Крестьянская война под предводительством с т разина

Скоротечный Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного состояния страны Вершиной его выражения стала крестьянская война под предводительством С Т Разина Зачина телями крестьянских войн и их предводителями с этого времени были представители донского казачества Истоки этого явления следует искать в некоторых особенностях уклада жизни донских казаков

Главные из них состояли в том, что на Дону отсутствовало феодальное землевладение, а следовательно, и помещики Отсут­ствовали также и воеводы войском управляли выборные Полная тревог жизнь казаков, необходимость давать отпор хищным сосе­дям или самим организовывать набеги на них определяли харак­тер их занятий земледелием в XVII в они не занимались или почти не занимались Жизненные ресурсы казаки черпали из рыбных промыслов и охоты Кроме того, они получали от пра­вительства хлебное жалованье, а также порох Это была свое­образная плата за оборону границ — казаки принимали на себя удары от набегов крымских татар и ногайцев Казаки широко пользовались еще одним источником пополнения своих ресур­сов— они организовывали «походы за зипунами» Объектами их нападений являлся Крымский полуостров и даже южное побе режье Черного моря Материальное обеспечение таких походов брали на себя жившие в низовьях Дона домовитые казаки, снабжавшие экспедиции стругами, оружием и порохом Они же получали львиную долю добычи Непосредственно участвовали в рискованных походах бедные слои населения верховий Дона и его притоков, так называемые голутвенные казаки

Донская вольница издавна привлекала беглых из южных и центральных уездов Российского государства Правительство, нуждаясь в услугах донских казаков, избегало конфликтов с ни­ми и мирилось с неписаным законом «С Дона выдачи нет», т е беглых крестьян не возвращали их владельцам Мирилось прави­тельство и с правом донских казаков на внешние сношения с ближайшими соседями — крымцами и калмыками

Таким образом, казаки отличались от крестьян и по роду занятий, и тем, что они не несли повинности в пользу помещика и государства, а, наоборот, получали от последнего жалованье, и, наконец, тем, что они были воинами

Во второй половине XVII в возможностей для похода за зипунами стало значительно меньше после ухода казаков из Азова, которым они владели пять лет (1637—1642), османы так его укрепили, что практически лишили их выхода в Азовское и Черное моря Казаки в 50—60-х гг XVII в пытались перенести свои набеги на Волгу и Каспийское море, где грабили казенные и купеческие караваны, а также иранские владения Правитель­ство решительно противодействовало этим походам, поскольку




они наносили ущерб экономике Нижнего Поволжья и нарушали торговые и политические связи с Ираном.

С. Т. Разин, уроженец станицы Зимовейской, принадлежал к домовитому казачеству. По свидетельству очевидца,«это был вы­сокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным приятным лицом. Он держался скромно, с большой строгостью».

Потерпев неудачу в попытке прорваться в Азовское море че­рез османский заслон в Азове, Разин в мае 1667 г.во главе от­ряда в тысячу человек отправился на Волгу, где сначала напа­дал на караваны судов, а затем в июне, миновав Астрахань, вы­шел в море, поднялся по реке Яик в Яицкий городок и овладел им. Перезимовав там, разинцы, захватив с собой артиллерию, двинулись на стругах к западным берегам Каспийского моря, где совершали успешные набеги на владения иранского шаха. Сна­чала добычей двухтысячного отряда Разина стали Дербент и Баку, а затем казаки овладели Рештом, Фарабатом и Астра-батом. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных, пополнивших их ряды.

Зиму 1668—1669 гг. разинцы провели на Свином острове близ Гиляна. Здесь они разгромили флот, снаряженный против них иранским шахом, но должны были покинуть остров и дер­жать путь к родным берегам. В августе 1669 г. Разин с казаками высадился в Астрахани.

Появление разинцев в Астрахани произвело на ее жителей неизгладимое впечатление. Сам Разин предстал удачливым ата­маном, прибывшим с богатой добычей. Рядовые казаки щеголяли по городу в бархатной, шелковой одежде, струги были оснащены витыми из шелка канатами и шелковыми парусами. Разин щедро раздавал населению золотые монеты.

4 сентября 1669 г. Разин отправился на Дон, где был встре­чен с триумфом. Здесь он занялся подготовкой нового похода, на этот раз не за зипунами, а против «изменников бояр». Путь его должен был проходить тоже по Волге, но не на юг, а на север. Поход Разина в 1670 г.превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками, русскими крестьянами участво­вали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.

