Порядок разрешения хозяйственных споров.
В случае возникновения между субъектами хозяйственной деятельности спора, подведомственного хозяйственным судам Республики Беларусь, заинтересованная в его разрешении сторона (истец) подает с соблюдением правил подсудности исковое заявление в хозяйственный суд. Заявление подается с количеством копий по числу ответчиков в письменной форме и подписывается истцом или его представителем.
Исковое заявление должно содержать сведения по перечню, установленному ст. 123 ХПК. К таким сведениям относятся:
• наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;
• имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;
• цена иска, если иск подлежит оценке;
• обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
• доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
• расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;
• требования истца со ссылкой на акты законодательства Республики Беларусь, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
• сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором;
• иные данные, вытекающие из требований актов законодательства и необходимые для разрешения вопроса о принятии искового заявления;
• перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
В исковом заявлении указываются и другие сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора (ст. 123 ХПК).
К исковому заявлению в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины установленного размера, документы, удостоверяющие факт досудебного рассмотрения спора, если это необходимо, а также документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования заявителя (ст. 124 ХПК).
Если у хозяйственного суда нет оснований для отказа в принятии искового заявления, содержащихся в ст. 125 ХПК, или причин для возврата искового заявления, перечисленных в ст. 126 ХПК, хозяйственный суд принимает исковое заявление к рассмотрению и выносит определение о возбуждении производства по делу, которое направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления в соответствии со ст. 129 ХПК.
Ответчик вправе, а в предусмотренных случаях - обязан представить в хозяйственный суд отзыв на исковое заявление. В отзыве указываются:
• наименование хозяйственного суда, в который направляется отзыв;
• имя (наименование) истца и номер дела;
• мотивы полного или частичного отклонения требований заявителя со ссылкой на акты законодательства, а также доказательства, обосновывающие возражение;
• перечень прилагаемых к отзыву документов, а также иные сведения и имеющиеся у ответчика ходатайства (ст. 134 ХПК).
Согласно ст. 137 ХПК, каждое дело должно быть рассмотрено с принятием решения в двухмесячный срок одним составом суда с соблюдением принципов непосредственности, устности и непрерывности судебного разбирательства (ст. 136 ХПК).
В том случае, когда в производстве находится дело особой сложности, срок его рассмотрения может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем до четырех месяцев, а по делам с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, - до двенадцати месяцев (ст. 137 ХПК).
Разбирательство находящегося в производстве дела происходит в заседании хозяйственного суда в установленный срок.
Открывает заседание хозяйственного суда и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, судья хозяйственного суда, председательствующий в заседании. После объявления о начале рассмотрения дела председательствующий проверяет явку лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса, их полномочия (наличие оформленной надлежащим образом доверенности у представителей сторон), устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся в заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки. Далее председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в качестве эксперта, специалиста, переводчика, прокурора, если указанные участники процесса присутствуют, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы. Он делает предупреждение переводчику об ответственности за заведомо неправильный перевод, эксперту и специалисту - за дачу заведомо ложного заключения или отказ от дачи заключения, а свидетелям - за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний. Председательствующий в судебном заседании также разъясняет лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса их процессуальные права и обязанности, определяет порядок ведения заседания и исследования доказательств, принимает меры к обеспечению в заседании надлежащего порядка. Председательствующий руководит судебным заседанием, обеспечивая при этом выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, удаляет из зала заседания свидетелей, явившихся до начала допроса (ст. 138 ХПК).
Рассмотрение дела по существу в судебном заседании начинается с доклада судьи, в котором он называет истца и ответчика, излагает сущность заявленных требований и имеющихся возражений. Далее в судебном заседании выясняется, поддерживает ли истец заявленные требования и в каком объеме, а также признает ответчик требования истца или нет, не желают ли стороны заключить мировое соглашение. В том случае, если истец поддерживает свои требования, а ответчик их не признает, судебное заседание продолжается. Суд заслушивает стороны, третьих лиц и иных лиц, участвующих в деле. После выступления сторон и иных лиц, участвующих в деле, хозяйственный суд определяет порядок исследования доказательств, которое проводится в соответствии с гл. 7 ХПК (ст. 145).
Затем председательствующий в судебном заседании выясняет у лиц, участвующих в деле, имеются ли у них дополнительные материалы по делу либо ходатайства о их дополнении, и при их отсутствии хозяйственный суд переходит к прениям.
После того как стороны и иные лица, участвующие в деле, с учетом исследования доказательств, фактов, имеющих юридическое значение, и норм права, подлежащих применению, выразят свое мнение по сути исковых требований, хозяйственный суд выносит решение (ст. 147 ХПК).
