Формирование информационных банков и баз данных.
Банк данных — это совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью ЭВМ.
База данных— это упорядоченная совокупность данных, предназначенных для хранения, накопления и обработки с помощью ЭВМ. Для создания и ведения базы данных (обновления, обеспечения доступа к информации по запросам и выдаче ее пользователю) используют набор языковых и программных средств СУБД.
Цель создания банка (базы) земельно-кадастровых данных отдельного территориального уровня — информационное обеспечение стратегического планирования и управления регионом (городом), формирования финансовой и инвестиционной политики,
рационального использования земель, осуществления землеустройства, контроля за использованием и охраной земель, мониторинга земель.
Информационные базы и банки земельно-кадастровых данныхдолжны:
удовлетворять потребности пользователя кадастровых данных различных структур по управлению и использованию земельного фонда территорий, планированию развития хозяйственного механизма региона; учитывать требования основных потребителей, но для выполнения требований отдельного потребителя БД может быть не оптимальным;
содержать минимум первичных и производных земельно-кадастровых данных, необходимых и достаточных для решения конкретных производственно-экономических задач;
соответствовать изменяющимся потребностям управления земельными ресурсами. Банки и базы земельно-кадастровых данных как информационные системы должны обеспечивать: иерархическую структуру федерального, регионального и локального уровней ведения земельного кадастра; обеспечение информационных потребностей различных пользователей, работающих с кадастровыми данными; открытость для ввода, хранения, обработки и выдачи информации и прочих данных; корректность, достоверность, целостность и непротиворечивость хранимой и выдаваемой информации; долговременность хранения информации и оперативность ее использования; возможность санкционированного доступа к данным; выдачу информации в форме, определяемой пользователем; необходимую производительность обработки запросов, параллельность доступа многих пользователей к базам и банкам данных, простоту и удобство работы с ними; возможность адаптации информационной системы к изменениям задач управления земельными ресурсами территорий; комплексность и системность; обеспечение решения задач, стоящих перед управленческими структурами страны и региона на данный момент и на перспективу; возможность поэтапного создания системы справочного обслуживания имущественно-земельного комплекса; поэтапность и преемственность в проведении информационного обмена; формирование процессов хранения, обработки и накопления информации в разных местах и в разные периоды времени; совместимость общесистемных банков данных по техническим параметрам и базовым задачам; возможность предоставления пользователю автоматизированного доступа к информации в пределах установленной для него компетенции и правил доступа; одноразовый ввод информации и многократное, многоцелевое ее использование; требуемую защиту и конфиденциальность информации. Для реализации последнего требования необходимо выявить возможные каналы утечки информации за счет несанкционированного доступа и уязвимости системы ГЗК, в том числе и от действия побочных электромагнитных излучений и наводок.
Одно из главных условий создания системы ГЗК — необходимость создания и ведения централизованного банка кадастровых данных для субъектов Федерации и федерального банка данных, которые выполняют следующие функции: учет, систематизацию, хранение, размножение и выдачу информации потребителям; информационное обеспечение регулирования развития земельных отношений на конкретных территориях, в том числе гарантий сохранения системы стоимостных оценок земли и формирование ее оборота. Необходимость создания централизованного банка кадастровых данных периферийных станций административных районов меняет не только его структуру, но и существенно сказывается на взаимоотношениях и связях как между элементами самой системы, так и всей окружающей средой (экономической, экологической, природной, социальной и т. д.).
Общие положения функционирования системы земельного кадастра основаны на общетеоретических и методических положениях системного анализа. Системная целостность земельного кадастра вытекает из его функционально-информационного аспекта и заключается в том, что вся кадастровая информация о природном, правовом, хозяйственном и экономическом положении всех объектов и субъектов земельно-имущественных отношений вне зависимости от их размещения создается с целью полного удовлетворения требований управления конкретной территории. В информационном смысле все объекты можно рассматривать как носители определенной кадастровой информации (пространственное, правовое и экономико-хозяйственное положения, размер, качественные и количественные характеристики и т. д.), однако совокупность кадастровой информации об объектах и элементах территории может иметь различную содержательную и видовую структуры, в зависимости от размера анализируемой территории, содержания заказов государственных и коммерческих структур, которые выдвигают, по крайней мере, два требования к системе земельного кадастра: функциональность (готовность в течение определенного времени к выполнению заказов в заданные сроки) и информативность (гарантирование полноты содержания заказов).
