ИСТОРИЯ ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ (1930—2005 гг.)

ИСТОРИЯ ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ (1930—2005 гг.)

Учебное пособие

Рекомендовано Департаментом образования Администрации

Ярославской области в качестве учебного пособия для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений.

Ярославль 2005

ОТ АВТОРОВ

Дорогие друзья!

Перед вами учебник по новейшей истории Ярославского края, который охватывает события последних 75 лет на­шей истории. Эти события были очень непростыми для на­шего народа и государства. Их часто называют драмати­ческими, порой трагическими. Это действительно так. И об этом повествует наш учебник.

Но история не может быть только чередой трагедий. Трагическое и героическое часто идут рука об руку, суще­ствуют неотрывно друг от друга. За прошедшие десятиле­тия XX века в нашей области, как и в стране в целом, бы­ли построены десятки и десятки крупнейших промышлен­ных предприятий, которые создали основу экономического могущества государства и которые до сих пор составляют основу благосостояния Ярославской области и ее населения. Ярославцы героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны и несли неустанную вахту в тылу. Почти двести тысяч ярославцев, то есть каждый деся­тый житель области, отдали свою жизнь во имя великой Победы, 60-летие которой наш народ отметил в этом го­ду. Таких потерь никогда не знала история нашей страны. И об этом мы должны помнить всегда.

В послевоенные десятилетия Ярославская область все­гда оставалась одним из самых значительных индустри­альных центров страны. Наши предприятия внесли огром­ный вклад в развитие отечественного машиностроения и приборостроения, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Укрепление обороноспособности страны и развитие космической отрасли также в значительной степени зависели от продукции ярославских предприятий. Наша землячка В. В. Терешкова стала первой в мире

женщиной-космонавтом.

По уровню промышленного развития Ярославская об­ласть в XX веке почти всегда шла на шаг впереди сосед­них регионов и часто превосходила средние показатели

промышленности по стране. И в настоящее время, когда происходят очень серьезные и сложные экономические ре­формы, наша область остается в числе немногих регио­нов-доноров, которые создают основу экономической ста­бильности в России.

Мы очень хотели бы, чтобы этот учебник вызвал у вас интерес к истории нашей малой родины, дал толчок к серьезному и глубокому изучению нашей истории, культу­ры, жизни и деятельности выдающихся людей Ярославской земли.

Никогда не забывайте, что наш, сегодняшний день уже завтра становится историей. И чтобы завтра иметь за­мечательную историю, нужно уже сегодня очень много для этого делать: работать, учиться, заниматься наукой, творчеством, — ибо только так мы сохраним связь времен. И будем достойны нашего героического прошлого, далекого и недавнего.

ГЛАВА I. Социально-экономическое и политическое развитие Ярославского края в годы предвоенных пятилеток

(1928—1941 гг.)

Переселение Мологи.

Трагедией стало это строительство для тысяч мологжан, которые вынуждены были покинуть род­ные места, попадавшие под затопление. Жителям Мологского района было объявлено о предстоявшем переселении осенью 1936 г. Причем местные власти поставили усло­вие: к концу года переселить около 60% жителей города Мологи и вывезти их дома. За два месяца, оставшиеся до замерзания рек Волги и Мологи, это было совершенно не­реально, но власти настаивали на своем. Жители, как могли, протестовали. Архивы сохранили для нас доводы мологжан, не желавших безрассудно выполнять такие приказы. «Поздно дома сейчас перевозить,— говорил в Мологском совете один из жителей города. — Если мы дома сейчас и сплавим и на новом месте поставим, жить в них все равно нельзя будет — сырые они будут стоять до лета. Мы же люди, не собаки!»

Но власти упорно стояли на своем. «Закончить пере­селение Мологи к 1 ноября 1936 г.» — таким было окон­чательное решение вопроса. Однако выполнить это реше­ние все-таки не удалось. Переселение жителей Мологско-го района фактически растянулось почти на четыре года. Большая часть мологжан была поселена недалеко от Ры­бинска в поселке Слип, который тогда называли Новой Мологой, но это название не прижилось. Часть оказалась в соседних районах и городах, в Ярославле, Москве, Ле­нинграде и других местах, где до сих пор существуют объединения бывших жителей Мологского края под названием «Землячества мологжан».

Ярославская область

Народные стройки.