13 апреля 1670 г. 7-тысячный отряд Разина подошел к Цари­цыну и без труда овладел им — население встречало его друже­любно, сопротивление оказала лишь небольшая группа стрель­цов во главе с воеводой, засевшая в башне.

Во время пребывания в Царицыне разинцы одержали две важные победы, поднявшие их престиж: сначала над стрельцами, направленными правительством из Москвы, а затем над стрель­цами, двигавшимися под начальством кн. Семена Львова из Астрахани. Астраханские стрельцы перешли к Разину.

Разин продолжал двигаться к Астрахани и 22 июня начал приступ. Мощные стены кремля с расставленными на них 400 пушками могли оказаться неприступными, но астраханцы

открыли ворота. Лишь небольшая группа начальных людей во главе с воеводой кн. Иваном Прозоровским, укрывшись в соборе, оказала сопротивление, но была перебита.

С захватом Астрахани Разин обеспечил безопасность своего тыла, что позволило ему двинуться на север. Как и в Царицыне, в Астрахани было введено казачье устройство: жителей распреде­лили по десяткам и сотням, высшим органом власти стал круг. Исполнительная власть принадлежала атаманам, среди кото­рых выделялся Василий Ус, который еще летом 1666 г.с 500 ка­заками верховых городков появился под Воронежем, а оттуда на­правился к Туле. По пути в отряд вливались крестьяне, громив­шие поместья. Дворяне с семьями бежали под защиту тульского кремля. Не доходя до Тулы, Василий Ус отступил на Дон. Теперь он стал верным соратником Разина.

Из Астрахани огромное войско Разина вновь прибыло в Ца­рицын, где было решено двигаться вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших. Разин об­ратился к населению Поволжья с «прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и «выводить» измен­ников, т. е. бояр, дворян, воевод и приказных.

Восстание ширилось, оно охватило огромную территорию края. В Симбирском уезде действовали атаманы Разина Михаил Осипов и Михаил Харитонов, монахиня Алена. Население Алаты­ря, Саранска, Курмыша, Керенска и др. городов Поволжья примк­нуло к восстанию. 4 сентября Разин подступил к Симбирску и почти месяц упорно его осаждал.

Напуганное правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. 28 августа 1670 г. царь напутст­вовал 60 тыс. служилых людей по отечеству, державших путь в Среднее Поволжье.

Между тем ратные люди во главе с воеводой кн. Иваном Ми-лославским засели в Симбирском кремле и выдержали четыре штурма повстанцев. 3 октября к Симбирску из Казани подошли правительственные войска под начальством Юрия Барятинского и после нанесенного Разину поражения соединились с ратными людьми Милославского. Предводитель крестьянской войны ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен домовитыми казаками и выдан правительству. 4 июня 1671 г.он был достав­лен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади. Церковь предала его анафеме. Имя Разина превратилось в ле­генду— народная память о нем сохранила множество песен и бы­лин.

Восстание продолжалось и после казни Разина, но под на­тиском превосходящих сил правительства шло на убыль. Весной и летом 1671 г. отряд Федора Шелудяка двигался из низовий Волги к Симбирску, чтобы овладеть им, но должен был снять осаду города и отправиться в Астрахань. Этот последний оплот восставших пал 27 ноября 1671 г.

Правительство торжествовало победу. Участники движения подвергались жестоким репрессиям. Только в одном Арзамасе в течение трех месяцев было казнено не менее 11 тыс. человек.

Восставшие потерпели поражение. Тому причиной были сти­хийность и слабая организованность движения, отсутствие чет­ких целей борьбы. Толпы плохо вооруженных людей не могли противостоять правительственным войскам, прошедшим ратную подготовку.

Движение носило царистский характер — в глазах восстав­ших «хороший» царь ассоциировался с именем не царя Алексея Михайловича, а его сына Алексея, умершего незадолго до кре­стьянской войны. Это не помешало им иметь в своей флотилии два струга: в одном из них, обитом красным бархатом, будто бы находился царевич Алексей Алексеевич, а в другом, обитом черным бархатом,— пребывавший в ссылке бывший патриарх Никон.

Наши рекомендации