40 ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗЕМЕЛЬНО_КАДАСТРОВЫЕ СИСТЕМЫ.
Как отмечалось, общность черт прочих европейских кадастровых систем объясняется тем, что все они, прямо или косвенно, происходят от французского образца. Главной целью французской кадастровой системы было обеспечение поземельного налогообложения. И до сих пор он обслуживает фискальную систему: его данные являются основой начисления различных видов поземельных и имущественных налогов, касающихся недвижимости. Хотя во Франции
Поземельный регистр не существует, кадастр сам по себе используется как реестр участков недвижимой собственности и их шгадельцев.
Однако французский многоцелевой кадастр не обеспечивает систематического информационного покрытия всей территории страны. В настоящее время крупные города (Лилль, Марсель и др.) создали собственные многоцелевые кадастры своих территорий. Основные задачи современного французского земельного кадастра сводятся к 3 группам: технической (составление кадастровых планов); земельной (идентификация и описание земельных участков — парцелл, установление их землевладельцев); налоговой (оценка земель и определение обоснований и норм земельного налога). В стране имеется 5 региональных информационных центров Главного управления налогов (в Аменье, Ашке, Орлеане, Руане, Версале), которые выполняют почти исключительно кадастровые работы: осуществляют руководство по созданию кадастровой документации, определяют основания для обложения налогом для сообщения местным властям, занимаются изданием перечней и сообщений по налогообложению, касающемуся поземельного на-
лога, моделированием возможных изменений в налогообложении. Штат всех пяти региональных информационных центров насчитывает около 1250 чел. В последнее время Национальный банк земельных данных содержит около 40 млрд единиц информации.
Сейчас во Франции осуществляется:
перевод черновых кадастровых планов, хранящихся в кадастровом бюро, на прозрачную основу фотоматериала;массовое производство стандартных кадастровых планов;
идентификация планов некоторых больших коммун;
переработка кадастра в зонах, где современный план неполноценен;
создание микрофильмов кадастровых планов;
издание кадастровой документации на микрофишах; передача земельных файлов потребителям.
В Германии существующая кадастровая система, развившись из налогового кадастра, оформилась как часть юридической системы и содержит данные о владельцах и владениях, развернутые сведения о функциях землепользования и данные топографических съемок. Реорганизация всей информационной службы землеустройства, происходившая с 1935 г., а затем после 1945 г. в связи с послевоенной реконструкцией страны, привели к пересмотру прежде существовавшей кадастровой системы. В Германии производство кадастровых карт было объединено с обработкой данных, касающихся землепользования и землеустройства. С 1970-х годов в землях, округах и крупных городах создают автоматизированные банки данных о недвижимости, включающие информацию Поземельных книг, кадастра недвижимости, налогового кадастра и картографический .материал. В результате устанавливаемых связей между различными информационными службами в настоящее время в Германии формируется многоцелевой автоматизированный банк данных о земле и недвижимости. В совокупности с другими автоматизированными банками данных этот банк формирует общенациональную информационную систему, позволяющую решать широкий круг проблем, связанных с землепользованием, территориальным планированием и экономикой недвижимости.
Особенностью кадастра в Австрии является ведение в Поземельном регистре отдельных книг для железнодорожных участков и горных книг. В настоящее время в Австрии создают автоматизированную систему, объединяющую Поземельный регистр и кадастр недвижимости в общий банк данных о земле и недвижимости.
В Швейцарии кантоны, образующие Конфедерацию, традиционно независимы в земельной политике, поэтому налоги на землю и недвижимость полностью поступают в местный кантональный бюджет. Кадастровые службы кантонов организованы во многом самостоятельно: государством установлена форма и содержание книг Поземельного регистра, но ведомство, ведущее этот регистр, определяет сам кантон. В одних кантонах — это отдел суда, в других — специальные службы, имеющие юридические права регистрации, поскольку кадастр в Швейцарии имеет юридический характер. Ответственность за правильность ведения Поземельных книг несут непосредственно власти кантона. В последнее время (после 1991г.) правительство рассматривает проект организации общенациональной кадастровой системы на основе разработки единых информационных стандартов и объединения кантональных кадастров с автоматизированными банками данных о населении, территории, коммунальном хозяйстве, инженерных и энергетических сетях и т. д. Проект рассчитан на 20 лет, требует значительных капиталовложений, в связи с чем правительство рассматривает возможность приватизации геодезических служб, прежде финансировавшихся государством и кантонами. Следует отметить, что в швейцарских городах созданы службы, которые на основе кадастровой информации выпускают специализированные карты высшего класса точности, содержащие данные о городской территории и коммунальном хозяйстве.
