Часть 1 – Общие сведения о табличном процессоре Microsoft Excel.

Лабораторная работа №

Табличный процессор Sub HelpPopup(sFile,sID) L_SecurityT1_ErrorMessage="Отображение этой процедуры невозможно, так как в обозревателе установлен слишком" L_SecurityT2_ErrorMessage="высокий уровень безопасности или неправильно установлен элемент управления ActiveX Ouactrl.ocx." L_SecurityE1_ErrorMessage="- Установите в обозревателе более низкий уровень безопасности" L_SecurityE2_ErrorMessage="- Если это сообщение появляется и после установки более низкого уровня" L_SecurityE3_ErrorMessage=" безопасности, обратитесь к системному администратору для выяснения" L_SecurityE4_ErrorMessage=" причин неправильной установки элемента управления ActiveX." L_SecurityE5_ErrorMessage=" Файл Ouactrl.ocx находится в той же папке, где установлен пакет Microsoft Office." sSecurityMSG=L_SecurityT1_ErrorMessage & chr(13) & L_SecurityT2_ErrorMessage & chr(13) & chr(13) & L_SecurityE1_ErrorMessage & chr(13) & L_SecurityE2_ErrorMessage & chr(13) & L_SecurityE3_ErrorMessage & chr(13) & L_SecurityE4_ErrorMessage & chr(13) & L_SecurityE5_ErrorMessage L_App_DialogTitle="Справка Microsoft Office" On Error Resume Next r=oua.HelpPopup(sFile,sID) If Err0 Then Msgbox sSecurityMSG,48,L_App_DialogTitle End Sub Microsoft Excel

Часть 1 – Общие сведения о табличном процессоре Microsoft Excel.

Часть 2 - Создание, редактирование и форматирование электронных таблиц.

Часть 3 – Создание и редактирование диаграмм.

Пункты меню

Файл- позволяет создать, открыть, сохранить книгу. Осуществить автоматический поиск файла по всем дискам, установить параметры страниц, распечатать документ, просмотреть предварительно текст перед печатью. При сохранении документа, ему автоматически присваивается расширение xls. Если выбрать пункт подменю «Сохранить как», можно изменить имя файла, тип и маршрут куда сохранять.В диалоговом окне при сохранении файла можно выбрать нужный диск и каталог.

При открытии уже существующего файла, выбирается пункт меню Файл => Открыть. При работе с несколькими файлами, в меню Файлсохраняется список их имён. Выбрав нужный файл, он загрузится в окно. В списке могут быть до 9 имён файлов. Задаётся список через меню Сервис=> Параметры=>вкладка Общие=> Помнить файлы.

Правка– этот пункт меню позволяет выделять, удалять, копировать фрагменты, осуществлять поиск нужного фрагмента по заданной модели, переходить к указанной странице по ее номеру, отменять или повторять команды.

Вид– в этом пункте выбирается форма представления файла на экране (как электронный документ, с разметкой страниц и др.); осуществляется управление элементами окна, масштабом; создание колонтитулов.

Вставка- возможность вставлять в текст различные объекты: сноски, примечания, рисунки, графики; проставлять нумерацию страниц; формировать оглавление.

Формат - форматирование ячеек.

Сервис - проверка орфографии, настройка параметров книги, запись макрокоманд.

Данные - сортировка, фильтрация данных, создание сводных таблиц.

Окно- работа в нескольких окнах, изменение размера и расположения окон.

? – справка (отдельная программа со своими окном и меню).

Часть 2. Создание, редактирование и форматирование электронных таблиц

Основные понятия электронных таблиц

Книга. Книга в Microsoft Excel представляет собой файл, используемый для обработки и хранения данных. Каждая книга может состоять из нескольких листов, поэтому в одном файле можно поместить разнообразные сведения и установить между ними необходимые связи.

MS Excel - многооконная программа, позволяющая одновременно загружать сколько угодно рабочих книг (файлов). Переход между файлами осуществляется с помощью комбинации клавиш: Ctrl + Tab или Ctrl + F6, или через меню Окно.