Еще одной характерной чертой экономической жизни области той поры стали так называемые народные стройки. Они появились впервые не в нашей области, но довольно быстро прижились и на Ярославской земле. Ви­димо, можно сказать, что это была инициатива снизу при безусловной поддержке сверху. Благодаря этому удава­лось решать крайне важные для области проблемы, кото­рые не были запланированы в пятилетних планах и до которых у государства не доходили руки.

Одна из таких острых проблем — это дороги. Дороги, которых просто не было. Даже автодорога Яро­славль—Рыбинск из-за отсутствия твердого покрытия в течение 7—8 месяцев в году была непроезжей. Област­ная газета «Северный рабочий» так писала о состоянии этой дороги: «Завязнешь — оттуда тебя и трактором не вытащат. Не каждая лошадь такой путь выдер­жит». Поэтому из Ярославля в Рыбинск многие водите-

ли предпочитали ездить через Ростов—Борисоглеб—Уг­лич. Крюк получался примерно в 200 километров, но так было надежнее.

Летом 1940 г. областное управление шоссейных дорог решило устроить соревнование на звание лучшего водите­ля области. На 11-м километре Тутаевского шоссе нашли дистанцию длиной в 800 метров. Здесь и провели сорев­нования. Такая сверхкороткая для автомашин дистанция объяснялась очень просто: вблизи Ярославля не нашлось даже одного километра относительно хорошей дороги.

Мириться с таким положением дел было нельзя. И вот в один из погожих летних дней 1940 г. 60 тысяч рыбинцев с одной стороны дороги и около 100 тысяч Ярославцев — с другой, двинулись навстречу друг другу и равно­мерно распределились по всей трассе. Часть трассы была отведена для жителей Костромы, которые прибыли в рай­он Тутаева на пароходах. Заранее было разработано 15 песчаных карьеров, приготовлен инструмент, в основ­ном лопаты и тачки. В некоторых местах для подвоза пес­ка использовались лошади. Основная работа по подсыпке дорожного полотна была выполнена за один день.

ИСТОРИЯ ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ (1930—2005 гг.) - student2.ru

Затем дороге дали время улежаться. Грунт промялся. И только после этого к работе приступили специали­сты-каменщики, которые выкладывали дорогу булыжни­ком. К 7 ноября 1940 г. был уложен последний камень. Автогужевая дорога Рыбинск—Ярославль была готова.

В следующем году таким же способом стали готовить­ся к строительству автодороги Ярославль—Кострома. Участок будущей трассы снова распределили между городами и районами, между предприятиями и колхозами, В воскресенье 15 июня 1941 г. около 40тысяч человек одновременно вышли на строительство этой трассы, не полностью закончить работу не удалось. Через неделю началась война, и дорогу достраивали уже в военное время. Народные стройки дали возможность в короткие сроки и при минимальных затратах решить ряд очень важных для экономики области проблем.

Культура края

Музейная работа

В 1924 г. несколько ранее самостоятельных музеев объединились в Ярославский государственный областной музей. С 1928 г. он стал подчиняться Губернскому музей­ному управлению. В связи с образованием в 1929 г. Ива­новской промышленной области, в состав которой вошла и Ярославская губерния, музей стал называться окруж­ным. В 1937 г. он снова становится областным краеведче­ским музеем.

В начале 30-х годов при музее был создан, как сове­щательный орган, методический совет, состоявший не только из сотрудников музея, но из представителей науч­ных, образовательных и советских учреждений. Практи­чески все направления работы музея планировались и контролировались этим органом.

Работа музея строилась по трем основным направле­ниям: изучение исторического прошлого, социалистиче­ское строительство, природа и естественно-производи­тельные силы края. В 1932 г. по рекомендации Наркомпроса стали создаваться экспозиции по природе и производительным силам, истории общественных фор­маций и социалистическому строительству. Основным признавался отдел социалистического строительства. В 1938 г. Институт музейно-краеведческой работы орга­низовал в Ярославском музее показательный отдел со­циалистического строительства, на примере которого стали строиться экспозиции в других музеях страны. Кроме основных были созданы историко-революцион­ный, антирелигиозный и политехнический отделы. В 1934 г. было решено на базе антирелигиозного отдела создать самостоятельный музей.