В Швейцарии все изменения в земельно-кадастровой документации вводятся в базу данных кадастра, находящуюся в государственной информационной системе о земельных участках. Теоретический опыт создания локальных информационных систем, включающих данные о земельных участках, показал различия между основными, или первичными, моделями, в которых данные вводятся по результатам непосредственных измерений и кодируются в запоминающих устройствах и производными моделями, когда данные вводятся с существующих информационных систем, например с карт, т. е. моделями с более высокой степенью абстракции. Швейцарская земельная информационная система строится главным образом на первичных данных.
В 1975 г. кадастровой службой Нидерландов были начаты работы по составлению крупномасштабной базисной карты. Кадастровая служба стала и главным потребителем этой карты, поскольку топографические данные имеют важное значение в обноачении кадастровых карт. В результате этих работ разработана автоматизированная система для цифрового картографирования и обновления, как топографического, так и кадастрового. Примерно в то же время были начаты исследования по возможности создания земельных информационных систем. Одним из первых был проект, выполненный в 1976 г. в Делфтском университете. Эта информационная система учитывала административное деление и функциональное районирование территории страны, линейные коммуникации и отдельные объекты. ЗИС включает 5 основных элементов: государственные земельные налоги; юридические сведения об охране земель; специальные сведения для органов, контролирующих использование земель; объект землепользования; информация,
необходимая для планирования. Сейчас кадастровые управления объединены в единую систему с информационным центром в г. Херлен, где кадастровые данные хранятся в 28 логически разделенных базах данных, т. е. для каждого управления имеется одна
база данных для ведения кадастра и одна — для ипотечного контроля. Эту систему называют автоматизированной кадастровой регистрацией. Базы данных формируют банк данных автоматизированной кадастровой регистрацией. Автоматизацию проводили в
3 этапа. Сначала был внедрен автоматизированный указательимен, затем проведена автоматизация кадастровых записей. На последнем этапе совмешались данные главных книг и книг регистрации участков указателем имен, что позволило создать единое
структурное целое. На этот этапе вводили автоматизированный ипотечный реестр. Автоматизированное ведение кадастра включает ряд частных систем, действующих в интерактивном или пакетном режиме. Автоматизированный ипотечный контроль в дополнение к традиционным ссылкам на кадастровые документы дает также информацию о категории залога, порядке погашения долга, сумме долга, ставке процента, способе погашения ссуды под недвижимость, а также данные о кредиторе (банке, пенсионном фонде и т. д.) и должнике по закладной.
В Дании кадастр ведется под управлением Кадастровой коллегии, действует автоматизированная кадастровая система, в которой информация хранится на твердых дисках. Информация в кадастровой системе содержит данные об участках, каждый из которых имеет свой номер. В эти данные входят номер файла, куда отнесен участок, срок последнего утверждения изменений и другие сведения, важность которых определяет кадастровая коллегия. В базу данных входит также информация, поступающая от геодезистов: площадь участков, каждой частной дороги, водоема и т. д. Она содержит так же данные о всех обязательствах и включает кадастровую карту.
Кроме того, для удовлетворения потребности в информации для планирования землепользования Министерство сельского хозяйства Дании и земельное информационное бюро разработали обширную базу данных и автоматизированную систему обработки
данных с учетом параметров, характеризующих почвенные, лесные, водные и сырьевые ресурсы. Эта система работает с 1975 г. Система обработки данных основана на применении для тематического картографирования. Она приспособлена к датской почвенной классификации. Сбор данных о почвах начали в 1975 г. и завершили в 1980 г. Результатом стали 400 листов многоцветной карты в масштабе 1 :50000. Затем карта была оцифрована для составления компьютерных почвенных карт разных масштабов и с различными сочетаниями параметров. Компьютерная система может вычислять площади почвенных типов и других контуров для административных районов, речных бассейнов и т. д. Все основные данные почвенной классификации хранятся в легко доступной базе данных, которая постоянно пополняется новыми данными о почве. Многоцелевой кадастр Швеции начали преобразовывать в многоцелевую информационную систему о земле и недвижимости с 1976 г., в результате слияния автоматизированного банка данных о недвижимости с банками данных о населении, экономической статистики, налогообложения и данных переписей. Собственно земельный кадастр состоит из двух регистров: поземельного и недвижимой собственности. В 1936—1974 гг. реализована программа создания национального фонда кадастровых карт, производимых на основе фотокарты масштаба 1 : 10000 и покрывавших всю территорию страны единой системой описания границ участков и зданий. С 1974 г.
