Организация и расчет площади питомника
Цель работы. Рассчитать производственную площадь проектируемого питомника.
Материалы. Задание к лабораторным работам, учебная и справочная литература.
Выполнение. Продуцирующая площадь питомника рассчитывается дифференцированно по школам и отделам питомника с учетом севооборотов. Общепринятые нормы площадей питания для каждой технологической группы растений приведены в таблице 15.
Таблица 15 – Площади питания по отделам, м2
Группы растений | Отдел размножения | Отдел формирования | ||||
посевное отделение | зеленое черенкование | одревесневшими черенками | I школа | II школа | III школа | |
Деревья лиственные | ||||||
Быстрорастущие | 0,01 | 0,0031 | 0,028 | 0,5 | 1,4 | 2...6 |
Медленнорастущие | 0,01 | 0,0031 | 0,028 | 0,5 | 1,4 | 2...6 |
Привитые формы | 0,01 | 0,0031 | 0,028 | - | - | - |
Деревья хвойные | ||||||
Быстрорастущие | 0,01 | 0,0031 | 0,028 | 0,4...0,5 | 0,8 | 2...6 |
Медленнорастущие | 0,01 | 0,0031 | 0,028 | 0,4...0,5 | 1,0 | 2...6 |
Кустарники | ||||||
Лиственно- декоративные | 0,01 | 0,0031 | 0,028 | 0,2 | 0,7 | - |
Красивоцветущие | 0,01 | 0,0031 | 0,028 | 0,2 | 0,7 | - |
Архитектурные формы | 0,01 | 0,0031 | 0,028 | 0,2 | 1,0 | - |
Хвойные | 0,01 | 0,0031 | 0,028 | 0,2 | - | - |
Производственная площадь определяется по школам и отделам по форме 4. Чистая продуцирующая площадь определяется путем умножения площади питания одного растения на количество закладки (форма 3).
Севообороты устанавливаются в зависимости от климатической зоны, богатства почвы, наличия достаточных земельных угодий (см. лабораторную работу № 12).
Число полей в севообороте устанавливается по данным лабораторной работы № 9. К количеству лет выращивания определенного вида данного ассортимента прибавляется еще один год, в течение которого поле будет находиться под паром.
От полученного значения на междурядья и дорожки отводится дополнительно 40 % и на обочины – 10 %. В производственную площадь не включаются площади под усадьбой, дорогами, защитными полосами, мелиоративными открытыми канавами и другое.
Форма 4 – Расчет продуцирующей площади питомника
Отдел, школа, порода | Способ размножения | Срок выращивания | Закладка с отпадом, шт. | Площадь питания растения, м2 | Площадь одного поля, м2 | Число полей в севообороте | Чистая продуцирующая площадь, м2 | 40 % на дорожки | 10 % под обочины | Общая производственная площадь, м2 |
Отдел размножения | ||||||||||
Посевное отделение | ||||||||||
Дуб черешчатый | семе-нами | 0,01 | 4,75 | 14,25 | 5,7 | 1,4 | 21,5 | |||
Черенковое отделение | ||||||||||
Тополь белый | черен-ками | 0,028 | 13,6 | 40,9 | 16,4 | 4,1 | 61,5 | |||
Площадь отдела размножения | ... | |||||||||
Отдел формирования | ||||||||||
I школа | ||||||||||
Тополь белый | 0,5 | 187,5 | 562,5 | 56,2 | ||||||
II школа | ||||||||||
Площадь отдела формирования | ... | |||||||||
Общая продуцирующая площадь питомника | ... |
Рекомендуемая литература
1. Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. Древоводство: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352 с.
Тема № 12
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕВО- И КУЛЬТУРООБОРОТОВ.
Основные свойства и характеристика
Удобрений
Цель работы. Научиться приводить поля к севообороту, разрабатывать ротационные схемы и рассчитывать нормы внесения удобрений при выращивании сеянцев и саженцев.
Материалы. Задание к лабораторным работам, учебная и справочная литература.
Выполнение. Разработку севооборота проводят в следующем порядке:
1. Определяют количество полей в севообороте, которое должно равняться возрасту сеянцев или саженцев плюс одно или два поля, отводимые под пар.
2. С учетом природной зоны, физических и химических свойств почвы, ее засоренности, степени увлажнения выбирают вид пара или паров, вводимых в севооборот. В засушливых условиях степной и лесостепной зон используют черный пар. В менее засушливых районах степи и лесостепи, в зоне смешанных лесов, средней и южной подзонах тайги применяют ранний и сидеральный пары, а в северной подзоне тайги, где условия для накопления сидератами зеленой массы менее благоприятны, только ранний пар.