Лист. Лист служит для организации и анализа данных. Можно вводить и изменять данные одновременно на нескольких листах, а также выполнять вычисления на основе данных из нескольких листов. При создании диаграммы ее можно поместить на лист с соответствующими данными или на отдельный лист диаграммы.

Вкладки листов. Имена листов отображаются на вкладках в нижней части окна книги. Для перехода с одного листа на другой следует выбрать соответствующую вкладку, щелкнув по ней один раз левой кнопкой мыши. Если необходимо добавить листы: меню Вставка=> Рабочий лист. Чтобы назвать лист дважды щелкните левой кнопкой мыши на вкладке листа и введите имя.

Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Каждый рабочий лист содержит 256 столбцов (они обозначены большими буквами латинского алфавита и далее двухбуквенными комбинациями от A от IV) и 65536 строк (они пронумерованы арабскими цифрами последовательно).

Пересечение строки и столбца называется ячейкой – это минимальный элемент для хранения данных. Каждая ячейка имеет свой адрес – это обозначение ячейки, сочетающее в себе номер строки и номер столбца, например: А1 или DE5691. Адреса ячеек используются при записи формул, определяющих взаимосвязь между значениями, расположенными в разных ячейках.

Чтобы обратиться к ячейке определенного листа, то к адресу добавляется название листа разделенное восклицательным знаком (Лист1!А1). Ячейка, выделенная рамкой, называется активной. Эта рамка в Excel играет роль курсора. В нее можно вводить данные: текст, число, формулу, встроенную функцию, дату, логическое выражение.… Переместить рамку активной ячейки можно с помощью клавиш управления курсором или мышью.

Совокупность ячеек называется диапазоном. Диапазон ячеек обозначают, указывая через двоеточие номера ячеек, расположенных в противоположных углах.

Например: диапазон по строке А1:F1, диапазон по столбцу А1:А20, диапазон блока А1:F20.

Если необходимо перечислить несколько диапазонов, их объединяют с помощью запятой (А1:А5, В1:В5).

Способы выделения

Чтобы выделить

a) диапазон, используйте метод протягивания указателя мыши от любого угла диапазона до противоположного угла по диагонали.

б) строку или столбец целиком – щелкните на заголовке столбца или строки. Протягиванием указателя по заголовкам можно выделить несколько идущих подряд столбцов (строк).

в) несколько диапазонов:

- выделить первый диапазон;

- нажать Ctrl и выделить другой диапазон и т.д.

- отпустить Ctrl

г) блоки смежных ячеек:

- нажать Shift, не отпуская сделать двойной щелчок по тому краю ячейки, в направлении которого делается выделение.

д) ячейки по типу содержимого:

- пункт меню Правка => Перейти (или клавиша F5)=> кнопка “Выделить”. Откроется окно “Выделение группы ячеек”:

“Формулы”- выделятся ячейки, содержащие формулы;

“Числа” – числа;

“Текст”- текст;

“Логические”- содержащие логические значения;

“Ошибки”- содержащие ошибки;

“Пустые ячейки” – пустые ячейки;

“Объекты”- графические объекты и др.

е) несколько рабочих листов:

- щелкнуть по имени первого выделяемого листа, затем щелкнуть по имени последнего листа с нажатой клавишей Shift – выделятся все листы между первым и последним отмеченным;

- щелкнуть по имени первого листа, нажать клавишу Ctrl, затем щелкать по именам остальных необходимых листов – выделятся эти листы.

Чтобы не выделять часто используемые ячейки или диапазоны, им можно дать имена: пункт меню Вставка=> Имя=> Присвоить. После этого для перемещения к именованным ячейкам, нажать F5 и выбрать нужное имя.

Чтобы перейти

а) в ячейку по содержимому: меню Правка =>Найти =>ввести фрагмент текста или число;

б) в ячейку по адресу: меню Правка => Перейти => в поле “Ссылка” ввести адрес нужной ячейки или диапазон.

в) из одного рабочего листа в другой: Ctrl + PgUp - предыдущий лист; Ctrl + PgDn - следующий лист или выбрать лист, щелкнув по вкладке листа в нижней части окна.