для этого используют кадастровые карты масштаба 1 : 20000, информацию для составления которых подготавливают на основе общегосударственного автоматизированного банка данных о недвижимости. Кадастровые карты плотно застроенных городских территорий производят или заказывают местные муниципальные службы, и они имеют крупный (вплоть до 1: 500) масштаб. Подобно шведской системе, норвежский кадастр объединен в информационную кадастровую систему, содержащую сведения о владениях, владельцах, адресах и типах зданий. Различные группы
данных могут быть связаны друг с другом и географически локализованы через координатные или идентификационные коды объектов. Как в Швеции, так и в Норвегии стандарты описания объектов и информационные связи между ними установлены законодательно, а сами системы являются государственными и их разработка и внедрение финансирует правительство.
В Норвегии работает система GAB, объединяющая кадастровую информацию. Она состоит из 3 реестров: земельных участков, адресов и строений. Решение о ее создании было принято норвежским парламентом в 1987 г.
Реестр земельных участков содержит данные для всех участков с правом полной земельной собственности; для всех арендуемых участков, имеющих собственный номер в земельной книге, в которой отражены правовой титул на землю, ипотека и т. д.; для всех квартир или других частей строений, которые зарегистрированы как самостоятельная собственность; для других возможных объектов, которым дан номер в земельной книге. Реестр адресов содержит данные для всех объектов, которым дан официальный адрес, а также о тех объектах, для которых есть временный адрес в виде, например, номера земельного участка. Реестр строений содержит данные для всех единиц строений и для каждой квартиры или части здания (например, магазин). Участки в реестре земельных участков идентифицируют с помощью
официального номера собственности. Реестр содержит данные об имени и адресе владельца участка, времени оформления участка, площади и виде землепользования. Роль локализующих данных играют координаты одной опорной точки. Привязку к другим реестрам осуществляют с помощью ключа к этим реестрам. Все реестры системы — официальны. В частности, реестр земельных участков является официальным реестром участков, где можно найти все участки, которым дан официальный регистрационный номер. В земельную книгу заносят только те участки, владельцы которых нуждаются в юридической регистрации правового титула на землю, ипотеки и т. д. Большинство земель, которыми владеют государственные органы, регистрируют в системе GAB. В 1982 г. данные о существующих участках из земельных книг
были перенесены в автоматизированную систему. Эта работа выполнена геодезическими управлениями. Потребителями информации являются центральное статистическое бюро, налоговые органы, органы контроля над ценами, а также другие (общественные и частные) пользователи.
В Финляндии значительное время вели работы по созданию банка данных по земельному кадастру, который в основном сформирован к 1995 г. Существующие до этого времени реестры не имели точных данных о местонахождении недвижимости, поэтому этот недостаток был исправлен с помощью цифровой кадастровой карты. Технически это реализовано в виде отдельной базы данных на основе существующего земельного кадастра. Базы данных земельного кадастра и цифровая кадастровая книга будут иметь логическую целостность.
Национальное геодезическое управление Финляндии в 1979 г. приступило к созданию ортофотокарт в масштабе 1 : 5000 на всю территорию страны, которые несут и кадастровую информацию. Поскольку в Финляндии действует множество различных кадастров, у цифровой кадастровой карты появляется еще одна важна функция — она становится системой связи между кадастрами. Небольшое отличие в организации кадастра Финляндии от других стран заключается в том, что регистры сельских территорий содержит государство, а регистры городских территорий являются органами муниципальной администрации. С переходом в ближайшем будущем к общенациональной электронно-информационной системе эти различия исчезнут.
Итальянский кадастр схож с системами, распространенными в центральной Европе. Связь кадастра регистра участков с данными о владельцах (поземельным регистром) возможна только с использованием имен владельцев. Объединение этих двух регистров на базе автоматизированного банка данных потребует и изменений в регистрационной системе. Одна из существенных особенностей итальянского кадастра состоит в ведущемся систематически с 1939 г. регистре зданий.
