Законы и закономерности организации производства
Организация производства, как и любая другая наука, опирается на определенную группу законов и соответствующих им закономерностей.
Положения этой науки базируются на экономических законах, законах отдельных технических и естественных наук (например, кибернетики, теории систем, теории управления).
Экономические законы разделяются на общеэкономические, являющиеся едиными для всего хозяйства, т. е. общими для всех его отраслей, и специальные, или частные законы, свойственные только отдельным отраслям или сферам общественного производства (только промышленности, сельскому хозяйству, транспорту или только отдельным их отраслям — металлургии, машиностроению и т. д.).
Специальные (частные) законы, действующие в отдельных отраслях и сферах, представляют собой особую форму проявления общеэкономических законов, т. е. являются результатом перевоплощения, видоизменения последних. Это перевоплощение общих в специальные, или частные, законы обусловлено качественным своеобразием каждой конкретной отрасли и сферы общественного производства (особенностью технологии, экономики, организации производства и др.).
Вместе с тем она опирается на собственные законы и только ей присущие закономерности.
Территориальная организация общественного производства складывается, прежде всего, под влиянием закона неуклонного повышения производительности труда. Создание максимума продукта при минимуме затрат труда — основной принцип хозяйственной деятельности общества. В области размещения производства этот важнейший общеэкономический закон проявляется в виде нескольких специальных законов.
В частности, одной из форм его пространственного проявления является экономико-географический закон, который определяет зависимость размещения производства от его экономической эффективности, экономию затрат труда на преодоление пространственного разрыва между отдельными элементами производства и между производством и потреблением. Его суть также заключается в том, что чем мощнее становится государство, тем меньше роль неэкономических факторов, тем более экономическая эффективность производства определяет размещение производительных сил.
Объективность действия этого закона вытекает из того общеизвестного факта, что в реальной действительности места потребления и производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, концентрации населения и трудовых ресурсов, наиболее благоприятных и необходимых для производства природных условий и ресурсов, очень часто территориально не совпадают. Отсюда разъединенность в пространстве различных элементов и факторов производства (сырье, топливо, энергия, рабочая сила, потребители готовой продукции и др.) и как результат этого — необходимость в затратах труда (во многих случаях весьма значительных) на ее преодоление. Этот вид затрат имеет большую долю в суммарных трудовых затратах общества, а потому существенно влияет на уровень производительности труда. Так, материалоемкие отрасли (сахарная промышленность, производство калийных удобрений, черная металлургия полного цикла и др.), согласно требованию закона, должны располагаться вблизи источников сырья, энергоемкие (выплавка алюминия, магния и титана и др.) — вблизи наиболее экономичных источников топлива и энергии, трудоемкие (приборостроение, швейная, обувная промышленность и др.) — в местах сосредоточения ресурсов труда, рабочей силы, отрасли, выпускающие малотранспортабельные, скоропортящиеся, крупногабаритные виды изделий (производство серной кислоты, фосфорных удобрений, хлебобулочных, кондитерских изделий, овощей, плодов, ягод, молочное животноводство, производство горно-шахтного оборудования и др.) — вблизи потребителей. В соответствии с необходимостью реализации той же идеи определяется первоочередность и разно масштабность освоения месторождений полезных ископаемых, земель сельскохозяйственного назначения и др. и таким образом регулируется размещение отраслей первичной сферы (добывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство). Во всех этих случаях рационализацией размещения достигается наивысшая производительность общественного труда, так как «избираются» места, наилучшие для развития отдельных отраслей (с точки зрения экономии затрат на преодоление пространства), а сами отрасли, как правило, становятся профилирующими для этих местностей, т. е. отраслями специализации их хозяйства. Необходимость учета данного закона также определяется тем, что экономическая эффективность является главным критерием размещения общественного производства.
Другой формой пространственного проявления закона неуклонного повышения производительности общественного труда является специальный закон агломерации производства, или комплексного развития производительных сил. Если в первом случае закон повышения производительности труда в своем конкретном, пространственном проявлении в виде «закона экономии затрат общественного труда» выражал тенденцию производства к рассредоточению по территории, то во втором — наоборот, выражает тенденцию производства к скоплению (сосредоточению) на ограниченном пространстве. С развитием производства данная тенденция усиливается, при этом ее конкретные формы меняются от простой агломерации через территориальные сочетания к территориально-производственным комплексам .
Дело в том, что даже простая агломерация (скопление) разных предприятий в одном месте (стране, районе, центре) повышает производительность труда (за счет экономии затрат на обслуживающие и вспомогательные производства, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и т. д.). Комплексное развитие производства на территории, как высшая форма агломерации производства, способствует дальнейшему росту производительности труда. Закон требует установления в стране, районе и т. д. правильного сочетания и пропорций в развитии между сферами и отраслями материального производства, рациональной организации хозяйственных связей (международных, межрайонных, внутрирайонных). Комплексное развитие хозяйства отнюдь не означает развития исключительно всех его отраслей в стране или районе. Комплексное развитие предполагает оптимальное, т. е. экономически наиболее эффективное, сочетание отдельных отраслей хозяйства, в соответствии с производственной специализацией и наилучшим использованием природных, исторических, демографических и других условий местности.
Территориальное разделение труда, служащее мощным средством повышения производительности общественного труда, — также один из важнейших законов территориальной организации общественного производства. Этот закон определяет специализацию территориально-производственных комплексов разных типов-регионов, стран и районов, экономических центров и узлов.