Сам сваливает груз – самосвал.

Самосвалпривез песок,

После - несколько досок.

Сам привез и сам свалил.

И на все хватило сил.

Сам катится – самокат.

Самокатсам катится,

Ребятишкам нравится,

Посильнее оттолкнись

И катись, катись, катись….

Кто что ловит.

Рыб ловит – рыболов.

Рыбу ловит рыболов.

У него прекрасный клёв:

Щука, лещ и два ерша.

Да, рыбалка хороша!

Змей ловит – змеелов.

Средь песка и средь камней

Змееловы ловят змей.

Яд змеиный нужен им:

Для лекарств необходим.

Птиц ловит – птицелов.

Птичек ловитптицелов,

Канареек и щеглов.

Чтобы в зимние метели

Птицы нам про лето пели.

Кто где лазит.

По скалам лазит – скалолаз.

Скалолаз по скалам лазит.

Иногда на землю слазит.

На скале, на горной круче

Скалолазу всё же лучше.

В воде лазит – водолаз.

В океане, в речке, в море

Водолазына просторе.

Любят лазить под водой.

Мир подводный – дом родной.

Вверху лазит – верхолаз.

Настоящий верхолаз

Лазил вверх уже не раз.

В вышине работа есть –

Верхолазу нужно лезть.

Что где ходит.

Везде ходит – вездеход.

Везде ходит вездеход.

Вездеход везде пройдёт.

И по лесу, и по луже.

Этот транспорт очень нужен.

По болоту ходит – болотоход.

По болоту что идёт?

Ходит там болотоход.

Лягушонка из болота

Прокатил до поворота.

По Луне ходит – луноход.

Лунной ночью луноход

По Луне идет вперед.

Захотелось тоже мне

Походить так по Луне.

Что возят машины.

Бензин возит – бензовоз.

Бензовозвезёт бензин

Для заправки всех машин.

Самосвалы, лимузины

Заправляются бензином.

Молоко возит – молоковоз.

Молоко везет машина

В городские магазины.

Молоко молоковоз

В детский сад с утра привез.

Мусор возит – мусоровоз.

Гору мусора увез.

На себе мусоровоз.

Чтобы город чистым был,

Мусор он весь день возил.

Кто что варит.

Кашу варит – кашевар.

Кашу я варю братишке

По рецепту в старой книжке.

Каша пышет, в каше – пар.

Я – хороший кашевар.

Сыр варит – сыровар.

Сварит сыр из молока

Сыровар наверняка.

Сыр получится душистый,

Ноздреватый, золотистый.

Мыло варит – мыловар.

Мыло варит мыловар.

Мыло – лучший санитар.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть.

Кто что ест.

Кору едят – короеды (короед).

Ест кору жук-короед.

Целый день идёт обед.

Короедные обеды –

Для лесов большие беды.

Листья едят – листоеды (листоед).

Если в листьях дырки есть,

Их, конечно, кто-то ест.

Ест листочки листоед.

Где же листья? Листьев нет.

Цветы едят – цветоеды (цветоед).

Натворит немало бед

Жук опасный – цветоед.

Если съест жучок цветы,

Не появятся плоды.

Затем следует разделить большие карточки между игроками. Маленькие карточки положить на середину стола.

Участники игры должны по очереди выбирать маленькие карточки и, подкладывая их к большим, составлять сложные слова. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

35. Игра «Взрослые и малыши».

Цель. Расширять активный словарь детей, учить правильно употреблять названия взрослых животных и их детенышей.

Проведение игры.

1 вариант.

Педагог и дети стоят в кругу. Если педагог называет взрослого животного, дети тянутся руками вверх, если детеныша, дети приседают, руками обхватывают колени. Дети повторяют слова за педагогом.

Если «взрослый» - потянись,

А «детёныш» - опустись.

Думай быстро, кто какой,

Кто малыш, а кто большой.

2 вариант.

Педагог называет взрослого животного или детеныша, дети повторят название, выполняют движение, а затем называют его пару (детеныша или взрослого животного).

36. Игра «Скажи правильно».

Цель. Упражнять детей в согласовании существительных с порядковыми числительными.

Оборудование. Два набора с карточками.

1 набор. Цифры от 1 до10.

2 набор. Картинки: дом, котята, стул, глаз, окно, стол, карандаш, ручка, книга, полотенце.

Проведение игры.

Два набора карточек лежат стопками (картинками вниз).

По команде «Раз, два, три! Бери!» дети по очереди берут по две карточки из разных стопок и называют словосочетания, например: «два окна».

37. Игра «Кто как кричит».

Цель. Учить употреблять глаголы, характеризующие голоса различных животных и птиц, упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными.