В Италии предварительные исследования по вопросу ≪механизации≫ земельного кадастра были начаты в 1951 г. С 1961 г. министерство финансов стало использовать механографический метод перезаписи актов в отдельных провинциях. В последующие годы был создан механографический центр Управления государственных монополий. В 1968 г. был учрежден электронно-вычислительный центр Управления кадастра, а со следующего года начались широкомасштабные работы по переводу практического кадастра на новые методы. Данные и акты кадастра (перечень участков, приходно-расходный реестр, перечень владельцев) вводят в память единого компьютера, находящегося в Риме и имеющего выход на 138 терминалов на местах. Для последующего обновления актов периферийные управления составляют соответствующие
модели, в которых фиксируют изменения в недвижимости. Модели необходимы также для составления новых перечней. Периодически информация передается от терминалов местных управлений в электронный центр кадастра в Риме. Получив сведения, обработчик обеспечивает печатанье новых перечней, отправляемых в периферийные управления (налоговые инспекции). Поэтому обновление перечней может осуществляться посредством их замены. Планируется децентрализация электронного оборудования и размещение его в местных органах, с тем чтобы печатать акты непосредственно на местах. В базе данных электронного центра кадастра содержатся данные регистрации, т. е. имена владельцев, сведения о вступлении во владение, размеры площадей, характеристики качества, классы и уровни доходов, но не содержится графической информации, т. е. кадастровой карты. С начала 80-х гг. администрация кадастра осуществляет интенсивный процесс перевода кадастровой карты в цифровую форму.
В Испании работы по составлению кадастра включают составление планов (планиметрических карт), фотограмметрию территории участка, выявление его размеров, границ и числа его владельцев. Земельно-кадастровая база данных на машиночитаемых носителях в стране отсутствует.
В Греции ведут работы по созданию единой общенациональной кадастровой системы, удовлетворяющей всем современным техническим и юридическим требованиям.
Великобритания —мировой лидер в переходе на компьютерные методы картирования, что требует данных в цифровой форме.
Поэтому традиционные графические картографические материалы, в том числе и те крупномасштабные планы, которые играют роль кадастровых карт (за неимением целостной системы земельного кадастра), постепенно переводятся в цифровую форму. Со
временем информацию в цифровой форме можно будет получить непосредственно в полевых условиях, но пока еще требуется обычная топографическая съемка, результаты которой затем переводятся в цифровую форму. В связи с большим числом топографических карт этот процесс рассчитан на десятилетия. В начале 60-х годов в США в связи с возрастающим значением планирования и разработкой нового землеустроительного законодательства, а также развитием компьютерной техники все большее внимание при проведении учета земель стали уделять созданию земельных информационных систем.
Все множество созданных в США информационных систем, связанных с земельными ресурсами, можно разделить на непространственные (например, учетные) и пространственные, среди которых выделяются географические информационные системы, включающие земельные и другие (например, социально-экономические) информационные системы. В ряду земельных информационных систем особое место занимают системы, в основе которых в качестве учетной единицы рассматриваются парцеллы (кадастровые участки).
Основная единица земельной собственности в США —индивидуальный земельный участок, на котором расположены интересующие объекты местности. Земельный участок задается тремя характерными признаками: адрес, геодезические данные и оценочный индекс.
На карте, наряду с индивидуальными участками, показывается авто- и железные дороги, гидрография. Такая карта, независимо от точности, представляет интерес для широкого круга пользователей.
В США предпринимались попытки прогнозировать создание общей информационной системы (ЗИС), основой для создания которой служит картографический материал, полученный на основе аэрофотосъемки. После дигитализации содержания карты каждому
земельному участку (парцелле) присваивается оценочный индекс, сведения о землепользователе и координаты центра участка. Эти координаты затем вводятся в систему управления данными. Желательна привязка карты к государственной системе координат. Ведение системы учета земель осуществляет группа управления. ЗИС должна охватывать потребности не только одного округа в США, но и других. Дело в том, что у одних имеются файлы данных, а у других —карты, на которых показаны данные, подлежащие включению в обшую систему.