Типы входных данных Excel

В каждую ячейку пользователь может ввести данные одного из следующих возможных типов:

Ø Символьные (текстовые) данные имеют описательный характер, могут включать алфавитные, числовые и специальные символы.

Ø Числовые данные не могут содержать алфавитных и специальных символов, так как с ними не производятся математические операции, исключением является десятичная точка и знак минус.

Ø Формулы. Видимое на экране содержимое ячейки может быть результатом вычислений, произведенных по имеющейся, но не видимой в ней формуле. Формула может содержать ряд арифметических, логических и прочих действий, производимых с данными из других ячеек.

Ø Функции. Функция представляет собой программу с уникальным именем, для которого пользователь должен задать конкретные значения аргументов функции, стоящих в скобках после её имени. Функцию можно считать частным случаем формулы. Различают статистические, логические, финансовые и другие функции.

Ø Даты. Этот тип данных является особым типом. Он обеспечивает выполнение таких функций, как добавление к дате числа (пересчет даты вперед и назад) или вычисление разности двух дат (длительности периода). В Excel встроен календарь, начиная с 1900 г.

Форматы числовых данных в Excel

В Excel существуют и используются следующие форматы числовых данных:

ü Общий формат используется по умолчанию, обеспечивая запись числовых данных в том виде, как они вводятся.

ü Формат с фиксированным количеством десятичных знаков обеспечивает представление чисел с заданной пользователем точностью.

ü Процентный формат обеспечивает представление введенных данных со знаком %, умноженных на 100, с учетом установленной точности. Например, если установлена точность в один десятичный знак, то при вводе 0,123 на экране появится 12,3%, а при вводе 123 – 12300.0%.

ü Денежный формат обеспечивает такое представление чисел, где каждые три разряда числа разделены интервалом и предоставляет выбор обозначения денежной единицы.

ü Научный (экспоненциальный) формат используется для представления очень больших и очень малых чисел в виде двух компонент: мантиссы и порядка. Например, число 12345 запишется 1,2345Е+04 (если установлена точность 4 разряда) или 1,23Е+04 (при точности в 2 разряда), а число 0,0000012 запишется как 1,2Е-06.

ü Дробный формат используется для изображения чисел с различными долями и различным количеством значащих цифр числителя и знаменателя.

ü Дата обеспечивает выбор представления даты. Наиболее употребительны такие типы форматов дат:

ДД-МММ-ГГ (04-Янв-95);

МММ-ДД-ГГ (Янв-04- 95);

ДД-МММ (04-Янв);

МММ-ГГ (Янв-95).

ü Время обеспечивает выбор представления времени (14:45, 2:45 PM, 14:45:55, 2:45:55 РМ). Чтобы быстро ввести в ячейку текущую дату необходимо нажать Ctrl+; , а текущее время - Ctrl+: . В любом из перечисленных форматов даты и времени в качестве разделителя можно использовать : , / , - , пробел.

Установить необходимый формат числовых данных можно таким образом: меню Формат =>Ячейки =>Число => выбрать из списка форматов чисел необходимый. На панели инструментов “Форматирование” также есть множество кнопок, позволяющих изменить форматы данных.

Ввод и редактирование данных

Основным отличием работы электронных таблиц от текстового редактора является то, что после ввода данных в ячейку их необходимо зафиксировать, то есть дать понять программе, что вы закончили вводить информацию в эту конкретную ячейку. Зафиксировать данные можно одним из способов:

1. Нажать клавишу Enter.

2. Щелкнуть мышью по другой ячейке.

3. Воспользовавшись кнопками управления курсором на клавиатуре, перейти к другой ячейке.

Чтобы ввести данные необходимо:

- сделать ячейку активной;

- ввести данные;

- нажать Enter.

В ячейку можно ввести до 255 символов. Если число используется как текст, перед ним ставятся кавычки.

Если надпись длинная, соседняя ячейка будет ее перекрывать. Если число не помещается в ячейку, оно будет представлено знаками # # # #.

В этих случаях необходимо изменить ширину столбца:

1 способ: взяться мышью за разделительную линейку в заголовке столбца (курсор примет вид двух черточек со стрелками, направленными вправо и влево) и оттащить ее вправо (влево).