3. Составляют ротационные схемы (таблицы 16 и 17) при выращивании посадочного материала. Ротация – это период, в течение которого посадочный материал разных возрастов и пары пройдут через все поля севооборота.
Таблица 16 – Схема приведения полей к севообороту при выращивании 4-летних сеянцев
Годы ротации | Поля севооборотов | ||||
I | II | III | IV | V | |
Пар | - | - | - | - | |
Сеянцы 1-летние | Пар | - | - | - | |
Сеянцы 2-летние | Сеянцы 1-летние | Пар | - | - | |
Сеянцы 3-летние | Сеянцы 2-летние | Сеянцы 1-летние | Пар | - | |
Сеянцы 4-летние | Сеянцы 3-летние | Сеянцы 2-летние | Сеянцы 1-летние | Пар |
При составлении севооборота необходимо учитывать не только период, когда культура возвращается на прежнее место, но и последствия различных предшественников. В зависимости от местных условий в севообороты питомников можно вводить пропашные и овощные культуры. Они вырабатываются в соответствии с районом расположения питомника, режимами обработки почвы и т.п.
Таблица 17 – Ротационная схема севооборота при выращивании 4-летних сеянцев
Годы ротации | Поля севооборотов | ||||
I | II | III | IV | V | |
Пар | Сеянцы 4-летние | Сеянцы 3-летние | Сеянцы 2-летние | Сеянцы 1-летние | |
Сеянцы 1-летние | Пар | Сеянцы 4-летние | Сеянцы 3-летние | Сеянцы 2-летние | |
Сеянцы 2-летние | Сеянцы 1-летние | Пар | Сеянцы 4-летние | Сеянцы 3-летние | |
Сеянцы 3-летние | Сеянцы 2-летние | Сеянцы 1-летние | Пар | Сеянцы 4-летние | |
Сеянцы 4-летние | Сеянцы 3-летние | Сеянцы 2-летние | Сеянцы 1-летние | Пар |
4. Потребность в удобрениях рассчитывается на основании почвенных и климатических условий и биологических особенностей выращиваемых пород. Помимо этого, должны учитываться организационно-экономические особенности питомника. В связи с этим необходимо предусматривать использование местных удобрений (торф, сапропель, компосты). Нормы обеспеченности почв элементами органического и минерального питания приведены в таблицах 18 и 19.
Таблица 18 – Группировка почв по содержанию гумуса
В процентах
Степень обеспеченности | Содержание гумуса |
Крайне бедные | меньше 1 |
Бедные | 1,01...2 |
Обеспеченные недостаточно средне хорошо | 2,01...3 3,01...4 более 4,01 |
Таблица 19 – Шкала обеспеченности почв элементами питания
В миллиграммах действующего вещества на 100 г почвы
Степень обеспеченности | Содержание, мг на 100г почвы | ||
Р2О5 | К2О | N | |
Очень низкая | меньше 3,0 | меньше 4 | меньше 4 |
Низкая | 3,1...8 | 4,1...8 | 4,1...5 |
Средняя | 8,0...15 | 8,1...15 | 5,1...7 |
Повышенная | 15,1...20 | 15,1...20 | 7,1...10 |
Высокая | 20,1...30 | 20,1...30 | 10,1...14 |
В зависимости от содержания главного вещества минеральные удобрения делятся на азотные, фосфорные и калийные. Также производят и сложные (комбинированные и смешанные) удобрения, которые содержат два или несколько элементов (приложение 9).
Сопоставляя данные агрокартограмм по текущему состоянию плодородия почвы с приведенным эталоном или шкалами обеспеченности, можно подобрать необходимые дозы, формы и сроки внесения органических удобрений. Пересчет доз с действующего вещества на конкретный вид удобрения следует проводить по формуле:
, (1)
где Р – норма удобрения, кг/га; а – норма действующего вещества, кг/га; b – содержание действующего вещества в удобрении, %.
Рекомендуемая литература
1. Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. Древоводство: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 352 с.
2. Победов В.С., Шиманский П.С., Волчков В.Е., Прокшин Д.Н. Справочник по применению удобрений в лесном хозяйстве. – М.: Лесная промышленность, 1977. – 184 с.
Тема № 13