В том случае, если хозяйственный суд сочтет необходимым выяснить новые факты, имеющие значение для дела, или исследовать новые доказательства, он вправе вынести определение о возобновлении разбирательства дела по существу (ст. 148 ХПК).
Разрешение спора по существу оканчивается принятием хозяйственным судом решения, которое должно быть законным и обоснованным и основываться лишь на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Решение принимается большинством голосов (при коллегиальном рассмотрении дела) после окончания рассмотрения дела в судебном заседании в отдельной комнате в присутствии лишь тех судей, которые входят в состав хозяйственного суда, рассматривающего данное дело. Мнения, которые высказывали судьи в процессе принятия решения, разглашению не подлежат (ст. 150 ХПК).
При принятии решения хозяйственный суд:
• оценивает доказательства;
• определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены;
• решает, на основании каких законов или иных нормативных актов подлежит разрешению данный спор;
• устанавливает, каковы права и обязанности лиц, участвующих в деле;
• решает, подлежит иск удовлетворению или нет (ст. 151 ХПК).
Принятое именем Республики Беларусь (ст. 153 ХПК) решение излагается в письменном виде на бумажном носителе и подписывается всеми судьями, которые участвовали в судебном заседании (ст. 152 ХПК).
Принимаемое хозяйственным судом решение состоит из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.
Вводная частьрешения включает наименование и состав хозяйственного суда, принявшего решение, номер дела, дату и место его разбирательства, наименование лиц, участвующих в деле, предмет спора, фамилии и полномочия присутствующих в заседании лиц.
Описательная частьрешения состоит из краткого изложения искового заявления, отзыва на него и других объяснений, а также заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной частирешения указываются обстоятельства дела, которые установил хозяйственный суд, подтверждающие эти обстоятельства доказательства, а также доводы, на основании которых хозяйственный суд отклоняет те или иные доказательства, представленные сторонами, и не применяет законодательства, на которое ссылались лица, участвующие в деле. Здесь же делается указание на законы и иные нормативные акты, которыми руководствовался суд при принятии решения. В мотивировочной части решения также указывается об изменении истцом предмета, размера и основания иска, о признании или непризнании иска ответчиком.
Резолютивная частьрешения содержит выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования (ст. 153 ХПК). В резолютивной части решения могут содержаться также сведения, предусмотренные ст. 154-159 ХПК.
После принятия хозяйственным судом решения его резолютивная часть объявляется председательствующим в том же заседании, в котором рассматривалось дело. Председательствующий также доводит до сведения лиц, участвующих в деле, информацию о том, когда они могут ознакомиться с мотивированным решением (в необходимых случаях составление мотивированного решения может быть отложено на срок до трех дней), и разъясняет им порядок обжалования принятого хозяйственным судом решения (ст. 160 ХПК).
Согласно ст. 161 ХПК, принятое хозяйственным судом решение вступает в законную силу после истечения срока на его кассационное обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано или опротестовано; если оно не отменено с направлением дела на новое рассмотрение, - то с момента вынесения решения кассационной инстанцией.
Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вступает в силу с момента его объявления в судебной инстанции (ст. 161 ХПК).
По общему правилу, решение хозяйственного суда приводится в исполнение после его вступления в законную силу, однако в ст. 162 ХПК приведен перечень решений и определений хозяйственного суда, которые подлежат немедленному исполнению. К указанным решениям и определениям относятся решения:
• о признании недействительными актов государственных и иных органов;
• об объявлении экономической несостоятельности (банкротства);
• об удовлетворении других требований, если ответчик признал иск или немедленное исполнение судебных актов прямо предусмотрено законодательным актом;
• определения об утверждении мирового соглашения, если стороны не предусмотрели иное в мировом соглашении.
Хозяйственный суд может допустить немедленное исполнение полностью или в части решений о присуждении денежных сумм по векселю, чеку либо иной ценной бумаге, подлинность которой не оспаривается ответчиком, а также по всем другим делам, если замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать невозможным само исполнение (ст. 162 ХПК).
В соответствии со ст. 164 ХПК хозяйственный суд в пятидневный срок со дня принятия решения направляет его лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением или вручает под роспись.
В случае несогласия с принятым решением заинтересованная сторона имеет право подать кассационную жалобу, а прокурор - протест в соответствующую кассационную инстанцию через хозяйственный суд, принявший решение (ст. 176 ХПК), в течение десяти дней с момента его принятия (ст. 177 ХПК).