2 способ: меню Формат => Столбец => Ширина => задать нужную ширину

3 способ: выделить диапазон, меню Формат =>Столбец => Автоподбор ширины.

Аналогично поступают, если необходимо изменить высоту строки:

1 способ: взяться мышью за разделительную линейку в заголовке строки (курсор примет вид двух черточек со стрелками, направленными вверх и вниз) и оттащить ее вверх (вниз).

2 способ: Формат => Строка => Высота => задать нужную высоту

3 способ: выделить диапазон, меню Формат =>Строка => Автоподбор высоты.

Чтобы изменить выравнивание данных в ячейке: меню Формат => Ячейки =>Выравнивание. В появившемся окне можно выбрать: горизонтальное или вертикальное выравнивание текста и его ориентация, а также выравнивание по левому, правому краю, по центру и др.

Excel содержит до 256 шрифтов. Шрифт можно изменить Формат =>Ячейка => Шрифт или через панель инструментов, либо через контекстное меню (щелчок правой кнопкой мыши на выделенном диапазоне) Формат =>Ячейки => Шрифт. В открывшемся окне можно изменить вид, цвет размер шрифта, начертание (курсив, жирный и т.д), верхний и нижний индексы.

Чтобы изменить границы: Формат =>Ячейка => Граница.

Скрыть содержимое таблицы можно через меню Формат => Столбец => Скрыть. Скрыть строки: Формат => Строка => Скрыть.

Можно скрыть целый лист: Формат => Лист => Скрыть.

Для восстановления скрытой части таблицы соответственно: Формат => Строка => Отобразить или Формат => Строка => Отобразить, или Формат => Лист =>Отобразить.

В Excel можно также защищать данные от изменений: Меню Сервис=> Защита=> выбрать: защитить лист, защитить книгу, при желании можно ввести пароль (при вводе пароля учитывается регистр).

Защитить ячейку: Формат => Ячейка=> Защитить или скрыть формулы.

Защищаемые данные нельзя перемещать, редактировать, форматировать, удалять.

Чтобы снять защиту: Сервис=> Защита=> Снять защиту листа или книги.

Многооконный режим работы

Данные можно помещать в таблицу не только с клавиатуры, но и из другой таблицы. Для этого необходимо:

1. открыть два окна - источник и приемник;

2. в файле-источнике выделить нужный диапазон;

3. скопировать выделенный диапазон (меню Правка => Копировать);

4. перейти в файл-приемник (Ctrl + Tab или меню Окно) и щелчком правой кнопки в месте, куда необходимо вставить данные, вызываем команду “Специальная вставка”;

5. нажимаем кнопку “Вставить связь”. Выделенный диапазон вставится и в строке формул будет указано откуда он взят (имя файла, имя листа, адрес ячеек, например: = [doc1. XLS]Лист1!$E$13

Любые изменения в источнике будут отражаться и в приемнике.

Исправление ошибок

В Excel существует возможность автоматического исправления ошибок, обычных опечаток. Если часто делаются одни и те же опечатки, их можно добавить в Автозамену:

- Меню Сервис => Автозамена

- в поле Заменить - ввести ошибочное слово

- в поле “на”- правильное слово

- нажать кнопку “Добавить”.

В этом же окне можно “Удалить” какое-то слово из Автозамены, если оно уже не нужно.

Форматирование осей

Если дважды щелкнуть указателем мыши по оси диаграммы, то появится диалоговое окно Формат оси, которое содержит пять вкладок: Вид, Шкала, Число, Шрифт, Выравнивание. Ось Х называется осью категорий, ось Y называется осью значений.

