Глава первая. О предметах ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
...б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
...и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;
к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик. <...>
2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.
Глава вторая. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик...
Глава четвертая. О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик
13. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.
14. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает
Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, в составе 414 членов.
15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистических республик - по 5 представителей от каждой и из представителей автономных областей РСФСР - по одному представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждается съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик. <…>
16. Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривают все декреты,
кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик, отдельных народных комиссариатов Союза, центральных исполнительных комитетов союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.
17. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению Союза Советских Социалистических Республик и определяет круг деятельности Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик. <...>
Глава пятая. О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик
29. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, в период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. <...>
Источник:Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сб. документов. С. 459-464, 468-471.
Документ № 8.5
О работе среди татар в Нижегородской губернии. Материалы заседания бюро Нижгубкома ВКП(б). Копия.
Вопросы к документу:
1. С какими трудностями столкнулись при подготовке кадров среди нацменьшинств?
2. Каких успехов удалось добиться в работе с татарским населением? Какие выявились недостатки? С чем это связано?
3. Каково, на Ваш взгляд, значение татарского педагогического техникума?
Народное образование среди татар
В 1925/26 г. комплект в школах 1-й ступени расширился на 40%, охват детей школьного возраста в 1924/25 учебном году -35%, в 1925/26 г.-50%, в 1926/27 учебном году штатных единиц для школ 1-й ступени увеличивается еще на 15%, охват детей школьного возраста выразится на 55%.
Преподавателей школ 1-й ступени на 80% из татар. Русский язык входит как предмет со второго года обучения.
Школьные здания в большинстве случаев – старые приходские школы, не только не соответствуют современной школе, но и не соответствуют и минимальным требованиям гигиены. До сего времени в татрайоне не имеется школ 11-й ступени, что является крайним недостаткам в развитии народного образования среди татар.
Принимая во внимание недостаток учителей для школ 1-й ступени с 1-го февраля с.г. в Н.Новгороде организованы 8-ми месячные курсы по подготовке учителей для деревни на 30 человек, которые оканчивают свою работу к концу октября м-ца и по окончании курсов направляются по деревням. В июле-августе проводились курсы по переподготовке учителей татар -30 чел.
Татарский педагогический техникум функционирует 6-й год. Первые три года он находился в дер. Собачий Остров и три года тому назад техникум был переведен в Н.Новгород. Только с этого времени стала налаживаться в нем нормальная работа, но все же до сего времени не было еще ни одного выпуска. Выпуск в количестве 10 человек ожидается на следующий год . Количество учащихся в техникуме с каждым годом растет. Например:, количество учащихся в 24 г. было 66, в 1925/26 г. -117, в 1926/27 учебном году -165, учебный курс 6-ти годичный, - подготовительный -2 года и основной -4года. Преподавание в техникуме ведется на татарском и на русском языках, в 2-х подготовительных группах преподают исключительно на татарском языке и русский язык входит как предмет. В основных группах, за неимением хорошо квалифицированных работников из нацмен[6], за исключением родного языка и обществоведения – преподавание ведется на русском языке.
Значение и роль татарского Педагогического Техникума громадное. Он является не только единственным средним учебным заведением, для татар Нижегородской губернии, но он является источником пополнения культурных сил деревни, методическим центром и культурным очагом всего татарского населения.
В татарском отделении Губсовпартшколы в 1925/26 учебном году был первый выпуск с одногодичных курсов -23 чел. политпросвет комсомольских работников для деревни.
К настоящему учебном угоду ведется подготовительная работа по набору учащихся в татотделение Губсовпартшколы, программа рассчитана с 2-х годичным обучением на 25 чел., подобран новы руководитель отделением и разработана программа.
В Н.Новгороде имеется детский дом, в котором воспитываются 70 человек беспризорных детей татар. Воспитательная работа среди них ведется на татарском языке.
Политико-просветительная работа среди татар.
При татарских ВИКах организованы политпросветкомы, волостные избы-читальни и волостные библиотеки. В крупных селениях организовано около 20 красных уголков, в рабочих районах 1 клуб, красных уголков -4, библиотек -9. Подготовка политпросветработников и ликвидаторов: в прошлом году пропущено 32 чел., в настоящем голу 22. Школ ликнеграмотности работало 44, через которые пропущено 650 чел. Ликвидирована неграмотность в 1925/26 г.-300 чел. в том числе 167 женщин, расширена сеть л/н до 55.
В начале 1925/26 учебного года для татарской молодежи Сергачского уезда организована одна школа крестьянской молодежи. До 1-го февраля 1926 года школа работала без прямого кредита. Положение было тяжелое, поддержал Сергачский УИК. После открытия кредита положение улучшилось, школа работала без перебоя, учащихся 33 человека.
Круг подписчиков на газеты в татарском районе увеличился с 1370 до 1685 за один год, в том числе 60% газет на татарском языке. Издается стенгазета на татарском языке в крестьянском районе -15 и в рабочих районах -4.
Профработа среди татар.
В крестьянском районе имеется 6 месткомов, профсоюзов Рабпроса -2 месткома, членов 177 чел., сов.служащих -2месткома, членов 87 чел., Всеработземлеса - 2 месткома, членов 65 чел. В рабочих районах членов профсоюза насчитывается около 500 человек. Профессиональные организации работают под непосредственным руководством уездных отделений профсоюзов и волкомов ВКП(б).
За отчетный период районных конференций Рабпрос – было 6,
Сов.служащих - 4, Всеработземлес - 4. Особенно необходимо остановиться на последнем, т.е. на работе Союза Всеработземлеса. Эта организация еще очень молодая, она организована среди татар только в октябре месяце п/г. Батрачество охвачено только на 20%. Роль и значение работы среди батрачества, в связи с организацией бедноты, в татарских деревнях громадное. На эту работу в дальнейшем необходимо обратить самое серьезное внимание.
Вывод:
Исходя из состояния работы среди татар, необходимо констатировать:
1. Оживление партийной, советской и культурно-просветительной работы среди татар в деревнях.
2. Расширение сети школ и культурно-просветительных учреждений среди нацмен.
3. Расширение сети школ передвижек, подготовка руководителей и открытие специального отделения нацмен в Губсовпартшколе.
4. Усиленное привлечение рабочей и крестьянской молодежи к учебе и командирование в разные учебные заведения.
5. Установление тесной взаимной связи инструктора нацмен с местами.
6. Изучение партийной, культурной, советской и др. отрасли работы в деревне.
7. Выделение в советских органах уполномоченных по делам нацмен.
8. Улучшение постановки в татарском Пед. Техникуме, подбор лиц руководящего состава, усиление пропагандистами, улучшение количественного и качественного состава слушателей и т.п.
Наряду с этим за отчетный период выявились следующие недочеты:
1. Недостаточно вовлечено в ряды партии татарок крестьянок от сохи и женщин.
2. Низкий культурно-политический уровень большинства деревенских партийцев.
3. Недостаточно было охвачено политучебой коммунистов в деревне.
4. Малочисленность пособий и учебников на татарском языке для низового партпросвещения, почти отсутствовали учебники для татотделения ГСПШ и Техникума.
5. Трудные условия для развертывания работы среди татарских женщин, отсутствие литературы для женщин народном языке.
6. Нет достаточного количества подготовленных общественно-политических, советских, хозяйственных и др. работников из татар.
Источник: ГУ ГОПАНО. Ф-1.О-1. Д.№ 4682. Л.24-25