Борьба народов нашей страны против нашествий чингисхана и батыя

С конца XII в. у монгольских племен, кочевавших в степях Центральной Азии, шел процесс разложения родоплеменного строя и становления раннефеодальных отношений. Здесь начала выделяться родоплеменная знать — нойоны (князья) и багатуры (богатыри), окруженные дружинниками — нукерами (нукер в переводе означает друг). Они захватывали у общин скотоводов-аратов пастбища и стада. Складывается особый тип кочевого феодализма, для которого, как полагает ряд исследователей, ха­рактерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища. Становление раннеклассового государства проходи­ло здесь, как и обычно, в кровавой междоусобной борьбе между разными племенами и вождями. В ходе этой борьбы победу одержал Темучин (или Темуджин), которому на хурале (съезде монгольской знати) в 1206 г. было присвоено почетное имя Чингисхан, точное значение которого пока не установлено. По одному из наиболее крупных монгольских племен — татар — соседние народы часто называли всех монголов этим названием. Оно и закрепилось за ними впоследствии в русской традиции, хотя большая часть собственно татар была истреблена Чингис­ханом во время борьбы за власть.

Чингисхан укрепил издавна существовавшую военную орга­низацию монголов. Все войско делилось на десятки, десятки объединялись в сотни, сотни — в тысячи, десять тысяч составля­ли один тумен, или по-русски тьму. Выносливые и смелые воины, монголы легко могли вести завоевательную политику, поскольку они еще сохраняли типичное для раннефеодального государства политическое единство, в то время как соседние народы пережи­вали уже период феодальной раздробленности. Вместе с тем, как в большинстве раннефеодальных государств, военная добыча была источником существования нарождающейся знати и раз­дача этой добычи — средством привлекать к ней подданных.

Завоевав часть Сибири, монголы приступили к покорению Китая. Им удалось захватить всю его северную часть, что имело 86

большое значение для дальнейшей завоевательной политики. Именно из Китая монголы вывезли новейшую для того времени военную технику и специалистов. Кроме того, из числа китайцев они получили кадры грамотных и опытных чиновников.

В 1219 г.войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Они захватили Самарканд, Бухару, Ходжент и многие другие города. Народ оказывал героическое сопротивление, однако фео­далы пытались умилостивить захватчиков. Так, дядя хорезм-шаха Тугай-хан, возглавлявший гарнизон Самарканда, сдался на милость победителя, что не спасло ему жизнь. Сам хорезмшах Мухаммед не смог организовать сопротивление, а его наследник Джелалад-Дин потерпел поражение в битве (1221) и спасся бегством с ничтожными остатками войска.

Последствия монгольского завоевания Средней Азии были исключительно тяжелы. Погибло большинство цветущих оазисов. Так, полностью был уничтожен Мерв, а в Самарканде осталась едва четверть жителей. Горожан либо зверски убивали, либо уводили в рабство. Вся Средняя Азия вошла в состав Монголь­ской империи. Большая ее часть входила в улус (удел) второго сына Чингисхана — Чагатая. Хорезм вместе с Казахстаном ока­зался в будущей Золотой Орде — улусе Джучи, старшего сына Чингисхана. Жители Средней Азии должны были платить чрез­вычайно высокую контрибуцию, огромные, непосильные налоги, участовать в походах ханов для завоевания других народов. Земледельческие оазисы были заселены кочевниками, которые повели здесь экстенсивное хозяйство вместо давно уже сущест­вовавшего в этих местах интенсивного. Веками создававшиеся ирригационные системы большей частью были разрушены, и на­чалось наступление песков на цветущие некогда оазисы.

Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран, после чего войска Чингисхана совершили грабительский поход в За­кавказье. Здесь действовали его полководцы Джебе и Субедей. С юга они пришли в половецкие степи и разгромили половцев. Князья Даниил Кобякович и Юрий Кончакович погибли, а хан Котян, тесть князя Мстислава Мстиславича Удалого, обратился к нему за помощью. «Побороните нас. Аще не поможете нам, мы ныне иссечени будем, а вы наутрие иссечени будете»,— гово­рили половцы.

В этом обращении нет ничего удивительного. Отношения меж­ду Русью и половцами никогда не были однозначными. Наряду с половецкими набегами на Русь и походами русских князей на половцев между двумя народами существовали оживленные эко­номические, политические и культурные отношения. Многие из половецких ханов крестились и обрусевали (например, упомяну­тые выше Юрий Кончакович и Даниил Кобякович), некоторые русские князья женились на дочерях половецких ханов — так, половчанкой была жена Юрия Долгорукого. Период начиная с 90-х гг. XII в. был временем полного мира в русско-половецких




отношениях: неизвестны в эти годы половецкие походы на Русь, упоминается лишь участие половецких отрядов в междоусобиях русских князей.