Во вкладке Вид можно выбрать тип, толщину, цвет линии, можно сделать ось невидимой, можно выбрать ориентацию меток осей и т.д. Во вкладках Шрифт и Выравнивание можно изменить размеры, тип, цвет и ориентацию подписей меток осей. Во вкладке Число можно изменить частоту делений на оси категорий, если указать значение больше 1. Во вкладке Шкала можно изменить местоположение первого маркера. Галочка в поле Пересечение с осью Y определяет, где выводится первая точка в каждом ряду данных относительно оси значений. По умолчанию этот флажок присутствует при построении линейчатых диаграмм и гистограмм и снимается при построении диаграмм с областями и графиками. В результате при построении линейчатых диаграмм остается небольшой промежуток между осью и первым маркером, а диаграммах с областями и графиками первые маркеры выводятся прями на ось значений.

Оформление диаграммы различными цветами

Двойной щелчок мыши по столбику линейчатой диаграммы или сектору круговой позволяет поменять некоторые параметры данных в появившемся диалоговом окне Формат ряда данных. Например, во вкладке Вид можно изменить цвет столбиков (секторов или линий) данной категории.

Если дважды щелкнуть мышью в пустое поле диаграммы, то вызовется диалоговое окно Форматирование области диаграммы. В этом окне можно, например, во вкладке Вид изменить цвет заливки области, которая является фоном диаграммы. Здесь так же можно выбрать форму и толщину рамки диаграммы: прямоугольная или скругленная.

Практическое задание 7

Создание и редактирование диаграмм

1. Наберите в столбец А буквы: А, B, C, D, E, F.

2. Наберите во второй столбец В несколько любых чисел, например 72, 65, 50, 32, 45, 28.

  1. Нажмите F11. В результате на отдельном листе, который будет иметь имя Диаграмма 1, должна появится простейшая диаграмма. Как изменилось Основное меню?

4. Увеличьте размеры вашей диаграммы с помощью мыши. Затем передвиньте ее прямо под вашу таблицу.

5. Для того, чтобы надписи на оси категорий в диаграмме располагались горизонтально, следует:

· щелкнуть по оси категорий дважды мышью, в результате вы попадаете в окно Формат оси;

· выбрать вкладку Шрифт;

· в окне Размер установить минимальный 8 пт. и нажмите ОК.

6. Если надписи на оси категорий не умещаются в одну строчку, то растяните мышью диаграмму в ширину до нужных размеров.

7. Щелкните дважды мышью по Легенде, которая представляет собой прямоугольник с надписями Кандидат 1, Кандидат 2, Кандидат 3, перед каждой из которых находится квадратик соответствующего цвета. Попав в диалоговое окно Формат легенды, выберите вкладку Шрифт. В поле Размер установите минимальный 8 пт. и нажмите ОК. Уменьшите размеры Легенды с помощью мыши.

8. Теперь постройте отдельно две круговые диаграммы, а показывающие проценты кандидатов по регионам 1 и 3. Для этого сначала выделите любую ячейку столбца В вашей таблице и вызовите Мастер диаграмм.

9. На первом шаге выберите во вкладке Стандартные в группе Тип: Круговая, а затем в группе Вид отметьте вторую картинку диаграммы, которая называется Объемный вариант круговой диаграммы, и нажмите Далее>.

10. Попав во второе диалоговое окно, во вкладке Диапазон данных отметьте Ряды в: строках, и нажмите Далее>.

11. В третьем диалоговом окне выберите вкладку Подписи данных и группе переключателей Подписи значений активизируйте поле доля. Нажмите Готово. Полученную диаграммы переместите прямо по первую вашу диаграмму.

12. Построение второй круговой диаграммы аналогично предыдущему с той лишь разницей, что на втором шаге следует произвести дополнительные действия. Выберите вкладку Ряд и удалите в поле Ряд все названия рядов, кроме требуемого: Регион 3. Остальные действия повторяют предыдущее построение. Полеченную диаграмму передвиньте под вторую вашу диаграмму.

13. Попробуйте изменить цвет одного из секторов диаграммы. Для этого выделите мышью один сектор и щелкните мышью. Попав в диалоговое окно Формат элемента данных, во вкладке Вид в группе Заливка выберите любой цвет и нажмите ОК.

  1. Теперь измените цвет фона, то есть области диаграммы. Для этого щелкните дважды мышью по любому пустому месту области диаграммы. Попав в диалоговое окно Формат области диаграммы, во вкладке Вид в группе Заливка выберите любой светлый оттенок и нажмите ОК. Результат покажите преподавателю.

