
К лету 1941 г. Рыбинский завод выпускал по 45 авиационных двигателей в сутки. Всего же с конца 1939 г. до лета 1941 г. завод произвел более трех тысяч двигателей для истребителей конструктора А. С. Яковлева и бомбардировщиков конструктора В. М. Петлякова. Как видно из этих примеров, методы руководства задолго до войны приобретали характер почти чрезвычайный, а ситуация на ряде предприятий была почти мобилизационной.
Народные стройки.
Еще одной характерной чертой экономической жизни области той поры стали так называемые народные стройки. Они появились впервые не в нашей области, но довольно быстро прижились и на Ярославской земле. Видимо, можно сказать, что это была инициатива снизу при безусловной поддержке сверху. Благодаря этому удавалось решать крайне важные для области проблемы, которые не были запланированы в пятилетних планах и до которых у государства не доходили руки.
Одна из таких острых проблем — это дороги. Дороги, которых просто не было. Даже автодорога Ярославль—Рыбинск из-за отсутствия твердого покрытия в течение 7—8 месяцев в году была непроезжей. Областная газета «Северный рабочий» так писала о состоянии этой дороги: «Завязнешь — оттуда тебя и трактором не вытащат. Не каждая лошадь такой путь выдержит». Поэтому из Ярославля в Рыбинск многие водите-
ли предпочитали ездить через Ростов—Борисоглеб—Углич. Крюк получался примерно в 200 километров, но так было надежнее.
Летом 1940 г. областное управление шоссейных дорог решило устроить соревнование на звание лучшего водителя области. На 11-м километре Тутаевского шоссе нашли дистанцию длиной в 800 метров. Здесь и провели соревнования. Такая сверхкороткая для автомашин дистанция объяснялась очень просто: вблизи Ярославля не нашлось даже одного километра относительно хорошей дороги.
Мириться с таким положением дел было нельзя. И вот в один из погожих летних дней 1940 г. 60 тысяч рыбинцев с одной стороны дороги и около 100 тысяч Ярославцев — с другой, двинулись навстречу друг другу и равномерно распределились по всей трассе. Часть трассы была отведена для жителей Костромы, которые прибыли в район Тутаева на пароходах. Заранее было разработано 15 песчаных карьеров, приготовлен инструмент, в основном лопаты и тачки. В некоторых местах для подвоза песка использовались лошади. Основная работа по подсыпке дорожного полотна была выполнена за один день.
Затем дороге дали время улежаться. Грунт промялся. И только после этого к работе приступили специалисты-каменщики, которые выкладывали дорогу булыжником. К 7 ноября 1940 г. был уложен последний камень. Автогужевая дорога Рыбинск—Ярославль была готова.
В следующем году таким же способом стали готовиться к строительству автодороги Ярославль—Кострома. Участок будущей трассы снова распределили между городами и районами, между предприятиями и колхозами, В воскресенье 15 июня 1941 г. около 40тысяч человек одновременно вышли на строительство этой трассы, не полностью закончить работу не удалось. Через неделю началась война, и дорогу достраивали уже в военное время. Народные стройки дали возможность в короткие сроки и при минимальных затратах решить ряд очень важных для экономики области проблем.