Просьба половцев помочь им против опасного врага была принята русскими князьями. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г.на реке Калке в Приазовье. Однако не все русские князья, обещавшие участвовать в битве, выставили свои войска, некоторые опазды­вали. Князья-участники битвы действовали недружно. Киевский князь Мстислав Романович вообще стоял со своими войсками в стороне, наблюдая, как изнемогают в бою дружины других князей. Битва закончилась поражением русско-половецких войск, многие князья и дружинники погибли, а победители положили на пленных доски, уселись на них и устроили торжественный пир, наслаждаясь стонами умирающих. В результате этой битвы госу­дарство половцев оказалось уничтоженным, а сами половцы во­шли в состав государства, созданного монголами.

В 1227 г. умерли Чингисхан и его старший сын Джучи. На­следником Чингисхана стал Угэдей. Завоевательные походы про­должались. В 1231г. войско полководца Угэдея Чармагана вторглось в Закавказье. Сначала в течение нескольих лет за­хватчики покоряли Азербайджан. В 1239 г. пал последний оплот сопротивления Дербент. Вслед за тем настала очередь Грузии и Армении. К 1243 г. все Закавказье оказалось в руках захват­чиков. Последствия нашествия и завоевания для Грузии, Арме­нии и Азербайджана были столь же тяжелы, как и для Сред­ней Азии.

В те же годы другая часть войска наследников Чингисхана приступает к завоеванию Руси. Внук Чингисхана, сын Джучи Бату, или по-русски Батый, получил в улус западные земли, в том числе и те, которые еще предстояло покорить. В 1236 г.войска Батыя начали поход на Русские земли. Разгромив Волжскую Болгарию, они отправились на Рязанское княжество.

Рязань пала после пятидневного героического сопротивления. Сражаться с захватчиками рязанским князьям, их дружинам и горожанам пришлось в одиночку. Владимирский князь Юрий Всеволодич «сам не иде и не послуша князь резаньских молбы, но хоте сам особь брань створити». В Рязани погибли и князь Юрий Ингваревич, и его жена, и все жители. Город был сожжен и разграблен. Трагически описывает летописец судьбу жителей: одних «рассекаху мечи, а других стрелами стреляхуть... иныя имающие вязаху».

После взятия Рязани войска Батыя двинулись к Коломне. Навстречу им вышли небольшие войска, отправленные владимир­ским князем, вместе с рязанской дружиной Романа Ингваре-вича. В бою под Коломной погибло много русских воинов, а сам бой кончился для них поражением Враги подошли к Москве, взяли ее, захватив малолетнего сына Юрия Всеволодича Влади-

мира и убив воеводу Филиппа Няньку. 3 февраля 1238 г. Батый подошел к Владимиру. Осадив город, захватчики отправили к Суздалю отряд, который взял и сжег этот город. Затем, 7 фев­раля, был взят Владимир. При штурме враги подожгли город, от огня и удушья погибло множество людей, не исключая еписко­па и княгини. Оставшиеся в живых были уведены в рабство. Была разорена вся Владимиро-Суздальская земля от Ростова до Твери.

4 марта 1238 г.состоялась битва на реке Сити (приток Мо-логи, северо-западнее Углича). Там, в густых лесах, Юрий Все-володич готовил дружины для отпора врагу. Но битва кончилась поражением, большинство князей и войск погибло. Судьба Вла-димиро-Суздальской земли была решена.

Тем временем другой отряд войск Батыя осаждал Торжок. Две недели стояли враги под городом, пока после применения стенобитных машин и начавшегося в Торжке голода («изнемого-ша люди в городе», а из Новгорода «не бысть им помощи») им удалось 5 марта взять город. «И иссекоша вся от мужески полу и до женьска». От Торжка отряд Батыя двинулся на север, к Новгороду. Однако, не доходя ста верст, возле местности Игнач-крест, повернул назад. Вероятно, причиной возвращения войск противника и спасения Новгорода от погрома была не только распутица, но и сильная усталость и обескровленность Батыевых войск, ибо почти каждый город им приходилось брать с бою, теряя многих людей. В этом отношении особенно харак­терна была осада Козельска. Жители города во главе с юным князем приняли решение сражаться до конца, не страшась смер­ти. «Козляне ж ножи резахуся с ними». Они совершали вылазки против врага и, напав на вражеские полки, убили, по словам летописи, 4000 неприятелей, уничтожили осадные машины, но сами погибли. Батый, взяв город, приказал убить всех жителей, включая маленьких детей. Среди них, видимо, погиб и малолет­ний князь Василий. Козельск захватчики назвали «злым го­родом».

