Стоматологического, фармацевтического и медсестринского ВО
факультетов
Екатеринбург
Учебная цель: Дать оценку сложившемуся виду питания, определить необходимую направленность рациона, дать рекомендации по коррекции питания.
Работа выполняется в полном соответствии с указаниями, поэтапно. Название этапа указывать обязательно.
Этап 1. Оценка собственного пищевого статуса
Статус питания– определенное состояние здоровья, сложившееся под воздействием данной структуры и режима фактического питания и характеризуемое специфическими функциями, морфологическими и адаптационными признаками.
Классификация:
1. Обычный статус – при котором нет функциональных и морфологических нарушений, связанных с условиями питания, и адаптационные резервы соответствуют обычным условиям существования.
2. Оптимальный статус – при котором морфологические, функциональные, адаптационные возможности компенсируют потребности организма в чрезвычайных, стрессовых ситуациях.
3. Избыточный статус I, II, III степени выраженности – при котором в результате избыточного поступления пищевых веществ происходят функциональные и морфологические нарушения, снижение адаптационных резервов.
4. Недостаточный статус. Различают:
а) неполноценный статус – при котором в связи с недостаточным поступлением пищевых веществ адаптационные резервы недостаточны для обычных ситуаций, но функциональные и морфологические нарушения при исследовании не определяются;
б) скрытый(преморбидный) статус – при котором имеются не резко выраженные нарушения функции и структуры в форме синдрома пищевой недостаточности.
Чаще всего для оценки пищевого статуса используют массу тела (энергетическая адекватность питания, адекватность по углеводам и жирам), а также внешние проявления со стороны органов и систем (см.приложение 1). При необходимости проводят биохимические исследования (адекватность по белкам), функциональные пробы (резистентность сосудов, адаптометрия).
Определите наличие или отсутствие признаков неадекватного питания по схеме:
1. ФИО
2. Возраст
3. Вид деятельности
4. Показатели физического развития
4.1. рост стоя (см)
4.2. масса тела (кг)
4.3. окружность грудной клетки (см)
4.4. Определите идеальную массу тела (ИМТ) и индекс массы тела (ИМТ) – см.приложение 2. Сопоставьте свою массу тела с рекомендуемой и допустимой для Вашего возраста (приложение4).
4.5. Пользуясь приложением 1, отметьте у себя симптомы неадекватности по нутриентам.
4.6. Количество петехий при определении резистентности сосудов
4.7. Сделайте выводы:
1) какой у Вас статус (обычный, недостаточный, избыточный)?
2) какую Вы выбираете направленность рациона (увеличить или уменьшить массу тела, повысить резистентность, предупредить какие-то заболевания);
Этап 2. Определение индивидуальной потребности в калориях
И основных нутриентах
2.1. Суточные энерготраты человека складываются из:
- величины основного обмена ВОО (зависит от возраста, пола, массы тела, состояния здоровья);
- специфически динамического действия пищи, т.е. увеличение энерготрат на переваривание пищи (10% от ВОО, коэффициент 0,1 ВОО);
- затраты на трудовую деятельность (коэффициент физической активности КФА).
Таким образом, суточную потребность в энергии можно определить по формуле:
КФА х ВОО + 0,1 х ВОО
Сначала надо определить ВОО по таблице:
Возраст | Мужчины | Женщины |
10-18 лет 18-30 лет 30-60 лет 60 лет | 17,5 МТ* + 651 15,3 МТ + 679 11,6 МТ + 879 13,5 МТ + 487 | 12,2 МТ + 746 14,7 МТ + 496 8,7 МТ + 829 10,5 МТ + 596 |
МТ* – масса тела фактическая или идеальная (см.приложение 2).
Далее определяем энерготраты на трудовую деятельность.
Согласно нормам физиологических потребностей в питании все трудовое население дифференцировано в зависимости от энергозатрат на 5 профессиональных групп:
1 группа – КФА=1,4. Это работа преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность (научные работники, студенты, операторы ЭВМ, педагоги, врачи терапевтического профиля и т.д.)
2 группа – КФА=1,6. Работники, занятые легким трудом (водители трамваев, троллейбусов, медсестры, санитарки, работники сферы обслуживания).
3 группа – КФА=1,9. Работники средней тяжести труда, средняя физическая активность (слесари, станочники, водители автотранспорта, врачи-хирурги, продавцы).
4 группа – КФА=2,8. Работники тяжелого физического труда (строительные работы, механизаторы, металлурги, большинство с/х профессий).
5 группа – КФА=3,5. Работники особо тяжелого физического труда (только мужские профессии – механизаторы, работники с/х в период уборочной и посевной, вальщики леса, бетонщики, каменщики, грузчики).
Если Вы работаете или занимаетесь спортом, увеличьте энерготраты с учетом продолжительности работы (приложение 3).
Суммируйте все затраты по ранее приведенной формуле. Это будет Ваша суточная калорийность.
Следует учесть, что полученная величина является лишь ориентировочной, во-первых, из-за определенных допущений, предусмотренных методом; во-вторых, согласно теории адекватного питания, точные, идеальные расчеты потребности в нутриентах по формуле (приход должен быть равен расходу) не возможны принципиально.
2.2. Рассчитайте потребность Вашего организма в белках. За счет белков в суточном рационе питания должно быть обеспечено 12% всей калорийности. Рассчитайте, сколько ккал должно покрываться за счет белков. При сгорании 1 г белка образуется 4 ккал. Подсчитанную Вами должную калорийность в белках разделите на 4 ккал. Результат – это суточная потребность в белках в г. 55% белков должно быть животного происхождения. Посчитайте их количество в г.
2.3. Рассчитайте потребность в жирах. Они должны обеспечить 30% от необходимой Вам величины суточной потребности в ккал и разделите на 9 ккал (при сгорании 1 г жира образуется 9 ккал). Это суточная потребность в жирах в г. 30% жиров должно быть растительного происхождения. Укажите, сколько это в г.
2.4. Остаточная калорийность должна покрываться за счет углеводов. Определите остаточную калорийность. Поделите ее на 4 (1 г углеводов дает 4 ккал). Это потребность организма в углеводах. Олигосахаридов из них должно быть 20%. Подсчитайте в г. Клетчатки должно быть не менее 2%. Подсчитайте ее потребность в г. Какое соотношение б:ж:у?
2.5. Сравните полученную величину суточной потребности в калориях при вашем образе жизни с отечественными физиологическими нормами питания для трудоспособного населения с учетом пола, возраста, характера деятельности (см.приложение 4 и 5). Если различия существенны, объясните причину.
2.6. По таблицам физиологических норм потребности взрослого населения в витаминах, минеральных веществах (приложение 5) – выпишите для себя потребность в витаминах С, В1, А, в элементах Са, Р, Fе, К, F, I.
2.7. Сделайте коррективы к нормативам с учетом направленности питания, дополнительных затратах (занятия спортом, работа).