Тема 13. БОРЬБА СССР ЗА КОЛЛЕКТИВНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

Задание:

1. Изучите документы по данной теме и ответьте на вопросы:

· Как осуществлялся процесс вступления СССР в Лигу наций? Почему СССР согласился на это?

· Какие проблемы стояли перед СССР во внешнеполитических отношениях в 30-е гг.?

· Оцените складывавшуюся обстановку и расклад политических сил на международной арене в 1938-1939 гг. Почему западные страны пошли на заключение Мюнхенского соглашения, и как это повлияло на внешнюю политику СССР?

· Что представляла собой французская система безопасности в 30-е гг.? Какое отношение к данной системе имел СССР?

· Можно ли было избежать кризисных ситуаций в международных отношений в 1930-егоды? Аргументируйте свою точку зрения.

· Почему Советское правительство пошло на подписание советско-германского договора о ненападении?

· К чему привело подписание договора? Как отреагировала на это Япония?

· Почему части РККА вступили на территорию Зап.Украины и Зап.Белоруссии только 17.09.39г?

· Как осуществилось присоединение Прибалтики и Бессарабии? Что это дало нашей стране?

· Что показала война с Финляндией? Какие меры были приняты Советским руководством?

· Стоит ли нам стыдиться «Пакта Молотова-Риббентропа»?

Выделите достижения и проблемы во внешней политике СССР в 1930-е – нас. 1940 гг.

Документ №13.1

Из письма народного комиссара иностранных дел СССР

М.М. Литвинова председателю XV Ассамблеи Лиги наций

15 сентября 1934 г.

Господин Председатель,

Советское Правительство получило телеграмму, подписанную значительным числом членов Лиги Наций, а именно: Южно-Африканским Союзом, Албанией, Австралией, Австрией, Великобританией, Болгарией, Канадой, Чили, Китаем, Испанией, Эстонией, Эфиопией, Францией, Грецией, Гаити, Венгрией, Индией, Ираком, Италией, Латвией, Литвой, Мексикой, Новой Зеландией, Персией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Турцией, Уругваем и Югославией, в кото­рой они, подчеркивая как то, что задача Лиги Наций состоит в организации мира, так и то, что это требует общего сотрудничества в указанном деле всех народов, приглашают Союз ССР вступить в Лигу Наций и принести ей свое сотрудничество. Одновременно Советское Правительство было официально извещено правительствами Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции об их бла­гоприятном отношении ко вступлению Союза ССР в Лигу.

Советское Правительство, которое поставило главной задачей своей внеш­ней политики организацию и укрепление мира и никогда не оставалось глухим к предложениям международного сотрудничества, в интересах мира... готово ответить на него (приглашение) и стать членом Лиги Наций.

Источник:Хрестоматия по Отечественной истории (1914-1945 гг.). М., 1996.

Документ №13.2

Из соглашения между Германией, Великобританией, Францией и Италией

Заключено в Мюнхене. Вошло в историю как «мюнхенский сговор», в результате ко­торого западными странами было санкционировано начало захвата Чехословакии фашист­ской Германией

29 сентября 1938 г.

Германия, Соединенное Королевство (Великобритания), Франция и Италия, согласно уже принципиально достигнутому соглашению относительно уступки Судето-немецкой области, договорились о следующих условиях и формах этой уступки, а также о необходимых для этого мероприятиях и объявляют себя в силу этого соглашения ответственными каждая в отдельности за обеспечение мероприятий, необходимых для его выполнения.

1) Эвакуация начинается с 1 октября.

2) Соединенное Королевство, Франция и Италия согласились о том, что эвакуация территории будет закончена к 10 октября, причем не будет произве­дено никаких разрушений имеющихся сооружений, и что чехословацкое правительство несет ответственность за то, что эвакуация области будет проведена без повреждения указанных сооружений.

3) Формы эвакуации будут установлены в деталях международной комиссией состоящей из представителей Германии, Соединенного Королевства, Франции, Италии и Чехословакии. <...>

Источник:Хрестоматия по Отечественной истории (1914-1945 гг.). М., 1996.