В начале 30-х годов обязанности директора музея испол­нял А. Я. Громов, которого в 1938 г. сменил В. В. Катков. Совершенствование работы музея осуществлялось через про­ведение техминимумов. Это означало изучение сотрудника­ми краеведческих тем, самостоятельное описание поступаю­щих экспонатов, проведение всех видов экскурсий.

Главное внимание музей сосредоточил теперь на пока­зе достижений социалистического строительства. Актив­но велось изучение промышленных предприятий области, исследовалась история рабочего движения, шло накопле­ние материалов по бытовым аспектам жизни ярославской деревни, изучались производительные силы края. Музей проводил большую экспедиционную работу.

Так, например, в 1935 г. совместно с Институтом ма­териальной культуры велись археологические раскопки у поселка Красный Холм, обследовались археологические памятники у сел Великое и Михайловское, деревень Оре­хово-Холм, Кудринское. В 1940 г. совместно с Институ­том материальной культуры были проведены раскопки на месте основания города Ярославля. В это же время само­стоятельные экспедиции музея были организованы для сбора материалов по кустарным промыслам. К концу 30-х годов музеем было проведено 17 археологических экспедиций, 14 экспедиций по изучению промышленных предприятий, 11 — по изучению природы края и другие. В 1939 г. сотрудники подготовили путеводитель по му­зею. К 1940 г. было открыто 6 новых экспозиций.

Политико-просветительные задачи музея определяли методы работы с посетителями. Особое внимание уделя­лось, например, работе с сельскими жителями, для кото­рых разрабатывались специальные экскурсии. В экспози­циях отражались достижения современной деревни. Рабо­та по привлечению посетителей в музей велась и среди промышленных рабочих, военнослужащих.

Особое внимание музей уделял работе с учащимися. С 1934 г. при музее стали создаваться кружки для уча­щихся. В них занимались школьники, которых знакоми­ли с историей, памятниками, культурой, природой края. В 1937 г. при музее была создана комната школьника, где были собраны коллекции и экспонаты, необходимые для учебного процесса. Сотрудники музея разрабатывали методические материалы для школ.

Помимо организации выставок, сотрудники музея ак­тивно занимались лекционной работой на предприятиях, в клубах и колхозах. В 40-е годы сотрудники стали вы­ступать на радио, где помимо рассказов о работе музея читались лекции на краеведческие темы.

Работники музея предпринимали попытки создать и новые музеи в городе. Так, в 1939 г. был открыт литературный музей, просуществовавший всего один год, по­скольку занимаемое им помещение церкви Спаса на Го­роду было сдано в аренду. То же произошло и с создан­ным в церкви Николы Надеина архитектурным музеем. В 1938 г. в церкви Ильи Пророка был открыт антирели­гиозный музей, отделившийся затем от краеведческого музея. Просуществовал он также недолго, до 1941 года.

При всех позитивных изменениях в работе музеев, по мнению Ярославского обкома ВКП(б), в 1939 г. в работе областного краеведческого музея имелись серьезные не­достатки. Музеи слабо отражали историко-революцион­ные события и социалистическое строительство в крае.

Именно поэтому было принято постановление о созда­нии экспозиции по истории ВКП(б), которая должна быть построена в полном соответствии с «Кратким курсом исто­рии ВКП(б)». Подлежала восстановлению усадьба «Горки» в Переславском районе, в которой бывал В. И. Ленин. Но многие решения об улучшении работы музеев, сохра­нении памятников архитектуры остались нереализованны­ми в связи с начавшейся войной.

В крайне запущенном хозяйственном состоянии нахо­дились районные музеи. Так, к 1940 г. в Угличском му­зее из-за отсутствия отопления не работало в осеннее и зимнее время большинство отделов. С фондами музея практически не работали. Музейная работа еще более осложнилась, в том числе и по причине эвакуации части музейных фондов в глубокий тыл.

Охрана памятников.

К началу 30-х годов сложился новый взгляд на сохранение культурного наследия прошлого. Большинство ор­ганизаций, занимавшихся охраной и популяризацией па­мятников культуры были закрыты. Изменилась и роль музеев в этом процессе. С ликвидацией Центральных госу­дарственных реставрационных мастерских в 1934 г. прак­тически прекратились и реставрационные работы на мес­тах. Местные музеи не могли проводить такую работу, по­скольку не имели достаточных средств.