На следующий год, в 1239 г., Батый начал новый поход на Русскую землю. Были захвачены и сожжены Муром и Гороховец, а затем войска Батыя двинулись на юг. В декабре 1240 г.был взят Киев. Княживший там Михаил Всеволодич Черниговский сначала приказал убить отправленных к нему Батыевых послов, но затем, вместо того чтобы организовать оборону города, бе­жал, и обороной руководил воевода Дмитрий. Несмотря на ге­роизм жителей, защищавших город около трех месяцев, Батыю удалось взять Киев и разгромить его.

Затем монгольские войска двинулись в Галицко-Волынскую Русь. Взяв Владимир Волынский, Галич, в 1241 г. Батый вторгся в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию, а в 1242 г. дошел до Хорватии и Далмации. Однако в Западную Европу войска Ба­тя пришли уже значительно ослабленными мощным сопротивле-

нием, встреченным ими на Руси. Поэтому если на Руси монголам удалось установить свое иго, то Западная Европа испытала толь­ко нашествие, и то в меньших масштабах. В этом и состоит историческая роль героического сопротивления русского народа вражескому нашествию.

Главной причиной поражения Руси явилась существовавшая тогда феодальная раздробленность, при которой каждое из кня­жеств оказывалось наедине с силами захватчиков. Русские кня­жества поодиночке были разгромлены врагом. Важным обстоя­тельством было и то, что захватчики, покорившие до этого Се­верный Китай и Среднюю Азию, использовали тамошнюю, в пер­вую очередь китайскую, военную технику. Стенобитные машины пробивали стены русских крепостей. Использовались также кам­неметы, порох и сосуды с горючими жидкостями. Имело значе­ние и численное превосходство врага.

Последствия нашествия были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось население страны. Множество людей было убито, не меньше было уведено в рабство. Многие города уничтожены. Например, столицей Рязанского княжества теперь оказался город Переяславль Рязанский (с конца XVIII в.— Рязань). Разрушенную Рязань не удалось восстано­вить. Ныне на ее месте — поросшее кустарником городище, где были проведены чрезвычайно интересные раскопки, и село Ста­рая Рязань. Запустел Киев, в котором осталось не более 200 до­мов. Археологами неподалеку от Бердичева обнаружено так на­зываемое Райковецкое городище: город, полностью уничтожен­ный во время Батыева нашествия. Там одновременно погибли все жители. Жизнь на месте этого города более не возродилась. По подсчетам археологов, из известных по раскопкам 74 горо­дов Руси XII—XIII вв. 49 были разорены Батыем, причем в 14 жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села.

Разные категории населения несли потери в разной степени. Видимо, крестьянское население пострадало меньше: в некоторые находившиеся в густых лесах села и деревни неприятели могли даже и не попасть. Горожане гибли чаще: неприятель сжигал города, убивал многих жителей, уводил их в рабство. Много погибло князей и дружинников — профессиональных воинов. Смерть многих дружинников привела, судя по всему, к замедле­нию темпов социального развития. Как уже отмечалось выше, в Северо-Восточной Руси во второй половине XII в. только на­чали возникать боярские села. Физическое истребление профес­сиональных воинов-феодалов привело к тому, что этот процесс остановился, и светское феодальное землевладение начало возни­кать заново уже после нашествия.

чНашествие нанесло тяжелый удар развитию производитель­ных сил, в первую очередь в городе. Преемственность в средне­вековом ремесле осуществлялась путем передачи производствен­ных секретов от отца к сыну, от мастера к ученику. Гибель мно-

гих ремесленников и увод в Орду остальных оборвал эту цепочку. Поэтому после нашествия утрачиваются многие производствен­ные навыки, исчезают целые ремесленные профессии. Если до нашествия русское стеклоделие знало десятки и сотни различных рецептов изготовления художественного стекла, то после нашест­вия стеклянные изделия стали грубее, а число применяемых рецептов сократилось во много раз. Разучились изготавливать стеклянную столовую посуду и оконные стекла. На несколько десятилетий прекратилось каменное строительство.

Пострадали международные торговые связи Руси. Были пере­резаны важнейшие торговые пути, экономический упадок испы­тали многие страны, бывшие постоянными торговыми партне­рами Руси (например, Средняя Азия). Нашествие также при­вело к гибели многих культурных ценностей. При сожжении го­родов, главных культурных центров, оказались уничтоженными многочисленные памятники письменности, выдающиеся произ­ведения искусства.

Вместе с тем нашествие, несмотря на тот огромный урон, ко­торый оно нанесло Русской земле, могло затормозить, но не из­менить характер развития социальных отношений на Руси. Ко­чевники-монголы не смогли поставить перед собой задачи вклю­чения Русской земли, земледельческой страны, в свою империю. Речь шла только о подчинении, о получении дани. А потому сам характер внутренних отношений оставался в значительной сте­пени не затронутым завоевателями. Именно поэтому захватчики с самого начала стали опираться в порабощенной стране на феодальные верхи, готовые в обмен на сохранение своих приви­легий служить завоевателям.

Наши рекомендации