Согласно ст. 178 ХПК, кассационная жалоба (протест) должна содержать:
• наименование кассационной инстанции хозяйственного суда, которой адресуется жалоба (протест);
• имя (наименование) лица, подающего жалобу (протест), и лиц, участвующих в деле;
• наименование хозяйственного суда, принявшего решение, на которое подается жалоба (протест), номер дела и дату принятия решения, предмет спора;
• требования лица, подавшего жалобу (протест) с указанием на нарушения или неправильное применение норм материального либо процессуального права;
• несоответствие изложенных в решении выводов с фактическими обстоятельствами дела;
• перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов;
• сведения о том, будет ли подаваться дополнительная кассационная жалоба (протест) до рассмотрения ее кассационной инстанцией.
Кассационная жалоба подписывается подавшей ее стороной или ее представителем (представитель прилагает к кассационной жалобе доверенность, подтверждающую его полномочия на подачу жалобы), а протест - прокурором.
К кассационной жалобе и протесту прилагаются документы, подтверждающие факт направления копии указанных документов другим лицам, участвующим в деле, а к кассационной жалобе - документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины (ст. 178 ХПК).
Согласно ст. 186 ХПК, кассационная инстанция хозяйственного суда рассматривает дело в кассационном порядке в течение десяти дней с момента его поступления. Указанный срок может быть продлен не более чем на двадцать дней председателем хозяйственного суда или его заместителем в случае рассмотрения дела особой сложности.
Дело в кассационной инстанции рассматривается судом в составе не менее трех судей. Начинается рассмотрение с доклада председательствующего в судебном заседании или одного из судей. В докладе кратко излагается сущность дела, оглашается решение хозяйственного суда первой инстанции, содержание кассационной жалобы и отзывов на нее. Далее выступает лицо, подавшее кассационную жалобу, а также участвующие в деле лица в определенной хозяйственным судом последовательности (ст. 183 ХПК).
До вынесения кассационной инстанцией постановления лицо, подавшее жалобу, имеет право отказаться от нее (ст. 184 ХПК), истец может отказаться от иска, стороны могут заключить мировое соглашение, однако кассационная инстанция хозяйственного суда может не принять отказа от иска и не утвердить мировое соглашение (ст. 185 ХПК).
Согласно ст. 188 ХПК, кассационная инстанция хозяйственного суда, рассмотрев дело, имеет право:
• оставить решение хозяйственного суда первой инстанции без изменения, а необоснованную кассационную жалобу (протест) - без удовлетворения;
• отменить решение хозяйственного суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в хозяйственный суд первой инстанции;
• отменить решение хозяйственного суда первой инстанции полностью или в части и принять новое решение;
• изменить решение хозяйственного суда первой инстанции;
• отменить решение хозяйственного суда первой инстанции и прекратить производство по делу или оставить иск (заявление) без рассмотрения полностью или в части.
Рассмотрение дела в кассационной инстанции оканчивается принятием постановления, которое подписывается всеми судьями кассационной инстанции хозяйственного суда. Содержание постановления определено в ст. 195 ХПК, в соответствии с которой в постановлении кассационной инстанции должны быть указаны:
• наименование хозяйственного суда, принявшего постановление, номер дела и дата принятия постановления, состав хозяйственного суда, принявшего постановление, лица, участвующие
в процессе;
• имя (наименование) лица, подавшего кассационную жалобу (протест), и лиц, участвующих в деле;
• наименование хозяйственного суда, рассмотревшего дело в первой инстанции, номер дела, дата принятия решения, фамилии судей хозяйственного суда, принявших решение;
• краткое изложение сущности принятого решения;
• основания, по которым поставлен вопрос о проверке законности и обоснованности решения;
• доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу (протест);
• объяснения лиц, присутствующих в заседании;
• законодательные или иные нормативные акты, которыми руководствовалась кассационная инстанция при вынесении постановления;
• при отмене или изменении решения первой инстанции - мотивы, по которым кассационная инстанция не согласилась с выводами хозяйственного суда первой инстанции;
• выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста);
• действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и хозяйственным судом, если дело передано на новое рассмотрение.
В постановлении кассационной инстанции указывается распределение судебных расходов между сторонами, участвующими в деле.
Постановление кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением или вручается под роспись (ст. 195 ХПК).
При отклонении кассационной жалобы (протеста) кассационная инстанция хозяйственного суда должна в своем постановлении указать мотивы, по которым доводы жалобы (протеста) признаны неправильными или не являются основанием для отмены решения.
Установив, что допущенные хозяйственным судом первой инстанции нарушения норм права не являются основанием для отмены решения, кассационная инстанция хозяйственного суда должна указать на них в кассационном постановлении или в специально вынесенном частном определении.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Минский государственный торговый колледж»