Многие памятники стали использоваться под хозяйст­венные нужды. Так произошло в Ярославле, Угличе, Ростове и других городах области, где многие соборы стали приспосабливать под склады и различные учреждения, а част памятников просто была разрушена. Например, Успенский; собор в Ярославле использовался под склад. Афанасьевский монастырь — под мастерскую Общества слепых, церкви Святого Духа — под магазин, Иоанна Предтечи — под столовую, Симеона Столпника — под школу. Под складские помещения стали использоваться здания Авраамиевского и Спасо-Яковлевского монастырей в Ростове. Под мастерские и общежитие передавалась Преображенская церковь в Тутаеве. В Переславле Даниловский монастырь использовался машинно-тракторной станцией.

Газета «Северный рабочий» писала в 1932 г., что Ярославль должен стать образцовым социалистическим горо­дом, «а не музеем церковных древностей... церковно-монастырской и тюремно-купеческой архитектуры». К 1937 г в сельской местности была закрыта практически половина всех храмов. Если учесть, что с этого времени набирала темпы антирелигиозная работа, то становятся очевидными ее последствия. Союз воинствующих безбожников, возник­ший еще в 1925 г. и функционировавший до 1947 г., стал проводником новой политики в деле охраны памятников. В Ярославле в его рядах насчитывалось около 47 тысяч человек.

Противостояли этой организации только музейные ра­ботники, но и они не могли отстоять все разрушавшиеся памятники. Музеи стремились сохранить хотя бы имущест­во закрывающихся храмов и монастырей, поскольку утраты могли стать невосполнимыми. Ярославский окруж­ной финансовый отдел, например, предлагал иконы, изъя­тые из храмов, в качестве поделочного столярного материа­ла местным деревообделочным организациям, а невостребо­ванные передавались ОГПУ для сожжения. Иконостасы зачастую передавались на дрова. На переплавку шли и цер­ковные колокола. Так, Ростовский горсовет принял реше­ние о запрете звонов уже в начале 1930 года.

Даже те колокола, которые удавалось спасти музеям, могли изыматься из фондов. Местные власти не очень стремились помогать музейным работникам, поскольку значительная часть средств от продажи имущества шла

в местный бюджет. Но при участии музейных сотрудни­ков удавалось принимать некоторые решения, направлен­ные на сохранение памятников. В 1932 г., например, бы­ло принято решение Ярославского облисполкома «Об охра­не памятников искусства, революции, старины, быта и природы».

Созданный в 1932 г. Комитет по охране памятников при Президиуме ВЦИК вновь стал проводить работу по учету памятников в стране. В 1934 г. были поставлены на государственную охрану 29 памятников архитектуры по Ярославскому округу. В список вошли наиболее цен­ные памятники церковной архитектуры XVII в. (церкви Ильи Пророка, Николы Надеина, Иоанна Златоуста и др.)- С этого же времени реставрационные работы мог­ли проводиться только в соответствии с планом, утвер­жденным отделом по делам музеев.

Музеи, в чьем ведении были многие памятники, мог­ли сдавать их в аренду и контролировать использование. Ярославский краеведческий музей в 1935 г. сдал в аренду 25 памятников. Но последующие проверки показали, что арендаторы не поддерживали здания в необходимом му­зею состоянии, переделывали их, приспосабливали под свои нужды. Многие памятники передавались без взима­ния арендной платы, что делало их еще более доступны­ми для перестроек и разрушений. Местные органы вла­сти не всегда прислушивались к мнению музейных со­трудников, а уровень образования и компетентности многих из них был крайне низок, что сказывалось на от­ношении к культурному наследию.

Наркомпрос стремился контролировать работу ярослав­ских музеев. Так, по материалам проверки 1937 г. отмеча­лось, что «музейный участок в Ярославской области явля­ется запущенным, отсталым...» В эти годы музеи должны были заниматься пропагандой «исторических решений Ленинско-Сталинской партии», но по мнению инспектора Наркомпроса А. А. Семеновой, в ярославских музеях это Делалось крайне слабо. Так, например, в отделе природы Ярославского областного музея не было стержня и «пар­тийной настроенности», а в историческом отделе не чувст­вовалось «руководящей идеи». Объяснялись такие просчеты просто — директор музея «ныне разоблаченный враг народа», а сотрудники — троцкисты, дети служителей куль­та, административно высланные и т. п.