Часть 4. Создание и редактирование сводных таблиц

Возможность табличного процессора создавать сводные таблицы используется, если необходимо таблицу часто повторяющихся данных преобразовать так, чтобы в новой таблице эти данные сводились воедино. Сводные таблицы обеспечивают различные способы агрегирования (объединения) информации.

Построение сводных таблиц осуществляется с помощью Мастера сводных таблиц (Данные=>Сводная таблица) в несколько этапов:

Э т а п 1. Указания вида источника информации, где находятся данные для консолидации (обобщения) в сводную таблицу:

ü использование списка (базы данных Excel);

ü использование внешнего источника данных;

ü использование нескольких диапазонов консолидации;

ü использование данных из другой сводной таблицы.

В зависимости от вида источника изменяются последующие этапы работы по созданию сводной таблицы. Рассмотрим наиболее распространенный случай использования сводных таблиц, когда исходная информация находится в Excel.

Э т а п 2. Указание диапазона ячеек, содержащего исходные данные. Поле Имя диапазона ячеек записывается в виде

[имя_книги]имя_листа!диапазон ячеек.

Если диапазон выделен перед запуском Мастера сводных таблиц или курсор находится в любой ячейке диапазона исходных данных, то имя диапазона уже указано в Поле Имя диапазона автоматически.

Э т а п 3.Построение макета сводной таблицы. Структура сводной таблицы состоит из следующих областей, определяемых в макете (рис.5):

Часть 1 – Общие сведения о табличном процессоре Microsoft Excel. - student2.ru Рис.8. Схема макета сводной таблицы.

страница – на ней размещаются поля, значения которых обеспечивают отбор записей на первом уровне; на странице может быть размещено несколько полей, между которыми устанавливается иерархия связи – сверху вниз; страницу определять необязательно;

столбец – поля размещаются слева направо, обеспечивая группировку данных сводной таблицы по иерархии полей; при условии существования области страницы или строки определять столбец необязательно;

строка – поля размещаются сверху вниз, обеспечивая группировку данных таблицы по иерархии полей; при условии существования области страницы или столбцов определять строку необязательно;

данные – поля, по которым подводятся итоги, согласно выбранной функции; область определять обязательно.

Размещение полей выполняется путем перетаскивания при нажатой левой кнопке мыши в определенную область макета.

Для изменения структуры сводной таблицы выполняется перемещение полей из одной области в другую (добавление новых, удаление существующих полей, изменение местонахождения поля). Для сводных таблиц существенен порядок следования полей (слева направо или сверху вниз), изменяется порядок следования полей также путем их перемещения.

В макете сводной таблицы можно выполнить настройку параметров полей, размещенных в области данных с помощью диалогового окна «Вычисление поля сводной таблицы». Для вызова этого окна необходимо дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на настраиваемое поле, в появившемся окне можно переименовать поле, изменить операцию производимую с данными (суммирование, нахождение среднего, минимального, максимального значения…), изменить формат представления числа.

Кнопка «Дополнительно» вызывает панель «Дополнительные вычисления» для выбора функций.

Э т а п 4. Выбор места расположения и параметров сводной таблицы. В этом окне можно выбрать место расположение таблицы, установив переключатель новый лист или существующий лист, для которого необходимо задать диапазон размещения. Кнопка «Параметры» позволяет установить вариант вывода информации в сводной таблице: сумма по столбцам, сумма по строкам. После нажатия кнопки «Готово» будет сформирована сводная таблица.

Для изменения структуры уже построенной сводной таблицы курсор устанавливается в область сводной таблицы, затем повторно выполняется Данные => Сводная таблица, при этом появляется окно Мастера сводных таблиц, шаг 3.

