Общая характеристика земельного фонда рф
Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Согласно действующему законодательству и сложившимся традициям, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем. Целью государственного учета земель является получение систематизированных сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель. Категория земель – это часть земельного фонда, выделяемая по основному
целевому назначению и имеющая определенный правовой режим. Отнесение земель к категориям осуществляется согласно действующему законодательству в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.
Действующее законодательство предусматривает семь категорий земель:
– земли сельскохозяйственного назначения;
– земли населенных пунктов;
– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности
и земли иного специального назначения;
– земли особо охраняемых территорий и объектов;
– земли лесного фонда;
– земли водного фонда;
– земли запаса.
Земельные угодья – это земли, систематически используемые или пригодные к
использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-
историческим признакам. Учет земель по угодьям ведется в соответствии сих
фактическим состоянием и использованием.
Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные
угодья в соответствии с действующими нормами и правилами, принимаемыми на
государственном и ведомственном уровнях.
Сельскохозяйственные угодья – земельные угодья, систематически используемые
для получения сельскохозяйственной продукции.
К сельскохозяйственным угодьям отнесены:
– пашня;
– залежь;
– кормовые угодья (сенокосы и пастбища);
– многолетние насаждения.
К несельскохозяйственным угодьям отнесены:
– земли под водой, включая болота;
– лесные площади и земли под лесными насаждениями;
– земли застройки;
– земли под дорогами;
– нарушенные земли;
– прочие земли (овраги, пески, полигоны отходов, свалки, территории консервации и т.д.). Учету подлежат также оленьи пастбища, предоставленные хозяйствующимсубъектам для северного оленеводства. Оленьи пастбища представляют собой территории, расположенные в таких природных зонах, как тундра, лесотундра и северная тайга,6 растительный покров которых пригоден в качестве корма для северного оленя. Оленьи пастбища отнесены к землям различных категорий и могут учитываться в составе лесных площадей, нарушенных и прочих земель, земель, занятых лесными насаждениями и болотами. Кроме традиционного учета земель по категориям и угодьям в настоящее время, когда земля может находиться в различных формах собственности, учет осуществляется по категориям и формам собственности.
В соответствии с действующим законодательством земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются »№ЪC___муниципальной собственностью. Роснедвижимость продолжает формировать официальные статистические сведения, характеризующие земли, используемые хозяйствующими субъектами и гражданами для ведения сельскохозяйственного производства и других, связанных с сельскохозяйственным производством целей. На первом этапе земельной реформы при реорганизации сельскохозяйственных предприятий земли передавались в коллективную (совместную или долевую)
собственность. Впоследствии земли реорганизованных предприятий передавались в собственность гражданам с выдачей им свидетельств о праве собственности на земельные доли. Поэтому в состав показателей, характеризующих данную группу земель, включены сведения о земельных долях.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет земельную долю, как долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельная доля имеет размер, определенный в гектарах и балло-гектарах, учитывающих не только размер земельной площади, но и ее качество, и не отграничена на местности.
Невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.
Глава «Земельный фонд Российской Федерации» составлена на основе данных статистических отчетов о наличии и распределении земель в субъектах Российской Федерации, а также подготовленного на их основе отчета о наличии и распределении земель в Российской Федерации за 2008 год по формам, утвержденным постановлением Федеральной службы государственной статистики от 06.08.2007 года № 61. Государственная статистическая отчетность, включающая сведения о наличии и распределении земель, сформирована на основе сведений о ранее учтенных земельных участках (землепользованиях) и землях в документах государственного земельного кадастра, а также сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. В процессе статистических работ проводились сбор, обработка и систематизация данных обо всех земельных участках, образующих в совокупности единый земельный фонд Российской Федерации. Актуализация информационного ресурса осуществлялась на основе обработки сведений, полученных в ходе выполнения работ по инвентаризации и кадастровой оценке земель, государственного кадастрового учета изменений характеристик земельных участков и других объектов недвижимости, государственного мониторинга земель, анализа землеустроительной документации, а также сведений других министерств и ведомств. Корректирование данных осуществлялась также с учетом решений соответствующих органов исполнительной власти, принятых в целях упорядочения использования земель и приведения их правового статуса в соответствие стребованиями действующего законодательства, а также с учетом решений о прекращенииправ на земельные участки, принятых судом.__