К концу 30-х годов центральными органами стали чаще проводиться проверки состояния памятников. В 1939 г. такая проверка, проведенная в Ярославской области, выявила серьезные разрушения. Директор областного музея В. В. Катков должен был взять под контроль все памятники. В производственные планы всех музеев области были включены мероприятия по обследованию и описанию па­мятников архитектуры, составление смет на реставрационные работы, контроль за арендаторами зданий. Технический осмотр зданий по Тутаевскому, Ростовскому, Борисоглебскому, Некрасовскому и другим районам был произведен архитектором музея И. А. Брылевым. Были проведены паспортизация и научное описание памятников Ярославле, Но на практике наблюдение за охраной арендованых культовых памятников практически не велось.

Экскурсионная работа.

В 1930 г. после слияния ряда туристических организаций было образовано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) председателем которого стал Н. В. Крыленко. Было разработано Положение о низовой ячейке общества.

Отделение общества было создано и в Ярославле. Не зовыми ячейками на конференции избирались районные и городские советы общества. Они занимались организацией работы ячеек предприятий, колхозов. Так, в Ярославском районном совете насчитывалось 26 ячеек, в которые входило 5600 членов.

В 1932 г. после Всесоюзного съезда по туризму про шла Ивановская областная конференция, а затем состоя лось собрание Ярославского городского совета обществе которое констатировало, что насущной задачей становится подготовка квалифицированных экскурсоводов и формирование специальной библиотеки по туризму. Прези­диум городского совета наметил направления работы, для чего были выделены секторы: организационный, фи­нансовый, СЭС и военно-физкультурный, агитпропаган­ды, детского туризма, научно-методический. В мае 1932 г. началось строительство турбазы в Ярославле.

В 1933 г. состоялось совещание председателей район­ных советов, на котором отмечалось, что туристической работой в крае было охвачено более 38 тысяч человек, которых обслуживали 9 штатных и 15 внештатных экс­курсоводов.

В 1936 г. начинается новый этап в развитии туристи­ческого дела. Вся туристско-экскурсионная работа от доб­ровольного общества передается в ведение ВЦСПС, кото­рый создает туристско-экскурсионное управление, а в сле­дующем году утверждает его Устав. На местах были созданы территориальные управления. В этом же году Ярославская область снова стала самостоятельной админи­стративной единицей со своими управленческими структу­рами в сфере туризма. В то же время самодеятельный туризм перешел в ведение Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК, таким образом, спортивный туризм начинает развиваться как самостоятельное направление работы.

В конце 30-х годов Ярославское туристско-экскурси­онное управление имело в своем распоряжении дом тури­ста, рассчитанный на прием 50 человек в день в зимнее и 70 человек в летнее время; однодневную базу отдыха, расположенную в 20 км от города на Волге, турлагеря «Чернопенье» в Костромском районе и «Приволжское», а также дом туристов в Вологде.

Активно развивался массовый туризм по маршрутам выходного дня, которым было охвачено более 18 тысяч человек. В распоряжении управления был экскурсион­ный пароход, курсировавший по Волге и вмещавший 480 человек. Были открыты специальная фотография и магазин «Турист», обслуживавшие экскурсантов.

Методический отдел активно разрабатывал экскурси­онные маршруты для приезжавших в город туристов. Так, например, Ярославский дом туристов принимал экс­курсантов на 3 дня. В первый день проводились экскур­сия по городу, выезд на пляж в летнее время, вечерняя лекция; во второй день проводилась экскурсия на один из заводов города (автомобильный или электромагнит строительный), экскурсия в областной краеведческий музей, устраивалась культурная программа в саду Дома туриста и вечерний выход в театр, кинотеатр или стад йог третий день — экскурсия в антирелигиозный музей, прогулка на пароходе и заключительное собрание.

Годы войны и период послевоенного восстановления хозяйства приостановили процесс развития туристических организаций в области. Относительно активной оставалась только сфера детского туризма. Возобновлена массовая туристско-экскурсионная работа была только в 60-е годы.

Музыкальная жизнь края.