Рис.9

Таблица исходных данных

Объем продаж по складу №5 ООО "Заря"
Период продукт город объём продаж Период продукт город объём продаж
янв.-02 чипсы картофельные Тирасполь фев.-02 вафли лимонные Бендеры
янв.-02 крекер с маком Тирасполь фев.-02 круасан с шоколадом Бендеры
янв.-02 вафли лимонные Тирасполь фев.-02 чипсы картофельные Дубоссары
янв.-02 круасан с шоколадом Тирасполь фев.-02 крекер с маком Дубоссары
янв.-02 чипсы картофельные Бендеры фев.-02 вафли лимонные Дубоссары
янв.-02 крекер с маком Бендеры фев.-02 круасан с шоколадом Дубоссары
янв.-02 вафли лимонные Бендеры фев.-02 чипсы картофельные Тирасполь
янв.-02 круасан с шоколадом Бендеры мар.-02 крекер с маком Тирасполь
янв.-02 чипсы картофельные Дубоссары мар.-02 вафли лимонные Тирасполь
янв.-02 крекер с маком Дубоссары мар.-02 круасан с шоколадом Тирасполь
янв.-02 вафли лимонные Дубоссары мар.-02 чипсы картофельные Бендеры
янв.-02 круасан с шоколадом Дубоссары мар.-02 крекер с маком Бендеры
фев.-02 чипсы картофельные Тирасполь мар.-02 вафли лимонные Бендеры
фев.-02 крекер с маком Тирасполь мар.-02 круасан с шоколадом Бендеры
фев.-02 вафли лимонные Тирасполь мар.-02 чипсы картофельные Дубоссары
фев.-02 круасан с шоколадом Тирасполь мар.-02 крекер с маком Дубоссары
фев.-02 чипсы картофельные Бендеры мар.-02 вафли лимонные Дубоссары
фев.-02 крекер с маком Бендеры мар.-02 круасан с шоколадом Дубоссары

Примеры сводных таблиц, построенных на основе одних и тех же исходных данных (Рис.10).

Рис.10а

Итоги по городам

продукт Бендеры Дубоссары Тирасполь Общий итог
вафли лимонные
крекер с маком
круасан с шоколадом
чипсы картофельные
Общий итог

Рис.10б

Итоги по периодам

Период Вафли лимонные Крекер с маком Круасан с шоколадом чипсы картофельные Общий итог
мар.-02
фев.-02
янв.-02
Общий итог

Рис.10в

Итоги по продуктам

город вафли лимонные крекер с маком круасан с шоколадом чипсы картофельные Общий итог
Бендеры
Дубоссары
Тирасполь
Общий итог

Контрольные вопросы

1. Как запустить MS Excel и выйти из него?

2. Какое расширение имеют файлы электронных таблиц Excel?

3. Перечислите основные элементы окна Excel. В чем основные отличия окна Excel от редактора Word?

4. Какая информация отображается в Поле имени?

5. Как произвести ввод данных в ячейку и зафиксировать их?

6. Для чего нужна Строка формул?

7. Как дополнить содержание ячейки?

8. Что такое интервал ячеек?

9. Как можно определить, какой из рабочих листов является активным?

10. Каким образом осуществляется перемещение с одного листа на другой в пределах одной рабочей книги?

11. С помощью какой последовательности команд можно вставить новый рабочий лист?

12. Как удалить один или несколько рабочих листов?

13. Опишите способ переименования рабочего листа.

14. Какими способами можно выделить столбец, строку?

15. Какими способами изменить ширину столбца, строки?

16. Каким способом можно вставить дополнительные строки или столбцы в таблицу?

17. Какими способами можно скопировать, переместить, удалить содержание ячейки?

18. Что такое Маркер заполнения и какие операции с помощью него можно произвести?

19. С какого знака начинается задание формулы в Excel?

20. Как можно просмотреть формулу, которая содержится в ячейке?

21. Какой формулой задается суммирование интервала ячеек?

22. Каким образом можно изменить шрифт текста в ячейке?

23. Как произвести обрамление таблицы?

24. Как можно вставить номера страниц в Excel? Чем отличается эта процедура от вставки нумерации страниц в редакторе Word?

25. Опишите способы вызова диалогового окна Параметры страницы.

26. Как можно вставить нумерацию страниц в электронной таблице?

27. В каком пункте меню можно выбрать команду, позволяющую просмотреть документ перед его печатью? Зачем нужен режим предварительного просмотра документа?