В рамках работ по данной системе корпорацией Information Graphies был разработан экспериментальный проект по созданию многоцелевого кадастра на г. Бербанк (шт. Калифорния), объединяющий четыре кадастровые системы (общественные работы; водоснабжение, электричество и канализация; газоснабжение; ТВ-кабели).Цифровые карты используют для создания пространственной модели. Кроме того, по рекомендации Федерального комитета по опорным геодезическим сетям в банк данных системы вводят данные опорных сетей I и II порядков. С помощью этой системы и в соответствии с технологиями искусственного интеллекта создаются файлы данных. Основными требованиями являются гибкость и разделение информации в файлах.
Повторное вычерчивание карт или отдельных ее частей считается невыгодным. Благодаря современному оборудованию и методологии создается земельная информационная система, позволяющая изолировать и защитить данные от несанкционированного
доступа. Любой пользователь, заплатив соответствующую стоимость, приобретает право доступа к общей системе, которая позволяет сократить судебные процессы, связанные с земельными границами, уменьшает иски и решает все спорные вопросы в административном порядке или путем переговоров.
Земельная многоцелевая регистрационная система, используемая с 1974 г. в округе Форсис (шт. Северная Каролина), базируется на современной технологии, широко использующей компьютерную технику, современные достижения геодезии и фотограмметрии, автоматизированное картографирование. В эту регистрационную систему данные о правах на земельную собственность заносятся в специальные указатели, сгруппированные как по парцеллам, так и по владельцам земельной собственности, при этом каждой парцелле дается кадастровый номер, указывающий ее месторасположение. Для каждой парцеллы введено около характеристик, которые переведены на цифровые файлы. В настоящее время создается земельная многоцелевая регистрационная систем на уровне всего шт. Северная Каролина (в 1986 г. в ней принимало участие 65 из 100 округов штата).
41 ПРИРОДНО_СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ТАКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ.
Для успешного проведения земельно-кадастровых работ важное значение имеет научно обоснованное районирование территории страны, области (края), республики. Это обусловлено тем, что территория Российской Федерации простирается на большие расстояния и имеет разнообразные природные факторы (рельеф, тепло, влага, почва и т. п.), влияющие на качество земель и их хозяйственное использование. Природные и экономические условия различаются и в пределах территории республик, краев, областей. Месторасположение земель по отношению к промышленным центрам и местам переработки сельскохозяйственной продукции влияет на использование земель, специализацию и концентрацию сельскохозяйственного и промышленного производства.
Районирование страны, области, края, республики предусматривает выделение территорий, относительно однородных по экологическим, агроклиматическим, геоморфологическим и ландшафтным условиям, влияющим на специализацию и интенсивность отраслей народного хозяйства. Его проводят на основе общей схемы природно-сельскохозяйственного, экологоландшафтного или другого районирования земельного фонда страны. Такое районирование представляет собой научно обоснованное зонирование территории с учетом специфики природных условий и вида сельскохозяйственного производства. В основе районирования лежит анализ природных, экологических, экономических, социальных и других условий (а также их взаимозависимость) и его осуществляют по принципу от общего к частному.
Так, система природно-сельскохозяйственного районирования территории страны включает в себя специальные выделы (таксономические единицы): природно-сельскохозяйственные пояса, зоны провинции, округа и районы, горные области. Они являются комплексными территориально-производственными образованиями (пояс, подпояс, провинция, зона, округ, район и горная область), различающимися природными и хозяйственными условиями и признаками.
Природно-сельскохозяйственный пояс — наиболее общая высшаяединица районирования. Он характеризуется комплексом природных условий, определяющим поясной тип сельскохозяйственногопроизводства и общие особенности использования земель. Главный его признак — теплобеспеченность, отображаемая суммамиактивных температур воздуха выше +10 "С. На территории нашейстраны выделяют следующие пояса: холодный, умеренный и теплый (субтропический).
Природно-сельскохозяйственная зона — основная единица районирования. Она характеризуется определенным комплексом почвенно-климатических условий, связанных с балансом тепла и влаги, главными особенностями почвообразования и минерального питания растений. Каждая зона имеет определенные типы и подтипы почв, а также типы сельскохозяйственного производства и соотношения земельных угодий. При выделении зоны в качестве показателей, определяемых на местности, используют типы и подтипы почв с соответствующей им растительностью. Контролирующими признаками служат изолинии сумм температур, выделяющие границы зон на территории достаточного годового увлажнения (лесотундра — 400 вС, северная т а Ига— 1200, средняя тайга— 1600 "С и т. д.) и изолинии коэффициента атмосферного годового увлажнения, ограничивающие зоны на территории недостаточного увлажнения (лесостепь — 0,77, степь на обыкновенных черноземах — 0,55, степь на южных
черноземах — 0,44, полупустыня — 0,39).