Оборудование. Картинки животных: петух, кукушка, коза, корова, кошка, баран, ишак, лошадь, свинья, щенок. Пять карточек с кружочками: 1 кружочек, 2 кружочка, 3 кружочка, 4 кружочка, 5 кружочков.

Проведение игры.

Педагог показывает картинки и спрашивает, кто, как кричит, например: «Петух кукарекает: «Ку-ка-ре-ку!».

Затем вызывает ребенка и просит его взять какую-нибудь картинку с животным и карточку с кружочками. Остальные дети не видят, какие карточки он выбрал. Ребенок должен прокричать, как это животное столько раз, сколько кружочков на карточке.

Остальные дети угадывают, кто это кричит, и сколько было животных. Например: «Кукарекали 3 петушка».

38. Игра «Найди пару».

Цель. Упражнять детей в употреблении глагола «шить» с разными приставками.

Оборудование.

Пары картинок (первая карточка розовая, вторая -голубая).

Глагол «пришить».

1.Халат с оторванной пуговицей – халат с пришитой пуговицей.

2.Фартук без карманов – фартук с карманами.

Глагол «зашить».

3.Майка с дырой – майка зашитая.

4.Пальто с надорванным рукавом – пальто с зашитым рукавом.

Глагол «вышить».

5.Носки без вышивки – носки с вышивкой.

6. Платок без вышивки – платок с вышивкой.

Глагол «вшить».

7.Куртка без молнии – куртка с замком.

8.Шуба без рукавов – шуба с рукавами.

Глагол «перешить».

9.Большая рубашка– маленькая рубашка.

10.Большие колготки – маленькие колготки.

Глагол «подшить»

11. Длинные брюки – короткие брюки.

12. Длинное платье – короткое платье.

Глагол «ушить».

13. Широкий сарафан – узкий сарафан.

14. широкая юбка – узкая юбка.

Глагол «сшить».

15. Кусок ткани – шорты.

16. Кусок ткани – комбинезон.

Проведение игры

1 вариант игры.

Разложить в столбик розовые карточки. Рядом разместить кучкой голубые карточки и перемешайте их. Педагог просит детей подобрать пары к розовым карточкам. Дети по очереди берут голубые карточки. Педагог просит рассказать, что произошло с одеждой. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

2 вариант игры. Разделить поровну розовые карточки. Голубые карточки положить картинками вниз. Дети по очереди переворачивают голубые карточки. Если у игрока есть такая пара, то он берет карточку себе. Если нет, кладет карточку обратно. Выигрывает тот, кто быстрее подберет пары к своим карточкам и скажет, что портной сделал с одеждой.

3 вариант игры. Положить все карточки картинками вниз. Разделить карточки поровну. Теперь игроки должны перевернуть карточки и найти пары. Непарные карточки передаются по очереди соседнему игроку. Карточки передаются по кругу по одной. Игроки подбирают себе пары. Выигрывает тот, кто больше подберет себе пар и составит по каждой паре картинок предложение.

39. Игра «Противоположности».

Цель. Расширять активный словарь детей, учить подбирать слова-антонимы к прилагательным.

Оборудование.

Большие карточки.

большой

высокий

добрый

смелый

горячий

больной

колючий

широкий

пустой

глубокий

длинный

черный

Маленькие карточки.

маленький

низкий

злой

трусливый

холодный

здоровый

гладкий

узкий

полный

мелкий

короткий

белый

Проведение игры.

Педагог вместе с детьми читают стихи, находят слова с противоположным значением.

Большой – маленький.

В море кит большой живет,

Будто остров, он плывет.

Кит – огромный великан,

На его спине - фонтан.

В речке маленький малёк

Припустился наутек.

Схоронился средь камней:

- Мне бы вырасти скорей!

Высокий – низкий.

Дом высокий во дворе,

Наверху, как на горе.

- Этажи считай скорей!

- Восемнадцать этажей.

Рядом низкийесть домок,

Из трубы идет дымок.

В нем один этаж всего

Сад растет вокруг него.

Добрый – злой.

Добрый дедушка Мороз

На спине мешок принес

И подарки раздает.

Настоящий Новый год!

Злой колдун в болоте злится,

Он решил там поселиться.

Гонят всюду колуна:

От него - беда одна!

Смелый – трусливый.

Жил в лесу волчонок серый,

Был волчонок очень смелый.

Никого он не боялся

И за слабых заступался.

А зайчонок был трусливый,

Очень робкий, боязливый.

Под кустами, на опушке,

Он дрожал, прижавши ушки.

Горячий – холодный.

На столе горячийчай

И румяный каравай.

В вазе чудное варенье.

У бабули день рожденья.

Лед холодный принесем,

В холодильник уберем,

Чтобы в холоде ледок

Не растаял, не потёк.

Больной – здоровый

Мальчик лёд зимою ел,

Он, конечно, заболел.

И теперь больнойлежит,

Не играет, не шалит.