Документ №13.3

Будцын И.В. «Мюнхенский сговор» и кpax французской системы безопасности: еще раз к вопросу о том, кто начал вторую мировую войну

1. Первая мировая война не решила основных противоречий, из-за которых она была спровоцирована, но породила новые. Парижская конференция 1919 г. не создала ни реальных, ни формальных гарантий мира. Ук­репив на некоторое время свои тактические позиции на континенте, глав­ный объект потенциального германского реванша Франция не получила от стран-союзниц ни реальных, ни формальных гарантий своей безопасности.

2. Поэтому уже в ходе Парижской конференции Франция приступила к созданию собственной системы безопасности, которая базировалась на двух основных принципах: 1) максимальное ослабление Германии посред­ством системы репарационных платежей, 52% которых причитались Франции; 2) воссоздание второго фронта из стран «Малой Антанты». В 1920-е гг. оба принципа были фактически разрушены. План Дауэса, приня­тый по инициативе США летом 1924 г., привел не только к восстановле­нию промышленного потенциала Германии на новых технологических ос­новах, но заложил базу для ее последующей ремилитаризации. Политиче­ские изменения в малых странах Восточной Европы привели к фактиче­скому блокированию второго фронта против Германии. Попытки всеобще­го европейского замирения, предпринятые Францией в рамках плана «Пан-Европа», не привели к желаемому результату. Главная союзница Франции – Англия вела свою собственную игру, шантажируя первую выполнением своего обязательства 1921г. оказать ей помощь в случае неспровоцированной агрессии со стороны Германии.

3. После прихода к власти Гитлера, открыто заявившего о необходимости широкого пересмотра итогов первой мировой войны, английские стратеги задумались о возможности удовлетворения германских аппетитов за счет стран восточной и юго-восточной Европы. Об этом, например, прямо говорит меморандум Э. Карра, представленный правительству в феврале 1934 г. В феврале 1936 г. Гитлер, выступая в Рейхстаге, открыто заявил, что основной зада­чей четырехлетнего плана является подготовка Германии к широкомасштабной войне в условиях автаркии. События 1935 - начала 1936 г. не дают повода усомниться в искренности его слов. Стало ясно, что удовлетвориться куском европейского пирога Гитлер не захочет. Возникла реальная угроза английским колониальным интересам. Однако первой жертвой из великих держав должна была и могла стать только Франция.

4. Единственной возможностью избежать германского реванша для Франции в 1930-е гг. становится воссоздание полноценного второго фронта с участием России - СССР. Это понимали все дальновидные французские политики, мыслящие стратегически (Э. Эррио, JI. Барту, П. Лаваль и др.). 2 и 16 мая 1935 г. были соответственно подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимной помощи, создавшие новую систему французской безопасности. Участие СССР в этой системе изменило военно-стратегическую ситуацию в Европе в целом, что не могло не отразиться на позиции стран «Малой Антанты». Эта система поставила Гитлера в очень сложное положение. С одной стороны, для всех было ясно, что он не может отказаться от реванша, исходя из военно-стратегических и экономических интересов германского капитала. Кроме того, его собственные принципы и провозглашенные цели оказа­нии угрозой. Реально после подписания договоров 1935 г. ситуация была такова, что любое агрессивное действие Германии, направленное прямо или косвенно против французской безопасности, исходя из принципа pacta sunt servanda[7], приводило в действие всю систему договоров о взаимной помощи, созданную в 1920-х - 30-х гг., в том числе и английские обязательства 1921 г.

