Стоматологического, фармацевтического и медсестринского ВО

факультетов

Екатеринбург

Учебная цель: Дать оценку сложившемуся виду питания, определить необходимую направленность рациона, дать рекомендации по коррекции питания.

Работа выполняется в полном соответствии с указаниями, поэтапно. Название этапа указывать обязательно.

Этап 1. Оценка собственного пищевого статуса

Статус питания– определенное состояние здоровья, сложившееся под воздействием данной структуры и режима фактического питания и характеризуемое специфическими функциями, морфологическими и адаптационными признаками.

Классификация:

1. Обычный статус – при котором нет функциональных и морфологических нарушений, связанных с условиями питания, и адаптационные резервы соответствуют обычным условиям существования.

2. Оптимальный статус – при котором морфологические, функциональные, адаптационные возможности компенсируют потребности организма в чрезвычайных, стрессовых ситуациях.

3. Избыточный статус I, II, III степени выраженности – при котором в результате избыточного поступления пищевых веществ происходят функциональные и морфологические нарушения, снижение адаптационных резервов.

4. Недостаточный статус. Различают:

а) неполноценный статус – при котором в связи с недостаточным поступлением пищевых веществ адаптационные резервы недостаточны для обычных ситуаций, но функциональные и морфологические нарушения при исследовании не определяются;

б) скрытый(преморбидный) статус – при котором имеются не резко выраженные нарушения функции и структуры в форме синдрома пищевой недостаточности.

Чаще всего для оценки пищевого статуса используют массу тела (энергетическая адекватность питания, адекватность по углеводам и жирам), а также внешние проявления со стороны органов и систем (см.приложение 1). При необходимости проводят биохимические исследования (адекватность по белкам), функциональные пробы (резистентность сосудов, адаптометрия).

Определите наличие или отсутствие признаков неадекватного питания по схеме:

1. ФИО

2. Возраст

3. Вид деятельности

4. Показатели физического развития

4.1. рост стоя (см)

4.2. масса тела (кг)

4.3. окружность грудной клетки (см)

4.4. Определите идеальную массу тела (ИМТ) и индекс массы тела (ИМТ) – см.приложение 2. Сопоставьте свою массу тела с рекомендуемой и допустимой для Вашего возраста (приложение4).

4.5. Пользуясь приложением 1, отметьте у себя симптомы неадекватности по нутриентам.

4.6. Количество петехий при определении резистентности сосудов

4.7. Сделайте выводы:

1) какой у Вас статус (обычный, недостаточный, избыточный)?

2) какую Вы выбираете направленность рациона (увеличить или уменьшить массу тела, повысить резистентность, предупредить какие-то заболевания);

Этап 2. Определение индивидуальной потребности в калориях

И основных нутриентах

2.1. Суточные энерготраты человека складываются из:

- величины основного обмена ВОО (зависит от возраста, пола, массы тела, состояния здоровья);

- специфически динамического действия пищи, т.е. увеличение энерготрат на переваривание пищи (10% от ВОО, коэффициент 0,1 ВОО);

- затраты на трудовую деятельность (коэффициент физической активности КФА).

Таким образом, суточную потребность в энергии можно определить по формуле:

КФА х ВОО + 0,1 х ВОО

Сначала надо определить ВОО по таблице:

Возраст Мужчины Женщины
10-18 лет 18-30 лет 30-60 лет 60 лет 17,5 МТ* + 651 15,3 МТ + 679 11,6 МТ + 879 13,5 МТ + 487 12,2 МТ + 746 14,7 МТ + 496 8,7 МТ + 829 10,5 МТ + 596

МТ* – масса тела фактическая или идеальная (см.приложение 2).

Далее определяем энерготраты на трудовую деятельность.

Согласно нормам физиологических потребностей в питании все трудовое население дифференцировано в зависимости от энергозатрат на 5 профессиональных групп:

1 группа – КФА=1,4. Это работа преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность (научные работники, студенты, операторы ЭВМ, педагоги, врачи терапевтического профиля и т.д.)

2 группа – КФА=1,6. Работники, занятые легким трудом (водители трамваев, троллейбусов, медсестры, санитарки, работники сферы обслуживания).

3 группа – КФА=1,9. Работники средней тяжести труда, средняя физическая активность (слесари, станочники, водители автотранспорта, врачи-хирурги, продавцы).

4 группа – КФА=2,8. Работники тяжелого физического труда (строительные работы, механизаторы, металлурги, большинство с/х профессий).

5 группа – КФА=3,5. Работники особо тяжелого физического труда (только мужские профессии – механизаторы, работники с/х в период уборочной и посевной, вальщики леса, бетонщики, каменщики, грузчики).

Если Вы работаете или занимаетесь спортом, увеличьте энерготраты с учетом продолжительности работы (приложение 3).

Суммируйте все затраты по ранее приведенной формуле. Это будет Ваша суточная калорийность.

Следует учесть, что полученная величина является лишь ориентировочной, во-первых, из-за определенных допущений, предусмотренных методом; во-вторых, согласно теории адекватного питания, точные, идеальные расчеты потребности в нутриентах по формуле (приход должен быть равен расходу) не возможны принципиально.

2.2. Рассчитайте потребность Вашего организма в белках. За счет белков в суточном рационе питания должно быть обеспечено 12% всей калорийности. Рассчитайте, сколько ккал должно покрываться за счет белков. При сгорании 1 г белка образуется 4 ккал. Подсчитанную Вами должную калорийность в белках разделите на 4 ккал. Результат – это суточная потребность в белках в г. 55% белков должно быть животного происхождения. Посчитайте их количество в г.

2.3. Рассчитайте потребность в жирах. Они должны обеспечить 30% от необходимой Вам величины суточной потребности в ккал и разделите на 9 ккал (при сгорании 1 г жира образуется 9 ккал). Это суточная потребность в жирах в г. 30% жиров должно быть растительного происхождения. Укажите, сколько это в г.

2.4. Остаточная калорийность должна покрываться за счет углеводов. Определите остаточную калорийность. Поделите ее на 4 (1 г углеводов дает 4 ккал). Это потребность организма в углеводах. Олигосахаридов из них должно быть 20%. Подсчитайте в г. Клетчатки должно быть не менее 2%. Подсчитайте ее потребность в г. Какое соотношение б:ж:у?

2.5. Сравните полученную величину суточной потребности в калориях при вашем образе жизни с отечественными физиологическими нормами питания для трудоспособного населения с учетом пола, возраста, характера деятельности (см.приложение 4 и 5). Если различия существенны, объясните причину.

2.6. По таблицам физиологических норм потребности взрослого населения в витаминах, минеральных веществах (приложение 5) – выпишите для себя потребность в витаминах С, В1, А, в элементах Са, Р, Fе, К, F, I.

2.7. Сделайте коррективы к нормативам с учетом направленности питания, дополнительных затратах (занятия спортом, работа).

Наши рекомендации