Кто здоровый круглый год?

Тот, кто очень любит спорт.

Летом плавает в реке,

А зимой - он на катке.

Колючий – гладкий.

На колючку ёж похож.

Почему колючий ёж?

Он в иголках потому,

Что лиса бежит к нему.

А дельфин на ощупь гладкий,

У него свои повадки.

Любит плавать и нырять,

Приглашает поиграть.

Широкий – узкий.

Мост широкий над рекой.

Едет транспорт грузовой.

Фуры и грузовики

Мчатся к берегу реки.

Узкий мостик через речку,

Вел пастух домой овечку.

- Будь, овечка осторожна,

Намочить кудряшки можно.

Пустой – полный.

Вини Пух нашел горшок,

Заглянул в него разок.

Был в горшке медок густой,

А теперь горшок пустой.

Я корову подою,

Молочка тебе налью,

Полныйковшик молока…

Подожди чуть-чуть пока.

Глубокий – мелкий.

Вот колодец у дороги.

Загляните: он глубокий.

Опущу ведро до дна,

Наберу воды сполна.

Пруд в деревне по колено,

Слишком мелкий он, наверно.

Ребятишки через пруд

Босиком пешком идут.

Длинный – короткий.

Славный нос у Буратино.

Для чего такой он длинный?

Этот мальчик может смело

Сунуть нос в любое дело.

У свиньи короткийнос,

И обидно ей до слёз.

Плачет свинка: «Как же так?

Вместо носика – пятак».

Черный – белый.

В огороде, возле дач,

Ходит важно черный грач.

Червячка в земле найдет

И грачонку отнесет.

Белый голубь в вышине

Машет крылышками мне.

Вот бы мне так полететь,

Край далекий поглядеть.

Затем большие карточки делятся между игроками. Маленькие карточки нужно положить на середину стола.

Участники игры должны по очереди выбирать маленькие карточки и, подкладывая их к большим, составлять пары. Выигрывает тот, кто составит больше пар.

40. Игра «Из чего это».

Цель. Расширять активный словарь детей, упражнять в употреблении относительных прилагательных, в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе.

Оборудование. Мяч.

Проведение игры.

Педагог читает с детьми стихи.

Рассказал барашек весть,

Что тепла овечья шерсть.

Гусь надел на лапки

Шерстяные тапки.

Из пластмассытрость была

И стояла у стола.

Пес пластмассовую трость

Грыз, как будто это кость.

Дали мы пингвину

Боты из резины:

- Вот резиновые боты,

Не скользил по льдине чтоб ты.

Зацепился за коряги

Мой кораблик из бумаги.

Был корабль бумажный

Быстрый и отважный.

Кот из крынки молока

Сделал горстку творога.

Знает котик точно,

Что творог молочный.

Эта лампа из стекла

Удивительно мала.

Но стекляннаямалышка

Освещает дом и книжку.

А игрушечная хрюша

Вся из розового плюша.

Плюшевая хрюшка –

Мягкая игрушка.

Сделал ослику сосед

Деревянный табурет.

Из дерева изделие:

Ножки и сидение.

Говорит мышонок-кроха:

- Суп хочу я из гороха.

Суп гороховыйлюблю,

Миску полную налью.

Из железа самосвал.

Мишку я на нем катал.

Самосвал железный

Мне в игре полезный.

По ходу чтения педагог с детьми обсуждают, из чего сделаны предметы и как про них можно сказать. (Какой это предмет?) Педагог спрашивает детей, что еще может быть «шерстяное», «пластмассовое» и т.д.

Затем дети встают в круг. Педагог бросает ребенку мяч и говорит: «Шарф из шерсти какой?» Ребенок отвечает и бросает мяч обратно педагогу. Педагог должен стараться употреблять существительные разного рода и числа (шарф, кофта, одеяло, носки…) и следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Приложение 7

Приложение 8

Обследование речи детей

Чтобы определить степень речевого нарушения у ребенка и наметить пути коррекционной работы с ним, логопед должен тщательно обследовать состояние его речи.

При обследовании речи детей I уровня речевого развития выявляется состояние импрессивной и экспрессивной речи (понимание и воспроизведение). При обследовании понимания речи необходимо выявить понимание значения слов и фраз, грамматических связей, контекстной речи. Работа проводится в виде занятий. Структура этих занятий тщательно продумывается, определяется их направленность и доступность. Важно, чтобы было определенное количество столов и стульев. Заранее готовится протокол обследования, который заполняется в процессе обследования.

Обследование экспрессивной речи детей можно проводить на том же материале. Вместо инструкции «покажи» предлагается инструкция «скажи».

После проведенного обследования делаются выводы о состоянии речи каждого ребенка. На основании выводов составляются планы индивидуальной работы на каждого ребенка и на подгруппу детей.

Наши рекомендации