5. События мая 1938 г. показали, что система договоров о взаимопомощи работает, и Гитлер не решился запустить в действие механизм их реализации. Для тех, кто хотел «канализовать» германскую агрессию на Восток, возникла сложная проблема - проблема ликвидации французской системы безопасности. Центральным звеном системы была Чехословакия, которую, как известно из официальной версии, «продали» в Мюнхене в обмен на обязательство Гитлера развернуть свою военную машину на Восток, против СССР. Однако эта версия не выдерживает критики. Достаточно взглянуть на карту предвоенной Европы, чтобы в этом убедиться. Чехословакия не могла быть каналом широкомасштабного германского наступления на СССР, так как восточный выход этого канала, во-первых, слишком узким (около 200 км.), а во-вторых, он был заблокирован двухсоткилометровой полосой территории Румынии и Польши.

6. Те, кто хотели направить Гитлера на Восток, должны были обеспечить ему линию стратегического развертывания против СССР. Такой линией могла, с нашей точки зрения, быть лишь восточная граница Польши, которая в случае ликвидации Чехословакии оставалась единственным союзником Франции в Восточной Европе. Румыния отпадала в силу своих явных симпатий Гитлеру. Поэтому появление германских войск на румынской территории сразу насторожило бы Сталина и ликвидировало фактор внезапности как единственную возможность рассчитывать на победу в войне с СССР. Польша же могла быть использована Гитлером для двойной игры. Вводя свои войска на ее территорию, Гитлер мог представлять это для западных либералов продвижением к границам СССР и выполнением достигнутых в Мюнхене договоренностей. Для Сталина это могло быть подано как ликвидация последнего союзника «прогнивших западных демократий» в тылу германских войск во время их похода на Францию.

7. Таким образом, мы считаем, что в Мюнхене, помимо «сговора» и отношении Судет, было достигнуто секретное соглашение в отношении всей Чехословакии и Польши, отданных Гитлеру в обмен на его обязательство подписать с Англией и Францией пакты о ненападении. Доказатель­ством наличия такого секретного, скорее всего письменного, соглашения служат все последующие события. Чехословакия прекратила сопротивле­ние и была захвачена мирным путем. Только в этом случае СССР в силу специфики договоров не мог в одностороннем порядке оказать помощь Чехословакии, а Франция и Англия не выполнили своих обязательств. Французская система безопасности, созданная в 1935 г., была ликвидиро­вана без единого выстрела. Тем самым для Германии открывалась возмож­ность осуществить реванш, не опасаясь второго фронта. При этом Польша была использована Гитлером для того, чтобы успокоить и западных либе­ралов, и Сталина. Именно поэтому, объявив войну Германии 3 сентября 1939 г., Англия и Франция практически ничего не предприняли для оказания реальной помощи своему союзнику. Началась «странная война». Странность ее в том, что сконцентрировав к концу 1939 г. на «линии Maжино» 110 дивизий, готовых к военным действиям, самих военных действий никто не вел. При этом Германия весь осеннее-зимний период 1939- 1940 гг. держала на «линии Зигфрида» от 10 до 23 резервных дивизий. И Гитлер ничего не боялся?! Таковы были договоренности! Дважды, в марте и в сентябре 1939 г., по инициативе оппозиции созывались экстренные заседания парламента, на которых У. Черчилль намеревался потребовать отставки кабинета Н. Чемберлена. Но даже после вступления Англии в войну так и не потребовал, а вошел в состав правительства. Почему? Может быть, Чемберлен предъявил ему убедительные (письменные) гарантии безопасности Англии, о которых Черчилль до этого не знал, а мы не знаем до сих пор?

10 мая 1940 г. Чемберлена хватил удар, от которого он так и не смог оправиться, а Черчилль без всяких проволочек и внеочередных заседаний парламента занял пост премьер-министра. Правда, с точки зрения военного времени ничего существенного в этот день не произошло. Просто одна «воюющая» сторона перешла в наступление против другой «воюющей» стороны. Не менять же премьеров после каждого наступления? Видимо, произошло то, о чем никто не договаривался и чего никто не ожидал. Гитлер, в своей манере, нарушил все секретные договоренности Мюнхена.

Источник:Актуальные вопросы истории. Материалы межвузовской научной конференции . 25 апреля 2012 г. Н.Новгород: НКИ, 2012.

Документ №13.4

Наши рекомендации