Процесс идеологизации культурной жизни в полной мере коснулся и музыкальной ее составляющей. Раз­витие музыкального искусства определялось задачей пе­реустройства жизни на социалистических началах, то есть музыка должна была формировать личность «ново­го человека». Решать эту задачу стали по двум направениям: с одной стороны, развивалось музыкальное про­свещение взрослого населения, с другой, — совершенст­вовалась система музыкального образования детей.. Музыка стала обязательным предметом в общеобразовательной школе.

Таким образом, выполнять поставленную задач, должны были прежде всего профессиональные музыканты. Для их подготовки совершенствовалась система про­фессионального музыкального образования. В 30-е годы не была утрачена традиция создания музыкальных школ для детей. В Ярославле работала центральная музыкальная школа при музыкальном училище и ее филиалы. В 30-е годы материальное положение школы было крайне тяжелым, не хватало площадей для занятий.

С 1938 г. школа стала работать как самостоятельное учреждение. Ее директором стал Л. И. Мешалкин. Обучение осуществлялось по нескольким направлениям. В 1939 г. в школе обучалось 152 человека.

Школа имела четыре филиала при общеобразователь­ных учреждениях города, в которых обучалось около 100 человек. Если школа в основном готовила к поступлению в музыкальное училище, то филиалы ориентирова­лись на подготовку к обучению в основной школе. Обуче­ние как в школе, так и в филиалах было платным.

Важное место в развитии музыкального образования играл музыкальный техникум, преобразованный в 1933 г в училище и получивший имя Л. В. Собинова. Преподава­ние велось по нескольким направлениям: скрипка, вио­лончель, фортепьяно, контрабас, народные инструменты, баян; готовились также инструкторы для хора, хореогра­фы, руководители детского музыкального воспитания. Наиболее популярным к 40-м годам становится отделение баяна и игры на духовых инструментах.

Преподавательский состав училища в предвоенные го­ды не отличался высоким уровнем подготовки. Высшее образование не имела даже половина его состава. Ситуа­ция стала изменяться только в 50-е годы.

Наличие квалифицированных специалистов в городе на протяжении нескольких десятилетий, регулярная рабо­та музыкальных школ и введение музыкального воспита­ния в общеобразовательной школе определили неослабе­вающий интерес к музыке у значительной части населе­ния края. Поддержка художественной самодеятельности профессиональными музыкантами способствовала созда­нию новых музыкальных коллективов.

В 1934 г., например, был создан хор русской народ­ной песни на фабрике «Красный Перекоп». Руководил хором преподаватель училища Б. М. Назьмов. При клубе фабрики был создан и танцевальный коллектив. Хоры создавались на многих промышленных предприятиях, тем более, что с 1930 г. в городе стали проводиться олим­пиады художественной самодеятельности, насчитывавшие тысячи участников.

Заметную роль в музыкальной жизни края стал играть оркестр народных инструментов под управлением Е. М. Стомпелева. В состав оркестра входили 34 челове­ка — рабочие, служащие многих ярославских предприятий и учреждений. Они работали на добровольных началах, не получая вознаграждения. В 30-е годы оркестр осуществлял гастрольные поездки. Так, в 1931 г. он выступал перед ра­бочими Сталинградского тракторного завода. В 1934 г. на Московской олимпиаде самодеятельного творчества коллек­тив занял второе место. В 1936 г. Е. М. Стомпелеву было Присвоено звание заслуженного артиста республики.

Большую роль сыграл оркестр в подготовке руководите­лей для самодеятельности. Музыканты приходили в рабочие клубы руководить кружками, снабжали необходимо.} литературой самодеятельные коллективы, дарили инструменты. В городе были проведены музыкальная конференция и городская олимпиада народных инструментов.

Важным событием в музыкальной жизни края стало создание в 1937 г. областной филармонии, в задачи коте рой входила «пропаганда советского и западноевропейского музыкального творчества и культуры». При филармонии стали работать многие творческие коллективы. Были созданы симфонический оркестр, ансамбль песни и танца, хоровая капелла, оркестр народных инструментов. При нем в послевоенные годы работал музыкально-литературный лекторий, слушатели которого устраивали обсуждения ре-боты творческих коллективов и встречи с артистами.

Ярославская область

На начальном этапе войны

Нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. поставило нашу страну на грань смер­тельной опасности. Нужна была мобилизация всех сил и средств для отпора врагу. Сотни агитаторов были на­правлены тогда в трудовые коллективы, на фабрики и за­воды, чтобы объяснить людям смысл случившегося, под­нять и вдохновить людей на борьбу.