28. Какие форматы числа вы знаете? Перечислите их. Для чего они применяются и в чем их отличия?

29. По какому принципу можно отсортировать текстовые записи или числовые данные? В каком пункте меню документа находится команда сортировки?

30. Для чего нужен Мастер функций? Опишите способы вызова на экран Мастера функций.

31. Что такое относительный адрес ячейки? Как его записать? Какой вид имеет относительная ссылка на ячейку с другого рабочего листа?

32. В каких случаях необходимо использовать абсолютный адрес? Как указать абсолютную ссылку на ячейки столбца В? Как указать абсолютную ссылку на ячейки третьей строки? Как указать абсолютную ссылку на одну конкретную ячейку, например, на В3?

33. Опишите способ изменения цвета фона таблицы и цвета шрифта?

34. Опишите способы построения диаграмм. Какую функцию выполняет клавиша F11?

35. Что такое Мастер диаграмм и как его можно вызвать? Какое количество шагов необходимо Мастеру диаграмм, чтобы собрать всю необходимую информацию для построения диаграммы? Опишите, какие действия выполняются на каждом шаге Мастера диаграмм?

36. Каким способом можно изменить размеры и расположение уже готовой диаграммы на рабочем листе? Опишите, как можно изменить цвет элемента диаграммы, цвет области (фона) диаграммы.

Часть 1. Общие сведения о табличном процессоре Microsoft Excel 1

Возможности Excel 1

Запуск Excel 1

Выход из Excel 1

Окно табличного процессора MS Excel 1

Часть 2. Создание, редактирование и форматирование электронных таблиц 3

Основные понятия электронных таблиц 3

Способы выделения 4

Типы входных данных Excel 4

Форматы числовых данных в Excel 5

Ввод и редактирование данных 5

Практическое задание 1 6

Вставка нумерации страниц таблицы 8

Практическое задание 2 9

Работа с формулами 9

Практическое задание 3 11

Вычисления в массивах 12

Использование функций 12

Практическое задание 4 13

Сортировка данных 14

Практическое задание 5 14

Фильтрация данных 17

Возможности базы данных в Excel. Формы данных 17

Практическое задание 6 18

Часть 3. Создание и редактирование диаграмм 20

Способы построения диаграмм 20

Работа Мастера диаграмм 20

Редактирование диаграмм 22

Практическое задание 7 22

Часть 4. Создание и редактирование сводных таблиц 23

Контрольные вопросы 26

Лабораторная работа №

Табличный процессор Sub HelpPopup(sFile,sID) L_SecurityT1_ErrorMessage="Отображение этой процедуры невозможно, так как в обозревателе установлен слишком" L_SecurityT2_ErrorMessage="высокий уровень безопасности или неправильно установлен элемент управления ActiveX Ouactrl.ocx." L_SecurityE1_ErrorMessage="- Установите в обозревателе более низкий уровень безопасности" L_SecurityE2_ErrorMessage="- Если это сообщение появляется и после установки более низкого уровня" L_SecurityE3_ErrorMessage=" безопасности, обратитесь к системному администратору для выяснения" L_SecurityE4_ErrorMessage=" причин неправильной установки элемента управления ActiveX." L_SecurityE5_ErrorMessage=" Файл Ouactrl.ocx находится в той же папке, где установлен пакет Microsoft Office." sSecurityMSG=L_SecurityT1_ErrorMessage & chr(13) & L_SecurityT2_ErrorMessage & chr(13) & chr(13) & L_SecurityE1_ErrorMessage & chr(13) & L_SecurityE2_ErrorMessage & chr(13) & L_SecurityE3_ErrorMessage & chr(13) & L_SecurityE4_ErrorMessage & chr(13) & L_SecurityE5_ErrorMessage L_App_DialogTitle="Справка Microsoft Office" On Error Resume Next r=oua.HelpPopup(sFile,sID) If Err0 Then Msgbox sSecurityMSG,48,L_App_DialogTitle End Sub Microsoft Excel

Часть 1 – Общие сведения о табличном процессоре Microsoft Excel.

Наши рекомендации