Природно-сельскохозяйственная провинция — часть зоны, характеризующаяся биологически важными (фациальными) особенностями почвенного покрова, связанными с микроклиматом и его режимом в годовом цикле. Провинции различаются между собой по показателям гидротермического и питательного режима почв; по основным агроклиматическим показателям (континентальность климата, суровость и смежность зимы, тепло- и влагообеспеченность вегетационного периода, биологическая продуктивность); а также набором культур, особенностями агротехники, эффективности удобрений.
Провинции выделяют по одному или нескольким наиболее существенным почвенным и агроклиматическим показателям с учетом режима элемента климата в годовом цикле. Так, в умеренном поясе в пределах одной и той же зоны изменение сумм температур на 600 °С служит основанием для выделения провинций, так как температурные полосы (ранних, средних, поздних культур) различаются указанным интервалом сумм температур.
В некоторых случаях границы провинций проводят с учетом естественных рубежей (крупные реки, горные системы). Природно-сельскохозяйственный округ представляет собой часть провинции, которая характеризуется определенными геоморфо-
Природно-сельскохозяйственный пояс — наиболее общая высшая единица районирования. Он характеризуется комплексом природных условий, определяющим поясной тип сельскохозяйственного производства и общие особенности использования земель. Главный его признак — теплcобеспеченность, отображаемая суммами активных температур воздуха выше +10 "С. На территории нашей страны выделяют следующие пояса: холодный, умеренный и теплый (субтропический).
Природно-сельскохозяпственная зона — основная единица районирования. Она характеризуется определенным комплексом почвенно-климатических условий, связанных с балансом тепла и влаги, главными особенностями почвообразования и минерального питания растений. Каждая зона имеет определенные типы и подтипы почв, а также типы сельскохозяйственного производства и соотношения земельных угодий.
При выделении зоны в качестве показателей, определяемых на местности, используют типы и подтипы почв с соответствующей им растительностью. Контролирующими признаками служат изолинии сумм температур, выделяющие границы зон на территории
достаточного годового увлажнения (лесотундра — 400 "С, северная тайга — 1200, средняя тайга— 1600 "С и т.д.) и изолинии коэффициента атмосферного годового увлажнения, ограничивающие зоны на территории недостаточного увлажнения (лесостепь — 0,77, степь на обыкновенных черноземах — 0,55, степь на южных
черноземах — 0,44, полупустыня — 0,39). Лриродно-сельскохозяйственная провинция — часть зоны, характеризующаяся биологически важными (фациальными) особенностями почвенного покрова, связанными с микроклиматом и его режимом в годовом цикле. Провинции различаются между собой по показателям гидротермического и питательного режима почв; по
основным агроклиматическим показателям (континентальность климата, суровость и снежность зимы, тепло- и атагообеспеченность вегетационного периода, биологическая продуктивность); а также набором культур, особенностями агротехники, эффективности удобрений.
Провинции выделяют по одному или нескольким наиболее существенным почвенным и агроклиматическим показателям с учетом режима элемента климата в годовом цикле. Так, в умеренном поясе в пределах одной и той же зоны изменение сумм температур на 600 "С служит основанием для выделения провинций, так как температурные полосы (ранних, средних, поздних культур) различаются указанным интервалом сумм температур.
В некоторых случаях границы провинций проводят с учетом естественных рубежей (крупные реки, горные системы).
Природно-сельскохозяйственный округ представляет собой часть провинции, которая характеризуется определенными геоморфологическими особенностями территории (общим строением рельефа), составом почвообразующих пород и строением почвенного покрова, закономерным соотношением почв разного гранулометрического состава, засоленности, солонцеватости, заболоченности и т. д., а также частными особенностями микро- и мезоклимата в пределах норм, выделенных для данной провинции. Все это предопределяет особенности агротехники, набор сельскохозяйственных культур, соотношение сельскохозяйственных угодий, виды мелиорации, системы севооборотов, мероприятия по охране почв и природы.
Округа выделяют в пределах провинции главным образом по обобщенным типам равнинного и горного рельефа и почвообразующим породам с учетом почвенного покрова, агроклиматических показателей и освоенности территории (распаханность, лесистость) и лр.
Для оценки земли в пределах природно-с<