На многочисленных собраниях и митингах принима­лись резолюции в поддержку Красной армии, люди заяв­ляли о готовности отдать все для победы. На митинге ра­бочих завода «Пролетарская свобода», например, было принято такое решение: «Спокойно и без паники, соблю­дая железную дисциплину, мы будем еще сильнее крепить военное могущество страны, всеми силами помогать род­ной Красной армии в борьбе с ее врагами. А если партия и правительство потребуют, то каждый из нас сменит станки и машины на боевое оружие».

Ярославская промышленность.

Накануне войны промышленный потенциал фашистской Германии и захваченных ею стран существенно превосходил промышленный потенциал Советского Союза. Кроме того, многие промышленно развитые районы СССР были оккупированы немецкими войсками в начале войны. Перед советской эко­номикой стояла чрезвычайно трудная задача — в кратчай­ший срок превзойти военное производство Германии по всем основным показателям.

ИСТОРИЯ ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ (1930—2005 гг.) - student2.ru

Для выполнения этой задачи почти все предприятия страны переводились на выпуск военной продукции. Предприятия Ярославской области перешли на «военные рельсы» в различные сроки. Для некоторых предприятий потребовалось около трех месяцев, для других процесс за­вершился только к лету 1942 г. Практически все ярослав­ские предприятия работали теперь для фронта, для победы.

Ярославский автомобильный завод уже осенью 1941 г. половину своей продукции отправлял на фронт. Среди основных видов такой продукции — артиллерий­ские тягачи, снаряды, мины, автоматы. В короткий срок по поручению ЯКО на заводе наладили производство пис­толетов-пулеметов Шпагина (ППШ). Вместе с автомобиле­строителями еще 15 ярославских заводов участвовали в производстве этого грозного оружия.

Рыбинский завод полиграфических машин уже осе­нью 1941 г. перешел на выпуск 82-мм минометов, а Ры­бинский завод дорожных машин освоил производство ми­нометов и осколочных авиабомб. Ярославский завод «Красный маяк» изготавливал артиллерийские снаряды и зажигательные авиабомбы. Такую же продукцию дела­ли на ярославском паровозостроительном и электромаши­ностроительном заводах. Боевые катера для военно-мор­ского флота выпускали Ярославский и Рыбинский судо­строительные заводы и Рыбинская судоверфь.

Даже такое небольшое предприятие, относившееся к системе пищевой промышленности, как Ярославский ликероводочный завод, стало выпускать продукцию для нужд фронта. На заводе вырабатывали «коктейль Молотова» — зажигательную смесь, которую на фронте использо­вали для уничтожения фашистских танков. Начиная с 1942 г. завод в год выпускал такой продукции на 130 тысяч рублей.

Предприятия химической и резинотехнической про­мышленности освоили выпуск более чем 450 видов про­дукции для фронта, а всего, по данным Ярославского ко­митета обороны, промышленность области поставляла на фронт около 760 видов военной продукции.

В годы войны продолжал развиваться и энергетиче­ский комплекс области. Несмотря на трудности, к концу войны удалось ввести в эксплуатацию третий агрегат Ры­бинской ГЭС. Новая турбина была изготовлена в блокад­ном Ленинграде на Балтийском заводе и доставлена в Рыбинск. К концу войны Рыбинская и Угличская элек­тростанции выработали приблизительно 3,2 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Это означало, что при­мерно одна треть всей энергии, потребляемой Москвой, производилась в Ярославской области. А на начальном этапе войны до 50% всей необходимой энергии Москва получала из Рыбинска и Углича.

Предприятия Ярославской железной дороги непосред­ственно военную продукцию не производили, но значение транспорта в войне трудно переоценить. Ярославские же­лезнодорожники за все годы войны погрузили, разгрузи­ли, обработали и пропустили транзитом более 6 миллио­нов вагонов с оборудованием, сырьем, военной продукци­ей, людьми и т. д. Ярославские речники отправили в пункты назначения, в том числе и в Сталинград во вре­мя Сталинградской битвы до 1200 военных транспортов и боевых катеров.

