Ранняя этническая история народов ссср
Проблемы происхождения народов, этнических общностей всегда принадлежат к числу наиболее сложных, редко поддающихся однозначному решению. Начало складывания этнической общности, как правило, относится к весьма отдаленным эпохам первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письмен-
ность. Поэтому исследователь почти лишен возможности судить о языке, на котором говорили племена, оставившие археологические памятники. Язык же служит одним из наиболее существенных признаков этнической общности. Следует иметь также в виду многочисленные миграции племен и народов, смешивание их, процессы взаимной ассимиляции племен. При изучении этногенетических проблем оказывается необходимым учитывать данные целого ряда смежных научных дисциплин — археологии, лингвистики, антропологии и т. д. У нас нет практически в распоряжении материала для того, чтобы судить о языковой и этнической принадлежности племен эпохи каменного века и отчасти энеолита и бронзы, живших на территории нашей страны. Мы можем лишь говорить о существовании определенных этнических групп или этнокультурных областей.
Чтобы дальнейшее изложение было понятно, ниже приводятся справочные сведения о классификации языков народов, живущих или живших на территории СССР и соседних стран: лингвистическая классификация легла в основу этнической. Все языки делят на большие семьи, связанные общим происхождением и подразделяющиеся на группы родственных языков. Внутри групп иногда выделяют ветви, некоторые же языки не входят в группы. В настоящем перечне называются лишь наиболее крупные языки, «мертвые» языки указываются в скобках после «живых».
Индоевропейская семья
Славянская группа восточнославянская ветвь — русский, украинский, белорусский, [древнерусский], западнославянская — польский, чешский, словацкий, южнославянская — болгарский, македонский, сербско-хорватский, [старославянский]
Балтийская группа латышский, литовский, [прусский] Германская группа восточногерманская ветвь — [готский], западногерманская - немецкий, английский, фламандский, северогерманская — датский, норвежский, шведский
Романская группа итальянский, испанский, молдавский, португальский, румынский, французский, [латинский]
Иранская группа афганский, иранский, осетинский, таджикский, [бакт-рийский, мидийский, парфянский, скифский, хорезмийский] Вне групп албанский, армянский, греческий, [древнегреческий]
Урал о-самод и иска я семья
Самодийская группа ненецкий и др языки народов Севера Финно-угорская группа финская ветвь — карельский, финский, эстонский, коми, марийский, мордовский, удмуртский, угорская — венгерский, мансийский, хантский
Алтайская семья
Тюркская группа азербайджанский, алтайский, балкарский, башкирский, казахский, каракалпакский, карачаевский, кумыкский, ногайский, татарский, тувинский, турецкий, туркменский, узбекский, уйгурский, хакасский, чувашский, якутский, [болгарский волжско-камский, гуннский, печенежский, половецкий, хазарский]
Монгольская группа бурятский, калмыкский, монгольский Тунгусо-маньчжурская группа маньчжурский, нанайский, эвенкийский
Кавказская семья
Картвельская группа' грузинский Адыго-абхазская группа: абхазский, адыгские языки.
Чечено-дагестанская группа ингушский, чеченский, а также аварский, даргинский и другие языки народов Дагестана
Хотя достоверных данных для определения этносов периода неолита и энеолита у нас нет, некоторые сведения все же удалось получить благодаря анализу географических названий. На территории Волго-Окского междуречья имеется большое количество рек, названия которых (Клязьма, Вязьма, Кинешма, Кесьма) кончаются на -жма, -сьма, -зьма и т. п. Ни из индоевропейских, ни из финно-угорских языков объяснить эти названия невозможно. Но вместе с тем распространение этих топонимов совпадает с зоной памятников льяловской археологической культуры эпохи неолита (III—II тысячелетия до н. э.). Названия же других рек региона связаны с угро-финскими и самодийскими народами. Видимо, в позднем неолите и начале бронзового века ими была освоена Восточная Сибирь. В дальнейшем они начали продвижение в Приуралье, в Прикамье и далее на запад. Уже в неолите угро-финские племена занимали Восточную Прибалтику, а в середине III тысячелетия до н. э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волго-Окского междуречья. С угро-финскими племенами связаны дьяковская, городецкая, ананьинская и некоторые другие археологические культуры раннего железного века.
Вместе с тем основная часть европейской территории СССР была издавна заселена индоевропейцами. Так, предполагают индоевропейское происхождение у племен, оставивших ряд археологических культур, объединенных общим названием культур шнуровой керамики (из них в лесной зоне жили уже упоминавшиеся выше фатьяновцы). Племена шнуровой керамики связаны с будущими балтами, германцами и славянами. В Прибалтике наряду с угро-финскими племенами издавна появились племена балтов.
Другая группа индоевропейцев — племена, говорившие на иранских языках, со времен энеолита заселяли степную зону. Несомненно, ираноязычными были племена срубной культуры. Генетическая связь срубной культуры с древнеямной заставляет предполагать ираноязычность и древнеямной культуры эпохи энеолита. На иранских языках во II тысячелетии до н. э. говорили и многочисленные племена Средней Азии, Казахстана, Сибири (даже в низовьях Иртыша и Оби). Ираноязычные племена жили в Южной Сибири вплоть до начала нашей эры. Наследниками племен срубной культуры были киммерийцы, скифы, сарматы.
Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В конце бронзового и начале железного века они начинают проникать на север, в Сибирь и на запад, к Уралу, в Среднюю
Азию и на Кавказ. Однако значительное расширение ареала обитания тюркских племен относится к временам гуннского нашествия и Аварского каганата.
Сложен вопрос об этнической принадлежности культур полей погребения — милоградской, зарубинецкой, черняховской. Многие авторы полагают, что это культуры пра- или протосла-вянские. Так, например, милоградскую культуру сопоставляют с названными Геродотом в качестве соседей скифов-пахарей неврами, которых некоторые ученые также считали предками славян. Но точка зрения о праславянском характере культур полей погребения не является единственной и может на нынешнем уровне изучения вопроса рассматриваться лишь как одна из гипотез. Так, относительно зарубинецкой культуры выдвигается предположение о ее балтском характере, что связано также с большим количеством балтских топонимов в ареале ее распространения. Племена, оставившие памятники черняховской культуры, принадлежали, по мнению большинства исследователей, к разным этническим общностям. На это указывают различия внутри черняховской культуры в керамике, в погребальном обряде, в формах жилищ. Считают, что в составе черняховцев были даки (одно из древних индоевропейских племен), скифы и сарматы, готы (германское племя, жившее на южном побережье Балтийского моря, которое в конце II в. н. э. начало движение на юг и в первой половине III в. заняло Северное Причерноморье), а также венеды (славяне). Черняховскую культуру связывают с образовавшимся в первой половине I тысячелетия н. э. готским союзом племен, а общность ее памятников во многом обусловлена культурным влиянием Римской империи.
Особую этногенетическую область нашей страны представляет собою Кавказ, где горная местность препятствовала большим передвижениям племен. Народы Кавказа в основном автохтоны, т. е. являются исконным населением этих мест, хотя подчас в результате нашествий завоевателей менялась его языковая принадлежность.
Таким образом, в железном веке, последнем периоде первобытнообщинного строя, началось складывание этнической карты нашей страны. Дальнейшие ее изменения были связаны как со славянской колонизацией Восточной Европы, так и с вторжениями кочевников, начиная с гуннов и кончая полчищами Чингисхана и Батыя.
Глава II.