Успехи промышленности в значительной мере можно объяснить и тем массовым соревнованием, которое развер­нулось в годы войны на всех предприятиях области. В ос­нове этого соревнования лежали, несомненно, патриотиче­ские настроения, присущие основной массе населения в го­ды войны. Этот патриотический порыв способствовал тому, что оборонные предприятия области более 120 раз награж­дались, как победители Всесоюзного социалистического со­ревнования, переходящими Красными знаменами Государ­ственного комитета обороны и ЦК ВКП(б).

Подготовка к партизанской войне.

Осенью 1941 г., когда немецкие войска приближались к границам Ярославской области, областной комитет пар­тии принял решение о создании на территории некото­рых районов партизанских отрядов и диверсионных групп. Эти формирования должны были развернуть пар­тизанскую войну в области в случае оккупации ее немец­кими войсками.

Для этих отрядов заранее подбирались командиры и комиссары, а также личный состав. В лесных массивах западных и юго-западных районов закладывались скры­тые базы вооружения и боеприпасов, продовольствия и одежды, а также строились землянки для укрытия партизан в зимнее время года. Большую роль в подготов­ке этих отрядов сыграли районные отделы НКВД. В Нагорьевском районе, например, ими был создан отряд чис­ленностью 41 человек, а в Заозерском районе отряд в со­ставе 29 человек.

Всего на конец ноября 1941 г. в 28 районах Ярослав­ской области было сформировано 35 партизанских отря­дов численностью от 25 до 35 человек в каждом. Кроме того, на различных курсах прошли соответствующую подготовку более 40 разведывательных, диверсионных и террористических групп общей численностью примерно 250 человек. В городах Ярославской области также созда­валась сеть подпольных диверсионных групп. Ярослав­ская земля готова была во всеоружии встретить фашист­ских оккупантов.

Разгром немецких войск под Москвой ликвидировал прямую угрозу Ярославской области. В новых условиях партизанские отряды и диверсионные группы стали гото­вить для заброски их в тыл немецко-фашистских войск. Специальная база НКВД для подготовки таких формиро­ваний была создана в доме отдыха «Красный Холм» Яро­славского района. Здесь будущие диверсанты проходили специальную подготовку, в том числе учились прыгать с парашютом, пользоваться рацией, проводить минирова­ние разных объектов и т. д.

В начале 1942 г. был сформирован первый такой от­ряд в количестве 65 человек, который возглавил лейте­нант госбезопасности Б. Л. Соколов. В феврале отряд скрытно перешел линию фронта и начал боевые действия на территории Смоленской области. Бойцы отряда мини­ровали дороги, уничтожали немецкие автомобили, еду­щие на фронт, передавали разведданные о противнике в Москву. В селе Дубовицы отряд уничтожил школу фа­шистских диверсантов. После проведения взрывов нескольких мостов отряд парализовал движение на автодороге Смоленск—город Белый.

Против отряда Б. Л. Соколова были брошены части немецких карателей. Отряд понес большие потери и в ап­реле 1942 г. вышел из вражеского тыла. Но отдых ока­зался кратковременным. В мае того же года отряд Б. Л. Соколова снова оказался в тылу врага. На этот раз отряд в основном действовал вдоль стратегически важной дороги Москва—Минск, а также организовывал диверсии на железной дороге Смоленск—Вязьма. В общей сложно­сти за 6 месяцев боев отряд, как сообщалось в его итого­вом отчете, уничтожил «более 1300 солдат и офицеров противника... вывел из строя около 20 километров линии связи, участвовал в подрыве четырех железнодорожных эшелонов, 42 танков, 17 мостов, 12 бронемашин, 37 авто­машин, 12 тягачей...» За подвиги в тылу противника 11 бойцов были награждены орденами и медалями, а большинство членов отряда медалями «Партизану Отечественной войны». В августе U942 г. отряд вернулся на свою базу «Красный Холм».

Второй отряд — отряд имени Суворова был сформиро­ван и отправлен за линию фронта в ноябре 1942 г. Его командиром был В. С. Лемешевский. Отряд начал выполнять боевую задачу в западных районах Калинин­ской области, с боями прошел через Смоленскую, Ленин­градскую и Псковскую области, а затем по приказу ко­мандования переместился на территорию Белоруссии. Всего отряд прошел по тылам противника около 8 тысяч километров. Примерно через год после начала деятельно­сти отряд соединился с наступавшими частями Красной армии и вернулся на свою базу.

Еще один ярославский отряд — от<

Наши рекомендации